2024-2025_35_03_04_24-1 Агрономия_АБ_plx_Овощеводство
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.34
Овощеводство
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Агробизнес

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторные
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Димитриев В.Л.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Овощеводство" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Агробизнес, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование знаний и умений по  биологическим  и  технологическим  основам  производства  овощей  в открытом и защищенном грунте, приобретение профессиональных навыков и формирование необходимых компетенций.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
Агрометеорология
2.1.3
Плодоводство
2.1.4
Почвоведение с основами географии почв
2.1.5
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.6
Физика
2.1.7
Химия
2.1.8
Ботаника
2.1.9
Введение в профессиональную деятельность
2.1.10
Информатика 
2.1.11
Основы животноводства
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Учебная практика, технологическая практика
 
2.2.2
Интегрированная защита растений
 
2.2.3
Мелиорация
 
2.2.4
Общая генетика
 
2.2.5
Фитопатология и энтомология
 
2.2.6
Частная селекция и семеноводство
 
2.2.7
Частное растениеводство
 
2.2.8
Ягодоводство
 
2.2.9
Агробизнес
 
2.2.10
Кормопроизводство и луговодство 
 
2.2.11
Основы селекции и семеноводства 
 
2.2.12
Государственное сортоиспытание и охрана селекционных достижений
 
2.2.13
Коноплеводство
 
2.2.14
Овощеводство защищенного грунта
 
2.2.15
Питомниководство плодово-ягодных культур
 
2.2.16
Технические и крупяные культуры
 
2.2.17
Хмелеводство
 
2.2.18
Картофелеводство
 
2.2.19
Системы земледелия
 
2.2.20
Современные способы производства посевного и посадочного материала
 
2.2.21
Сортоведение и апробация сельскохозяйственных культур
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1. Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
 
ОПК-1.1 Демонстрирует знание основных законов математических и естественных наук, необходимых для решения стандартных задач в области агрономии
 
 
 
ОПК-1.2 Использует основные законы математических и естественных наук для решения стандартных задач в области агрономии с применением информационно-коммуникационных технологий
 
 
 
ПК-12. Способен установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования
 
ПК-12.1 Устанавливает соответствие агроладшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур 
 
 
 
ПК-12.2 Планирует размещение сельскохозяйственных культур по территории землепользования
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-13. Способен обосновать выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия
 
ПК-13.1 Обосновывает выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона
 
 
 
ПК-13.2 Обосновывает выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретного уровня интенсификации земледелия
 
 
 
ПК-18. Способен организовать  подготовку семян, посев сельскохозяйственных культур и уход за ними; уточнение системы защиты растений от вредных организмов и неблагоприятных погодных явлений
 
ПК-18.1 Осуществляет организацию  подготовки семян,  посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними
 
 
 
ПК-18.2 Уточняет системы защиты растений от вредных организмов и неблагоприятных погодных явлений
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Морфологические  признаки и биологические особенности  различных овощных культур. Факторы внешней среды, оказывающие воздействие на овощные растения в открытом  и защитном грунте. Сортимент и ассортимент  овощных культур для конкретного  региона. Почвенно-климатические условия и уровень интенсификации земледелия в  регионе. Значение органических и минеральных удобрений при возделывании овощных культур. Технологию внесения различных видов удобрений. Основные типы севооборотов с овощными культурами и долю овощных культур в них. Способы и  сроки посева овощных культур, технологии  ухода в зависимости от способа, сроков и места выращивания. Способы и сроки уборки урожая овощных культур в зависимости от назначения продукции. Значение первичной обработки продукции при хранении. Стандарты на овощную продукцию
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Распознавать основные овощные культуры, возделываемые в нашем регионе, оценивать их физиологическое состояние и качество. Подбирать культуры и сорта овощных культур с учетом конкретных почвенно-климатических условий и уровня интенсификации земледелия в регионе. Уметь рассчитать дозы органических и минеральных удобрений под различные овощные культуры с учетом типа и уровня плодородия почвы, влагообеспеченности, требовательности растений к удобрениям и фазы роста и развития. Составлять севообороты с овощными культурами. Обосновать состав и долю овощных культур в севообороте, значение повторных и уплотнительных культур, включение бобовых в севооборот.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
Распознавания овощных культур по морфологическим признакам, методами  оценки их физиологического состояния. Составления сортимента и ассортимента овощных культур для конкретного региона с учетом уровня  интенсификации региона.  Расчета доз органических и минеральных удобрений на планируемый урожай с учетом почвенно-климатических условий и требовательности растений к минеральному питанию. Составления севооборотов с  овощными культурами. Посева/посадки овощных культур, ухода за ними в зависимости от сроков, способов, места выращивания и назначения продукции. Уборки урожая различных культур, первичной обработки и закладки ее на хранение или дальнейшего использования.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение

