(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Агробизнес
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Агробизнес, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Современное представление о строении атмосферы и методах ее исследования.
3. Состав атмосферы, биологическая роль ее отдельных компонентов. Состав почвенного воздуха. Факторы газообмена почвы и воздуха.
4. Солнечная радиация, ее спектральный состав на «границе» атмосферы и у земной поверхности, фотосинтетическая радиация /ФАР/.
5. Закон рассеяния и поглощения солнечной энергии и атмосфере. /Закон Релея и формула Буге/.
6. Составляющие солнечной радиации, земное излучение. Баланс лучевой энергии. Годовой и суточный ход радиационного баланса и его компонентов.
7. Тепловые характеристики почвы. Влияние растительного и снежного покрова на тепловой режим почвы /температурный/, замерзание и оттаивание почвы, вечная мерзлота.
8. Годовой и суточный ход температуры почвы на поверхности и на глубине.
9. Тепловой баланс поверхности почвы /деятельной поверхности/. Теплооборот в почве и водных бассейнах /по Дубинскому/.
10. Нагревание и охлаждение воздуха. Влияние подстилаемой поверхности на температуру воздуха. Изменение температуры воздуха с высотой.
11. Понятие о вертикальной устойчивости атмосферы. Годовой и суточный ход температуры воздуха.
12. Источник влаги в атмосфере. Основные характеристики влажности воздуха. Соотношение между ними. Годовой и суточный ход абсолютной и относительной влажности воздуха.
13. Основные методы определения влажности воздуха. Психометрическая формула и вычисление характеристик влажности воздуха.
14. Конденсация и сублимация водяного пара. Рост облачных элементов, причины его вызывающие.
15. Испарение и испаряемость. Методы определения испарения.
16. Осадки, условия их образования. Виды осадков, выпадающих из облаков и осадки, образующиеся на поверхности земли и земных предметов. Годовой и суточный ход осадков.
17. Вес воздуха, его плотность. Давление воздуха, единицы измерения. Горизонтальный барический градиент. Изобары. Годовой и суточный ход атмосферного давления.
18. Барометрическая формула. Барическая ступень и вертикальный градиент.
19. Местные ветры бризы, муссоны, фен, бора, горнодолинные ветры. Использование энергии ветра.
20. Ветер его положительная и отрицательная роль в сельском хозяйстве. Причины возникновения ветра. Планетарная циркуляция атмосферы. Годовой и суточный ход ветра.
21. Погода, определение. Периодические и непериодические изменения погоды, воздушные массы, их свойства, трансформация, географическая классификация.
22. Атмосферные фронты: теплый и холодный, погода при прохождении атмосферных фронтов.
23. Циклоны, их возникновение и развитие. Погода в циклонах.
24. Антициклоны и погода в них в различное время года.
25. Заморозки, их классификация, интенсивность. Чувствительность различных сельскохозяйственных растений к заморозкам. Меры борьбы с заморозками.
26. Засухи и суховеи, гипотезы о их происхождении. Классификация, повторяемость, меры борьбы с ними.
27. Опасные агрометеорологические условия, возникающие при перезимовке сельскохозяйственных культур.
28. Град, меры борьбы с градом. Проблема искусственных осадков.
29. Климат, определение. Климатообразующие факторы.
30. Климаты РФ. Основные климатические характеристики Чувашии.
31. Понятие о климате почвы, микроклимате, фитоклимате, использование результатов оценки микроклимата при размещении сельскохозяйственных культур.
32. Основы с/х оценки климатов.
33. Агроклиматическое районирование /общее и частное/. Резервы использования климатических ресурсов.
34. Методы регулирования климата почв. Мелиорация микроклимата сельскохозяйственных угодий.
Оценка освоения компетенций с помощью тестов используется в учебном процессе по дисциплине «Агрометеорология» как контрольный срез знаний два раза во 2 учебном семестре. Тестирование, проводится в электронной форме.
