(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Агробизнес
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Агробизнес, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
/Пр/
/Лаб/
3. От чего зависит тепловой режим почвы?
4. Как регулируют водно-воздушный режим почвы?
5. Какова оптимальная влажность почвы для культурных растений?
6. Как регулируют строение и сложение пахотного слоя?
7. Каково оптимальное строение и сложение пахотного» слоя почвы в различных зонах?
8. Как регулируют пищевой режим почвы?
9. Каковы пути повышения плодородия почвы?
10. Как обеспечить бездефицитный баланс гумуса в условиях вашей зоны?
11. В чем суть законов земледелия: незаменимости и равнозначимости факторов жизни растений, минимума, оптимума, и максимума, совокупного действия факторов, возврата?
12. В чем заключается метафизичность «закона убывающего плодородия почвы»?
1. Что такое сорняки и засоритель?
2. Какой вред наносят сорняки?
3. Классификация сорняков, представители каждой из групп. Особенности борьбы с ними.
4. Как учитывают засоренность посевов, почвы, урожая?
5. Как составить карту засоренности полей?
6. Какие меры применяют в борьбе с сорняками?
7. Каковы предупредительные меры борьбы с сорняками?
8. Механические меры борьбы с сорняками.
9. Химические меры борьбы с сорняками. Классификация гербицидов.
10. Биологические меры борьбы с сорняками. Их преимущество.
11. Какие меры борьбы применяют с наиболее злостными и карантинными сорняками?
12. В чем суть комплексных методов борьбы с сорняками?
1.1. Земледелие как отрасль сельскохозяйственного производства, его особенности.
1.2. Земледелие как наука – задачи, объекты и методы исследований.
1.3. Роль отечественных ученых в развитии земледелия.
1.4. Экологические проблемы земледелия.
1.5. Факторы жизни растений как материальная основа земледелия.
1.6. Почва как посредник культурных растений в использовании факторов жизни.
1.7. Зависимость урожая от растений, почвы, климата и производственной деятельности человека.
1.8. Закон равнозначимости и незаменимости факторов жизни.
1.9. Закон ограничивающего фактора (закон минимума).
1.10. Закон минимума, оптимума и максимума.
1.11. Закон совокупного действия факторов жизни растений.
1.12. Закон возврата.
1.13. Использование законов земледелия в практике современного сельского хозяйства.
1.14. Водный режим почвы.
1.15. Водно-физические свойства почвы.
1.16. Типы водного режима.
1.17. Влагонакопительные мероприятия.
1.18. Мероприятия по удалению излишней воды из пахотного слоя.
1.19. Воздушный режим почвы.
1.20. Факторы газообмена между почвой и приземным слоем атмосферы.
1.21. Приемы регулирования воздушного режима почвы.
1.22. Тепловой режим почвы.
1.23. Взаимозависимость и взаимообусловленность водного, воздушного и теплового режимов почвы.
1.24. Питательный (пищевой) режим почвы.
1.25. Роль различных видов сельскохозяйственных растений в изменении питательного режима почв.
1.26. Агротехнические приемы регулирования пищевого режима.
1.27. Современное понятие о плодородии и окультуренности почвы.
1.28. Биологические показатели плодородия почвы.
1.29. Агрофизические показатели плодородия почвы.
1.30. Агрохимические показатели плодородия почвы.
1.31. Биологические методы воспроизводства плодородия и окультуривания почвы.
1.32. Агрофизические методы воспроизводства плодородия и окультуривания почвы.
1.33. Агрохимические методы воспроизводства плодородия и окультуривания почвы.
Раздел 2 Сорные растения и борьба с ними
2.1. Понятие о сорных растениях, засорителях и их происхождение.
2.2. Агрофитоценоз, его компоненты и элементы структуры.
2.3. Экология сорняков.
2.4. Вред, причиняемый сорняками.
2.5. Вредоносность сорняков.
2.6. Биологические особенности сорняков.
2.8. Яровые ранние сорняки.
2.9. Яровые поздние сорняки.
2.10. Зимующие сорняки.
2.11. Корнеотпрысковые многолетние сорняки.
2.12. Корневищные многолетние сорняки.
2.13. Сорняки-паразиты и полупаразиты.
2.14. Карантинные сорняки.
2.15. Ядовитые сорные растения.
2.16. Лекарственные сорные растения.
2.17. Методы учета засоренности посевов.
2.18. Методы учета засоренности почвы и урожая.