 
Овощеводство как отрасль растениеводства

и научная дисциплина

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Овощеводство как отрасль растениеводства и научная дисциплина /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
тестирование, выполнение задач, работа в СДО
0
 
 
Раздел 2. Биологические основы овощеводства

 
Оснащенность
 
Происхождение, классификация и биологические особенности овощеводства /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Семена овощных культур /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
устный опрос, тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
Происхождение, классификация и биологические особенности овощных растений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
Внешняя среда, условия роста и развития овощных растений /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
2
проблемная лекция
0
 
Распознавание овощных растений по всходам /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
утстный опрос, тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
Общие приемы агротехники овощных растений /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
2
проблемная лекция
0
 
 
Раздел 3. Технология производства овощей в открытом грунте

 
Капустные овощные растения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Систематика, морфология и органография капустных культур /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
устный опрос, тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
Оснащенность
 
Капустные овощные растения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
Корнеплодные овощные культуры /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Систематика, морфология и органография корнеплодных культур /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
устный опрос, тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
Корнеплодные овощные культуры /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
Луковые культуры /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Систематика, морфология и органография луковых культур /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
устный опрос, тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
Луковые культуры /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
Плодовые овощные культуры семейства тыквенные /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Оснащенность
 
Систематика, морфология и органография тыквенных культур /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
устный опрос, тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
Плодовые овощные культуры семейства тыквенные /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
Плодовые овощные культуры семейства пасленовые /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Систематика, морфология и органография пасленовых культур /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
устный опрос, тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
Плодовые овощные культуры семейства пасленовые /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
Бобовые, однолетние листовые, листовые (зеленые) и многолетние овощные культуры /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

1
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Систематика, морфология и органография однолетних листовых и многолетних овощей /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
устный опрос, тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
Бобовые, однолетние листовые, листовые (зеленые) и многолетние овощные культуры /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
Оснащенность
 
Составление технологической схемы выращивания овощных культур в открытом грунте /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
2
работа в малых группах
0
 
Составление севооборотов с овощными культурами /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
устный опрос, тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
 
Раздел 4. Технология производства овощей в защищенном грунте

 
Конструкция, энергетика и системы эксплуатации культивационных сооружений защищенного грунта /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
устный опрос
0
 
Формирование овощных культур в защищенном грунте /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
устный опрос, тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
Конструкция, энергетика и системы эксплуатации культивационных сооружений защищенного грунта /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
Плодовые овощные культуры семейства плодовые и тыквенные /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
устный опрос
0
 
Расчет потребности в рассаде и площади защищенного грунта для ее выращивания  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
2
работа в малых группах
0
 
Производство грибов в защищенном грунте /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Оснащенность
 
Составление культурооборотов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
2
круглый стол
0
 
Производство грибов в защищенном грунте /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
устный опрос, тестирование, выполнение заданий, работа в СДО
0
 
 
Раздел 5. Контроль

 
Зачет /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

0
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Предмет и задачи овощеводства как науки и отрасли сельского хозяйства. История развития овощеводства.

2. Роль выдающихся овощеводов в развитии научных основ овощеводства.

3. Как изменилось размещение овощеводства за последние годы? Освоение новых районов; овощеводства.

4. Значение овощей в питании. Какие овощи наиболее ценны по содержанию углеводов, белков, витаминов, минеральных солей? Лечебное значение овощей. Научно обоснованная норма годового потребления овощей на душу населения. Почему необходимо расширять ассортимент овощей?

5. Опишите принадлежность овощных растений к ботаническим семействам.

6. Продуктовые органы у овощных растения. Классификация.

