(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Агробизнес
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Агробизнес, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
2. Основоположники отечественной селекции, значение их работ для становления науки.
3. Понятие о селекции, методы селекции
4. Основные направления селекции.
5. Основные направления и достижения отечественной селекции по созданию сортов зерновых и зернобобовых культур.
6. Сорт, его признаки и свойства.
7. Классификация сортов по способу их создания.
8. Требования, предъявляемые к сорту производством
9. Учение Н.И.Вавилова о закономерностях в наследственной изменчивости и географических центрах происхождения культурных растений
10. Понятие об исходном материале, его классификация.
11. Интродукция и ее практическое значение.
12. Создание, изучение и использование мирового генофонда растений
13. Понятия «сорт», «гетерозисный гибрид», их значение для сельскохозяйственного производства.
14. Гибридизация как основной метод создания исходного материала.
15. Принципы подбора родительских пар для скрещивания.
16. Методика и техника гибридизации.
17. Типы скрещиваний.
18. Отдаленная гибридизация, ее цели и задачи.
19. Достижения и перспективы отдаленной гибридизации.
20. Мутагенез в селекции растений.
21. Роль мутаций в селекции.
22. Достижения и проблемы мутантной селекции.
23. Типы полиплоидии и классификация полиплоидов.
25. Использование полиплоидии в селекции растений.
26. Теоретические основы отбора.
27. Общие принципы отбора, его виды
28. Методы оценки селекционного материала.
29. Типы гетерозисных гибридов.
30. Понятие о гетерозисе, его значение. Типы гетерозиса.
31. Мужская стерильность и ее использование в селекции растений. Типы ЦМС.
32. Этапы селекционного процесса.
33. Виды селекционных посевов и их назначение.
34. Организация селекционного процесса.
35. Структура государственной сортоиспытательной сети.
36. Государственная комиссия по сортоиспытанию и охране селекционных достижений, ее структура и задачи.
37. Методика и виды государственного сортоиспытания.
38. Включение сортов в Государственный реестр селекционных достижений.
39. Задачи государственного сортоиспытания.
40. Охрана селекционных достижений.
41. Порядок включения новых сортов и гибридов в сортоиспытание.
42. Методы ускорения селекционного процесса.
43. Использование методов биотехнологии в селекции растений.
44. Семеноводство – как наука и отрасль сельскохозяйственного производства.
45. Проблемы и перспективы развития и законодательная основа семеноводства в России.
46. История развития семеноводства в стране.
47. Отбор в семеноводстве, его виды и направленность.
48. Мероприятия по сохранению чистосортности у самоопыляющихся и перекрестноопыляющихся семян.
49. Причины ухудшения сортовых качеств в процессе репродуцирования.
50. Система семеноводства зерновых культур.
51. Система семеноводства картофеля.
52. Трудности отдаленной гибридизации, пути их преодоления.
53. Способы получения и выделения мутантных форм.
54. Техника получения и выделения полиплоидов.
55. Схема и техника проведения массового отбора у перекрестноопыляющихся культур.
56. Схема и техника проведения индивидуального отбора у самоопыляющихся культур.
57. Схема и техника проведения индивидуального отбора у перекрестноопыляющихся культур.
58. Селекционные основы методов педигри и пересева.
59. Селекционные основы клонового отбора.
60. Оценка селекционного материала на скороспелость, продуктивность и урожайность.
61. Оценка селекционного материала на зимостойкость.
62. Оценка селекционного материала на устойчивость к болезням и вредителям.
63. Оценка селекционного материала по качеству продукции.
64. Оценка селекционного материала на засухоустойчивость.
65. Оценка селекционного материала в связи с механизацией и возделывания и уборки урожая.
66. Способы получения гибридных семян.
67. Создание самоопыленных линий и испытание их на комбинационную способность.
68. Техника селекционного процесса.
69. Качества семян и факторы, влияющие на них.
70. Сортовые и посевные качества семян. Категории семян.
71. Фонды семян, их размеры и условия хранения.
72. Значение сортосмены, сроки проведения.
73. Принципы и сроки проведения сортообновления.