2.19. Техника проведения картирования засоренности полей севооборота и использование карты засоренности.
2.20. Классификация мер борьбы с сорняками.
2.21. Предупредительные меры борьбы с сорняками.
2.22. Истребительные меры борьбы с сорняками.
2.23. Биологические меры борьбы с сорняками.
2.24. Экологические меры предупреждения засоренности посевов.
2.25. Фитоценотические меры борьбы с сорняками.
2.26. Общие условия применения гербицидов.
2.27. Классификация гербицидов.
2.28. Применение гербицидов в посевах зерновых и зернобобовых культур.
2.29. Применение гербицидов в посевах картофеля и в посевах сахарной свеклы.
2.30. Применение гербицидов в посевах многолетних трав.
2.31. Техника применения гербицидов и меры предосторожности при работе с ними.
2.32. Комплексные меры борьбы с сорняками.
2.33. Специальные меры борьбы с наиболее злостными и карантинными сорняками.
Раздел 3 Севообороты
3.1. Основные понятия и определения – севооборот, структура посевных площадей, бессменная, повторная и промежуточная культуры.
3.2. История севооборота.
3.3. Длительные полевые опыты с бессменными культурами и севооборотом.
3.4. Отношение сельскохозяйственных растений к бессменной и повторной культуре.
3.5. Биологические причины, вызывающие необходимость чередования культур.
3.6. Физические и химические причины, вызывающие необходимость чередования культур.
3.7. Влияние севооборота и отдельных культур на агрофизические, агрохимические и биологические свойства почвы.
3.8. Пары, их классификация и роль в севообороте.
3.9. Условия эффективного использования различных видов паров.
3.10. Группа предшественников.
3.11. Агротехническое значение многолетних трав и их место в севообороте.
3.12. Почвозащитная роль различных полевых культур и разных видов паров.
3.13. Агротехническая роль промежуточных культур.
3.14. Классификация промежуточных культур по срокам посева и характеру использования.
3.15. Особенности агротехники промежуточных культур.
3.16. Типы и виды севооборотов.
3.17. Основные звенья севооборотов.
3.18. Принципы построения севооборотов.
3.19. Характеристика полевых севооборотов по основным зонам страны.
3.20. Кормовые севообороты.
3.21. Специальные севообороты.
3.22. Почвозащитные севообороты, их место в агроландшафтной системе землепользования.
3.23. Проектирование севооборотов для хозяйства.
3.24. Порядок введения севооборотов и план их освоения.
3.25. Составление переходных и ротационных таблиц севооборотов.
3.26. Причины нарушения севооборотов и меры по их предупреждению.
3.27. Специализация и интенсификация севооборотов.
3.28. Документация по севооборотам.
3.29. Виды эрозии и их распространение.
3.30. Водная эрозия почв Чувашии.
3.31. Особенность обработки эродированных земель.
3.32. Комплексные меры борьбы с водной эрозией.
Раздел 4 Обработка почвы
4.1. Понятие о способах, приемах и системах обработки почвы.
4.2. Задачи обработки почвы.
4.3. Роль почвозащитной системы обработки почвы в предупреждении эрозии.
4.4. Агрофизические основы обработки почвы.
4.6. Агрохимические основы обработки почвы.
4.7. Технологические операции при обработке почвы.
4.8. Физико-механические (технологические) свойства почвы.
4.9. Физическая и биологическая спелость почвы и методы ее определения.
4.10. Влияние движителей сельскохозяйственной техники на изменение агрофизических свойств почвы и урожайность сельскохозяйственных культур.
4.11. Вспашка и способы ее выполнения.
4.12. Приемы обработки почвы: безотвальная и плоскорезная обработка, чизелевание.
4.13. Приемы обработки почвы: культивация, боронование, прикатывание.
4.14. Лущение стерни и его агротехническая роль.
4.15. Специальные приемы обработки почвы.
4.16. Приемы создания глубокого плодородного пахотного слоя на дерново-подзолистых почвах.
4.17. Приемы создания глубокого плодородного пахотного слоя на серых лесных почвах и черноземах.
4.18. Основные принципы выбора оптимальной глубины и способа обработки почвы.
4.19. Основные направления минимализации обработки почвы.
4.20. Взаимосвязь минимализации обработки почвы с развитием механизации и химизации сельскохозяйственного производства.
4.21. Принципы построения системы обработки почвы в севообороте.
4.22. Зяблевая (летне-осенняя) обработка почвы под яровые культуры и ее теоретические основы.
