2024-2025_35_03_04_24-1 Агрономия_АБ_plx_Основы лицензирования и экономика селекционного процесса
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.02.03
Основы лицензирования и экономика селекционного процесса
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Агробизнес

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
32
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
11 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
20
20
20
20
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40
40
40
40
Сам. работа
32
32
32
32
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
ст.пр., Немова Анастасия Николаевна 
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы лицензирования и экономика селекционного процесса" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Агробизнес, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование знаний и умений по лицензированию , организации и технике селекционного процесса, приобретение профессиональных навыков и формирование необходимых компетенций.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-9. Способен осуществлять планирование современного агробизнеса в изменяющихся условиях рынка
 
ПК-9.1 Изучает текущее состояние агробизнеса
 
 
 
ПК-9.2 Планирует современный агробизнес в изменяющихся условиях рынка
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- комплекс документов для введения экономических селекционных процессов,
3.1.2
- нормативно-правовые документы для осуществления лицензионной деятельности,
3.1.3
- инновационные процессы в области селекции.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- подавать заявки на выдачу патента на селекционное достижение,
3.2.2
- использовать современные достижения науки и техники в области селекционного процесса
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- анализа и обработки экспериментальных данных результатов исследований  селекционного процесса
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Организационные вопросы селекции

 
Правила оформления заявок и допуск селекционного достижения к использованию /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-9.1 ПК-9.2
8
2
Устный опрос, работа в СДО
0
 
Организация селекции и семеноводства в новых экономических условиях.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-9.1 ПК-9.2
8
0
Устный опрос
0
 
Инновационные процессы в селекции и семеноводстве /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-9.1 ПК-9.2
8
0
Устный опрос, тестирование
0
 
 
Раздел 2. Научно-методические основы проведения контроля

 
Лицензия, основные понятия. Виды лицензий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

12
ПК-9.1 ПК-9.2
8
0
Устный опрос
0
 
Роялти в основе экономики селекции. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-9.1 ПК-9.2
8
2
Устный опрос
0
 
Требования, предъявляемые к лицензиату при получении лицензии на семеноводческую деятельность.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-9.1 ПК-9.2
8
0
Устный опрос, работа в СДО
0
 
Оснащенность
 
Порядок проведения инспекционного контроля /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-9.1 ПК-9.2
8
0
Устный опрос
0
 

Предварительная экспертиза заявки на выдачу патента.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-9.1 ПК-9.2
8
0
Проверка знаний, тестирование
0
 
Принципы внедрения добровольной сертификации семян /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

6
ПК-9.1 ПК-9.2
8
0
Устный опрос, выполнение заданий
0
 
 
Раздел 3. Нормативно-правовые документы

 
Развитие нормативно-правовой базы в области селекции и семеноводства /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

4
ПК-9.1 ПК-9.2
8
2
Устный опрос, тестирование
0
 
Формы лицензионных платежей за использование селекционного достижения. Основные виды платежей. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-9.1 ПК-9.2
8
0
Устный опрос
0
 
Виды лицензионных договоров. Сроки их действия, порядок продления.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-9.1 ПК-9.2
8
0
Работа в СДО
0
 
Перечень организации, осуществляющих лицензирование  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

4
ПК-9.1 ПК-9.2
8
0
Тестирование, выполнение заданий
0
 
Структура финансирования селекционно-семеноводческой отрасли в развитых странах на современном этапе. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

4
ПК-9.1 ПК-9.2
8
0
Устный опрос, тестирование
0
 
Порядок применения знака соответствия в селекционном процессе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-9.1 ПК-9.2
8
0
Тестирование
0
 
Объем правовой охраны, предоставляемой на селекционное достижение /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-9.1 ПК-9.2
8
0
Устный опрос
0
 
Государственное испытание и охрана селекционных достижений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

10
ПК-9.1 ПК-9.2
8
0
Устный опрос
0
 
Международные организации по охране авторских прав в селекции и семеноводстве. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

4
ПК-9.1 ПК-9.2
8
0
Устный опрос,  тестирование 
0
 
Патент на селекционное достижение, сроки его действия.

Право патентообладателя, его обязанности.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-9.1 ПК-9.2
8
2
Устный опрос
0
 
Приоритет селекционного достижения. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

4
ПК-9.1 ПК-9.2
8
0
Выполнение заданий
0
 
 
Раздел 4. Зачёт

 
Контроль /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

0
ПК-9.1 ПК-9.2
8
0
Проверка знаний
0
 
Оснащенность
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Организация селекционного процесса в новых экономических условиях.

2. Роль государства в организации селекционного процесса в стране.

3. Необходимость лицензирования семеноводческой деятельности.

4. Лицензируемые виды деятельности и лицензирующие органы.

5. Требования, предъявляемые к лицензиату при получении лицензии на семеноводческую деятельность.

