(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Агробизнес
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Агробизнес, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
2. Основные положения хромосомной теории наследственности.
3. Методы получения полиплоидов, анеуплоидов и гаплоидов.
4. Методы генетики.
5.Исследования, установившие роль нуклеиновых кислот в наследственности.
6. Синтез и ресинтез видов.
7. Краткая история развития генетики.
8. Модель ДНК Уотсона и Крика.
9. Работы И.В.Мичурина в области отдаленной гибридизации.
10.Строение клетки растений по данным световой и электронной микроскопии.
11. Репликация ДНК и ее типы.
12. Нескрещиваемость видов и ее причины. Методы ее преодоления.
13. Ядро клетки. Основные черты организации и уровни компактизации хромосом.
14. Строение и функции нуклеиновых кислот.
15. Причины бесплодия отдаленных гибридов и способы ее преодоления.
16. Митоз и его фазы. Отклонения от типичного хода митоза.
17. Транскрипция. Обратная транскрипция.
18. Системы самонесовместимости у растений.
19. Жизненный цикл у цветковых растений.
20. Строение и функции гена.
21. Инбридинг и его последствия у перекрестноопыляющихся растений.
22. Мейоз и его фазы. Главное отличие мейоза от митоза.
23. Генетический код и его свойства.
24. Гетерозис. Типы и теории гетерозиса.
25. Микроспорогенез и образование мужского гаметофита у растений.
26. Посттранскрипционные преобразования мРНК у эукариот.
28. Макроспорогенез и формирование зародышевого мешка у растений.
29. Синтез белка в клетке - трансляция.
30.Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции.
31. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений.
32. Особенности цитоплазматического наследования, отличия от ядерного.
33. Влияние мутаций, миграции, отбора и дрейфа генов на структуру популяций.
34. Апомиксис и его типы.
35. Закон Харди - Вайнберга.
36. Пластидная и митохондриальная наследственность
37. Особенности и значение метода гибридологического анализа.
38. Цитоплазматическая мужская стерильность и ее практическое использование.
39. Механизмы и генетический контроль рекомбинации.
40. Закон единообразия гибридов первого поколения.
41. Типы изменчивости.
42. Генетическая программа индивидуального развития и ее реализация.
43. Закон расщепления гибридов.
44. Модификационная изменчивость.
45. Репарация повреждений генетического материала.
47. Наследственная изменчивость и ее типы.
48. Спонтанный мутагенез. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
49. Условия осуществления менделевских закономерностей.
50. Основные типы мутаций и принципы их классификации.
51. Реципрокные, возвратные и анализирующие скрещивания.
52. Наследование признаков при взаимодействии генов.
53. Хромосомные мутации.
54. Общие формулы для определения числа фенотипических и генотипических классов и расщеплений в полигибридных скрещиваниях.
55. Комплементарность.
56. Генные мутации.
57. Использование метода хи-квадрат для сравнения теоретически ожидаемого и фактически наблюдаемого расщепления.
58. Эпистаз.
59. Геномные мутации.
60. Полимерия.
61. Физический мутагенез.
62. Практическое использование искусственного мутагенеза.
63. Хромосомный механизм определения пола.
64. Химический мутагенез.
65. Влияние внешних условий на проявление гена.
66.Балансовая теория определения пола у дрозофилы.
67. Особенности мейоза у полиплоидов, анеуплоидов и гаплоидов.
68. Особенности наследования количественных признаков.
69.Особенности наследования сцепленных с полом, ограниченных полом и зависимых от пола признаков.
70.Характер расщепления у тетраплоидных форм при моно- и дигибридном скрещиваниях.
71.Генетические и цитологические карты хромосом.
72.Характер расщепления в потомстве гибрида при независимом и сцепленном наследовании.
73. Автополиплоидия.
74. Основные положения мутационной теории Де Фриза.
75. Молекулярные основы кроссинговера.
76.Аллополиплоидия.
77.Характеристика инцухт-линий и их практическое использование.
78. Цитологическое доказательство кроссинговера.
79.Гаплоидия.
