2024-2025_35_03_04_24-1 Агрономия_АБ_plx_Питомниководство плодово-ягодных культур
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.01.07
Питомниководство плодово-ягодных культур
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Агробизнес

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
18 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторные
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Фадеева Н.А.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Питомниководство плодово-ягодных культур" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Агробизнес, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование знаний по технологии выращивания семенных и вегетативно размножаемых подвоев; корнесобственных и привитых саженцев плодовых и ягодных культур; умений использования полученных знания для решения практических задач агропромышленного комплекса и перерабатывающих производств.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Кормопроизводство и луговодство 
2.1.2
Основы селекции и семеноводства 
2.1.3
Основы семеноведения
2.1.4
Ягодоводство
2.1.5
Земледелие
2.1.6
Растениеводство
2.1.7
Учебная практика, технологическая практика
2.1.8
Геодезия с основами землеустройства
2.1.9
Овощеводство
2.1.10
Плодоводство
2.1.11
Почвоведение с основами географии почв
2.1.12
Учебная практика, ознакомительная практика
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Картофелеводство
 
2.2.2
Сортоведение и апробация сельскохозяйственных культур
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-5. Способен организовать разработку технологий получения высококачественных семян сельскохозяйственных культур, сортовой и семенной контроль
 
ПК-5.1 Организует разработку технологий получения высококачественных семян сельскохозяйственных культур
 
 
 
ПК-5.2 Организует сортовой и семенной контроль
 
 
 
ПК-12. Способен установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования
 
ПК-12.1 Устанавливает соответствие агроладшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур 
 
 
 
ПК-12.2 Планирует размещение сельскохозяйственных культур по территории землепользования
 
 
 
ПК-13. Способен обосновать выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия
 
ПК-13.1 Обосновывает выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона
 
 
 
ПК-13.2 Обосновывает выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретного уровня интенсификации земледелия
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сортовые особенности плодово-ягодных культур; методики и способы выращивания посадочного материала; структуру питомников плодово-ягодных культур, технологию их организации и развития; традиционные сорта плодово-ягодных культур для почвенно-климатических условий Чувашской Республики
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
подбирать ассортимент плодово-ягодных растений для производства посадочного материала в конкретном регионе; работать с садовыми инструментами; организовать работы по организации питомника и его функционированию
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
подбора грунтов и удобрений в зависимости от вида плодово-ягодных культур; работы с садовыми инструментами; работы с технологическими картами в питомниководстве; разбивки и организации плодового питомника
 
 
Оснащенность
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Роль питомников в развитии садоводства

 
Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии дисциплины как науки. Роль питомников в развитии садоводства /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Биологические основы в плодоводстве. Влияние внешних условий на выращивание растений в питомниках /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Роль экологических факторов в питомниководстве плодово-ягодных культур /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
2
круглый стол
0
 
Ботаническая классификация и производственно-биологическая характеристика плодовых растений /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Ботаническая классификация и производственно-биологическая характеристика ягодных и орехоплодных растений /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Роль почвенно-климатических условий в питомниководстве. Применение удобрений в питомниководстве /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Роль питомников в развитии садоводства. Биологические основы в плодоводстве /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

6
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
Работа с учебной литературой, подготовка рефератов, работа в СДО
0
 
 
Раздел 2. Методика размножения и выращивания посадочного материала

 
Способы размножения плодово-ягодных растений /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
2
проблемная лекция
0
 
Питомниководство семечковых и косточковых культур /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Оснащенность
 
Питомниководство ягодных культур  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Получение привитых и корнесобственных саженцев /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Маточники в питомниководстве. Получение оздоровленного посадочного материала /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Уход и контроль за качеством саженцев /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
2
проблемная лекция
0
 
Выращивание посадочного материала семечковых культур /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Выращивание посадочного материала косточковых культур /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Выращивание посадочного материала ягодных культур /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Традиционные плодово-ягодные культуры в питомниководстве Чувашской Республики /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Нетрадиционные плодово-ягодные культуры, пригодные для выращивания в условиях Чувашской Республики /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
2
учебная дискуссия
0
 
