2024-2025_35_03_04_24-1 Агрономия_АТ_plx_Растениеводство
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.28
Растениеводство
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен зачет    курсовая работа 
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
90
аудиторные занятия
90
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
18 4/6
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
12
12
30
30
Лабораторные
18
18
12
12
30
30
Практические
18
18
12
12
30
30
В том числе инт.
10
10
8
8
18
18
Итого ауд.
54
54
36
36
90
90
Кoнтактная рабoта
54
54
36
36
90
90
Сам. работа
54
54
36
36
90
90
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
 
Программу составил(и):
д-р с.-х. наук, проф., Шашкаров Л.Г.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Растениеводство" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование знаний, умений, навыков профессиональной подготовки студентов в области теоретических основ растениеводства, семеноведения, технологии возделывания полевых культур с учетом ресурсосбережения и экологической безопасности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Агрометеорология
2.1.2
Плодоводство
2.1.3
Почвоведение с основами географии почв
2.1.4
Учебная практика, ознакомительная практика
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Интегрированная защита растений
 
2.2.2
Основы биотехнологии
 
2.2.3
Семеноведение полевых культур
 
2.2.4
Технология возделывания сельскохозяйственных культур
 
2.2.5
Технология возделывания ягодных культур
 
2.2.6
Фитопатология и энтомология
 
2.2.7
Частная селекция и семеноводство
 
2.2.8
Кормопроизводство и луговодство 
 
2.2.9
Общее земледелие
 
2.2.10
Основы селекции и семеноводства 
 
2.2.11
Производственная практика, технологическая практика
 
2.2.12
Государственное сортоиспытание и охрана селекционных достижений
 
2.2.13
Современные способы производства посевного и посадочного материала
 
2.2.14
Технология возделывания конопли
 
2.2.15
Технология возделывания овощей в защищенном грунте
 
2.2.16
Технология возделывания полевых кормовых культур
 
2.2.17
Технология возделывания технических и крупяных культур
 
2.2.18
Технология возделывания хмеля
 
2.2.19
Цифровые технологии в АПК
 
2.2.20
Сортоведение и апробация сельскохозяйственных культур
 
2.2.21
Технология возделывания картофеля
 
2.2.22
Эрозиоведение
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-4. Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
 
ОПК-4.1 Обосновывает современные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
 
 
 
ОПК-4.2 Реализует современные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
 
 
 
ПК-12. Способен установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования
 
ПК-12.1 Устанавливает соответствие агроладшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур 
 
 
 
ПК-12.2 Планирует размещение сельскохозяйственных культур по территории землепользования
 
 
 
ПК-13. Способен обосновать выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия
 
ПК-13.1 Обосновывает выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона 
 
 
 
ПК-13.2 Обосновывает выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретного  уровня интенсификации земледелия
 
 
 
ПК-18. Способен организовать  подготовку семян, посев сельскохозяйственных культур и уход за ними; уточнение системы защиты растений от вредных организмов и неблагоприятных погодных явлений
 
ПК-18.1 Осуществляет организацию подготовки семян, посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними 
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-18.2 Уточняет системы защиты растений от вредных организмов и неблагоприятных погодных явлений
 
 
 
ПК-19. Способен организовать  уборку урожая, первичную обработку растениеводческой продукции и закладку ее на хранение
 
ПК-19.1 Организует уборку урожая растениеводческой продукции 
 
 
 
ПК-19.2 Организует первичную обработку растениеводческой продукции и закладку ее на хранение
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
– материалы почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
3.1.2
- основные элементы технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории;
3.1.3
- требования сельскохозяйственных культур к условиям произрастания;
3.1.4
- сроки, способы, площадь питания, глубину посева и нормы высева (посадки) сельскохозяйственных культур в зависимости от почвенно-климатических условий;
3.1.5
- требования к качеству посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур и подготовки семян к посеву (посадке); методику расчета норм высева семян;
3.1.6
- основные способы и порядок уборки сельскохозяйственных культур, требования к качеству убранной сельскохозяйственной продукции и способы ее доработки до кондиционного состояния;
3.1.7
- приемы, способы и сроки внесения удобрений под сельскохозяйственных культуры с учетом их биологических особенностей и почвенно-климатических условий;
3.1.8
- оптимальные сроки, нормы и порядок применения пестицидов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- пользоваться материалами почвенных и агрохимических исследований, прогнозами развития вредителей и болезней, справочными материалами для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
3.2.2
- определять схему и глубину посева (посадки) сельскохозяйственных культур для различных агроландшафтных условий;
3.2.3
- определять качество посевного материала с использованием стандартных методов;
3.2.4
- рассчитывать норму высева семян на единицу площади с учетом их посевной годности;
3.2.5
- определять объемы работ по технологическим операциям при проведении посева, комплектовать посевные агрегаты для выполнения технологических операций;
3.2.6
- составлять заявки на приобретение семенного и посадочного материала исходя из общей потребности в их количестве;
3.2.7
- определять сроки, способы и темпы уборки урожая сельскохозяйственных культур, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- составления технологий возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории;
3.3.2
- и обоснования выбора сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия;
3.3.3
- обоснования и разработки сортовых технологий выращивания сельскохозяйственных культур;
3.3.4
- подготовки семян к посеву и расчета норм высева;
3.3.5
- разработки технологии посева (посадки) сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей и почвенно-климатических условий;
3.3.6
- определения общей потребности в семенном и посадочном материале, удобрениях и пестицидах;
3.3.7
- обоснования технологии ухода, способа уборки урожая сельскохозяйственных культур, первичной обработки растениеводческой продукции и закладки ее на хранение.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. 