7. Какие овощные растения относятся к однолетним, двулетним, многолетним? Опишите последовательность их роста и развития.

8. Продолжительность вегетационного периода при культуре различных овощей. Какими методами пользуются овощеводы, чтобы сократить его при выращивании в открытом грунте? Дайте определение понятиям «вегетационный период» и «период вегетации».

9. Деление овощных растений по требовательности к теплу на пять групп. Какие агротехнические мероприятия повышают холодостойкость рассады?

10. Какие овощные растения называют холодостойкими? В чем это проявляется. При-ведите примеры холодоустойчивых растений.

11. Какие овощные растения называют требовательными к теплу? В чем это проявляется? Приведите примеры.

12. Какие агротехнические приемы применяют при выращивании теплотребователь-ных растений в нашей зоне?

13. Источники углекислого газа в открытом грунте. Пути регулирования его содержания в почве и воздухе.

14. Воздушно-газовый режим в теплицах. Способы его регулирования. Как проводят подкормку углекислым газом в теплицах?

15. Отношение овощных культур к влажности почвы и воздуха в разные периоды жизни.

16. Реакция овощных растений на органические и минеральные удобрения. Сроки и способы внесения удобрений.

17. Период покоя у различных овощных растений.

18. Реакция овощных растений на газы, загрязняющие атмосферу.

19. Характеристика светопрозрачных материалов - стекла, пленки и стеклопластиков.

20. Виды топлива при обогреве крупного тепличного комбината. Использование природных горячих источников в защищенном грунте.

21. Принципы планирования и структуры тепличных комбинатов.

22. Классификация и типы культивационных сооружений (утепленный грунт, парники, теплицы).

23. Устройство, назначение, и эксплуатация зимних теплиц. Нарисуйте поперечный разрез ангарной теплицы.

24. Устройство, районирование и эксплуатация блочных теплиц. Нарисуйте их поперечный разрез.

25. Устройство, районирование, назначение и эксплуатация весенних теплиц. Нарисуйте их поперечный разрез.

26. Характеристика малогабаритных пленочных укрытий и утепленного грунта.

27. Способы обогрева теплиц (обогрев почвы и воздуха).

28. Какие факторы климата учитываются при выборе видов и типов сооружений защищенного грунта? Значение 

 
Оснащенность
 
зонирования территории по сумме ФАР при выборе культива-ционных сооружений и составлении культурооборотов.

29. Искусственные тепличные грунты и поддержание их плодородия. Состав тепличного грунта.

30. Особенности выращивания овощных растений на гидропонике и ее разновидности.

31. Виды полимерной пленки, используемые в овощеводстве и требования к ним.

32. Метод рассады и его значение в овощеводстве. Основные технологические приемы выращивания рассады овощных культур для открытого грунта (подготовка семян, спо-соб, сроки и место выращивания, уход, показатели качественной рассады). Рассада капусты, томата.

33. Что такое «забег»? Влияние возраста и условий выращивания рассады на его величину.

34. Рассаду каких овощных культур необходимо выращивать в питательных кубиках горшочках? Состав смеси для их изготовления.

35. Подготовка рассады к высадке. Способы посадки рассады.

36. Выращивание рассады для различных типов защищенного грунта.

37. Сроки и способы выращивания рассады для зимних теплиц.

38. Где, когда и как выращивают рассаду для весенних теплиц и утепленного грунта.

39. Сроки выращивания рассады для открытого грунта. Рассаду каких культур выращивают под пленочными укрытиями и холодных рассадниках? Пути удешевления производства рассады.

40. Особенности питания овощных растений в защищенном грунте. Состав почвосмесей. Способы, сроки и дозы внесения удобрений.

41. Общие технологические приемы выращивания овощных культур в защищенном грунте (подготовительные работы, посев-посадка, уход, заключительные работы).

42. Сущность метода прищипки. Для каких культур применяют прищипку? Особенности формирования огуречного растения в защищенном грунте.

43. Сущность пасынкования. Какие культуры пасынкуют?

44. Использование пчел в овощеводстве открытого и защищенного грунта.

45. Принцип построения, порядок составления и агроэкономическая оценка культурооборотов в теплицах.

46. Выращивание редиса, салата и укропа в теплицах.