Выращивание семенных и клоновых подвоев /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Получение привитых саженцев. Способы прививок /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Оснащенность
 
Агротехника выращивания привитых саженцев /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Получение корнесобственных саженцев /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Методы обрезки и формирования посадочного материала. Садовый инструмент. Уход за саженцами /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Маточные насаждения, их роль в поддержании сортовой чистоты и получении качественного посадочного материала. Способы создания маточных насаждений  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Системы оздоровления посадочного материала. Методы клонального микроразмножения в питомниководстве /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
2
учебная дискуссия
0
 
Методика и способы размножения плодово-ягодных растений в питомниководстве. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

20
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
Работа с учебной литературой, подготовка рефератов, работа в СДО
0
 
Технология получения стандартных саженцев в питомниководстве  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

20
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
Работа с учебной литературой, подготовка рефератов, работа в СДО
0
 
 
Раздел 3. Технология организации питомника

 
Организация, задачи и структура питомников /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Структура питомника. Организация отделения маточных насаждений, размножения и формирования саженцев /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
Структура плодового питомника. Принципы расчета составных частей питомника /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
2
учебная дискуссия
0
 
Оснащенность
 
Структура и технология создания питомника плодово-ягодных культур /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

8
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
Работа с учебной литературой, подготовка рефератов, работа в СДО
0
 
 
Раздел 4. Контроль

 
Зачет /Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

0
ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2
7
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1.Задачи маточных садов плодового питомника

2. Способы размножения ягодных культур и их характеристика

3. Подвои семечковых и косточковых культур

4. Технология выращивания семенных подвоев

5. Технология выращивания вегетативно размножаемых подвоев

6. Основные задачи семенных и сортовых маточных садов плодового питомника.

7. Особенности закладки маточных садов.

8.Соблюдение пространственной изоляции и чистоты помологических сортов ягодных храстений в маточных садах плодового питомника

9. Перечислить способы размножения ягодных растений и дать им характеристику.

10. Заготовка семян семечковых ягодных растений.

11. Заготовка семян косточковых ягодных культур

12. Хранение и стратификация семян.

13. Способы семенного размножения плодовых и ягодных культур. Сроки и технология посева семянсемечковых пород.

14. Сроки и технология посева семян косточковых ягодных культур.

15. Размножение ягодных растений одревесневшими черенками.

16. Корнесобственное размножение ягодных растений.

17. Дать характеристику биологических особенностей подвоям косточковых культур.

18. Отношение подвоев к погодно-климатическим и почвенным условиям.

19. Совместимости подвоев с ягодными культурами.

20. Дать характеристику агротехническим мероприятиям по подготовке почвы под посев семенных подвоев семечковых и косточковых культур. Сроки посева.

21. Послевсходовый уход за растениями. Формирование густоты растений в рядах. Уход за почвой в междурядья школки сеянцев.

22. Периодичность и нормы поливов.

23. Особенности выращивания вегетативно размножаемых подвоев.

24. Схемы посадки маточных кустов. Окучивание и разокучивание маточных кустов.

25. Особенности выделения подвойных побегов при (постоянном) и переменном побеге.

26. Заготовка, хранение и практическое использование черенков. Время.

27. Проверка глазков на приживаемость.

28. Агротехнический ухода за плодовыми и ягодными саженцами в питомнике.

29.Технология выкопки плодовых и ягодных саженцев.

30. Перечислить зеленые операции в питомнике, отметить их значение и сроки выполнения.

31. Способы хранения саженцев.

32.. Севообороты в плодовом питомнике.

33. Способы размножения виноградного растения: семенное и вегетативное размножение.43. Организационная структура питомника по выращиванию привитых виноградных саженцев.

34.Способы стратификации и закалки черенков.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено УП.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Тематика рефератов

1. Назначение плодово-ягодного питомника, составные части, их соотношение.

2. Семенные и сортовые сады плодово-ягодного питомника, их предназначение, технология закладки и агротехнический уход за ними.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
3. Севообороты, выбор места и организации территории.

4. Особенности семенного и вегетативного размножения.

