2024-2025_35_03_04_24-1 Агрономия_АБ_plx_Ягодоводство
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Иванова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.01.06
Ягодоводство
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Агробизнес

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Димитриев В.Л.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Ягодоводство" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Агробизнес, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Формирование знаний и умений по биологии и агротехнике ягодных растений.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
2.1.4
2.1.5
2.1.6
Земледелие
2.1.7
Растениеводство
2.1.8
Учебная практика, технологическая практика
2.1.9
Хранение и переработка продукции растениеводства
2.1.10
Агрохимия
2.1.11
Геодезия с основами землеустройства
2.1.12
Овощеводство
2.1.13
Плодоводство
2.1.14
Почвоведение с основами географии почв
2.1.15
Учебная практика, ознакомительная практика
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Агробизнес
 
2.2.2
Кормопроизводство и луговодство 
 
2.2.3
Основы селекции и семеноводства 
 
2.2.4
Программирование урожаев
 
2.2.5
Государственное сортоиспытание и охрана селекционных достижений
 
2.2.6
Коноплеводство
 
2.2.7
Овощеводство защищенного грунта
 
2.2.8
Питомниководство плодово-ягодных культур
 
2.2.9
Технические и крупяные культуры
 
2.2.10
Хмелеводство
 
2.2.11
Картофелеводство
 
2.2.12
Системы земледелия
 
2.2.13
Сортоведение и апробация сельскохозяйственных культур
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-7. Способен осуществлять контроль за качеством производимой продукции растениеводства при ее хранении и реализации
 
ПК-7.1 Осуществляет контроль за качеством производимой продукции растениеводства при ее хранении
 
 
 
ПК-7.2 Осуществляет контроль за качеством производимой продукции растениеводства при ее реализации
 
 
 
ПК-12. Способен установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования
 
ПК-12.1 Устанавливает соответствие агроладшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур 
 
 
 
ПК-12.2 Планирует размещение сельскохозяйственных культур по территории землепользования
 
 
 
ПК-13. Способен обосновать выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия
 
ПК-13.1 Обосновывает выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона
 
 
 
ПК-13.2 Обосновывает выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретного уровня интенсификации земледелия
 
 
 
ПК-15. Способен осуществить расчет доз органических и минеральных удобрений на планируемый урожай, организовать подготовку и применение их под сельскохозяйственные культуры
 
Оснащенность
 
ПК-15.1 Осуществляет расчет доз органических и минеральных удобрений на планируемый урожай сельскохозяйственных культур
 
 
 
ПК-15.2 Организует подготовку и применение органических и минеральных удобрений под сельскохозяйственные культуры
 
 
 
ПК-19. Способен организовать  уборку урожая, первичную обработку растениеводческой продукции и закладку ее на хранение
 
ПК-19.1 Организует уборку урожая растениеводческой продукции
 
 
 
ПК-19.2 Организует  первичную обработку растениеводческой продукции и закладку ее на хранение
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
морфологические признаки и биологические особенности различных ягодных культур. Факторы внешней среды, оказывающие воздействие на ягодные растения. Сортимент и ассортимент ягодных культур для конкретного  региона. Почвенно-климатические условия и уровень  интенсификации земледелия в регионе. Значение органических и минеральных удобрений при возделывании ягодных культур. Технологию внесения различных видов удобрений. Основные типы севооборотов с ягодными культурами и долю ягодных культур в них. Способы и  сроки посадки ягодных культур, технологии  ухода в зависимости от способа, сроков и места выращивания. Способы и сроки уборки урожая ягодных культур в зависимости от назначения продукции. Значение первичной обработки продукции при хранении. Стандарты на продукцию
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
распознавать основные ягодные культуры, возделываемые в нашем регионе, оценивать их физиологическое состояние и качество. Подбирать культуры и сорта ягодных культур с учетом конкретных почвенно-климатических условий и уровня интенсификации земледелия в регионе. Уметь рассчитать дозы органических и минеральных удобрений под различные ягодные культуры с учетом типа и уровня плодородия почвы, влагообеспеченности, требовательности растений к удобрениям и фазы роста и развития. Составлять севообороты с ягодными культурами. Обосновать состав и долю ягодных культур в севообороте
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
владения методами  распознавания ягодных культур по морфологическим признакам, методами оценки их физиологического состояния. Составления сортимента и ассортимента ягодных культур для конкретного региона с учетом уровня интенсификации региона. Навыками расчета доз органических и минеральных удобрений на планируемый урожай с учетом почвенно-климатических условий и требовательности растений к минеральному питанию. Навыками составления севооборотов  с ягодными культурами. Навыками посева/посадки ягодных культур, ухода за ними в зависимости от сроков, способов, места выращивания и назначения продукции. Навыками уборки урожая различных культур, первичной обработки и закладки ее на хранение или дальнейшего использования
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Биологические особенности ягодных растений

