2024-2025_35_03_04_24-1 Агрономия_АТ_plx_Агрохимия
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Землеустройства, кадастров и экологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.30
Агрохимия
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    курсовая работа 
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
90
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторные
36
36
36
36
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
90
90
90
90
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
180
180
180
180
 
 
 
Программу составил(и):
д-р биол. наук, проф., Васильев О.А.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Агрохимия" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Каюкова О.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у обучающихся студентов компетенций, современных знаний, умений и практических навыков в агрономической химии в области рационального применения удобрений и повышения плодородия почв.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Плодоводство
2.1.2
Почвоведение с основами географии почв
2.1.3
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.4
Физика
2.1.5
Химия
2.1.6
Ботаника
2.1.7
Введение в профессиональную деятельность
2.1.8
Информатика 
2.1.9
Основы животноводства
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Учебная практика, технологическая практика
 
2.2.2
Мелиорация
 
2.2.3
Общая генетика
 
2.2.4
Технология возделывания сельскохозяйственных культур
 
2.2.5
Технология возделывания ягодных культур
 
2.2.6
Фитопатология и энтомология
 
2.2.7
Общее земледелие
 
2.2.8
Основы селекции и семеноводства 
 
2.2.9
Программирование урожаев
 
2.2.10
Технология возделывания конопли
 
2.2.11
Технология возделывания овощей в защищенном грунте
 
2.2.12
Технология возделывания полевых кормовых культур
 
2.2.13
Технология возделывания хмеля
 
2.2.14
Технология возделывания картофеля
 
2.2.15
Эрозиоведение
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1. Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
 
ОПК-1.1 Демонстрирует знание основных законов математических и естественных наук, необходимых для решения стандартных задач в области агрономии
 
 
 
ОПК-1.2 Использует основные законы математических и естественных наук для решения стандартных задач в области агрономии с применением информационно-коммуникационных технологий
 
 
 
ПК-15. Способен осуществить расчет доз органических и минеральных удобрений на планируемый урожай, организовать подготовку и применение их под сельскохозяйственные культуры
 
ПК-15.1 Осуществляет расчет доз органических и минеральных удобрений на планируемый урожай сельскохозяйственных культур
 
 
 
ПК-15.2 Организует подготовку и применение органических и минеральных удобрений под сельскохозяйственные культуры
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
о формировании плодородия почв, оптимальном содержании химических элементов в почвах и тканях сельскохозяйственных культур, ассортименте минеральных и органических удобрений, способах, сроках и дозах их применения, методах хранения
 
 
3.2
Уметь:
 
Оснащенность
 
3.2.1
отобрать почвенные и растительные пробы, подготовить и провести их к лабораторный анализ, составить научно- обоснованную систему применения удобрений в севообороте
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
расчета дозы органических и минеральных удобрений на планируемый урожай, определить способ и технологию их внесения под сельскохозяйственные культуры
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Агрохимия – научная основа химизации земледелия

 
Агрохимия и плодородие почвы. Диагностика питания растений /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

1
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
1
Проблемная лекция
0
 
Агрохимия и плодородие почвы. Диагностика питания растений /Лаб/
Л1.1Л2.1

3
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
1
Круглый стол
0
 
Изменение плодородия почв при применении удобрений /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Изменение плодородия почв при применении удобрений /Лаб/
Л1.1Л2.1

3
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
1
Круглый стол
0
 
Изменение плодородия почв при применении удобрений /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
Устный опрос
0
 
Влияние внешней среды на питание растений /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Влияние внешней среды на питание растений /Лаб/
Л1.1Л2.1

3
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Минеральные удобрения, сырье и технология их производства, центры производства /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
1
Проблемная лекция
0
 
Минеральные удобрения, сырье и технология их производства, центры производства /Лаб/
Л1.1Л2.1

3
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Минеральные удобрения, сырье и технология их производства, центры производства /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
Устный опрос
0
 
Азотные, фосфорные и калийные удобрения. /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Азотные, фосфорные и калийные удобрения. /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Комплексные удобрения /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Оснащенность
 
Комплексные удобрения /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Комплексные удобрения /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
Устный опрос, индивидуальные задания
0
 
Серные, магниевые удобрения и микроудобрения /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Серные, магниевые удобрения и микроудобрения /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Органические удобрения и их эффективное использование /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
1
Проблемная лекция
0
 
Органические удобрения и их эффективное использование /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Органические удобрения и их эффективное использование /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
Устный опрос, тестирования в СДО
0
 