5. Способы вегетативного размножения плодово-ягодных культур, их краткая характеристика.

6. Агротехника выращивания семенных подвоев. Заготовка семян, технология хранения и подготовка их к посеву. Сроки посева, уход, выкопка и сортировка дичков (сеянцев).

7. Школка черной смородины и крыжовника, агротехника выращивания посадочного материала этих культур.

8. Способы прививки черенком, их характеристика, сроки и техника выполнения.

9. Основные агротехнические работы, выполняемые на полях питомника, сроки и техника их проведения.

10. Уход за саженцами в период вегетации.

11. Выкопка, сортировка, прикопка и хранение саженцев плодово-ягодных культур.

12. Особенности агротехники выращивания здорового посадочного материала ягодных культур (земляники, смородины, малины, крыжовника).

13. Технологии размножения плодовых и ягодных культур.

14. Способы получения отводков ягодных подвоев, технология их возделывания.

15. Сроки и способы заготовки семян плодовых и ягодных культур, их хранение.

16. Стратификация семян, сроки посева и агротехнический уход за всходами.

17. Зеленые операции в период вегетации плодовых и ягодных подвоев.

18. Назвать и дать характеристику новых клоновых подвоев косточковых пород.

19. Стандарты на ягодные саженцы.

20. Сроки и технология выкопки плодовых и ягодных саженцев.

21. Сортировка ягодных саженцев согласно стандартов.

22. Условия хранения плодовых и ягодных саженцев в зимний период.

23. Подготовка саженцев к посадке.

24. Дать характеристику поля - перешколки.

25. Заготовка и технология хранения одревесневших черенков.

26. Подготовка почвы и весенняя посадка вегетативно размножаемых черенков.

Перечень вопросов для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации, а также для контроля самостоятельной работы. Вопросы для текущего контроля (модульный контроль No 1)

1. Задачи маточных садов плодового питомника

2. Способы размножения плодовых культур и их характеристика.

3. Подвои семечковых и косточковых культур

4.Технология выращивания семенных подвоев.

5. Технология выращивания вегетативно размножаемых подвоев

6. Сроки и способы окулировки.

7. Основные задачи семенных и сортовых маточных садов плодового питомника

8. Особенности закладки маточных садов

9. Соблюдение пространственной изоляции и чистоты помологических сортов плодовых растений в маточных садах плодового питомника.

10.Перечислить способы размножения плодовых растений и дать им характеристику.

11. Заготовка семян семечковых плодовых пород.

12. Заготовка семян косточковых  плодовых культур

13. Хранение и стратификация семян.

14. способы семенного размножения плодовых культур. Сроки и технология посева семян семечковых пород.

15. Сроки и технология посева семян косточковых плодовых культур

16. Размножение плодовых растений одревесневавшимичеренками.

17. Корнесобственное размножение плодовых и ягодных растений.

18. Дать характеристику биологических особенностей подвоям косточковых культур

19. Отношение плодовых подвоев к погодно-климатическим и почвенным условиям.

20. Совместимости подвоев с плодовыми культурами. Аффинитет плодовых подвоев

Вопросы для текущего контроля (модульный контроль No 2)

1. Ознакомиться с новыми перспективными подвоями (пумиселект, гизелла 5)

.2. Дать характеристику агротехническим мероприятиям по подготовке почвы под посев семенных подвоев косточковых и семечковых культур. Сроки посева.

3. Послевсходовый уход за растениями. Формирование густоты растений в рядах. Уход за почвой в междурядьях школки сеянцев

.4. Периодичность и нормы поливов

.5. Особенности выращивания вегетативно размножаемых подвоев

.6. Схемы посадки маточных кустов . Окучивание и разокучивание маточных кустов .

7. Особенности выделения подвойных побегов при бессменном (постоянном) и переменном побеге

.8. Сроки окулировки в зависимости от пород культур

.9. Что является основанием начала и завершения периода окулировки.

10. Технология выполнения окулировки.

11. Заготовка, хранение и практическое использование черенков.