4.23. Основная обработка почвы после культур сплошного посева в зависимости от засоренности.
4.24. Обработка почвы после пропашных культур и многолетних трав.
4.25. Полупаровая обработка почвы под яровые культуры.
4.26. Задачи предпосевной обработки почвы и приемы “закрытия” влаги.
4.27. Системы предпосевной обработки почвы под яровые ранние и поздние культуры.
4.28. Обработка черного и раннего паров под озимые культуры.
4.29. Система обработки почвы в занятых парах.
4.30. Агротехника посева.
4.31. Послепосевная обработка почвы, ее задачи, приемы и сроки выполнения.
4.32. Агротехнические требования и оценка качества вспашки, культивации и боронования.
2. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для ЗАО АФ "Куснар" Козловского района Чувашской Республики
3. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для КФХ "Ямуков Г.Н." Урмарского района Чувашской Республики
4. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХПК "Ленинская искра" Ядринского района Чувашской Республики
5. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХПК «Колос» Козловского района Чувашской Республики
6. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХПК «Цивиль» Канашского района Чувашской Республики
7. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для ООО Агрофирма "Слава картофелю" Комсомольского района Чувашской Республики
8. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для ЗАО "Фирма Акконд-агро" Янтиковского района Чувашской Республики
9. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХП "Цивиль" филиала ЗАО АФ "Куснар" Цивильского района Чувашской Республики
10. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХПК им. Чапаева Моргаушского района Чувашской Республики
11. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для ОАО «Дружба» Ядринского района Чувашской Республики
12. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХПК "Восход" Ядринского района Чувашской Республики
13. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для КФХ "Семенов В.Н." Козловского района Чувашской Республики
14. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для ООО АФ "Путь Ильича" Моргаушского района Чувашской Республики
15. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХПК "Нива" Яльчикского района Чувашской Республики
16. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для ОПХ "Колос" Цивильского района Чувашской Республики
17. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХПК "Коминтерн" Красночетайского района Чувашской Республики
18. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХПК "Труд" Яльчикского района Чувашской Республики
20. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для колхоза "Прогресс" Красноармейского района Чувашской Республики
21. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХПК "Янгорчино" Вурнарского района Чувашской Республики
22. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХПК "Коминтерн" Красночетайского района Чувашской Республики
23. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХПК "Колос" Чебоксарского района Чувашской Республики
24. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХПК "Волга" Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
25. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для ОПХ "Ленинская искра" Ядринского района Чувашской Республики
26. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для ООО "Рассвет" Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
27. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХПК "Восток" Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
28. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для колхоза "Красный фронтовик" Ибресинского района Чувашской Республики
29. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХПК «Урожай» Чебоксарского района Чувашской Республики
30. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХПК «Звезда» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
31. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХПК «Колос» Чебоксарского района Чувашской Республики
32. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХПК «Труд» Чебоксарского района Чувашской Республики
33. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для КФХ "Иванов" Урмарского района Чувашской Республики
34. Разработка мероприятий по рациональному использованию пашни и воспроизводству плодородия почвы для СХПК "Мураты" Вурнарского района Чувашской Республики
1. Законы, правила и принципы биологического земледелия.
2. Сельское хозяйство будущего.
3. Получение биологически безопасной сельскохозяйственной продукции.
4. Биологизация земледелия.
5. Адаптационный потенциал сельскохозяйственных культур к различным агроландшафтам в пределах одной с.-х. зоны.
6. Выделение земель для организации различных видов сельхозугодий.
7. Теоретические основы системы обработки почвы.
8. Требования полевых культур к агрофизическим обработкам почвы.
9. Дифференциация и сущность системы обработки почвы в различных регионах страны.
10. Особенности обработки почвы в условиях орошения и осушения.
11. Экологические аспекты оценки системы удобрений.
12. Понятие современной ресурсосберегающей технологии в земледелии.
13. Факторы интенсивной технологии и биологическая сущность интенсивной технологии.
14. Понятие о воспроизводстве плодородия почвы.
15. Биологические методы воспроизводства органического вещества почвы.
16. Агрохимические и агрофизические факторы баланса гумуса в почве.
17. Роль промежуточных культур в современном земледелии.
18. Основные направления минимализации обработки почвы в современном земледелии.
Темы реферата № 2
Вклад ... (отечественного учёного - Ф.И.О.:) ... в развитие агрономической науки.