 
Значение, происхождение и распространение ягодных культур /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
0
0
 
Видовая и сортовая характеристика смородины. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
0
устный опрос, тестирование, выполнение задания, работа в СДО
0
 
Оснащенность
 
Значение, происхождение и распространение ягодных культур /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
0
тестирование, выполнение задания, работа в СДО
0
 
Особенности роста и развития ягодных растений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
0
0
 
Видовая и сортовая характеристика крыжовника /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
0
устный опрос, тестирование, выполнение задания, работа в СДО
0
 
Особенности роста и развития ягодных растений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
0
тестирование, выполнение задания, работа в СДО
0
 
Агротехника смородины и крыжовника /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
0
0
 
Видовая и сортовая характеристика малины /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
0
устный опрос, тестирование, выполнение задания, работа в СДО
0
 
Оснащенность
 
Агротехника смородины и крыжовника /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
0
тестирование, выполнение задания, работа в СДО
0
 
Агротехника малины и ежевики /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
2
проблемная лекция
0
 
Агротехника малины и ежевиеи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
0
тестирование, выполнение задания, работа в СДО
0
 
Агротехника земляники /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
2
проблемная лекция
0
 
Видовая и сортовая характеристика земляники /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
0
устный опрос, тестирование, выполнение задания, работа в СДО
0
 
Агротехника земляники /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
0
тестирование, выполнение задания, работа в СДО
0
 
Оснащенность
 
Особенности выращивания малораспространенных ягодных культур /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
0
0
 
Закономерности роста и плодоношения малораспространенных ягодных культур /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
2
учебная дискуссия
0
 
Особенности выращивания малораспространенных ягодных культур /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
0
тестирование, выполнение задания, работа в СДО
0
 
Составление агротехнического плана по закладке и уходу за насаждениями смородины и крыжовника /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
0
устный опрос, тестирование, выполнение задания, работа в СДО
0
 
Составление агротехнического плана по закладке и уходу за насаждениями малины /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
0
устный опрос, тестирование, выполнение задания, работа в СДО
0
 
Составление агротехнического плана по закладке и уходу за насаждениями земляники /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
2
учебная дискуссия
0
 
Оснащенность
 
Составление агротехнического плана по закладке и уходу за насаждениями малораспространенных ягодных культур /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
0
устный опрос, тестирование, выполнение задания, работа в СДО
0
 
 
Раздел 2. Контроль

 
Зачет /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-15.1 ПК-15.2 ПК-19.1 ПК-19.2 ПК-7.1 ПК-7.2
5
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Ягодоводство как отрасль сельского хозяйства.

2. Диетическое и лечебное значение ягодных культур.

3. Происхождение и распространение ягодных культур.

4. Требования к условиям внешней среды ягодных растений.

5. Районированные и перспективные сорта ягодных культур в Чувашии.

6. Морфологические и биологические особенности земляники и клубники.

7. Морфологические и биологические особенности малины и ежевики.

8. Морфологические и биологические особенности смородины и крыжовника.

9. Особенности производства рассады земляники"фриго".

10. Технология возделывания смородины и крыжовника.

11. Технология возделывания малины.

12. Особенности выращивания ремонтантных сортов малины.

13. Традиционная технология производства земляники.

14. Однолетняя культура земляники.

15. Значение, биологические особенности и возделывание жимолости.

16. Значение, биологические особенности и возделывание голубики.

17. Значение, биологические особенности и возделывание клюквы.

18. Значение, биологические особенности и возделывание брусники.

19. Значение, биологические особенности и возделывание шиповника.

20. Значение, биологические особенности и возделывание лимонника.

21. Значение, биологические особенности и возделывание актинидии.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрено.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено.
 
Тематика рефератов

1. Ягодоводство как отрасль сельского хозяйства.

2. Диетическое и лечебное значение ягодных культур.

3. Происхождение и распространение ягодных культур.

4. Требования к условиям внешней среды ягодных растений.

5. Районированные и перспективные сорта ягодных культур в Чувашии.

6. Морфологические и биологические особенности земляники и клубники.

7. Морфологические и биологические особенности малины и ежевики.

8. Морфологические и биологические особенности смородины и крыжовника.