 
Раздел 2. Научные основы системы применения удобрений

 
Система удобрения сельскохозяйственных культур в севооборотах и техника внесения /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Система удобрения сельскохозяйственных культур в севооборотах и техника внесения /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
1
Круглый стол
0
 
Система удобрения сельскохозяйственных культур в севооборотах и техника внесения /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
Устный опрос
0
 
Удобрение основных зерновых культур /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Удобрение основных зерновых культур /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Удобрение основных зерновых культур /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
Устный опрос
0
 
Удобрение зернобобовых культур, риса, гречихи, проса, кукурузы /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Удобрение зернобобовых культур, риса, гречихи, проса, кукурузы /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Оснащенность
 
Удобрение зернобобовых культур, риса, гречихи, проса, кукурузы /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
Устный опрос
0
 
Удобрение овощных культур и картофеля /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Удобрение овощных культур и картофеля /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Удобрение овощных культур и картофеля /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
Устный опрос
0
 
Удобрение технических культур, лугов и пастбищ /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Удобрение технических культур, лугов и пастбищ /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Удобрение технических культур, лугов и пастбищ /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
Устный опрос
0
 
Удобрение плодовых и ягодных культур /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Удобрение плодовых и ягодных культур /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Удобрение плодовых и ягодных культур /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
Устный опрос
0
 
Местные удобрения, особенности их применения в севооборотах, влияние на почву /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Местные удобрения, особенности их применения в севооборотах, влияние на почву /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
1
круглый стол
0
 
Местные удобрения, особенности их применения в севооборотах, влияние на почву /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
Устный опрос
0
 
Экологические проблемы агрохимии /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
1
Проблемная лекция
0
 
Экологические проблемы агрохимии /Лаб/
Л1.1Л2.1

2
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Экологические проблемы агрохимии /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
 
Раздел 3. Курсовая работа

 
Оснащенность
 
Курсовая работа /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

18
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
Курсовая работа
0
 
 
Раздел 4. Экзамен

 
Экзамен /Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1

36
ПК-15.1 ПК-15.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Экзаменационный билет включает 3 вопроса, два из которых позволяют оценить уровень знаний, приобретенных в процессе изучения теоретической части, а один – оценить уровень понимания студентом сути явления и способности высказывать суждения, рекомендации по заданной проблеме.

1. Предмет, задачи и методы по оптимизации почвенных условий выращивания растений.

2. Основные этапы развития агрохимии. Роль русских ученых  в развитии советской   агрономической химии.

З. Значение удобрений в повышении плодородия почвы и урожайности с.-х. культур. Пути повышения их эффективности.

4. Итоги и перспективы применения удобрений в РФ и в некоторых зарубежных странах.

5. Географические закономерности действия органических и минеральных удобрений.

6. Понятие об агротехнической и экономической эффективности удобрений и факторы, оказывающие влияние на эти показатели.

7. Элементарный химический состав растений и роль отдельных элементов питания. Их распределение в растении в процессе питания.

8. Главнейшие органические соединения растений. Краткая характеристика отдельных соединений. Размеры содержания в отдельных частях растений. Влияние удобрений на их содержание.

9. Современное представление о механизме поступления питательных веществ в растения 10. Агрохимическая характеристика различных типов почв в связи с применением удобрений (основные показатели, значение, использование, документация).

11. Динамика потребления питательных веществ растениями. Вынос элементов питания. Влияние отдельных факторов на их потребление, расход на единицу урожая. Нормативные показатели, использование в практике сельского хозяйства. -

12. Понятие о внекорневом питании растений и внекорневом обогащении растений отдельными элементами. Цель, эффективность.

13. Потенциальные и эффективные запасы элементов питания в различных почвах. Роль удобрений в повышении эффективного плодородия почвы,

14. Особенности использования удобрений при орошении.

15. Содержание и формы элементов питания в почве. Доступность   для растений. Сущность необменного поглощения почвой катионов.

16 Корневое питание растений и его связь с воздушным. Роль корневой системы. Синтетическая деятельность корней. Влияние удобрений на развитие и рост корневой системы сельскохозяйственных культур.

17. Особенности удобрения рапса

18. Принципы определения потребности в .органических удобрениях (по хозяйству, севообороту) на бездефицитный и положительный баланс гумусу в почве.

19. Содержание и формы фосфора в почве. Доступность для растений.

20. Химическая поглотительная способность почвы, ее агрономическое значение.

21. Обменная поглотительная способность почвы и ее агрономическое значение.

22. Биологическая поглотительная способность почвы и ее агрономическое значение.