1. А.Т. Болотова ...
2. А.И. Бараева ...
3. И.М. Комова...
4. М.Г. Павлова ...
5. А.В. Советова...
6. А.И. Стебута...
7. В.В. Докучаева...
8. А.Г. Дояренко …
9. В.Р. Вильямса...
11. Д.Н. Менделеева...
12. Т.С. Мальцева...
13. П.А. Костычева …
14. Н.М. Тулайкова ...
15. Ивана Овсинского ...
16. К.А. Тимирязева …
Вариант задания соответствует списку студентов в группе.
Тесты
1. Кем разработана почвозащитная система земледелия степных районов?
А - Воробьевым С.А.
Б - Вильямсом В.Р.
В - Бараевым А.И.
2. Кто разработал травопольную систему земледелия?
А - Вильямс В.Р.
Б - Советов А.В.
В - Костычев П.А.
3. Что имеет основное значение в формировании урожая?
А - производительная деятельность человека
Б - обеспеченность хозяйства средствами интенсификации
В - потенциальная продуктивность растений
4. По В.П. Нарциссову в основе современных систем земледелия лежат следующие теории
А – повышения плодородия почвы; наиболее рационального и продуктивного сельскохозяйственного использования почвы; направленного воздействия на изменение макро- и микроклимата; охраны почв от водной, ирригационной и ветровой эрозии; защиты растений
Б - повышения плодородия почвы; наиболее рационального и продуктивного сельскохозяйственного использования почвы; направленного воздействия на изменение макро- и микроклимата; охраны почв от водной, ирригационной и ветровой эрозии
В - повышения плодородия почвы; наиболее рационального и продуктивного сельскохозяйственного использования почвы; направленного воздействия на изменение макро- и микроклимата
5. Классификация систем земледелия по управленческому признаку
А – устное общение, печатное несистемное изложение, печатное системное изложение, автоматизированные системы управления
Б - устное общение, печатное несистемное изложение, печатное системное изложение
В - устное общение, печатное несистемное изложение, автоматизированные системы управления
6. Классификация систем земледелия по хозяйственному признаку А – примитивные, технологические, интенсивные, ландшафтная Б – примитивные, интенсивные, ландшафтная
В – примитивные, технологические, интенсивные
7. Типы систем земледелия как формы хозяйствования по признаку отношения к восстановлению плодородия почвы (по Недорезкову)
А – первобытная, примитивная, технологическая, интенсивная, ландшафтная Б – первобытная, примитивная, интенсивная, ландшафтная
В – примитивная, технологическая, интенсивная, ландшафтная
8. Подтипы систем земледелия как формы хозяйствования по признаку отношения к восстановлению плодородия почвы (по Недорезкову)
А – подсечно-огневая, залежная, переложная, агротехническая, органическая, травопольная, агрохимическая
Б - подсечно-огневая, залежная, переложная, агротехническая, органическая, травопольная
В - залежная, переложная, агротехническая, органическая, травопольная, агрохимическая
9. Принципы, на которых базируется система земледелия?
А - целостность, дифференциация, адаптивность, экологичность, оптимизация, нормативность, агрономическая и экономическая эффективности
Б - целостность, дифференциация, адаптивность, экологичность, оптимизация, нормативность
В - целостность, дифференциация, адаптивность, экологичность
10. В сельском хозяйстве можно выделить следующие уровни управления
А – административное управление агроэкономической системой, управление технологическим процессом, управление продуктивным процессом, внутренне управление биологической системы
Б - административное управление агроэкономической системой, управление технологическим процессом, управление
В - административное управление агроэкономической системой, управление технологическим процессом
11. Схема методологического обеспечения систем земледелия (по Недорезкову)
А – методология, системология, системный подход, системный анализ, системотехника
Б - методология, системология, системный подход
В - методология, системология, системный подход, системный анализ
12. Схема кибернетического обеспечения систем земледелия (по Недорезкову)
А – кибернетика, алгоритмы управления, математическое моделирование Б - алгоритмы управления, математическое моделирование
В - кибернетика, алгоритмы управления
13. Схема экспериментально- научного обеспечения систем земледелия (по Недорезкову)
А – земледелие, агрохимия, агрофизика, физиология и др. Б - земледелие, агрохимия, агрофизика
В - земледелие, агрохимия, агрофизика, физиология
14. Современные земледелие включают в себя следующие звенья
А- организация земельной территории хозяйства и севооборотов, система обработки почвы, система удобрений, мелиоративные мероприятия, система защиты почв от эрозии, система семеноводства, технологии возделываемых культур, система машин, система охраны окружающей среды, Система защиты от сорняков, вредителей и возбудителей болезней
Б - организация земельной территории хозяйства и севооборотов, система обработки почвы, система удобрений, мелиоративные мероприятия, система защиты почв от эрозии, система семеноводства, технологии возделываемых культур, система машин
В - организация земельной территории хозяйства и севооборотов, система обработки почвы, система удобрений, мелиоративные мероприятия, система защиты почв от эрозии, система семеноводства, технологии возделываемых культур, система машин, система охраны окружающей
15. При какой структуре посевных площадей складывается бездефицитный баланс гумуса в Нечерноземной зоне?