47. Схемы посадки и площади питания в теплицах для различных сортов и гибридов огурца и томата.

48. Способы подготовки семян к посеву. Перечислите, для каких культур и какие способы целесообразно применять в вашем районе.

49. Деление семян овощных растений по величине; глубина их заделки. Значение ка-либровки семян и отбора по удельному весу.

50. Оптимальные сроки посева теплотребовательных и холодостойких культур.

51. Подзимние посевы. Назначение, особенности агротехники и выращиваемые куль-туры.

52. Уплотнение основной культуры, повторные посевы и посадки в открытом грунте. Объясните значение и дайте примеры схем применения с учетом механизации.

53. Кулисные посевы и посадки. Объясните значение и дайте примеры схем их размещения с учетом механизации.

54. Формы поверхности пашни, применяемые в овощеводстве открытого грунта.

55. Осенняя обработка почвы для основных овощных культур. Особенности обработки почвы на поймах.

56. Весенняя обработка почвы для овощных культур.

57. Схемы посева и посадки, площади питания для овощных культур в открытом грунте.

58. Общие приемы ухода за овощными растениями. Борьба с коркой и сорняками. Использование гербицидов (способы, сроки и дозы внесения).

59. Виды подкормок (органические, минеральные). Подкормки корневые и внекорневые (способы, сроки и дозы внесения).

60. Использование удобрений в овощеводстве открытого грунта.

61. Для каких овощных растений, и в какие сроки необходимо применять мульчирование? Его значение.

62.Значение и способы орошения, применяемые в овощеводстве.

63. Влияние сроков и способов уборки на величину и качество урожая.

64. Принципы чередования овощных культур в севообороте.

65. Биологическая характеристика и агротехника раннеспелой капусты (посадка, уход, уборка).

66. Биологическая характеристика и агротехника среднеспелой капусты при выращивании рассадой и безрассадным способом.

67. Биологическая характеристика и агротехника позднеспелой капусты (посадка, уход, уборка).

68. Особенности агротехники цветной капусты.

69. Доращивание цветной и брюссельской капусты.

70. Биологическая характеристика и агротехника моркови (посев, уход, уборка).

71. Биологическая характеристика и агротехника столовой свеклы (посев, уход, убор-ка).

72. Биологическая характеристика и агротехника редиса.

73. Особенности агротехники редиса в пленочных укрытиях.

74. Выгонка и доращивание корнеплодов в защищенном грунте.

75. Биологическая характеристика и агротехника лука репчатого при посеве семенами и методом рассады (посев, посадка, уход, уборка).

76. Технология выращивания севка лука репчатого; способы и режим хранения севка и лука-выборка.

77. Биологическая характеристика и агротехника лука репчатого из севка. Особенности его семеноводства.

78. Выгонка лука на зелень в защищенном и открытом грунте. Особенности при раз-личной длине светового дня.

79. Особенности культуры хрена.

80. Биологическая характеристика и агротехника многолетних луков.

81. Биологическая характеристика и агротехника чеснока.

82. Биологическая характеристика и особенности агротехники однолетних листовых (зеленных) культур в открытом 

 
Оснащенность
 
грунте: салат, шпинат, укроп (посев, уход, уборка).

83. Использование зеленных культур в качестве «указателей» в открытом грунте и уплотнителей в защищенном грунте.

84. Биологическая характеристика и агротехника раннего томата при выращивании рассадным способом в открытом грунте. Приемы механизации (посадка, уход, уборка).

85. Особенности агротехники томата в утепленном грунте (посадка, уход, заключи-тельные работы).

86. Биологическая характеристика и особенности агротехники томата в теплицах (по-садка, уход, заключительные работы).

87. Особенности культуры томата на малообъемной гидропонике в зимних теплицах.

88. Биологическая характеристика и агротехника огурца в открытом грунте. Приемы механизации (посев, посадка, уход, уборка). Получение ранней продукции.

89. Биологическая характеристика и особенности агротехники огурца в утепленном грунте.

90. Биологическая характеристика и особенности агротехники огурца в весенних и зимних теплицах.

91. Способы формирования огуречного растения в различных видах защищенного грунта.

92. Биологическая характеристика и агротехника щавеля и ревеня.