23. Виды, роль и значение диагностики в питании растений.

24. Кислотность почв. Формы. Приемы снижения кислотности почв.

25. Установление необходимости известкования (использование данных агрохимического паспорта поля    и документации станций агрохимслужбы).

26. Установление норм известковых удобрений.

27. Материалы, используемые при известковании. Способы внесения. Эффективность. Продолжительность действия.

28. Роль азота в питании растений. Источники азотного питания.

29. Роль микроэлементов в жизни растений.  Содержание их в почве.

30. Состав почвы. Минеральная и органическая часть почвы как источники элементов питания для растений.

31. Соединения азота в почве и их превращения. Пути накопления азота в почве.

32. Взаимодействие азотных удобрений с почвой. Действие их на агрохимические показатели.

33. Роль фосфора в питании растений. Источники фосфорного питания. Поступление в растения.

34. Химические и биологические процессы в почве и их роль в превращении элементов питания. Агрономическое значение.

35. Значение калийных удобрений в повышении урожаев с.-х. культур.

36. Дозы, сроки и способы внесения азотных удобрений в различных зонах и в Центрально-Черноземной зоне.

 
Оснащенность
 
37. Жидкие азотные удобрения. Свойства, особенности хранения и применения. Эффективность. Техника безопасности при работе.

38. Аммиачно-нитратные удобрения.    Свойства, получение, применение, взаимодействие с почвой.

39. Биологический азот почвы, его значение в балансе азота в зональной системе земледелия.

40. Аммонийные формы удобрений, свойства,  особенности применения.

41. Амидные формы азотных удобрений, получение, использование.

42. Нитратные формы азотных удобрений. Получение, свойства, особенности и агроэкологические аспекты их применения в АПК.

43. Дефекат. Характеристика, использование.

44. Фосфоритная мука как мелиорант и удобрение. Основные месторождения фосфоритов в РФ. Мировые запасы.

45. Суперфосфат и обесфторенный фосфат. Получение, использование, агроэкологическая характеристика.

46. Нормы, дозы и способы внесенных фосфорных удобрений. Внесение фосфорных удобрений "в запас".

47. Роль калия в растении. Поступление в растения. Источники калийного питания. Уровень обеспеченности различных почв калием.

48. Основные месторождения калийных солей в РФ. Мировые запасы. Хлорсодержащие калийные удобрения,  свойства. Взаимодействие с почвой, особенности применения. Агроэкологические аспекты применения в АПК.

49. Сульфатные формы калийных удобрений, свойства, способы использо-вания. Зола, как калийное удобрение. Свойства, использование.

50. Цель, задачи и методы агрохимической службы в РФ. Государственные  станции агрохимической службы, их роль в агрохимическом обслуживании хозяйств областей.

51. Действующее вещество удобрений. Физическая масса. Перевод из д.в. в физический вес и на 100% содержание элементов питания.

52. Задачи областных станций агрохимслужбы в условиях рыночных отношений .

53. Хранение минеральных удобрений, техника безопасности при работе с удобрениями.

54. Способы уточнения норм минеральных удобрений в зависимости от обеспеченности почв элементами питания.

55. Способы накопления и хранения подстилочного навоза. Возможность использования дополнительных источников органического вещества ТБО, ОГСВ. '

56. Микроудобрения. Основные формы, характеристика, способы применения.

57. Азотные удобрения. Способы получения, классификация, Значение в повышении урожая с.-х. культур по зонам РФ.

58. Преципитат, фосфатшлаки. Получение, характеристика, использование.

59. Комбинированные удобрения. Виды. Способы получения. Характеристика,

применение. •-

60 .Доступность элементов питания из почвы, минеральных и органических

удобрений. Прямое действие и последействие удобрений.

61. Органические удобрения. Основные виды. Значение. Удельный вес

в общем балансе удобрений.

62. Понятие о комплексных удобрениях. Ассортимент. Перспективы применения в РФ.

63. Сочетание известкования с органическими и минеральными удобрениями. КАХОП и его  практическое значение, научное обоснование.

64. Понятие о балансе элементов питания в почве. Значение баланса при составлении научно обоснованной системы удобрения.

65. Определение норм фосфорных удобрений при возделывании зерновых по интенсивной технологии.

66. Главное управление химизации при МСХ РФ и государственные центры агрохимслужбы (ГЦАС),. Структура, цели,  задачи и значение.

67. Сложные удобрения. Виды, характеристика, применение.