12. Способы окулировки

 
Оснащенность
 
.13. Проверка глазков на приживаемость

.14. Сроки снятия повязок с окулянтов

.15. Подготовка окулянтов к зимнему периоду.

16. Сроки и техника удаления шипа с окулянтов

.17. Перечислить зеленые операции в питомнике, отметить их значение и сроки выполнения

.18. Агротехнический уход за плодовыми и ягодными саженцами в питомнике.

19. Технология выкопки плодовых саженцев и способы их хранения.

20. Севообороты в плодовом питомнике

Примеры тестовых заданий

1.Какие плодовые породы относятся к семечковым культурам:

1) Все породы, относящиеся подсемейству яблоневых семейства Розановых

2) Плодовые породы ,формирующие плоды вида «яблоко»

3) Все породы, формирующие ложные, яблоковидные плоды

4) Древесные листопадные растения с яблоковидными плодами

Правильный ответ: 2

2.Какие плодовые породы относятся к косточковым культурам:

1) Плодовые породы, формирующие плоды типа сочной костянки

2) Плодовые породы, формирующие сухие и сочные костянки

3) Плодовые породы, формирующие простые и сборные сочные костянки

4) Плодовые породы, относящиеся к подсемейству сливовых семейства розанных

Правильный ответ: 1

3.Какие плодовые породы относятся к ягодным культурам:

1) Породы, формирующие плоды типа «ягода»

2) Породы, формирующие ягодообразные, долго не хранящиеся плоды и относящиеся к разным ботаническим семействам

3) Породы, формирующие плоды типа «сборных сочных костянок2

4) Породы, формирующие ягодообразные плоды и имеющие растения кустовидной формы

Правильный ответ: 2

4.Назовите тип соцветия яблони, вишни, черешни и сливы домашней:

1) Щиток

2) Головка

3) Сложный зонтик

4) Зонтик простой

Правильный ответ: 1

5.Какая культура имеет соцветие типа сложного зонтика:

1) Калина обыкновенная

2) Земляника

3) Актинидия

4) Ирга

Правильный ответ: 1

6.Какая высота деревьев допускается при выращивании на слабо- и полурослых клоновых подвоях:

1) До 2 м

2) 2,5-3м

3) 3,5-4 м

4) более 4 м

Правильный ответ: 1

7.Одним из мероприятий подготовки семян плодовых культур к посеву являются:

1) стратификация

2) апробация

3) инвентаризация

4) стандартизация

Правильный ответ: 1

8.Обязательной технологической операцией при выращивании семенных подвоев являются:

1) полив

2) окучивание

3) удобрения

4) подрезание корней

Правильный ответ: 4

9.Прореживания завязи плодоносящих деревьев в промышленных насаждениях применяют для:

1) формирование кроны деревьев

 
Оснащенность
 
2) улучшение качества плодов

3) увеличение количества побегов

4) увеличение листового покрова

Правильный ответ: 2

10.В какой фазе спелости в питомниках собирают яблоки для получения семян?

1) съемочной

2) технической

3) потребительской

4) физиологической

Правильный ответ: 4

11.Какая из названных культур не относится к ягодных?

1) земляника

2) малина

3) слива

4) смородина

Правильный ответ: вопрос: 3

12.Какой специфический агротехнический мероприятие проводят в маточнике земляники?

1) удаление цветоносов

2) полив

3) скашивания листьев

4) прикатывание

Правильный ответ: 1

13. Особенностью клонового карликового корневого подвоя М9 является:

1) равномерное развитие корней по всей окружности отводочной части

2) одностороннее развитие, когда развивается преимущественно один корень

3) неглубокое залегание корней в почве

4) высокая засухоустойчивость

Правильный ответ: 3

14. Груша относится к роду

1) Рyrus

2) Pruпus

3) Malus

4) Cornus

Правильный ответ: 1

15. К какой группе относится питомник, если площадь его 7 га?

1) Крупные

2) Средний

3) Мелкий

4) Базисные

Правильный ответ: 2

16. Как называют площадь питомника в которую входят: дорожная сеть, компостники, усадьба, прикопанный участок?