80.Практическое использование в сельском хозяйстве сцепленного с полом наследования.
81. Допустим, что в эукариотической и прокариотической клетках имеются структурные гены одинаковой длины. Одинакова ли длина полипептидов, закодированных в этих генах? Ответ обосновать на основе теории.
82. У двух различных полипептидов оказались совпадающими начальный и концевой участки. Оба полипептида начинаются с аминокисло ты метионина (мет), а кончаются аминокислотой аргинин (арг). Всегда ли совпадают первый и последний триплеты у структурных генов, в которых за программированы эти полипептиды? Ответ обосновать на основе теории.
83. Под действием мутагена в клетке А были повреждены обе полинуклеотидные цепочки одной молекулы ДНК в одном и том же участке полинуклеотидные цепочки одной молекулы ДНК в одном и том же участке хромосомы, а в клетке Б повреждена только одна цепочка молекулы ДНК, но во всех хромосомах. Какая клетка пострадала сильнее? Ответ обосновать на основе теории.
84. Можно ли, зная структуру белка, определить состав структурного гена, в котором закодирован этот белок в клетке растений? Ответ обосновать на основе теории.
85. Сколько содержится адениновых, тиминовых, гуаниновыхи цитозиновых нуклеотидов во фрагменте молекулы ДНК,
86. В результате мутации произошла замена гистидина на тирозин. Напишите триплеты ДНК до мутации и после мутации. Как называется данная мутация?
87. В 1905 г. В. Бэтсон решил проверить справедливость законов Менделя и повторил опыты по скрещиванию гомозиготных растений с желтыми и зелеными семенами. В F1 все семена имели желтую окраску семядолей, а в F2 при самоопылении растений, выросших из гибридных семян, было получено 3903 семени с зелеными и 11902 с желтыми семядолями. Подтвердил ли опыт Бэтсона справедливость закона расщепления? Докажите это, используя метод 2.
88. В локусе white дрозофилы известна серия множественных аллелей, определяющих окраску глаз от темно-красного до белого цвета, причем каждый предыдущий аллель по мере убывания интенсивности окраски полно доминирует над последующим. Приводим часть этой серии аллелей: w+ (красный цвет глаз) > wbl (кровавый) > wco (коралловый) > wa (абрикосовый) > wbf (рыжий или цвета буйволовой кожи) > w (белый). Сколько различных генотипов и фенотипов возможно при участии этих аллелей? Запишите их.
89. При скрещивании растений пшеницы, имеющих плотный остистый колос, с растением, имеющим рыхлый безостый колос, в первом поколении все растения имели безостые колосья средней плотности. Во втором поколении получено: безостых с плотным колосом – 58, безостых с колосом средней плотности – 125, безостых с рыхлым колосом – 62, остистых с плотным колосом – 18, остистых с колосом средней плотности – 40, остистых с рыхлым колосом – 21. Как наследуются изучаемые признаки? Каковы генотипы родительских растений? Проверьте Вашу гипотезу методом 2.
90. Известно, что растение имеет генотип ААBbCc.
а) Сколько типов гамет может образовать это растение?
б) Сколько фенотипов может быть получено в потомстве от самоопыления этого растения, если предположить, что имеет место полное доминирование по всем парам аллелей и независимое наследование?
в) Сколько генотипов и скакой вероятностью может быть получено в потомстве от скрещивания этого растения с растением, имеющим генотип AabbCc?
91. От скрещивания двух зеленых растений кукурузы было получено 78 зеленых и 24 белых растения (альбиносы). При самоопылении одного из исходных зеленых растений получили 318 зеленых и 102 белых растения, а при самоопылении другого зеленого растения – 274 зеленых и 208 белых. Каковы генотипы исходных зеленых растений? Объясните результаты скрещивания.