9. Особенности производства рассады земляники"фриго".

10. Технология возделывания смородины и крыжовника.

11. Технология возделывания малины.

12. Особенности выращивания ремонтантных сортов малины.

13. Традиционная технология производства земляники.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
14. Однолетняя культура земляники.

15. Значение, биологические особенности и возделывание жимолости.

16. Значение, биологические особенности и возделывание голубики.

17. Значение, биологические особенности и возделывание клюквы.

18. Значение, биологические особенности и возделывание брусники.

19. Значение, биологические особенности и возделывание шиповника.

20. Значение, биологические особенности и возделывание лимонника.

21. Значение, биологические особенности и возделывание актинидии.

Вопросы на оценку понимания/умений

1.Какиеэлементыминеральногопитаниясодержатсявягодахвоптимальномсоотношении?

2. На основе какого признака растения включают в группу ягодных?

3. К какой жизненной форме относятся ягодные растения?

4. Какая работа в ягодоводстве самая напряженная и трудоемкая?

5. Что требует особого внимания к созданию маточных насаждений ягодных культур и оздоровлению исходного посадочного материала?

6. От чего зависит доля ягод в структуре плодово-ягодной продукции?

7. В каких хозяйствах целесообразно организовать реализацию ягод самосбором?

8. Каково оптимальное расстояние для размещения ягодных плантаций в пригородах крупных городов?

9. За что ценятся черная, красная, белая, золотистая смородина и крыжовник?

10. Какова должна быть глубина грунтовых вод на плантации черной смородины?

11. Когда оптимальный срок посадки смородины и крыжовника?

12. Сколько ветвей должны иметь сформированные кусты смородины черной?

13. Чем обусловлен постоянный и высокий спрос населения на свежие ягоды и продукты переработки земляники?

14. Какие недостатки имеются у земляники?

15. Почему для земляники нежелателен южный склон?

16. После каких культур нельзя размещать землянику?

17. Какую породу не рекомендуется включать в защитные лесонасаждения вокруг плантаций земляники?

Вопросы к лабораторным занятиям

Часть1.

1. Какие элементы минерального питания содержатся в ягодах в опти-мальном соотношении?

2. На основе какого признака растения включают в группу ягодных?

3. К какой жизненной форме относятся ягодные растения?

4. Какая работа в ягодоводстве самая напряженная и трудоемкая?

5. Что требует особого внимания к созданию маточных насаждений ягодных культур и оздоровлению исходного посадочного материала?

6. От чего зависит доля ягод в структуре плодово-ягодной продукции?

7. В каких хозяйствах целесообразно организовать реализацию ягод самосбором?

8. Каково оптимальное расстояние для размещения ягодных плантаций в пригородах крупных городов?

Часть2.

1. Как влияют на урожайность израстание на малине и реверсия на смородине?

2. Какой способ снижения вредоносности вирусных и микоплазменных заболеваний наиболее эффективный?

3. Какими методами проводят оздоровление растений от вирусов, микоплазм и других трудноискоренимых вредителей и болезней?

4. Как называется прием предварительной подготовки маточных растений к зеленому черенкованию, заключающийся в укрытии их светопрозрачной пленкой в ранневесенний период?

5. В чем преимущества цеолитового субстрата перед традиционным при зеленом черенковании?

Часть 3

1. З а что ценятся черная, красная, белая, золотистая смородина и крыжовник?

2. Какова должна быть глубина грунтовых вод на плантации черной смородины?

3. Когда оптимальный срок посадки смородины и крыжовника?

4. Сколько ветвей должны иметь сформированные кусты смородины черной?

5. Какие удобрения нежелательно вносить под черную смородину?

Часть 4.

1. Какие недостатки малины затрудняют ее культуру?

2. Какие почвы являются лучшими для малины?

3. Когда проводят посадку малины? Сколько однолетних стеблей должно быть на 1 м погонной длины ряда?

4. Когда проводят мульчирование рядов малины?

5. В каком случае сбор ягод малины можно проводить без плодоножки и плодоложа?

Часть 5.

1. Чем обусловлен постоянный и высокий спрос населения на свежие ягоды и продукты переработки земляники?

2. Какие недостатки имеются у земляники?

3. Почему для земляники нежелателен южный склон?

4. После каких культур нельзя размещать землянику?

5. Какую породу не рекомендуется включать взащитные лесонасаждения вокруг плантаций земляники?

6. Какой период наиболее оптимален для посадки земляник осенью?

7. На какую глубину высаживают рассаду земляники?

 
Оснащенность
 
Часть6.