База тестов
1. возрастает
2. не изменяется
3. уменьшается
2. При оптимальных условиях увлажнения и питания для обеспечения максимального поглощения ФАР в посевах соотношение площади листовой поверхности и площади посевов должно быть
1.2:5 2.3 : 1 3.4:1
3. Тепловыми свойствами почвы являются
1. плотность
2. теплоемкость и теплопроводность
3. влажность
4. высота снежного покрова
4. Кущение многих злаков наиболее интенсивно происходит при температуре
1. 15°-20°С
2. 5°-10°С
3. 10°-15°С
5. Повышают температуру почвы следующие мероприятия
1. снегозадержание, рыхление, мульчирование светлыми материалами, орошение, лесные полосы
2. снегозадержание, прикатывание, мульчирование темными материалами, использование полиэтиленовой прозрачной пленки,
3. создание гребней и гряд, дренирование
6. Уменьшают температуру почвы следующие мероприятия
1. дренирование, гребни и гряды, зачернение торфяной мульчей,
прикатывание
2. рыхление, полив, лесные полосы
7. Психрометрические термометры служат для измерения
1. давление воздуха
2. минимальной температуры воздуха
3. температуры и влажности воздуха
4. максимальной и минимальной температуры воздуха
8. Испарение - это переход вещества в состояние
1. жидкое
2. газообразное
3. твердое
9. Испарение воды растением
1. завядание
2. фотосинтез
3. транспирация
10. Приборы, измеряющие количество выпавших осадков
1. гелиограф и термограф
2. осадкомер и плювиограф
3. гигрограф и барограф
11. Наиболее интенсивные заморозки наблюдаются
1. на ровных, плоских участках
2. на вершинах и верхние частях склонов
3. в котлованах и сырых низинах
12. Критерий засухи по гидротермическому коэффициенту (ГТК)
1.1,0 2.0,8 3.0,6
13. Началом засухи следует считать, если запасы влаги в пахотном горизонте (0-20 см) почвы опускаются ниже, мм 1)50, 2)20, 3)30
14. Критическая температура на глубине залегания узла кущения озимой пшеницы, вызывающая вымерзание
1.-10°С 2.-12°С 3. -16°С
15. Мощный снежный покров (более 30 см) на посевах озимых при слабом промерзании почвы приводит к
1. вымерзанию
2. выпиранию
4. вымоканию
16. В качестве агроклиматических показателей потребности растений в тепле используют
1. среднемесячные температуры воздуха
2. разность между максимальными и минимальными температурами
3. за месяц
4. суммы активных и эффективных температур
17. Климатообразующими факторами являются
1. давление воздуха, ветер и облачность
2. осадки, влажность воздуха и почвы
3. приход солнечной радиации, особенности подстилающей поверхности и циркуляции атмосферы
18. Климатом называется
1. фактическое состояние атмосферы в данный момент времени
2. многолетний средний режим погоды, обусловленный приходом
3. солнечной радиации, особенностями подстилающей поверхности и циркуляции атмосферы
4. состояние погоды в различные сезоны года, складывающиеся под
5. влиянием ветра и облачности
Дополните
19. Основными агроклиматическими факторами являются воздух, тепло, влага и
20. Распространенными способами защиты растений от заморозков явля-ются, дымление,
21.Отсутствие осадков в сочетании с повышенной температурой и пони¬женной влажностью воздуха, вызывающее угнетение или гибель расте-ний, называется
22. Влажность устойчивого завядания - это предел увлажнении почвы, при котором
23. Формула для выражения влажности почвы в мм, пр.=0,1
24. Основная приходная часть водного баланса поля - осадки, расходная -
25. Ресурсы влаги вегетационного периода оценивают по сумме осадков,
26. При оценке термических ресурсов главным показателем является
27.Ресурсы солнечной радиации оцениваются по суммам ФАР за вегетационный период и выражаются в единицах
Установите соответствие
28.Значения гидротермического коэффициента Селянинова (ГТК) характеризуют зону
1). 1,6 А - засушливую
2). 2,1 Б - избыточного увлажнения
3). 0,7 В - недостаточного увлажнения
4). 1,0 Г - умеренного увлажнения
29.Тип заморозка
1) адвективный 2)радиационный Условия возникновения
А. Вторжение холодного арктического воздуха.
Б. Интенсивное охлаждение деятельной поверхности в результате излу¬чения
Установите правильную последовательность
30. Наибольшее количество тепла приходится на следующие склоны (в порядке возрастания)
1. северный
2. южный
3. западный
4. восточный
Темы рефератов
1. Современное представление о строении и составе атмосферы
2. Агрометеорологическая служба России и в Чувашской Республике
3. Солнечная радиация – основной источник энергии
4. Приемы улучшения использования солнечной энергии растениями
5. Фотосинтетически активная радиация
6. Значение температуры почвы и воздуха для растений
7. Приемы регулирования температуры почвы
8. Влияние влагообеспеченности на продуктивность растений
9. Методы измерения влажности воздуха и почвы
10. Снежный покров и приемы снежной мелиорации
11. Влияние растительности на залегание снежного покрова и запасы воды в почве
12. Местные ветры и использование силы ветра в народном хозяйстве
13. Прогноз погоды по местным признакам
14. Опасные для сельского хозяйства метеорологические условия и меры борьбы с ними.
Рекомендации по подготовке к лекциям. При подготовке к очередному лекционному занятию необходимо:
1. Максимально подробно разработать материал, излагавшийся на предыдущем лекционном занятии, при этом выделить наиболее важную часть изложенного материала (основные определения и формулы).
2. Запомнить основные технологические операции современных технологий возделывания основных сельскохозяйственных культур.
3. Постараться максимально четко сформулировать (подготовить) вопросы, возникшие при разборе материала предыдущей лекции.
4. Сравнить лекционный материал с аналогичным материалом, изложенным в литературе, попытаться самостоятельно найти ответ на возникшие при подготовке вопросы.
Желательно:
1. Изучая литературу, ознакомиться с материалом, изложение которого планируется на предстоящей лекции.
2. Определить наиболее трудную для вашего понимания часть материала и попытаться сформулировать основные вопросы по этой части.
Изучение наиболее важных тем (разделов) учебной дисциплины завершают Лабораторные занятия, которые обеспечивают: контроль подготовленности студента; закрепление учебного материала; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов. Лабораторному занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем.
Рекомендации по подготовке к лабораторным занятиям. При подготовке к лабораторным занятиям необходимо:
1. Выучить основные определения, содержащиеся в лекционном материале.
3. Приложить максимум усилий для самостоятельного выполнения индивидуального задания.
4. Максимально четко сформировать проблемы (вопросы), возникшие при выполнении домашнего задания.
Желательно:
1. Придумать интересные на наш взгляд примеры ландшафтного проектирования для рассмотрения их на предстоящем лабораторном занятии.
2. Попытаться выполнить домашнее задание, используя методы, отличные от тех, которые изложены преподавателем на лекциях (лабораторных занятиях). Сравнить полученные результаты.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах или в Интернете. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году