74. Семенной контроль.
75. Сортовой контроль.
76. Планирование семеноводства в хозяйствах.
77. Схема и методика производства семян элиты зерновых и зернобобовых культур.
78. Схема и методика производства элиты картофеля.
79. Производство семян элиты многолетних трав.
80. Приемы ускоренного размножения семян.
81. Особенности агротехники семенных посевов.
82. Агротехнические основы уборки семеноводческих посевов, пути снижения травмированности семян.
83. Послеуборочная обработка семян.
84. Хранение семенного материала.
1. Основоположники отечественной селекции и выдающиеся отечественные селекционеры.
3. Основные направления и достижения отечественной селекции по созданию новых сортов с.-х. культур.
4. История развития семеноводства в стране.
5. Пути улучшения состояния семеноводства для конкретного хозяйства.
Образцы тестовых заданий
1.Расставтьте в правильном порядке этапы развития селекции:
1.Научная селекция
2.Народная селекция
3.Примитивная селекция
4.Промышленная селекции
2.Что сыграло решающую роль в возникновении научной селекции?
1.Эволюционное учение Ч.Дарвина
2.Открытия в области ботаники и зоологии
3.Развитие капитализма
4.Оранизация селекционных фирм
3.Селекция как отрасль занимается:
1.Разработкой методов создания сортов и гетерозисных гибридов
2.Созданием сортов и гетерозисных гибридов
3.Разработкой методов получения исходного материала
4.Созданием исходного материала для селекции
4. Какой селекционер занимался селекцией сахарной свеклы?
1. Лукьяненко П.П.
2. Мазлумов А.Л.
3. Пустовойт В.С.
4. Ремесло В.Н.
5. Принудительное самоопыление или скрещивание между родственными особями перекрестноопыляющихся растений называется:
1. Полиплоидия
2. Гибридизация
3. Мутагенез
4. Инбрединг
6.Правильная схема экологической внутривидовой классификации культурных растений:
1.Вид – экотип – разновидность – сорт
2.Вид- разновидность – экотип – сорт
3.Вид – сорт – экотип
4.Вид – экотип-сорт-разновидность
7.Пернос растительных форм с одного региона в другие регионы:
1.Инбридинг
2.Аутбридинг
3.Интродукция
4.Интрогрессия
8.Сколько центров происхождения культурных растений установил Н.И.Вавилов?
1.12
2.6
3.10
4.8
9.Установите соответствие между названием метода отбора и его содержанием:
Название Содержание
1.Метод парных элит А.Изолируют потомство 5-6 сходных по морфологическим признакам элитных растений и предоставляют свободно переопыляться
2.Метод половинок Б.Изолируют потомство двух сходных по морфологическим признакам элит, обеспечивают перопыление между ними. Объединяют семена отобранных семей.
3.Индивидуально-семейный В.Одну часть семян элитных растений высевают, другую хранят. Отобранные после браковки номера высевают для дальнейшей оценки, используя сохоаненную часть семян
4.Семейно-групповой Г.Изолируют потомство только одного элитного растения, обеспечивают переопыление только внутри семьи
10. При каком методе проводят многократный индивидуальный отбор с постоянной проверкой отбираемых растений по потомству?
1. Метод педигри
2. Метод половинок
3. Метод пересева
4. Рекуррентный отбор
11.Расположите в правильной последовательности этапы операции при кастрации пшеницы:
1.Удаление пыльников
2.Подрезание верхушки колосковых и цветковых чешуй
3.Удаление недоразвитых колосков в нижней и верхней части колоса
12. Какой из принципов подбора родительских пар для скрещивания впервые применил И.В.Мичурин?
1. Эколого-географический
2. По элементам продуктивности
3. По продолжительности отдельных фаз вегетации
4. На основе различий устойчивости сортов к заболеваниям?
13. При каких скрещиваниях каждый из двух родительских компонентов используют в одном случае в качестве материнской, во втором – отцовской?
1. Реципрокные
2. Диаллельных
3. Топкроссов
4. Ступенчатых
14. Какие скрещивания относятся к группе однократных скрещиваний?