6. Органы, осуществляющие надзор за соблюдением лицензионных требований. Основания для аннулирования лицензии.

7. Основные положения об охране авторских прав.

8. Окончание охраны или допуска селекционного достижения к использованию.

9. Регистрация новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур.

10. Оформление заявок на Государственное испытание. Порядок испытания.

11. Правила оформления заявок и допуск селекционного достижения к использованию.

12. Предварительная экспертиза заявки на выдачу патента.

13. Критерии оценки сортов и гибридов передаваемых на Государственное испытание.

14. Законы, обеспечивающие правовую охрану селекционных достижений как объекта интеллектуальной собственности.

15. Порядок проведения государственного испытания селекционного достижения.

16. Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.

17. Государственный реестр охраняемых селекционных достижений.

18. Приоритет селекционного достижения.

19. Объем правовой охраны, предоставляемой на селекционное достижение.

20. Присвоение названия селекционному достижению.

21. Заявка на проведение сертификации, ее содержание, сроки подачи и рассмотрения.

22. Органы по сертификации семян. Их функции.

23. Изучить порядок проведения сертификации семян с.-х. растений.

24. Оформление заявки на проведение сертификации семян с.-х. растений.

25.Виды лицензионных договоров. Сроки их действия, порядок продления.

26.Система лицензирования и регистрации физических и юридических лиц в селекционном процессе.

27.Формирование рынка лицензий на селекционные достижения в России.

28.Международный опыт сбора роялти.

29.Возможные варианты сбора роялти в России. Определение базы и ставки роялти.

30.Формы лицензионных платежей за использование селекционного достижения. Основной вид платежей.

31.Основные подходы к предварительному определению диапазона ставок роялти в селекции сельскохозяйственных культур.

32. Международные организации по охране авторских прав в селекции и семеноводстве.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Тематика рефератов:

1. Структура системы сертификации семян сельскохозяйственных культур.

2.Задачи Госкомиссии в РФ по испытанию и охране селекционных достижений.

3. Роль государства в организации селекции и семеноводства в стране.

4. Основные положения об охране авторских прав.

5. Финансирование селекционно-семеноводческих учреждений федеральной собственности России в настоящее время.

6. История появления лицензирования.

7. Основные лицензирующие органы в России.

8. Порядок получения лицензии. Отказ о выдаче лицензии.

9. Порядок приостановки, возобновления и аннулирования лицензии.

10. Структура и основные функции учреждений в сфере селекционно-семеноводческой деятельности в России.

11.Экономические стимулы развития в селекции и семеноводстве.

12.Органы по сертификации семян. Их функции.

13.Заявка на проведение сертификации, ее содержание, сроки подачи и рассмотрения.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Коновалов Ю. Б., Пыльнев В. В., Хупацария Т. И., Рубец В. С.
Общая селекция растений: учебник
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
Л1.2
Березкин А. Н., Малько А. М., Минина Е. Л.
Нормативно-правовые основы селекции и семеноводства
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Нечаев В. И., Алтухов А. И., Моисеев В. И.
Экономические проблемы повышения эффективности селекции и семеноводства зерновых культур: учебное пособие
СПб.: Лань, 2010
0
 
Л2.2
Пыльнев В. В., Коновалов Ю. Б., Хупацария Т. И., Буко О. А.
Частная селекция полевых культур: учебник
СПб.: Лань, 2016
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Журнал "Селекция, семеноводство и генетика"
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
«Панорама ЗЕМЛЕДЕЛИЕ»
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaThinderbird
6.3.1.5
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.6
MozillaFirefox
6.3.1.7
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
110
Учебная аудитория
Мультимедийная техника (экран Lumien Eco Picture LEP-100103, проектор WiewSonig), шкафы специализированные с инвентарем (доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, скальпели остроконечные, пинцеты, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, весы ВЛК-300, рН-метр влагомер полевой, влагомер зерна «Фауна-М», влагомер зерновой Wille-12Ki с проверкой, весы ПВ-15, сноповой материал, раздаточный материал), термостат электрический с охлаждением 80 л (1 шт.), шкаф сушильный ШС-80-01 (1 шт.), муляж «Зерновка ржи», муляж «Зерновка кукурузы», муляж «Зерновка пшеницы», доска классная (1 шт.), столы ученические (10 шт.), стулья (20 шт.)
Пр
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
Лек
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
112
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, Интерактивная доска,  Моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD) и учебно-наглядные пособия, автоматизированное рабочее место селекционера, доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, штангенциркуль, термостат (1 шт.), микроскоп (1 шт.), весы (1 шт.), стол ученический (10 шт.), стул ученический (20 шт.)
Пр
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Основы лицензирования и экономика селекционного процесса» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются особенности систем сертификации семян сельскохозяйственных культурах. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На  практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из тематической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

 
Оснащенность
 
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Основы лицензирования и экономика селекционного процесса», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________