1. Какая ягодная культура самая скороспелая?

2. Когда лучшее время для посадки жимолости?

3. Какая ягодная культура одна из самых древних?

4. В каком случае не удается стратификация семян шиповника?

5. Какова урожайность клюквы в Канаде в особо благоприятные годы?

6. Как используются ягоды голубики?

7. Что позволяет ягодам брусники длительно сохраняться в свежем виде?

8. Какая ягодная культура известна как «растительный инсулин»?

9. Что является основной особенностью выращивания брусничных растений?

10. Какие удобрения не рекомендуется вносить под брусничные?

11. Какие площади занимают лианы актинидии на Дальнем Востоке России?

12. Как размножают актинидию?

Часть 7.

1. Плоды какого ягодного растения имеют аромат ананаса?

2. У какой ягодной культуры молодые растения могут сильно повреждаться кошками?

3. Почему плоды лимонника пользуются большой популярностью?

4. Почему семена лимонника, предназначенные для посева, необходимо сразу после съема урожая освобождать от мякоти и сохраняя влажными, высевать в плодородную почву?

5. Какие почвы непригодны для лимонника?

6. Почему при переработке плодов лимонника следует избегать дробления и раздавливания семян?

Перечень вопросов, выносимых на опрос

Опрос.

1. Какие элементы минерального питания содержатся в ягодах в оптимальном соотношении?

2. На основе какого признака растения включают в группу ягодных?

3. К какой жизненной форме относятся ягодные растения?

4. Какая работа в ягодоводстве самая напряженная и трудоемкая?

5. Что требует особого внимания к созданию маточных насаждений ягодных культур и оздоровлению исходного посадочного материала?

6. От чего зависит доля ягод в структуре плодово-ягодной продукции?

7. В каких хозяйствах целесообразно организовать реализацию ягод самосбором?

8. Каково оптимальное расстояние для размещения ягодных плантаций в пригородах крупных городов?

9. За что ценятся черная, красная, белая, золотистая смородина и крыжовник?

10. Какова должна быть глубина грунтовых вод на плантации черной смородины?

11. Когда оптимальный срок посадки смородины и крыжовника?

12. Сколько ветвей должны иметь с формированные кусты смородины черной?

13. Чем обусловлен постоянный и высокий спрос населения на свежие ягоды и продукты переработки земляники?

14. Какие недостатки имеются у земляники?

15. Почему для земляники нежелателен южный склон?

16. После каких культур нельзя размещать землянику?

17. Какую породу не рекомендуется включать в защитные лесонасаждения вокруг плантаций земляники?

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Трунов Ю. В., Самощенков Е. Г., Дорошенко Т. Н., Пчелинцев А. С., Трунов Ю. В., Самощенков Е. Г.
Плодоводство: учебник
М.: КолосС, 2012
10
 
Л1.2
Кривко Н. П., Агафонов Е. В., Чулков В. В., Турчин В. В.
Плодоводство: учебное пособие
СПб.: Лань, 2014
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Константинов Л. К., Кириллов Н. А., Карягин Ф. А.
Биометеорологические основы годичной периодичности роста и развития плодовых и ягодных растений: научное издание
Чебоксары: ООО ИД "Пегас", 2011
0
 
Л2.2
Трунов Ю. В., Жидехина Т. В.
Апробационные признаки посадочного материала ягодных и нетрадиционных садовых культур: методическое пособие
Воронеж: Кварта, 2016
0
 
Оснащенность
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
НашСад10.4
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
ОС Windows XP
6.3.1.4
MozillaFirefox
6.3.1.5
ОС Windows 10
6.3.1.6
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.7
MozillaThinderbird
6.3.1.8
7-Zip
6.3.1.9
OfficeStandard 2010
6.3.1.10
OfficeStandard 2013
6.3.1.11
ОС Windows 7
6.3.1.12
ОС Windows 8
6.3.1.13
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.14
медиапроигрыватель VLC
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru 
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
Лек
 
116
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core,  интерактивная доска) и учебно-наглядные пособия, столы ученические (12 шт.), стулья (24 шт.), шкафы со специальным оборудованием (муляжи  плодово-ягодных культур и овощей)
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Пр
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Оснащенность
 
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими    занятиями организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного   форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Ягодоводство» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать   практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к  практическому занятиям  выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На  практических занятиях решаются конкретные задачи по наследственности и изменчивости, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практические занятия заканчиваются подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из тематической литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается, как правило, в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных, практических   занятиях. Подготовка к зачету  предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов  практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________