93. Пути увеличения производства внесезонных овощей.

94. Пути повышения экономической эффективности производства овощей в защищенном грунте.

95. Пути снижения себестоимости овощей. Приведите примеры. Товарная обработка овощей и государственные стандарты на овощную продукцию.

96. Роль специализированных овощеводческих хозяйств в организации круглогодового снабжения овощами крупных городов и промышленных центров.

97. Роль ученого агронома-полевода в постановке производственных и научных опытов по овощеводству в хозяйстве.

98. Основы интенсивной технологии выращивания овощных культур.

99. Значение и особенности выращивания малораспространенных и пряно ароматических овощных культур.

100. Выращивание ранних овощных культур в ЧР (способы выращивания, сроки по-сева/посадки и другие приемы ускорения роста и развития).

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
Темы докладов

1. Капуста белокочанная.

2. Капуста цветная.

3. Капуста брюссельская.

4. Кормовая свекла.

5. Морковь.

6. Репа.

7. Редис.

8. Лук батун.

9. Лук репчатый.

10. Укроп.

11. Сельдерей.

12.Петрушка.

13. Томаты.

14. Огурцы.

15. Кабачки.

16. Чеснок.

17. Арбуз.

18. Патиссоны

19.Перец.

Вопросы на оценку понимания/умений

1. Перечислите однолетние овощные культуры, относящиеся к семейству капустные и сельдерейные.

2. Назовите продуктовые органы различных видов и разновидностей капустных растений.

3. Перечислите салатные овощные культуры.

4. Перечислите пряно-вкусовые овощные растения.

5. Перечислите культуры, у которых в качестве продуктового органа используются черешки листьев.

6. Перечислите культуры, у которых в качестве продуктового органа используются незрелые плоды.

7. Перечислить овощные культуры, размножаемые плодами и частями плодов.

8. Почему всходы свеклы появляются пучками.

9. Назовите культуры, размножаемые вегетативными органами.

10. Назовите ботаническое название семенного материала свеклы, моркови, салата, ревеня, редиса.

11. По каким признакам можно отличить семена моркови от петрушки, капусты от брюквы, редиса от редьки.

12. Что из себя представляет кочан, стеблеплод и головка цветной капусты и как они формируются?

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
13. Как называются соцветия, и плоды капусты?

14. Назовите внешние отличия белокочанной, савойской и краснокочанной капусты.

15. Назовите рекомендованные сорта белокочанной капусты для выращивания на раннюю продукцию, квашения и зимнего использования.

16. Какие части различают у корнеплодов и из каких частей всходов они формируются?

17. Почему корнеплоды некоторых культур полностью погружены в почву, а у других развиваются над поверхностью земли?

18. Можно ли резать маточные корнеплоды моркови и свеклы перед высадкой?

19. По каким признакам можно определить растения брюквы от репы, редиса и редьки?

20. Перечислите районированные сорта столовых корнеплодов?

21.Что из себя представляет луковица и как она формируется?

22.По каким признакам определяют настоящую и ложную луковицу?

23.Что называется донцем и пяткой луковицы?

24.Что такое севок и выборок? Укажите их размеры и назначение.

25.Почему вегетативно размножаемые сорта луковицы хранят в теплом помещении и сажают позже картофеля?

26.Как формируется луковица чеснока и почему она называется сложной.

27.Что такое однозубка и какими способами ее можно получить

28. Какие типы кустов томата различают и в чем их различие?

29. Какие типы листьев томата бывают и как их различают?

30. Назовите ботаническое название плодов томата, перца, баклажана, физалиса и когда наступает их техническая спелость.

31. Перечислите рекомендованные сорта томата для открытого и защищенного грунта.

32. Назовите окраску плодов пасленовых культур в фазу технической и биологической спелости.

33. Назовите тыквенные овощные культуры, имеющие длинные стелющиеся и короткие кустовидные стебли.

34. Назовите тыквенные культуры, у которых в пищу используются незрелые плоды. Когда наступает их техническая спелость?

35. Какие огурцы лучше брать для солки, с толстой и или тонкой кожурой, с белым или черным опушением? Перечислите хорошие засолочные сорта огурца.