 
Оснащенность
 
Растениеводство как наука.

Семеноведение.

Озимая пшеница, н.-х. значение, морфология, биология.

Озимая рожь, н.-х. значение, морфология ,биология. Сорта

Тритикале, н.-х. значение, морфология, биология. Сорта

Просо н.-х. значение, морфология, биология. Сорта

Овес, н.-х. значение, морфология, биология. Сорта

Ячмень, н.-х. значение, морфология, биология. Сорта

Яр. пшеница, н.-х. значение, морфология, биология. Сорта

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

18
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
4
Проблемная лекция
0
 
Методы расчета уровня урожайности (потенциальный, действительно возможный, фактический) при программировании урожаев.

Расчет нормы высева (посадки) сельскохозяйственных культур Правила отбора средней пробы для определения посевных

качеств семян. Определение чистоты семян, массы 1000 семян. Определение энергии прорастания и всхожести семян. Определение жизнеспособности и влажности семян. Коллоквиум.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

18
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
6
Работа в малых группах
0
 
Морфологические и биологические особенности зерновых культур семейства злаковые. Анатомическое строение зерновки. Определение хлебов I и II групп.Отличие хлебов по проросткам , всходам, соцветиям. Фазы роста и развития. Морфологические признаки пшеницы и ржи. Определение видов пшеницы. Определение разновидностей пшеницы. Морфологические признаки ячменя. Определение подвидов и разновидностей ячменя. Морфологические признаки овса. Определение видов овса и разновидностей овса посевного. Морфологические особенности кукурузы. Определение подвидов.

Особенности морфологии проса и сорго. Виды проса. Определение подвидов проса обыкновенного. Классификация и характеристика групп сорго. Коллоквиум. /Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

18
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
0
 
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

54
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Оснащенность
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
0
 
 
Раздел 2. 

 
Гречиха н.-х. значение, морфология, биология. Сорта

Кукуруза н.-х. значение, морфология, биология. Сорта

Подсолнечник  н.-х. значение, морфология, биология. Сорта

Соя н.-х. значение, морфология, биология. Сорта

Зернобобовые культуры

Картофель н.-х. значение, морфология, биология. Сорта

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

12
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
4
Проблемная лекция
0
 
Методы расчета уровня урожайности (потенциальный, действительно возможный, фактический) при программировании урожаев. Расчет нормы высева (посадки) сельскохозяйственных культур. Правила отбора средней пробы для определения посевных качеств семян. Определение чистоты семян, массы 1000 семян. Определение энергии прорастания и всхожести семян. Определение жизнеспособности и влажности семян. Коллоквиум.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

12
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
4
Работа в малых группах
0
 
Морфологические особенности гречихи и риса. Определение видов гречихи и риса. Морфологические и биологические особенности

зерновых бобовых культур. Определение зернобобовых по семенам и плодам. Определение зерновых бобовых культур по всходам и листьям. Морфологические особенности клубнеплодов. Характеристика сортов картофеля. Морфологическая характеристика корнеплодов. Коллоквиум. /Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

12
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
0
 
Выполнение курсовой работы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

18
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
Защита курсовой работы
0
 
Оснащенность
 
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

18
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

36
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1.Отличительные признаки хлебов 1 и 2 группы

2. Морфологические и биологические особенности пшеницы.

3. Морфологические и биологические особенности ржи.

4. Морфологические и биологические особенности ячменя.

5. Морфологические и биологические особенности овса.

6. Морфологические и биологические особенности просо.

7. Морфологические и биологические особенности сорго.

8. Морфологические и биологические особенности кукурузы.

9. Морфологические и биологические особенности кукурузы

10. Методы определения качества семян.

11. Методика отбора проб семян.

12.  Методика определения чистоты семян, массы 1000 семян.

13. Методика определения всхожести и энергии прорастания семян.

14. Анатомическое строение зерновки.

15. Фазы роста и развития у хлебов 1 группы. Описание фаз.