А - многолетние травы-40%, зерновые- 30%, пропашные- 30% Б - многолетние травы- 30%, зерновые-40%, пропашные-30% В - многолетние травы-35%, зерновые-47%, пропашные-18%
16. Сколько процентов от общей площади посевов многолетних трав должны занимать многолетние бобовые травы в Нечерноземной зоне?
А - 35-40% Б - 65-70% В - 85-90%
3. Какая доля зернобобовых культур должна быть в структуре посевных площадей?
А - 10% Б - 15% В - 20%
17. При какой организации территории границы полей размещают в строгом соответствии с направлением горизонталей?
А - прямолинейно- контурной Б - контурно- параллельной
В - собственно- контурной
5.Какие культуры можно выводить из севооборота на 3-4 года? А – многолетние травы, кукуруза
Б – однолетние травы, картофель
В – многолетние травы, подсолнечник
18. В каком порядке по мере снижения эффективности на дерново- подзолистых почвах расположены минеральные удобрения?
А – азотные, фосфорные, калийные Б – фосфорные. азотные, калийные В – азотные, калийные, фосфорные
19. В каком порядке по мере снижения эффективности на черноземных почвах расположены минеральные удобрения?
А – азотные, фосфорные, калийные Б – фосфорные. азотные, калийные В – азотные, калийные, фосфорные
20. В каких районах нашей страны наиболее эффективны минеральные удобрения?
А – в центральных Б – в восточных
В – в западных
21. Какая норма извести вносится при кислотности почвы в пределах рН 4,6- 5,0?
А – 4-6 т/га
Б – 2,5- 5,0 т/га
В – 2,0-4,0 т/га
22. Какая норма извести вносится при кислотности почвы в пределах рН 5,1- 5,5?
А – 4-6 т/га
Б – 2,5- 5,0 т/га
В – 2,0-4,0 т/га
23. При какой кислотности почва нуждается в известковании?
А – рН ниже 5,01; Б – рН выше 5,0; В – рН выше 4,5
24. Какая оптимальная плотность серой лесной суглинистой почвы для зерновых культур?
А – 0,8-0,9
Б – 1,15-1,25
В – 1,3-1,4
25. Какая оптимальная плотность серой лесной суглинистой почвы для пропашных культур?
А – 1,0-1,2
Б – 1,15-1,25
В – 1,3-1,4
26. Какая оптимальная плотность черноземной суглинистой почвы для зерновых культур?
А – 0,8-0,9
Б – 1,15-1,25
В – 1,2-1,3
27. Какая оптимальная плотность черноземной суглинистой почвы для пропашных культур?
А – 0,8-0,9
Б – 1,0-1,3
В – 1,2-1,3
28. Какая равновесная плотность серой лесной суглинистой почвы? А – 1,35-1,4
Б -1,15-1,25
В – 1,0-1,2
29. Какая равновесная плотность черноземной суглинистой почвы? А – 1,35-1,4
Б -1,15-1,25
В – 1,0-1,3
30. Какая общая площадь естественных сенокосов и пастбищ в нашей стране? А – 90 млн. га
Б – 120 млн. га
В – 150 млн. га
Система знаний по дисциплине «Земледелие» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным, практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1.Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения агрономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные, практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3.Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из агрономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Земледелие» для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Земледелие» следует усвоить:
- развитие земледелия как науки. Содержание понятия земледелия, связь с другими науками;
- применение правильных систем обработки почв под различные культуры;
- правильное размещение полевых культур и пара в севообороте;
- повышение плодородия почвы, не допуская эрозионных процессов;
- использование земельных, водных, растительных и других ресурсов и всего биоклиматического потенциала (солнечной энергии, тепла, осадков и т.д.).
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году