36. Что это за понятие «тип опушения» завязи огурца, какие типы различают?

37. Какие признаки семенников рассматривают при апробации сортов огурца?

38. Чем отличаются партенокарпические сорта огурца от непартенокарпических и ка-кое практическое значение это имеет?

39. Объясните способ получения семян гибридов огурца в производстве.

40.Почему в севообороте одни и те же культуры не должны возвращаться на прежнее место ранее чем через 4 – 4 года?

41.Какие овощные культуры лучше размещать по свежему навозу?

42.В каких хозяйствах вводят специальные овощные севообороты и где их размещают?

43.В каких хозяйствах вводят полевые севообороты с ведущей овощной культурой?

44.Приведите примеры размещения повторных культур в припарниковых севооборотах?

45.Дайте обоснование срока посева или посадки культуры в открытый грунт.

46.Дайте характеристику культуре-предшественнику, указанной в задании.

47.Назовите схему размещения растений и норму высева семян или оптимальное количество растений в 1 га, обеспечивающие получение высокого и качественного урожая.

48.Назовите марку сеялки или рассадопосадочной машины, позволяющей размещать растения по выбранной схеме.

49.Назовите основных вредителей и болезни выращиваемой культуры, сроки и условия их появления, а также меры борьбы с ними.

50.Каким способом убираете культуру и чем обусловлен выбранный вами срок уборки урожая?

Вопросы к практическим занятиям

1. Предмет и задачи овощеводства как науки и отрасли сельского хозяйства. История развития овощеводства.

2. Роль  выдающихся овощеводов в развитии научных основ овощеводства.

3. Как изменилось размещение овощеводства за последние годы? Освоение новых районов; овощеводства.

4. Значение овощей в питании. Какие овощи наиболее ценны по содержанию углеводов, белков, витаминов, минеральных солей? Лечебное значение овощей. Научно обоснованная норма годового потребления овощей на душу населения. Почему необходимо расширять ассортимент овощей?

5. Опишите принадлежность овощных растений к ботаническим семействам.

6. Продуктовые органы у овощных растения. Классификация.

7. Какие овощные растения относятся к однолетним, двулетним, многолетним? Опишите последовательность их роста и развития.

8. Продолжительность вегетационного периода при культуре различных овощей. Какими методами пользуются овощеводы, чтобы сократить его при выращивании в от-крытом грунте? Дайте определение понятиям «вегетационный период» и «период вегетации».

9. Деление овощных растений по требовательности  к теплу на пять групп. Какие агротехнические мероприятия повышают холодостойкость рассады?

10. Какие овощные растения называют холодостойкими? В чем это проявляется. Приведите примеры холодоустойчивых растений.

11. Какие овощные растения называют требовательными к теплу? В чем это про-является? Приведите примеры.

12. Какие агротехнические приемы применяют при выращивании теплотребовательных растений в нашей зоне?

 
Оснащенность
 
13. Источники углекислого газа в открытом грунте. Пути регулирования его со-держания в почве и воздухе.

14. Воздушно-газовый режим в теплицах. Способы его регулирования. Как прово-дят подкормку углекислым газом в теплицах?

15. Отношение овощных культур к влажности почвы и воздуха в разные периоды жизни.

16. Реакция овощных растений на органические и минеральные удобрения. Сроки и способы внесения удобрений.

17. Период покоя у различных овощных растений.

18. Реакция овощных растений на газы, загрязняющие атмосферу.

19. Характеристика светопрозрачных материалов - стекла, пленки и стеклопластиков.

20. Виды топлива при обогреве крупного тепличного комбината. Использование природных горячих источников в защищенном грунте.

21. Принципы планирования и структуры тепличных комбинатов.

22. Классификация и типы культивационных сооружений (утепленный грунт, парники, теплицы).

23. Устройство, назначение, и эксплуатация зимних теплиц. Нарисуйте поперечный разрез ангарной теплицы.

24. Устройство, районирование и эксплуатация блочных теплиц. Нарисуйте их поперечный разрез.

25. Устройство, районирование, назначение и эксплуатация весенних теплиц. На-рисуйте их поперечный разрез.

26. Характеристика малогабаритных пленочных укрытий и утепленного грунта.