16.  Понятие потенциального урожая. Методика расчета урожайности по приходу ФАР.

17. Понятие действительно возможного урожая. Методика расчета урожайности по влагообеспеченности посевов.

18. Методика расчета норм высева и посадки.

19. Значение и использование пшеницы.

20. Значение и использование ячменя.

21. Значение и использование овса.

22. Значение и использование ржи.

23. Значение и использование риса.

24. Значение и использование проса.

25. Значение и использование сорго.

26. Значение и использование кукурузы.

27. Технология возделывания яровой пшеницы.

28. Технология возделывания ржи.

29. Технология возделывания ячменя.

30. Технология возделывания овса.

31. Технология возделывания просо.

32. Технология возделывания кукурузы.

33. Технология возделывания озимой пшеницы.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1.Растениеводство как научная дисциплина, выдающиеся ученые-растениеводы.

2.Растениеводство как отрасль сельскохозяйственного производства.

3.Принципы классификации культурных растений.

4.Производственная и ботанико - биологическая группировка с-х. культур.

5.Фазы роста и развития зерновых культур.

6.Народнохозяйственное значение, районы возделывания, урожайность и сорта озимых зерновых культур.

7.Народнохозяйственное значение, районы возделывания, урожайность и сорта яровых зерновых культур.

 
Оснащенность
 
8.Народнохозяйственное значение, районы возделывания, урожайность и сорта кукурузы, гречихи.

9.Роль зернобобовых культур в решении проблемы растительного белка.

10.Народнохозяйственное значение, районы возделывания, урожайность и сорта картофеля.

11.Народнохозяйственное значение, районы возделывания, урожайность и сорта кормовых корнеплодов.

12..Народнохозяйственное значение, районы возделывания, урожайность и сорта хмеля.

13.Народнохозяйственное значение, районы возделывания, урожайность и сорта озимой пшеницы.

14.Народнохозяйственное значение, районы возделывания, урожайность и сорта озимой ржи.

15.Народнохозяйственное значение, районы возделывания, урожайность и сорта яровой пшеницы.

16. Народнохозяйственное значение, районы возделывания, урожайность и сорта ячменя.

17. Народнохозяйственное значение, районы возделывания, урожайность и сорта овса.

18.Значение и классификация овощных культур.

19. Народнохозяйственное значение, районы возделывания, урожайность и сорта гороха.

20. Народнохозяйственное значение, районы возделывания, урожайность и сорта прядильных культур.

21.Биологические особенности озимых зерновых культур.

22.Биологические особенности яровых зерновых культур.

23.Биологические особенности кукурузы и гречихи.

24.Биологические особенности гороха.

25.Биологические особенности картофеля.

26.Биологические особенности кормовой и сахарной свеклы.

27.Биологические особенности хмеля

28.Зерновые хлеба 1 и 2 группы, их морфологические и биологические отличия.

29.Строение соцветий зерновых хлебов.

30.Строение семени зерновых и зернобобовых культур.

31.Строение клубня картофеля и корня кормовых корнеплодов.

32.Строение куста хмеля.

33.Морфологические особенности пшеницы. Виды пшеницы.

34.Морфологические особенности ячменя. Подвиды ячменя.

35.Морфологические особенности овса. Виды овса.

36.Морфологические особенности кукурузы. Подвиды кукурузы.

37.Виды и подвиды проса. Характеристика сорго.

38Морфологические особенности гречихи. Виды гречихи. Характеристика риса.

39.Зернобобовые культуры, их отличие по листьям, стеблям и соцветиям.

40.Морфологические особенности картофеля.

41.Кормовые корнеплоды, их отличие по корням и посевному материалу.

42.Понятие посевных качеств семян и их определение

43.Правила отбора средних проб для определения посевных качеств семян.

44.Расчет нормы высева (посадки) с.-х. культур.

45.Причины гибели озимых культур и меры борьбы с ними.

46.Закладка хмельника.

47.Технология возделывания озимых зерновых культур.

48..Технология возделывания яровых зерновых культур.

49.Технология возделывания кукурузы на зеленую массу и зерно.

50.Технология возделывания гречихи.

51.Технология возделывания гороха.

52.Технология возделывания картофеля.

53.Технология возделывания кормовой свеклы.

54,Технология возделывания прядильных культур.

55.Технология возделывания озимой пшеницы.

56.Технология возделывания озимой ржи.

57.Технология возделывания яровой пшеницы.

58.Технология возделывания ячменя.

59.Технология возделывания овса.

60.Технология возделывания  раннего картофеля.

61.Технология возделывания сахарной свеклы.

62. Технология возделывания кормовых корнеплодов.

63.Технология возделывания прядильных культур

64. Технология возделывания масличных культур.

65Технология возделывания однолетних трав на сено и зеленую массу.