92. Растение тыквы с белыми удлиненными плодами скрестили с растением , у которого были зеленые дисковидные плоды. В первом поколении от этого скрещивания получили растения с белыми дисковидными плодами, а во втором получили расщепление: 548 растений с белыми дисковидными плодами, 355 – с белыми шаровидными, 61 – с белыми удлиненными, 129 – с желтыми дисковидными, 95 – с желтыми шаровидными, 14 – с желтыми удлиненными, 49 – с зелеными дисковидными, 28 – с зелеными шаровидными, 5 – с зелеными удлиненными плодами. Как наследуется окраска и форма плодов у фигурных тыкв? Определите генотипы родителей, а также соотношение, которое теоретически ожидалось в F2. Какое расщепление Вы ожидаете получить в анализирующем скрещивании и какое растение будете использовать в качестве анализатора?
93. При скрещивании растений фасоли с белыми семенами с растениями, дающими коричневые семена, в первом поколении все семена оказались пурпурными, а во втором – 560 пурпурных, 188 коричневых и 265 белых. Как это можно объяснить? Определите генотипы исходных форм. Что получится, если гибриды первого поколения возвратно скрестить с белозерным родителем? Коричневозерным родителем?
94. Рецессивный летальный ген (l) локализован в Х-хромосоме дрозофилы. Каким будет соотношение полов в потомстве от скрещивания гетерозиготной по этому гену самки с нормальным самцом?
95.А.Мюнтцинг приводит хромосомные карты кукурузы по всем 10 группам сцепления. В одной из них расположены локусы генов, обозначенных: полосатые листья (sr), устойчивость к кобылкам (ag), мужская стерильность (ms), окраска стержня початка (P). Ген устойчивости к кобылкам (ag) дает 11% кроссоверных гамет с геном мужской стерильности (ms), 14% с геном окраски стержня початка (P) и 24% с геном полосатых листьев (sr). В свою очередь ген ms с геном P дает 3% кроссинговера, а с геном sr – 25%. 96. При скрещивании высокого растения томата с грушевидными плодами с карликовым растением с шаровидными плодами в F1 все растения оказались высокими с шаровидными плодами. Какое расщепление должно произойти в F2, если все признаки контролируются моногенно, гены локализованы в одной хромосоме и расстояние между ними 16% кроссинговера?
97. Гены расположены в хромосоме в следующем порядке: А – В – С. Расстояние между А и В – 8 См, между В и С – 10 См. Коэффициент коинциденции (совпадения) равен 0.6. Каково ожидаемое соотношение фенотипов в потомстве от анализирующего скрещивания растения генотипа АВс/abC с растением aabbcc?
22. Искусственно созданная популяция состоит из 20 особей с генотипом АА, 40 – аа и 40 – Аа. Определите соотношение генотипов в F4 в случае панмиксии.
98. В популяции из 500 000 растений 4 растения были альбиносами. Определите число гетерозиготных особей в данной популяции.
99. У фасоли окрашенность семя определяется геном С, альбинизм – с; черная окраска – В, коричневая – b. Растение с черными семенами скрестили с с растением, имеющим белые семена, а гибриды F1 скрещиваются с двойной рецессивной формой. В потомстве получено растений: с черными семенами – 132, с коричневыми – 68 и с белыми – 200. Определите, как наследуются эти признаки и каково расстояние между взаимодействующими генами?
100. Классическая гемофилия и дальтонизм – рецессивные сцепленные с полом признаки. Расстояние между генами равно 9.8 сМ. Девушка, отец которой страдал одновременно и гемофилией и дальтонизмом, а мать была здорова и происходила из здоровой семьи, вышла замуж за здорового мужчину. Какие фенотипы и с какими вероятностями возможны у детей от этого брака?
Тематика рефератов:
1.Генетика кукурузы.
2.Генетика сои.
3.Генетика рапса.
4.Генетика хлопчатника.
5.Генетика картофеля.
6.Генетика кормовых трав.
7.Генетика пшеницы.
8.Генетика овощных культур.
9.Генетика древесных культур.
10. Генетика цветочных культур.
11. Генетика декоративных культур.
12. Генетика лекарственных культур.
13. Генетика гороха.
14. Генетика ячменя.
15. Генетика овса.
16. Генетика подсолнечника.
17. Генетика конопли.
18. Генетика льна.
19. Генетика озимой ржи.
20. Генетика корнеплодов.