27. Способы обогрева теплиц (обогрев почвы и воздуха).

28. Какие факторы климата учитываются при выборе видов и типов сооружений защищенного грунта? Значение зонирования территории по сумме ФАР при выборе культивационных сооружений и составлении культурооборотов.

29. Искусственные тепличные грунты и поддержание их плодородия. Состав тепличного грунта.

30. Особенности выращивания овощных растений на гидропонике и ее разновидности.

31. Виды полимерной пленки, используемые в овощеводстве и требования к ним.

32. Метод рассады и его значение в овощеводстве. Основные технологические приемы выращивания рассады овощных культур для открытого грунта (подготовка се-мян, способ, сроки и место выращивания, уход, показатели качественной рассады). Рас-сада капусты, томата.

33. Что такое «забег»? Влияние возраста и условий выращивания рассады на его величину.

34. Рассаду каких овощных культур необходимо выращивать в питательных куби-ках горшочках? Состав смеси для их изготовления.

35. Подготовка рассады к высадке. Способы посадки рассады.

36. Выращивание рассады для различных типов защищенного грунта.

37. Сроки и способы выращивания рассады для зимних теплиц.

38. Где, когда и как выращивают рассаду для весенних теплиц и утепленного грунта.

39. Сроки выращивания рассады для открытого грунта. Рассаду каких культур выращивают под пленочными укрытиями и холодных рассадниках? Пути удешевления производства рассады.

40. Особенности питания овощных растений в защищенном грунте. Состав почвосмесей. Способы, сроки и дозы внесения удобрений.

41. Общие технологические приемы выращивания овощных культур в защищен-ном грунте  (подготовительные работы, посев-посадка, уход, заключительные работы).

42. Сущность метода прищипки. Для каких культур применяют прищипку? Особенности формирования огуречного растения в защищенном грунте.

43. Сущность пасынкования. Какие культуры пасынкуют?

44. Использование пчел в овощеводстве открытого и защищенного грунта.

45. Принцип построения, порядок составления и агроэкономическая оценка культурооборотов в теплицах.

46. Выращивание редиса, салата и укропа в теплицах.

47. Схемы посадки и площади питания в теплицах для различных сортов и гибри-дов огурца и томата.

48. Способы подготовки семян к посеву. Перечислите, для каких культур и какие способы целесообразно применять в вашем районе.

49. Деление семян овощных растений по величине; глубина их заделки. Значение калибровки семян и отбора по удельному весу.

50. Оптимальные сроки посева теплотребовательных и холодостойких культур.

51. Подзимние посевы. Назначение, особенности агротехники и выращиваемые культуры.

52. Уплотнение основной культуры, повторные посевы и посадки в открытом грунте. Объясните значение и дайте примеры схем применения с учетом механизации.

53. Кулисные посевы и посадки. Объясните значение и дайте примеры схем их размещения с учетом механизации.

54. Формы поверхности пашни, применяемые в овощеводстве открытого грунта.

55. Осенняя обработка почвы для основных овощных культур. Особенности обработки почвы на поймах.

56. Весенняя обработка почвы для овощных культур.

57. Схемы посева и посадки, площади питания для овощных культур в открытом грунте.

58. Общие приемы ухода за овощными растениями. Борьба с коркой и сорняками. Использование гербицидов (способы, сроки и дозы внесения).

59. Виды подкормок (органические, минеральные). Подкормки корневые и вне-корневые (способы, сроки и дозы внесения).

60. Использование удобрений в овощеводстве открытого грунта.

61. Для каких овощных растений, и в какие сроки необходимо применять мульчирование? Его значение.

62.Значение и способы орошения, применяемые в овощеводстве.

63. Влияние сроков и способов уборки на величину и качество урожая.

64. Принципы чередования овощных культур в севообороте.

65. Биологическая характеристика и агротехника раннеспелой капусты (посадка, уход, уборка).

 
Оснащенность
 
66. Биологическая характеристика и агротехника среднеспелой капусты при выращивании рассадой и безрассадным способом.

67. Биологическая характеристика и агротехника позднеспелой капусты (посадка, уход, уборка).

68. Особенности агротехники цветной капусты.

69. Доращивание цветной и брюссельской капусты.

