2024-2025_35_03_04_24-1 Агрономия_АТ_plx_Фитопатология и энтомология
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.24
Фитопатология и энтомология
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторные
36
36
36
36
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
ст.пр., Немова Анастасия Николаевна
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Фитопатология и энтомология" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование знаний и навыков по защите сельскохозяйственных культур от болезней и вредителей. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Растениеводство
2.1.2
Учебная практика, технологическая практика
2.1.3
Физиология и биохимия растений
2.1.4
Агрохимия
2.1.5
Геодезия с основами землеустройства
2.1.6
Математика и математическая  статистика
2.1.7
Микробиология 
2.1.8
Овощеводство
2.1.9
Сельскохозяйственная экология
2.1.10
Агрометеорология
2.1.11
Плодоводство
2.1.12
Почвоведение с основами географии почв
2.1.13
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.14
Физика
2.1.15
Химия
2.1.16
Ботаника
2.1.17
Введение в профессиональную деятельность
2.1.18
Информатика 
2.1.19
Основы животноводства
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Кормопроизводство и луговодство 
 
2.2.2
Общее земледелие
 
2.2.3
Основы селекции и семеноводства 
 
2.2.4
Современные способы производства посевного и посадочного материала
 
2.2.5
Технология возделывания конопли
 
2.2.6
Технология возделывания овощей в защищенном грунте
 
2.2.7
Технология возделывания полевых кормовых культур
 
2.2.8
Технология возделывания технических и крупяных культур
 
2.2.9
Технология возделывания хмеля
 
2.2.10
Технология возделывания картофеля
 
2.2.11
Эрозиоведение
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1. Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
 
ОПК-1.1 Демонстрирует знание основных законов математических и естественных наук, необходимых для решения стандартных задач в области агрономии
 
 
 
ОПК-1.2 Использует основные законы математических и естественных наук для решения стандартных задач в области агрономии с применением информационно-коммуникационных технологий
 
 
 
ПК-18. Способен организовать  подготовку семян, посев сельскохозяйственных культур и уход за ними; уточнение системы защиты растений от вредных организмов и неблагоприятных погодных явлений
 
ПК-18.1 Осуществляет организацию подготовки семян, посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними 
 
 
 
ПК-18.2 Уточняет системы защиты растений от вредных организмов и неблагоприятных погодных явлений
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
Оснащенность
 
3.1.1
-организацию подготовки семян, посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними; уточнение системы защиты растений от вредных организмов и неблагоприятных погодных явлений
3.1.2
-основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области агрономии
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
-осуществлять организацию подготовки семян, посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними; уточнение системы защиты растений от вредных организмов и неблагоприятных погодных явлений
3.2.2
-использовать основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области агрономии
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- организации подготовки семян, посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними; уточнение системы защиты растений от вредных организмов и неблагоприятных погодных явлений
3.3.2
- пользования основными законами естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области агрономии
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Фитопатология

 
Введение в фитопатологию /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Неинфекционные болезни /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Основные группы возбудителей инфекционных болезней /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
2
Проблемная лекция
0
 
Эпифитотии. Иммунитет растений к вредным организмам /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Типы паразитизма возбудителей болезней растений. Неинфекционные болезни /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Вирусы-возбудители болезней растений /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Особенности фитобактерий, их типы.  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Особенности грибов класса Аскомицетов.Особенности грибов класса Базидиомицетов. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Особенности головневых и ржавчинных грибов /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Характеристика класса Дейтеромицеты, их типы поражения /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Методы защиты растений от болезней /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Оснащенность
 
Фитопатология /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

27
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка заданий
0
 
 
Раздел 2. Энтомология

 
Введение в энтомологию /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Морфология и анатомия насекомых /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
2
Проблемная лекция
0
 
Систематика и классификация насекомых /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Характеристика насекомых, клещей, грызунов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Методы защиты растений от вредителей  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Строение тела насекомого /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Анатомия и физиология насекомых /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Биология размножения и развития насекомых /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Характеристика многоядных вредителей /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2

4
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Характеристика вредителей зерновых и бобовых культур /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2

4
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Характеристика вредителй овощных и плодово-ягодных культур  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2

2
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
Энтомология /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2

27
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка заданий
0
 
 
Раздел 3. Экзамен

 
Экзамен  /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2

36
ПК-18.1 ПК-18.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Оснащенность
 