68. Нормы, сроки и способы внесения калийных удобрений. Внесение калийных удобрений в запас.

69. Особенности удобрения плодовых культур.

70. Жидкий (бесподстилочный) навоз. Состав, особенности его применения.

71. Система удобрения сахарной свеклы.

72. Навозная жижа. Состав, хранение, Использование соломы на удобрение.

73. Сапропель. Характеристика, использование на удобрение.

74. Система удобрения в звене: 1.Мн.травы, 2.Оз.пшеница, З.Сах.свекла.

75. Торф.  Значение и использование в сельском хозяйстве.  Агрохимическая характеристика. Запасы в области и  Российской Федерации.

76. Удобрительные компосты, их приготовление и использование.

77. Принципы определения потребности в минеральных удобрениях по хозяйству (севообороту).

78. Зеленые удобрения, распространенные сидераты. Характеристика, способы их применения.

79. Особенности удобрения    эродированных (смытых) почв.

80. Система удобрения озимых культур. Особенности использования удобрений при интенсивной технологии возделывания и в зависимости от предшественников.

81. Типы систем удобрения и условия, их определяющие.

82. Особенности системы удобрения естественных кормовых угодий.

83. Удобрение зернобобовых культур.

84. Система удобрения в овощном севообороте.

85. Система удобрения кукурузы, возделываемой на силос и на зерно.

86. Система удобрения. Определение, цель и задачи. Зональная система удобрения в почвозащитном земледелии.

87. Удобрение картофеля

88. Система удобрения в звене: 1. Пар черный, 2.Оз. пшеница, З.Сах. свекл

 
Оснащенность
 
89. Влияние внешних факторов на условия питания растений.

90. Удобрение яровых зерновых культур.

91. Влияние удобрений на устойчивость растений к поражению с.-х. вредителями и болезнями.

92. Нормы. Сроки. Глубина заделки органических удобрений. Место навоза в севообороте, эффективность, продолжительность действия.

93. Птичий помет. Характеристика, использование.

94. Удобрение многолетних трав.

95. Жидкие комплексные удобрения. Свойства, особенности применения.

96. Ассортимент фосфорных удобрений. Сравнительная эффективность по почвенно-климатическим зонам РФ и в зависимости от степени обеспеченности почв фосфором.

97. Способы определения количества подстилочного и бесподстилочного навоза.

98. Влияние минеральных удобрений на качество урожая с.-х. культур.

99. Агрохимические картограммы, паспорта полей, значение, использование

100. Навоз, состав. Удобрительная ценность. Роль подстилки в накоплении навоза. Понятие стандартный навоз.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
1. Система применения удобрений в СХПК "им. Ленина" Чебоксарского района Чувашской Республики

2. Система применения удобрений в СХПК "Восход" Шемуршинского района Чувашской Республики

3. Система применения удобрений в СХПК "Родина" Батыревского района Чувашской Республики

4. Система применения удобрений в СХПК "им. Ульянова" Аликовского района Чувашской Республики

5. Система применения удобрений в СХПК "Прогресс" Красноармейского района Чувашской Республики

6. Система применения удобрений в СХПК "Луч" Вурнарского района Чувашской Республики

7. Система применения удобрений в СХПК "им. Калинина" Вурнарского района Чувашской Республики

8. Система применения удобрений в СХПК "им. Кирова" Канашского района Чувашской Республики

9. Система применения удобрений в СХПК "Рассвет" Цивильского района Чувашской Республики

10. Система применения удобрений в СХПК "им. Мичурина" Моргаушского района Чувашской Республики

 
Темы рефератов

1. Материалы, используемые при известковании и продолжительность действия.

2. Роль азота в питании растений и источники азотного питания.

3. Роль микроэлементов в жизни растений, содержание их в почве.

4. Минеральная и органическая часть почвы как источники элементов питания для растений.

4. Соединения азота в почве и их превращения.

5. Взаимодействие азотных удобрений с почвой. Действие их на агрохимические показатели.

6. Роль фосфора в питании растений и источники фосфорного питания.

7. Химические и биологические процессы в почве и их роль в превращении элементов питания.

8. Значение калийных удобрений в повышении урожаев с.-х. культур.

9. Дозы, сроки и способы внесения азотных удобрений в различных зонах и в Чувашской Республике.

10. Жидкие азотные удобрения.

11. Аммиачно-нитратные удобрения.

12. Биологический азот почвы, его значение в балансе азота в зональной системе земледелия.

13. Аммонийные формы удобрений, свойства, особенности применения.