Перечень вопросов, выносимых на опрос:
Тема: Строение клетки, хромосом и кариотипы
1.Что лежит в основе классификации хромосом по Левитскому?
2.Какую роль играют хромосомы?
3.Какие растения имеют самые крупные хромосомы?
4.Когда и кем обнаружены хромосомы у растений и у животных?
5.Чем отличается кариограмма от идиограммы?
Тема: Митоз. Определение митотической активности тканей
1.Перечислить фазы митоза.
2.Почему в митозе дочерние клетки получают одинаковую генетическую информацию?
3. Что происходит в интерфазе?
4.По какой формуле вычисляется митотический индекс?
5.Методика определения митотической активности тканей.
Тема: Мейоз. Кроссинговер.
1.В чем разница между понятиями мейоз и митоз?
2.В чем заключается биологическое значение мейоза?
3.Когда и кем впервые обнаружен мейоз у растений и животных?
4.Почему дочерние клетки, образовавшиеся после мейоза, не содержат одну и ту же наследственную информацию?
5.За счет чего происходит движение хромосом в анафазе?
Тема: Моделирование синтеза белка в клетке
1.В каком направлении происходит перенос генетической информации между макромолекулами?
2.Сколько разных кодонов существует?
3.За какую аминокислоту отвечает кодон состава УГА?
4.У всех ли организмов генетический код одинаков?
5.Почему генетический код является вырожденным?
Тема: Моногибридные скрещивания.
1.В чем сущность гибридологического метода?
2.Всегда ли в первом поколении гибриды имеют признак одного из родителей?
3.Какое расщепление по фенотипу может быть во втором поколении при моногибридном скрещивании?
4.В чем сущность закона чистоты гамет?
5.Когда расщепление по генотипу совпадает с расщеплением по фенотипу?
Тема: Дигибридные скрещивания.
1.Приведите пример дигибридного скрещивания.
2.Какие гаметы образует дигетерозигота АаВв?
3.Какие скрещивания называются возвратными?
4.Приведите пример анализирующего скрещивания?
5.Какие расщепления могут быть в дигибридных скрещиваниях?
Тема: Полигибридные скрещивания.
1.По каким формулам можно вычислить число фенотипических и генотипических классов во втором поколении в полигибридных скрещиваниях?
2.Чем отличается тригибридное скрещивание от дигибридного?
3.От чего зависит число генотипов, имеющих один фенотипический радикал?
4.В чем суть метода выписывания гамет в полигибридных скрещиваниях?
Тема: Взаимодействие генов.
1.В каких случаях гибриды первого поколения отличаются по фенотипу от обеих гомози¬готных родительских форм?
2.В каких случаях в моногибридных скрещиваниях во втором поколение расщепление по фенотипу будет совпадать с расщеплением по генотипу?
3.Ген может существовать в виде 10 аллелей. Сколько разных гетерозигот может быть по этому гену?
4.В чем отличие эпистаз от полимерии?
5.Чем отличаются комплементарность и эпистаз
Тема: Наследование сцепленных признаков.
1.Чем отличается цис-положение генов от транс-положения?
2.Каков механизм кроссинговера?
3.От чего зависит частота кроссинговера?
4.От чего зависит расщепление во втором поколении при неполном сцеплении?
5.Сколько типов гамет образует дигетерозигота при неполном сцеплении?
Тема: Наследование сцепленных с полом признаков.
1.Как наследуются признаки, сцепленные с полом?
2.Зависит ли характер расщепления признаков от направления скрещивания при сцеплении с полом?
3.Сколько разных генотипов могут иметь особи мужского пола при моногенном наследовании у гусей?
4.Какие половые хромосомы являются наследственно инертными?
5.Какое расщепление по фенотипу можно ожидать во втором поколении при моногенном наследовании в случае сцепления с полом?
Тема: Определение генетической структуры популяций.
1.Как можно охарактеризовать разнообразие популяции по генетической и фенотипической структуре?
2. Какие популяции называются панмиктическими?
3. При каких условиях действует закон Харди-Вайнберга?