1) Продуцирующая

2) Полезная

3) Общая

4) Вспомогательная

Правильный ответ: 4

17. При выращивании клоновых подвоев в питомниках их окучивают на высоту:

1) 15– 20 см

2) 25 – 30 см

3) 35 – 40 см

4) 45 – 50 см

Правильный ответ: 2

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Трунов Ю. В., Самощенков Е. Г., Дорошенко Т. Н., Пчелинцев А. С., Трунов Ю. В., Самощенков Е. Г.
Плодоводство: учебник
М.: КолосС, 2012
10
 
Л1.2
Кривко Н. П., Агафонов Е. В., Чулков В. В., Турчин В. В.
Плодоводство: учебное пособие
СПб.: Лань, 2014
Электронный ресурс
 
Л1.3
Кривко Н. П., Чулков В. В., Агафонов Е. В., Огнев В. В., Кривко Н. П.
Питомниководство садовых культурвкос
СПб.: Лань, 2015
Электронный ресурс
 
Л1.4
Вьгин С. М., Вьюгина Г. В.
Цветоводство и питомниководство
СПб.: Лань, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Иванов А. М.
Коллекции питомника интродукции Чебоксарского ботанического сада: к изучению дисциплины
0
 
Л2.2
Барышников В. И., Арсентьев А. П., Ильин В. В.
Обобщение опыта выращивание саженцев с применением зимней прививки в Батыревском плодопитомнике: научное издание
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Технология выращивания плодовых саженцев
 
Э2
Организация плодопитомника: выращивание саженцев для сада интенсивного типа
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.4
«Панорама ЗЕМЛЕДЕЛИЕ»
6.3.1.5
KOMPAS-3D
6.3.1.6
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.7
bCad Витрина
6.3.1.8
НашСад10.4
6.3.1.9
MapInfo
6.3.1.10
Access 2016
6.3.1.11
Project 2016
6.3.1.12
Visio 2016
6.3.1.13
VisualStudio 2015
6.3.1.14
Office 2007 Suites
6.3.1.15
GIMP
6.3.1.16
MozillaFirefox
6.3.1.17
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.18
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.19
ОС Windows 7
 
Оснащенность
 
6.3.1.20
ОС Windows 8
6.3.1.21
ОС Windows 10
6.3.1.22
Project Expert 7 Holding
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
 
116
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core,  интерактивная доска) и учебно-наглядные пособия, столы ученические (12 шт.), стулья (24 шт.), шкафы со специальным оборудованием (муляжи  плодово-ягодных культур и овощей)
 
113
Учебная аудитория
Моноблок 21,5 ASUS Vivo 222FBK-BAO11Mi51021U/8192Mb/256SSDGb\MX110(2048Mb) ( 23шт ), МФУ Kyocera EcosysM2235 DN (1102VS3RUO) A4 Duplex Net белый  (1 шт), интерактивная панель TeachTouch TT40-55U 4.0 55 UHD 20 касаний  (1 шт.), проектор BENG MX560 DLP 4000Lm (1024x768) 2000  (1 шт.), А4 Стол письменный на металлокаркасе GUATTRO 80*70*75 вишня скандинавия /антрацит  (23 шт.), кресло  Оператора ( 23 шт.), экран CACTUS 175*200 см, SilverMotoExpert настенно –потолочный темно-серый (моторизованный привод) (1 шт.), АКК 49Н022 Мод. Шкафа –витрины 3 ур (3 шт.), шкаф телекоммуникационный настенный Lanmaster Pro TWST – CDWPG – 9U-6X6-GY (9U, 600*600, дверца стекло, замок, серый (1 шт.), белая лаковая  маркерная доска
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями, практическими  и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Питомниководство плодово-ягодных культур» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным и практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником 

 
Оснащенность
 
лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные и практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному и практическому занятиям  выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных и практических занятиях решаются конкретные задачи по изучению способов размножения плодово-ягодных культур; по организации и составным частям питомника; разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторные и практические занятия заканчиваются подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из тематической литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается, как правило, в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных, практических и лабораторных занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных и практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________