(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
1. Понятие «маркетинг», его основные цели и принципы. Функции и субъекты маркетинга
2. Основные понятия маркетинга
3. Эволюция маркетинга. Основные концепции маркетинга.
4. Маркетинг-микс: основные элементы и программа действий по их практической реализации. Вариации комплекса маркетинга
5. Микросреда маркетинга: понятие, составляющие и их классификация.
6. Макросреда маркетинга: понятие, составляющие и их классификация.
7. маркетинговая информационная система, ее элементы. Первичная и вторичная информация.
8. Характеристика системного блока компьютера.
9. Система маркетинговых исследований. Типы маркетинговых исследований, методы, этапы проведения маркетинговых исследований
10. Поведение потребителей. Основные модели потребительского поведения. Факторы, влияющие на поведение потребителей.
11. Понятие «емкость рынка», «доля рынка», «сегмент рынка», «рыночная ниша» и рыночное окно». Оценка конъюнктуры, состояния спроса и емкости рынка.
12. Виды маркетинга в зависимости от состояния спроса.
13. Сегментирование и его основные виды. Основные этапы сегментирования.
14. Критерии сегментации потребителей.
15. Оценка сегментов и выбор целевых рыночных сегментов.
16. Позиционирование товара на рынке.
17. Товар и его характеристики. Многоуровневая структура товара. Классификация товаров.
18. Понятие марки, товарного знака. Функции марки. Оценка лояльности потребителей марке.
19. Марочные стратегии в маркетинге. Марка производителя и частная марка.
20. Понятие бренда, силы бренда. Репозиционирование марки. Ребрендинг.
21. Решения относительно качества, упаковки и сервиса в товарной политике.
22. Концепция жизненного цикла товара. Товарные стратегии на различных этапах жизненного цикла.
23. Понятие качества и конкурентоспособности товара. Оценка конкурентоспособности товара.
24. Новые товары. Основные стадии разработки нового товара.
25. Место и роль цены в комплексе маркетинга. Функции и классификация цен. Факторы, влияющие на ценообразование.
26. Этапы процесса ценообразования.
27. Стратегии ценообразования в маркетинге.
28. Выбор метода ценообразования и установления окончательной цены.
29. Корректировка цен – снижение/повышение цен, психологические аспекты ценообразования, скидки.
30. Основные элементы политики распределения. Структура каналов распределения.
31. Сущность понятия «организация»
32. Теория организации в системе наук
33. Эволюция (теории) развития организации
34. Организация и система
35. Организация как открытая система
36. Внутренняя и внешняя среда организации
37. Жизненный цикл организации
38. Понятие и классификация социальных организаций
39. Понятие и классификация хозяйственных организаций
40. Организационно – правовые формы предприятий
41. Классификация интегрированных структур
42. Понятие объекта и субъекта управления
43. Понятие, элементы и функции организационной (корпоративной) культуры
44. Методы формирования и развития организационной культуры
46. Этапы развития теории управления
47. Школы менеджмента
48. Эволюция роли менеджера
49. Системный подход к менеджменту
50. Функции управления по А. Файолю
51. Принципы управления по А. Файолю
52. Планирование, контроль и регулирование как функции менеджмента
53. Мотивация как функция менеджмента
54. Классификация методов управления
55. Экономические методы управления
56. Организационно – правовые методы управления
57. Распорядительные методы управления
58. Социально – психологические методы управления
59. Уровни управления
60. Факторы, влияющие на построение организационной структуры управления
Вопросы на оценку понимания/умений
1. Какие определения понятия «маркетинг» вам известны?
2. Что представляет собой современный маркетинг как научная дисциплина?
3. Какие ключевые понятия используются в маркетинге?
4. Что такое маркетинговая среда организации, какова ее структура?
5. Как можно охарактеризовать понятие «микромаркетинговая среда»?
6. Что собой представляет маркетинговая макросреда?
7. Что включает в себя традиционный комплекс маркетинга?
8. Как можно трактовать термин «модель 4Р»?
9. Какие приоритеты называются стратегическими?
10. Какие приоритеты называются конъюнктурными?
11. Что понимают под стратегией в менеджменте и маркетинге?
12. Что включает в себя понятия «стратегический маркетинг» и «операционный маркетинг»?
13. Как соотносятся между собой цели в маркетинге?
14. Что понимается под маркетинговыми исследованиями?
15. Какие методы применяются в процессе маркетинговых исследований?
16. Какие типичные задачи могут решаться в процессе маркетинговых исследований
17. Что включает классическая схема организации маркетинговых исследований?
18. Какова в самом общем виде концепция системы маркетинговой информации?
19. Какие блоки включает система маркетинговой информации?
20. Что такое подсистема внутренней отчетности в системе маркетинговой информации?
21. В чем отличие классических маркетинговых исследований от маркетинговой и конкурентной разведки?
22. Что такое сегмент рынка, как можно определить понятие «сегментация рынка»?
23. С какой целью проводится сегментация рынка, что является объектами сегментации?
24. Какие классификационные переменные используются при сегментации потребительских рынков?
25. На основе каких признаков делится общество в теории социальной стратификации?
26. Какие виды товаров вам известны?
27. Чем отличается товар по замыслу от товара в реальном исполнении?