4. Как определяют генетическую структуру популяций?
5. В каком поколении в популяции устанавливается равновесие?
База тестовых заданий:
1. Основой разнообразия живых организмов является:
А. Модификационная изменчивость
Б. Генотипическая изменчивость
В. Фенотипическая изменчивость
Г. Ненаследственная изменчивость
2. Границы фенотипической изменчивости называются:
А. Вариационным рядом
Б. Вариационной кривой
В. Нормой реакции
Г. Модификацией
3. Изменение структуры гена лежит в основе:
А. Комбинативной изменчивости
Б. Модификационной изменчивости
В. Мутационной изменчивости
Г. Полиплоидии
4. Радиация – это мутагенный фактор:
А. Химический
Б. Физический
В. Биологический
Г. Верного ответа нет
5. Мутации, которые затрагивают лишь часть тела, называют:
А. Соматическими
Б. Генными
В. Генеративными
Г. Хромосомными
6. Потеря участка хромосомы называется:
А. Делецией
Б. Дупликацией
В. Инверсией
Г. Транслокацией
7. Явление потери одной хромосомы получило название…(2n-1)
А. Моносомии
Б. Трисомии
В. Полисомии
Г. Полиплоидии
8. Постоянным источником наследственной изменчивости являются:
А. Модификации
Б. Морфозы
В. Фенокопии
9. Загар – это пример:
А. Мутации
Б. Морфоза
В. Фенокопии
Г. Модификации
10. Изменчивость, которая не затрагивает гены организма и не изменяет наследственный материал, называется:
А. Генотипической
Б. Комбинативной
В. Мутационной
Г. Фенотипической
11. Поворот участка хромосомы на 180° называется:
А. Транслокацией
Б. Дупликацией
В. Делецией
Г. Инверсией
1. Основой разнообразия живых организмов является:
А. Модификационная изменчивость
Б. Генотипическая изменчивость
В. Фенотипическая изменчивость
Г. Ненаследственная изменчивость
12. Границы фенотипической изменчивости называются:
А. Вариационным рядом
Б. Вариационной кривой
В. Нормой реакции
Г. Модификацией
13. Изменение структуры гена лежит в основе:
А. Комбинативной изменчивости
Б. Модификационной изменчивости
В. Мутационной изменчивости
Г. Полиплоидии
14. Радиация – это мутагенный фактор:
А. Химический
Б. Физический
В. Биологический
Г. Верного ответа нет
15. Мутации, которые затрагивают лишь часть тела, называют:
А. Соматическими
Б. Генными
В. Генеративными
Г. Хромосомными
16. Потеря участка хромосомы называется:
А. Делецией
Б. Дупликацией
В. Инверсией
Г. Транслокацией
17. Явление потери одной хромосомы получило название…(2n-1)
А. Моносомии
Б. Трисомии
В. Полисомии
Г. Полиплоидии
18. Постоянным источником наследственной изменчивости являются:
А. Модификации
Б. Морфозы
В. Фенокопии
Г. Мутации
19. Загар – это пример:
А. Мутации
Б. Морфоза
В. Фенокопии
Г. Модификации
20. Изменчивость, которая не затрагивает гены организма и не изменяет наследственный материал, называется:
А. Генотипической
Б. Комбинативной
В. Мутационной
Г. Фенотипической
21. Поворот участка хромосомы на 180° называется:
А. Транслокацией
В. Делецией
Г. Инверсией
Задачи:
1. Какие типы гамет образуют растения, имеющие генотипы: а) АА ; б) Аа ; в) аа ; г) Вв ; д) вв ; е) ВВ
2. У львиного зева красная окраска цветков R не полностью доминирует над белой окраской r . Взаимодействие генов R и r дает розовую окраску цветков. Определить окраску цветков в потомстве каждого из следующих скрещиваний:
а) Rr × Rr ; б) RR × Rr ; в) rr × RR ; г) Rr × rr .
3. Красноцветковое растение львиного зева скрещено с белоцветковым. Определить фенотипы: а) F1 ; б) F2 ; в) потомства от возвратного скрещивания растений F1 с его белоцветковым родителем; г) потомства от возвратного скрещивания растений F1 с его красноцветковым родителем.