66. Технология возделывания многолетних трав на сено и зеленую массу.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
1. Система агротехнических мероприятий по выращиванию запланированных урожаев ярового ячменя в условиях (название хозяйства).

2 Агротехника возделывания кукурузы на силос в условиях (название хозяйства).

3 Интенсивная технология возделывания озимой пшеницы с элементами программирования урожая ( в условиях название хозяйства).

4 Прогрессивная технология возделывания кормовой свеклы в условиях (название хозяйства).

 
Оснащенность
 
5 Получение высоких урожаев … т/га озимой ржи в условиях  (название хозяйства).

6 Система агротехнических мероприятий по выращиванию запланированных урожаев т/га ярового ячменя в условиях (название хозяйства).

7 Выращивание высоких урожаев клевера красного … ц/га на сено, ц/га на семена в условиях (название хозяйства).

8 Технология возделывания раннего картофеля … т/га с элементами программирования урожая в условиях (название хозяйства).

9 Получение биологически чистой продукции картофеля … ц/га в условиях (название хозяйства).

10 Разработка экологически чистой технологии возделывания гречихи ц/га в условиях (название хозяйства).

 
1. Воспроизводство плодородия почв агроландшафтов. 2. Методы контроля эрозии почв. 3. Стратегия адаптивного сельскохозяйственного природопользования. 4. Критерии адаптивного потенциала растений. 5. Характеристика систем земледелия на ландшафтной основе. 6. Теоретические основы адаптивного ландшафтного земледелия. 7. Роль адаптивного землеустройства в агроландшафтном растениеводстве. 8. Сортовая агротехника и её роль в адаптации растений. 9. Смешанные и уплотненные посевы и устойчивость агроценозов. 10. Агроэкологическая типология и классификация земель. 11. Аллелопатические взаимодействия растений и их роль в повышении устойчивости агроценозов. 12. Проектирование севооборотов в агроландшафтном растениеводстве. 13. Пути повышения плодородия почв в агроландшафтов. 14. Роль биоразнообразия в повышении продуктивности и экологической устойчивости агроландшафтов. 15. Перспективная ресусрсосберегающая технология возделывания яровой пшеницы. 16. Перспективная ресусрсосберегающая технология возделывания озимой пшеницы. 17. Перспективная ресусрсосберегающая технология возделывания гороха. 18. Перспективная ресусрсосберегающая технология возделывания картофеля. 19. Перспективная ресусрсосберегающая технология возделывания кукурузы на силос. 20. Перспективная ресусрсосберегающая технология возделывания многолетних трав на зеленую массу.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Савельев В. А.
Растениеводство: учебное пособие
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
Л1.2
Ториков В. Е.
Методика преподавания дисциплины «Растениеводство»: учебное пособие
СПб.: Лань, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Никляев В. С.
Основы технологии сельскохозяйственного производства. Земледелие и растениеводство.: учебник для вузов
М.: Былина, 2000
0
 
Л2.2
Коломейченко В. В.
Растениеводство: учебник
М.: Агробизнесцентр, 2007
0
 
Л2.3
Шашкаров Л. Г.
Растениеводство: курс лекций для агрономов
Чебоксары: ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА, 2017
7
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
7-Zip
6.3.1.4
ОС Windows 8
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
Оснащенность
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.3
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.4
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
 
113
Учебная аудитория
Моноблок 21,5 ASUS Vivo 222FBK-BAO11Mi51021U/8192Mb/256SSDGb\MX110(2048Mb) ( 23шт ), МФУ Kyocera EcosysM2235 DN (1102VS3RUO) A4 Duplex Net белый  (1 шт), интерактивная панель TeachTouch TT40-55U 4.0 55 UHD 20 касаний  (1 шт.), проектор BENG MX560 DLP 4000Lm (1024x768) 2000  (1 шт.), А4 Стол письменный на металлокаркасе GUATTRO 80*70*75 вишня скандинавия /антрацит  (23 шт.), кресло  Оператора ( 23 шт.), экран CACTUS 175*200 см, SilverMotoExpert настенно –потолочный темно-серый (моторизованный привод) (1 шт.), АКК 49Н022 Мод. Шкафа –витрины 3 ур (3 шт.), шкаф телекоммуникационный настенный Lanmaster Pro TWST – CDWPG – 9U-6X6-GY (9U, 600*600, дверца стекло, замок, серый (1 шт.), белая лаковая  маркерная доска
 
114
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, интерактивная доска,  моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core) и учебно-наглядные пособия,  столы ученические (8 шт.), стулья (16 шт.), шкафы со специальным оборудованием (микроскопы, весы, коллекции вредителей, гербарии болезней,  муляжи, коллекция пестицидов, фиксированный материал болезней с.-х. культур, лабораторная химическая посуда)
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями, лабораторными и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

 
Оснащенность
 
2. Посещать лабораторные и практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному и практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных и практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное и практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________