14. Амидные формы азотных удобрений, получение, использование.

15. Нитратные формы азотных удобрений.

16. Дефекат: характеристика, использование.

17. Фосфоритная мука как удобрение. Основные месторождения фосфоритов в РФ, мировые запасы.

18. Суперфосфат и обесфторенный фосфат. Получение, использование, агроэкологическая характеристика.

19. Нормы, дозы и способы внесенных фосфорных удобрений. Внесение фосфорных удобрений "в запас".

20. Роль калия в растении. Источники калийного питания.

21. Основные месторождения калийных солей в РФ. Агроэкологические аспекты применения в АПК.

22. Сульфатные формы калийных удобрений, свойства, способы использования.

23. Государственные  центры агрохимической службы, их роль в агрохимическом обслуживании хозяйств областей.

Темы докладов

1. Удобрение яровых зерновых культур.

2. Влияние удобрений на устойчивость растений к поражению с.-х. вредителями и болезнями.

3. Нормы. Сроки. Глубина заделки органических удобрений. Место навоза в севообороте, эффективность, продолжительность действия.

4. Птичий помет. Характеристика, использование.

5. Удобрение многолетних трав.

6. Жидкие комплексные удобрения. Свойства, особенности применения.

7. Ассортимент фосфорных удобрений. Сравнительная эффективность по почвенно-климатическим зонам РФ и в зависимости от степени обеспеченности почв фосфором.

8. Способы определения количества подстилочного и бесподстилочного навоза.

9. Влияние минеральных удобрений на качество урожая с.-х. культур.

10. Агрохимические картограммы, паспорта полей, значение, использование.

11. Навоз, состав. Удобрительная ценность.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Ягодин Б. А., Жуков Ю. П., Кобзаренко В. И.
Агрохимия: учебное пособие
СПб.: Лань, 2016
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Васильев О. А.
Эродированные почвы Чувашской Республики: к изучению дисциплины
Чебоксары, 2007
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
VisualStudio 2015
6.3.1.3
Access 2016
6.3.1.4
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.5
BusinessStudio 4.0
6.3.1.6
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.7
MozillaFirefox
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
322
Учебная аудитория
Столы, стулья ученические, демонстрационное оборудование (проектор ACER (1 шт.), цифровая интерактивная доска (1 шт.), персональный компьютер ACER (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
431
Учебная аудитория
Шкаф со специализированным инвентарем (пробирки, колбы, пипетки, штативы, мерные стаканы, химические реактивы) (1 шт.), шкаф вытяжной (1 шт.), таблица «Растворимость кислот и оснований» (1 шт.), таблица «Периодическая система Менделеева» (1 шт.), доска классная (1 шт.), столы лабораторные (5 шт.), табуретки (14 шт.), раковина (1 шт.), стул п/м (1 шт.)
 
Оснащенность
 
429
Учебная аудитория
Шкаф со специализированным инвентарем (пробирки, колбы, пипетки, штативы, мерные стаканы, химические реактивы) (1 шт.), шкаф вытяжной (1 шт.), таблица «Растворимость кислот и оснований» (1 шт.), таблица «Периодическая система Менделеева» (1 шт.), стенд (1 шт.),  доска классная (1 шт.), столы лабораторные (5 шт.), табуретки (17 шт.), стол преподавателя (1 шт.), раковина (1 шт.), стул п/м (1 шт.)
 
427
Учебная аудитория
Шкаф со специализированным инвентарем (пробирки, колбы, пипетки, штативы, мерные стаканы, химические реактивы) (1 шт.), шкаф вытяжной (1 шт.), таблица «Растворимость кислот и оснований» (1 шт.), таблица «Периодическая система Менделеева» (1 шт.), доска классная (1 шт.), столы лабораторные (5 шт.), табуретки (19 шт.), стол преподавателя (1 шт.), раковина (1 шт.), стул п/м (1 шт.)
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторныеми занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности роста и развития растений под воздействием удобрений. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Рекомендации к изучению основных разделов агрохимии

Дисциплина рассчитана на слушателей,  обладающих  достаточно  широким спектром  знаний  в области  химии, физики, ботаники, экологии,  и др.

При изучении дисциплины «Агрохимия» следует усвоить:

- типы питания растений;

- значение элементов питания растений;

- виды удобрений, их химический состав;

- расчет доз удобрений на запланированный урожай;

- принципы зональных систем применения удобрений в севооборотах;

- систему применения удобрений в севообороте;

 
Оснащенность
 
- экологические проблемы агрохимии.
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________