70. Биологическая характеристика и агротехника моркови (посев, уход, уборка).

71. Биологическая характеристика и агротехника столовой свеклы (посев, уход, уборка).

72. Биологическая характеристика и агротехника редиса.

73. Особенности агротехники редиса в пленочных укрытиях.

74. Выгонка и доращивание корнеплодов в защищенном грунте.

75. Биологическая характеристика и агротехника лука репчатого при посеве семенами и методом рассады (посев, посадка, уход, уборка).

76. Технология выращивания севка лука репчатого; способы и режим хранения севка и лука-выборка.

77. Биологическая характеристика и агротехника лука репчатого из севка. Особен-ности его семеноводства.

78. Выгонка лука на зелень в защищенном и открытом грунте. Особенности при различной длине светового дня.

79. Особенности культуры хрена.

80. Биологическая характеристика и агротехника многолетних луков.

81. Биологическая характеристика и агротехника чеснока.

82. Биологическая характеристика и особенности агротехники однолетних листовых (зеленных) культур в открытом грунте: салат, шпинат, укроп (посев, уход, уборка).

83. Использование зеленных культур в качестве «указателей» в открытом грунте и уплотнителей в защищенном грунте.

84. Биологическая характеристика и агротехника раннего томата при выращивании рассадным способом в открытом грунте. Приемы механизации (посадка, уход, уборка).

85. Особенности агротехники томата в утепленном грунте (посадка, уход, заключительные работы).

86. Биологическая характеристика и особенности агротехники томата в теплицах (посадка, уход, заключительные работы) .

87. Особенности культуры томата на малообъемной гидропонике в зимних теплицах.

88. Биологическая характеристика и агротехника огурца в открытом грунте. Приемы механизации (посев, посадка, уход, уборка). Получение ранней продукции.

89. Биологическая характеристика и особенности агротехники огурца в утеплен-ном грунте.

90. Биологическая характеристика и особенности агротехники огурца в весенних и зимних теплицах.

91. Способы формирования огуречного растения в различных видах защищенного грунта.

92. Биологическая характеристика и агротехника щавеля и ревеня.

93. Пути увеличения производства внесезонных овощей.

94. Пути повышения экономической эффективности производства овощей в защищенном грунте.

95. Пути снижения себестоимости овощей. Приведите примеры. Товарная обработка овощей и государственные стандарты на овощную продукцию.

96. Роль специализированных овощеводческих хозяйств в организации круглогодового снабжения овощами крупных городов и промышленных центров.

97. Роль ученого агронома-полевода в постановке производственных и научных опытов по овощеводству в хозяйстве.

98. Основы интенсивной технологии выращивания овощных культур.

99. Значение и особенности выращивания малораспространенных и пряно ароматических овощных культур.

100. Выращивание ранних овощных культур в ЧР (способы выращивания, сроки посева/посадки и другие приемы ускорения роста и развития).

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Котов В. П., Адрицкая Н. А., Пуць Н. М., Котов В. П., Адрицкая Н. А.
Овощеводство: учебное пособие
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Тараканов Г. И., Мухин В. Д., Шуин К. А., Борисов Н. В., Климов В. В., Тараканов Г. И., Мухин В. Д.
Овощеводство: учебник для вузов
М.: КолосС, 2002
45
 
Л2.2
Осипова Г. С.
Овощеводство защищенного грунта: учебное пособие
СПб.: Проспект науки, 2017
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
 
Оснащенность
 
6.3.1.2
MozillaThinderbird
6.3.1.3
ОС Windows 7
6.3.1.4
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.5
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.6
MozillaFirefox
6.3.1.7
ОС Windows 10
6.3.1.8
ОС Windows 8
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
Лек
 
116
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core,  интерактивная доска) и учебно-наглядные пособия, столы ученические (12 шт.), стулья (24 шт.), шкафы со специальным оборудованием (муляжи  плодово-ягодных культур и овощей)
Лаб
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями, практическими  и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного   форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Овощеводство» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным, практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно 

 
Оснащенность
 
соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные и практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному и практическому занятиям  выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных и практических занятиях решаются конкретные задачи по наследственности и изменчивости, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторные и практические занятия заканчиваются подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из тематической литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов. 

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________