28. Из каких частей состоит вся совокупность товаров в зависимости от потребителя и целей приобретения?
29. На какие составляющие разделяют товары производственного назначения?
30. Какие признаки классификации товаров широкого потребления используются в маркетинге?
31. В чем проявляется двойственное значение конкуренции в маркетинге?
32. Что такое конкурентоспособность?
33. Какие понятия конкурентоспособности вам известны?
34. С чего начинается выполнение процедуры оценки конкурентоспособности товара?
35. Какими методами осуществляется оценка конкурентоспособности товара?
36. Что означает термин «марка»?
37. Чем отличается товарный знак?
38. Что признается нарушением прав владельца товарного знака?
39. Кому выгодно использование марочных названий?
40. Перечислите основные свойства организации, которые схожи со свойствами систем
41. Как вы понимаете термин «закрытая система»?
42. 3. Как можно схематически изобразить функционирование открытой системы?
43. Перечислите основные составляющие внутренней среды организации
44. На какие группы подразделяются факторы внешней среды?
45. Какие основные концепции жизненного цикла организации вам известны?
46. Какие основные черты социальной организации были выделены еще М. Вебером?
47. По каким признакам можно классифицировать социальные организации?
48. Какие организации принято называть хозяйственными?
49. Как трактуется определение «предприятие» согласно ГК РФ?
50. По каким признакам можно классифицировать хозяйственные организации?
52. Дайте определение терминам «индивидуальный предприниматель» и «предпринимательство»
53. Какие разновидности товариществ вам известны?
54. Перечислите основные организационно – правовые формы коммерческих предприятий
55. Какими терминами принято называть «управляемую» и «управляющую» подсистемы?
56. Изобразите схематично взаимодействие «субъекта» и «объекта» управления в едином процессе
57. Какие три процесса реализует любая организация?
58. Какие четыре подсистемы реализуют процесс выполнения функций управления?
59. В чем различие между «организационной культурой» и «корпоративной культурой»?
60. Какие методы используют менеджеры для поддержания существующей организационной культуры в фирме?
61. Какие субъективные элементы организационной культуры вам известны?
62. Перечислите основные черты, присущие всем развивающимся организациям
63. Какие основные методы организационного развития вам известны?
64. Что такое управление?
65. Чем термин «менеджмент отличается от термина «управление»?
66. Почему необходимо управление?
67. Что представляет собой менеджмент как вид деятельности и как искусство?
68. Каковы цели и задачи изучения менеджмента?
69. Что представляет собой организация как система управления?
70. Каковы основные категории менеджмента и управления?
1. Эволюция концепций маркетинга.
2. Принципы и функции маркетинга.
3. Маркетинговая среда фирмы.
4. Проведение SWOT-анализа и выработка на основе полученных данных маркетинговой стратегии.
5. Процесс проведения маркетинговых исследований.
6. Типы и виды маркетинговых исследований.
7. Маркетинговые информационные системы (МИС). Использование их на конкретных этапах маркетинговой деятельности.
8. Понятие потребительского рынка и его структура.
9. Модели покупательского поведения и характеристики покупателей.
10. Принятие покупательского решения.
11. Методы оценки рынка, определения его емкости, границ рыночной деятельности.
12. Сегментация рынка. Основные концепции сегментации.
13. Позиционирование товара на рынке.
14. Особенности выработки стратегии маркетинговой деятельности фирм.
15. Основные цели и задачи разработки стратегии маркетинговой деятельности.
16. Стратегическое планирование. Этапы стратегического планирования.
17. Ситуационный анализ и его роль в контроле осуществления маркетинговой стратегии и в необходимости разработки тактических корректив.
18. Этапы жизненного цикла товара. Разработка маркетинговой политики на каждом из этапов жизненного цикла.
19. Процесс разработки нового товара.
20. Функции мотивации и контроля и их взаимосвязь.
21. Централизованное и децентрализованное планирование.
22. Стратегическое планирование в организации.
23. Виды и формы контроля, применяемые в современных организациях.
24. Родовая управленческая структура.
25. Объект и субъект управления.
26. Виды самоорганизации и самоуправления.
27. Современные подходы к менеджменту: сравнительный анализ и примеры.
28. Социально – экономический подход к менеджменту и основные направления его применения.
29. Интеграционный подход к менеджменту и пути его внедрения в организациях.
30. Применение экономических методов в менеджменте.
31. Возможности и перспективы кибернетического подхода к управлению организациями.
32. Стратегический подход к менеджменту: сущность, принципы, основные положения
33. Информационные подходы к менеджменту: возможности и проблемы применения в современной экономике.
34. Особенности управления мотивацией на малых предприятиях.
35. Особенности управления мотивацией на производственных предприятиях.
36. Функции мотивации и контроля и их взаимосвязь.
37. Централизованное и децентрализованное планирование.
39. Виды и формы контроля, применяемые в современных организациях.
Система знаний по дисциплине «Менеджмент и маркетинг» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга;
2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок;
4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам;
5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Менеджмент и маркетинг», проводятся консультации, на которые приглашаются студенты испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Конспект лекций и заданий для самостоятельной работы студентов, другие необходимые методические рекомендации размещены в сети Интернет в дистанционной образовательной среде.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году