1.Реципрокные
2.Возвратные
3.Межгибридные
4.Циклические
15.Способ преодоления неспособности гибридных семян к прорастанию:
1.Вегетативное сближение скрещиваемых форм
2.Изменение уровня плоидности у родителей
3.Использование возвратных скрещиваний
4.Выращивание недоразвитых зародышей на искусственных питательных средах
16. К межвидовым гибридам относятся:
1. Куузику
2. Тритикале
3. Тургидные пшеницы
4. Пшенично-пырейные гибриды
17.Методы преодоления стерильности гибридов первого поколения при отдаленной гибридизации:
1.Укаричивание столбиков
2.Реципрокное скрещивание
3.Возвратное скрещивание
4.Обработка колхицином
18.Виды мутаций по характеру изменения генетического материала клетки, используемые в селекции растений:
1.Репродуктивные
2.Доминантные
3.Хромосомные
4.Соматические
5.Геномные
6.Рецессивные
7.Генные
19.Для индуцирования мутаций у растений с помощью ультрафиолетового излучения целесообразно обрабатывать:
1.Семена
2.Клубни
3.Пыльцу
4.Листья
20.Установите соответствие между названием типа геномных мутаций с его содержанием:
Название Содержание
1.Автополиплоиды А.Организмы с некратным гаплоидному набору изменением числа хромосом
2.Аллополиплоиды Б.Организмы с кратным увеличением чила хромосом одного и того же вида
3.Анеуплоиды В.Организмы с кратным увеличением числа хромосом разных видов
21.Организмы, полученные путем кратного уменьшения основного числа хромосом, называются:
1.Диплоиды
2.Анизоплоиды
3.Гаплоиды
4.Анеуплоиды
22. Гетерозис, характеризующийся более высоким выходом семенной продуктивности, называется:
1. Соматический
2. Репродуктивный
3. Адаптивный
23.Основные типы цитоплазматической мужской стерильности у кукурузы:
1.Техасский
2.Молдавский
3.Парагвайский
4.Боливийский
24.Основной способ получения семян гетерозисных гибридов кукурузы:
1.Ручная кастрация
2.ЦМС
4.Использование маркерных признаков
25. К первичным звеньям семеноводства относятся:
1.Питомник испытания потомств 1-го года
2.Питомник испытания потомств 2-го года
3.Питомник испытания потомств 1-го и 2-го года
4.Питомник испытания потомств 1-го и 2-го года, питомники размножения 1-4 годов
5.Питомник испытания потомств 1-ого и 2-ого года, питомники размножения 1-4 годов, суперэлита
26. Первичное семеноводство картофеля включает:
1.Питомник сохранения сорта, предварительное размножени, суперэлита
2.Питомник отбора, питомники испытания клонов 1-2 года, питомник супер-суперэлиты
3.Питомник отбора, питомники испытания клонов 1-2 года, питомник суперэлиты
4.Питомники испытания клонов 1-2 года, питомник суперэлиты
27. Нормы страховых фондов семян зерновых культур на этапах первичного семеноводства, %:
1.25-30
2.50
3.75
4.100
28. Основной метод определения сортовой чистоты:
1.Изучение сортовых документов
2.Апробация посевов
3.Визуальный осмотр посевов
4.Грунтовой контроль
29. Государственный сортовой контроль осуществляет:
1.Апробационная комиссия
2.Россельхозцентр
3.Работники НИИ
4.Оригинаторы сорта
30.Период, в течение которого семена могут находиться в обороте после исключения сорта из Государственного реестра:
1. 3 года
2. 5 лет
3. 2 года
4. Сразу исключают из оборота
Система знаний по дисциплине «Основы селекции и семеноводства» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу,
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются особенности методов селекции и семеноводства сельскохозяйственных культурах. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать лабораторные и практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному и практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных и практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное и практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из тематической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Основы селекции и семеноводства», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
При изучении дисциплины «Основы селекции и семеноводства» следует усвоить:
- основные методы селекции;
- схему и методику селекционного процесса;
- систему семеноводства основных полевых культур;
- схему производства семян элиты основных полевых культур.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году