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Типы паразитизма возбудителей болезней растений. 2. Основные типы паразитической специализации возбудителей болезней растений. 3. Изменчивость возбудителей болезней растений. 4. Неинфекционные болезни. 5. Вирусы-возбудители болезней растений. 6. Симптомы вирозов. Методы диагностики их. 7. Основные направления в защите растений; от вирусов. 8. Особенности фитобактерий, их типы. 9. Основные направления в защите растений от бактериозов. 10. Особенности микоплазмов, риккетсий. 11. Особенности фитопатогенных актиномицетов. 12. Роль актиномицетов в биозащите растений от возбудителей болезней. 13. Грибы-возбудители болезней растений. 14. Особенности грибов класса Аскомицетов. 15. Особенности грибов класса Базидиомицетов. 16. Особенности головневых грибов. 17. Особенности ржавчинных грибов. 18. Характеристика класса Дейтеромицеты, их типы поражения. 19. Особенности паразитизма цветковых растений: полупаразиты и паразиты. 20. Перечислите методов защиты растений от вредителей и болезней растений. 21. Особенности организационно-хозяйственных мероприятий. 22. Значение защиты растений в сельском хозяйстве. 23. Значение патологического процесса. 24. Инкубационный период и факторы, влияющие на его продолжительность 25. Эпифитотии и их типы. 26. Особенности эпифитотии. 27. Особенность тератологии. 28. Ареалы распространения болезней растений. 29. Характеристика клещей. 30. Характеристика нематод. 31. Характеристика грызунов. 32. Характеристика моллюсков. 33. Характеристика насекомых. 34. Классификация клещей. 35. Классификация фитогельминтов. 36. Классификация насекомых. 37. Влияние факторов среды на развитие насекомых. 38. Свойства и отношения популяций насекомых. 39. Внутрипопуляционные отношения. 40. Внутривидовые отношения. 41. Межвидовые отношения. 42. Морфология насекомых. 43. Анатомия насекомых. 44. Физиология насекомых. 45. Биология размножения насекомых. 46. Биология развития насекомых. 47. Классификация вредных грызунов: мышеобразных. 48. Классификация вредных грызунов: зайцеобразные. 49. Цветковые растения паразиты-возбудители болезней. 50. Эпифитотии и их типы. Особенности эпифитотии и тератологии. 51. Значение защиты растений в сельском хозяйстве.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
 
Примерные тестовые задания: 1. Назовите наиболее эффективный прием в борьбе мучнисто росяными грибами плодовых и ягодных культур: 1. Опрыскивание растений 2. Протравливание семян 3. Аэрозольная обработка 4. Клеевые ловушки 2. Недостаток какого элемента питания вызывает межжилковый хлороз листьев: 1. калий 2. фосфор
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
3. магний 4. кальций 3. Как происходит массовое распространение вирусной инфекции в период вегетации: 1. конидиями 2. тлями 3. зооспорами 4. колорадским жуком 4. Назовите бактериальные болезни 1. мучнистая роса злаков 2. угловатая пятнистость огурца 3. фитофтороз паслёновых 4. серая гниль земляники 5. Какой тип паразитизма у возбудителя фитофтороза пасленовых: 1. факультативный паразит 2. облигатный паразит 3. факультативный сапротроф 4. облигатный сапротроф 6. По пищевой специализации лугового мотылька относят к 1. полифагам 2. олигофагам 3. монофагам 4. всеядным насекомым 7 Наиболее распространенным способом применения пестицидов для защиты плодовых культур от вредителей является: 1. опыливание 2. опрыскивание 3. фумигация 4. внесение препаратов в почву 8. Препараты, используемые для защиты растений от вредных насекомых, называются: 1. родентициды 2. инсектициды 3. лимациды 4. акарициды 9. Каков характер повреждений, наносимых яблонной плодожоркой? 1. фигурное обгрызание листьев 2. минирование и скелетирование листьев 3. минирование плодов, выедание семенной камеры 4. выгрызание бутонов и цветков 10. Препараты какого действия используют против вредителей зерна при хранении? 1. контактного 2. системного 3. кишечного 4. фумигантного
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Шкаликов В. А., Стройков Ю. М., Джаллов Ф. С. -У., Шкаликов В. А.
Практикум по сельскохозяйственной фитопатологии: учебное пособие для вузов
М.: КолосС, 2002
40
 
Л1.2
Попкова К. В.
Общая фитопатология: учебник
М.: Дрофа, 2005
8
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Головин П. Н., Арсеньева М. А., Тропова А. Т., Шестиперова З. И.
Практикум по общей фитопатологии: учебное пособие для вузов
СПб.: Лань, 2002
7
 
Л2.2
Бей-Биенко Г. Я.
Общая энтомология: учебник
СПб.: Проспект науки, 2017
0
 
Л2.3
Симоненкова В. А.
Энтомология: учебное пособие
Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2005
0
 
Оснащенность
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Журнал «Микология и фитопатология» 
 
Э2
Энтомология
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
MapInfo
6.3.1.4
Access 2016
6.3.1.5
Visio 2016
6.3.1.6
VisualStudio 2015
6.3.1.7
Office 2007 Suites
6.3.1.8
GIMP
6.3.1.9
MozillaFirefox
6.3.1.10
MozillaThinderbird
6.3.1.11
7-Zip
6.3.1.12
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.13
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.14
OfficeStandard 2010
6.3.1.15
OfficeStandard 2013
6.3.1.16
ОС Windows Vista
6.3.1.17
ОС Windows 7
6.3.1.18
ОС Windows 8
6.3.1.19
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
114
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, интерактивная доска,  моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core) и учебно-наглядные пособия,  столы ученические (8 шт.), стулья (16 шт.), шкафы со специальным оборудованием (микроскопы, весы, коллекции вредителей, гербарии болезней,  муляжи, коллекция пестицидов, фиксированный материал болезней с.-х. культур, лабораторная химическая посуда)
Лаб
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
Лек
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Фитопатология и энтомология» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются конкретные задачи по интегрированной защите растений, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторные  занятия заканчиваются подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Фитопатология и энтомология», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Фитопатология и энтомология» следует усвоить:

- биоэкологические особенности возбудителей болезней и вредителей растений;

- особенности защиты сельскохозяйственных культур от болезней и вредителей;

- пути снижения потерь сельскохозяйственной продукции от вредителей и болезней на различных этапах производства и хранения.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

 
Оснащенность
 
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается, как правило, в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных занятий.
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________