4. У сои черная окраска семян А доминирует над желтой а . Определить окраску семян у растений, полученных в результате следующих скрещиваний:
а) Аа × Аа ; б) АА × Аа ; в) аа × АА ; г) Аа × аа.
5. Растение сои, гомозиготное по черной окраске семян, скрещено с желтосемянным растением. Определить фенотип растений: а) F1 ; б) F2 ; в) потомства от возвратного скрещивания растений F1 с его желтосемянным родителем; г) потомства от возвратного скрещивания растений F1 с его черносемянным родителем.
6. Какие типы гамет образуют растения следующих генотипов: а) ААВВ ; б) АаВВ ; в) ааВВ ; г) ААВв ; д) ААвв ; е) АаВв ; ж) Аавв
7. Определите окраску и форму семян гороха следующих генотипов, если желтая окраска семян А, доминирует над зеленой а, а гладкая форма В над морщинистой в :
а) ааВв ; б) АаВв ; в) АаВВ ; г) ааВВ
8. Определить внешний вид семян в потомстве следующих скрещиваний:
а) ааВв × аавв ; б) Аавв × Аавв ;
в) АаВВ × АаВв ; г) ААВв × аавв ;
д) ААвв × аавв ; е) ааВв × ааВв ;
ж) ААВв × ААВв ; з) АаВв × АаВв
9. У томатов красная окраска плодов R доминирует над желтой r, а высокорослость Н над карликовостью h. Дигетерозиготное красноплодное высокорослое растение скрещено с желтоплодным карликовым растением. Определить генотип и фенотип в F1 , дать анализ расщепления в F2 .
10. У львиного зева красная окраска цветков R не полностью доминирует над белой r. Сочетание генов Rr обусловливает розовую окраску цветка. Нормальная форма цветка N доминирует над пилометрической n. Определить окраску и форму цветка у растений, имеющих следующие генотипы:
а) RRNn ; б) RrNn ; в) RrNN ; г) Rrnn ; д) rrNN ; е) rrNn ; ж) RRNN
Определить генотип и фенотип потомства скрещивания:
а) RRNn × rrnn ; б) rrNn × rrNn ;
в) RrNn × Rrnn ; г) rrNN × RRNN ;
д) RrNN × RrNN ; е) RRnn × Rrnn
У душистого горошка пурпурная окраска цветков обусловлена взаимодействием двух комплементарных доминантных генов А и В. При отсутствии в генотипе любого из них красный пигмент не образуется и растение имеет белые цветки.
11. Определить окраску цветков у растений, имеющих следующие генотипы: а) Ааbb; б) ааВВ ; в) ААВb ; г) АаBb ; д) ааBb; е) ААBB.
12. Определить фенотипы гибридных растений F1, полученных в результате следующих скрещиваний: а)ААbb×aaBb; б)АаBb × AaBb; в) ААbb × Aabb ; г) ААbb × aaBB .
13. Гомозиготное по обоим доминантным генам растение скрещено с рецессивным по обеим парам аллелей белоцветковым растением. Определить генотип и фенотип полученного потомства.
14. Дигетерозиготное растение с пурпурными цветками скрещено с рецессивным по обеим парам аллелей белоцветковым растением. Определить генотип и фенотип полученного потомства.
15. Определить фенотип потомства, получающегося в результате самоопыления растения с пурпурной окраской цветков: а) гетерозиготного по обоим доминантным генам; б) гетерозиготного по одному доминантному гену.
Система знаний по дисциплине «Общая генетика» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим и лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются генетические закономерности. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические и лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому и лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются конкретные задачи по наследственности и изменчивости, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю.Занятия заканчиваются подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из генетической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Общая генетика», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается, как правило, в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на занятиях.
При изучении дисциплины «Общая генетика» следует усвоить:
- ключевые понятия, виды, методы, способы и этапы проведения гибридологического анализа;
- особенности решения генетических задач;
- закономерности наследственности и изменчивости.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году