(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Агробизнес
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Агробизнес, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2
2.Физиологические основы программирования урожая. Его составляющие. Структура урожая. Управление элементами структуры урожая.
3.Биологические основы программирования урожая. Параметры, определяющие величину урожая.
4.Агрофизические основы программирования урожая. Их использование при определении продуктивности растений.
5.Агрометеорологические основы программирования урожая. Прогнозирование сумм температур и суммарного водопотребления посевов.
6.Агрохимические основы программирования урожая. Агрохимические показатели почв, определяющие величину урожая.
7.Агротехнические основы программирования урожая. Технологическая карта (сетевой график) возделывания культуры.
8.Законы и закономерности земледелия и растениеводства. Их понимание и правильное использование при программировании урожая.
9.Что такое потенциальный, действительно возможный и производственный урожай?
10. Методы программирования урожая. Комплекс факторов и их оптимизация.
11.Как рассчитать КПД ФАР? Каковы современные КПД ФАР?
12.Интенсивные севообороты как основа максимального аккумулирования ФАР.
13.Формулы, применяемые для определения потенциальной и действительно возможной урожайности.
14. Фотосинтетически активная радиация (ФАР), ее измерение и распределение на территории страны.
15.Аккумулирование солнечной энергии полевыми культурами.
16.Потенциальный урожай и его определение.
17.Коэффициент использования ФАР посевами различной продуктивности и его определение.
18.Влагообеспеченность почв и растений и реальный урожай. Методы его определения.
19.Суммарное водопотребление, его составляющие и методы его определения.
20. Коэффициенты водопотребления (фазовый, биологический, товарный) сельскохозяйственных культур.
21.Тепловые ресурсы и ДВУ урожай полевых культур.
22.Фитометрические показатели посевов (площадь листьев, фотосинтетический потенциал, чистая продуктивность фотосинтеза, продуктивность работы листьев) и их: использование при программировании урожаев.
23. Понятие о потенциальной (ПУ) и действительно возможной урожайности (ДВУ). Их сравнение с фактической урожайностью (Уф).
24. Содержание понятий программирования, прогнозирования и планирования урожаев. Отличие программирования от планирования и прогнозирования.
25.Потенциальный урожай озимой пшеницы и его определение.
26.ДВУ урожай озимой пшеницы и его определение.
27. Продуктивность районированных сортов озимой пшеницы и использование ФАР.
28.Фитометрические показатели посевов озимой пшеницы различной продуктивности и обоснование нормы высева.
29.Определение режима орошения озимой пшеницы при программировании урожаев.
30.Агрохимические основы программирования урожая озимой пшеницы.
31.Потенциальный урожай яровой пшеницы. Методы его определения.
32.ДВУ урожай яровой пшеницы и его определение.
33.Продуктивность районированных сортов яровой пшеницы и КПД ФАР.
34.Фитометрические показатели посевов яровой пшеницы различной продуктивности и обоснование нормы высева.
35.Нормы NPK и их определение при программировании урожая яровой пшеницы.
36.Потенциальный урожай озимой ржи и его определение.
37.ДВУ урожай озимой ржи. Методы его определения.
38.Продуктивность районированных сортов озимой ржи и КПД ФАР.
39.Фитометрические показатели посевов озимой ржи различной продуктивности и обоснование нормы высева.
40.Обоснование норм NPK под запрограммированный урожай озимой ржи.
41.Потенциальный урожай ячменя и его определение.
42.ДВУ урожай ячменя и его определение.
43.Продуктивность районированных сортов ячменя и КПД ФАР.
44.Фитометрические показатели посевов ячменя различной продуктивности и обоснование нормы высева.
45.Определение норм NPK под запрограммированный урожай ячменя.
46.Потенциальный урожай овса и его определение.
47.ДВУ урожай овса и методы его расчета.
48.Продуктивность районированных сортов овса и КПД ФАР.
49.Фитометрические показатели посевов овса различной продуктивности и обоснование нормы высева.
50.Расчет норм МРК под запрограммированный урожай овса.
51.Потенциальный урожай кукурузы и методы его расчета.
52.ДВУ урожай кукурузы и его определение.
53.Определение режима орошения кукурузы при программировании урожаев.
54.Продуктивность районированных гибридов кукурузы и КПД ФАР.
55.Фитометрические показатели посевов кукурузы различной продуктивности и обоснование нормы высева.
56.Нормы NPK под запрограммированный: урожай кукурузы и методы определения.
57.Потенциальный урожай сахарной (или кормовой) свеклы и его определение.
58.ДВУ урожай сахарной (или кормовой) свеклы и методы его определения.
60.Густота насаждений сахарной (или кормовой) свеклы и методика определения нормы высева.
61.Удобрение сахарной (или кормовой) свеклы и способы определения норм NPK.
62.Потенциальный урожай картофеля (или овощных культур) и его определение.
63.ДВУ урожай картофеля (или овощных культур) и его определение.
64.Удобрение картофеля (или овощных культур). Расчет норм NPK при совместном внесении с органическими удобрениями.
65.Потенциальный урожай кормовых (люцерна, клевер, кукуруза на силос, однолетние травы на зеленый корм — по выбору) и технических (лен- долгунец, конопля, подсолнечник) культур и методы определения.
66.ДВУ урожай кормовых и технических культур (по выбору, см. вопрос 65) и способы его определения.
67.Удобрение кормовых и технических: культур (по выбору, см. вопрос 65). Расчет норм NPK минеральных удобрений или при их совместном внесении с органическими.
68.Оптимальные параметры почв при разных агротехнологиях возделывания культур (зерновых, кормовых, корне- клубнеплодных и технических - по выбору).
2. Какие параметры посева используют для программирования урожая?
3. Какова роль тепловых ресурсов в прогнозировании развития болезней?
4. Суть методов прогнозирования необходимых доз удобрений на заданный уровень уро-жайности.
5. Какие параметры характеризуют высокопродуктивные посевы озимой пшеницы и озимо-го ячменя?
6. Определите потенциальную урожайность озимой пшеницы, если приход ФАР 29,8 ккал/см2, КПД – 2%, калорийность 1 кг 4450 ккал, Кх – 0,487.
7. Какова суть прогнозирование урожая и его связь с другими науками.
8. Биологические основы программирования урожая. Параметры, определяющие величину урожая.
9. Сравнительная оценка потенциальной и реальной урожайности сельскохозяйственных культур.
10. Листовая и почвенная диагностика, ее роль при программировании урожаев.
11. Какая информация необходима для прогнозирования и программирования урожая?
12. Определите фактический КПД ФАР посева озимой пшеницы с урожайностью 37 ц/га, если приход ФАР составил 29,8 ккал/см2, Кх – 0,485, калорийность 1кг биомассы 4550ккал.
13. Что понимают под научным предвидением?
14. Прогнозирование урожайности по распределению осадков.
15. Расчет величины урожая по эффективному плодородию почв.
16. Условия развития вредителей и прогноз их распространения.
17. Почвенный покров, подготовка почвы и прогноз возможного урожая полевых культур
18. Определите коэффициент хозяйственной эффективности озимой пшеницы, если урожай зерна = 45 ц/га, соломы = 51 ц/га, половы и корневых остатков = 15 ц/га.
Система знаний по дисциплине «Программирование урожаев» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются генетические закономерности. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются конкретные вопросы по программированию урожаев, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из генетической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Программирование урожаев», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается, как правило, в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных, практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
При изучении дисциплины «Программирование урожаев» следует усвоить:
- основные принципы программирования урожайности сельскохозяйственных культур;
- модели и проекты агротехнологий на различную продуктивность сельскохозяйственных культур.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году