2024-2025_35_03_04_24-1 Агрономия_АТ_plx_Хранение и переработка продукции растениеводства
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Биотехнологий и переработки сельскохозяйственной продукции
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.35
Хранение и переработка продукции растениеводства
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
36
36
36
Практические
36
36
36
36
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72
72
72
72
Сам. работа
36
36
36
36
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. биол. наук, доц., Щипцова Надежда Варсонофьевна
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Хранение и переработка продукции растениеводства" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование представлений, знаний, умений в области хранения и переработки продукции растениеводства для наиболее рационального использования выращенной продукции с учетом ее качества, уменьшения потерь продукции при хранении и переработке, повышения эффективности хранения и переработки.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Агрометеорология
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Основы биотехнологии
 
2.2.2
Семеноведение полевых культур
 
2.2.3
Технология возделывания сельскохозяйственных культур
 
2.2.4
Технология возделывания ягодных культур
 
2.2.5
Частная селекция и семеноводство
 
2.2.6
Кормопроизводство и луговодство 
 
2.2.7
Производственная практика, технологическая практика
 
2.2.8
Технология возделывания конопли
 
2.2.9
Технология возделывания овощей в защищенном грунте
 
2.2.10
Технология возделывания полевых кормовых культур
 
2.2.11
Технология возделывания технических и крупяных культур
 
2.2.12
Технология возделывания хмеля
 
2.2.13
Цифровые технологии в АПК
 
2.2.14
Технология возделывания картофеля
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-4. Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
 
ОПК-4.1 Обосновывает современные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
 
 
 
ОПК-4.2 Реализует современные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
 
 
 
ПК-19. Способен организовать  уборку урожая, первичную обработку растениеводческой продукции и закладку ее на хранение
 
ПК-19.1 Организует уборку урожая растениеводческой продукции 
 
 
 
ПК-19.2 Организует первичную обработку растениеводческой продукции и закладку ее на хранение
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- химический состав, пищевую ценность продукции растениеводства;
3.1.2
- процессы, протекающие при  хранении и переработке продукции растениеводства;
3.1.3
- принципы, режимы, способы хранения продукции растениеводства;
3.1.4
- основные технологические процессы переработки продукции растениеводства.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
-применять наиболее рациональные режимы хранения и переработки продукции растениеводства с учетом качества сырья; 
3.2.2
- оценивать и корректировать схемы хранения и переработки продукции растениеводства.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- приемки растительного сырья, первичной обработки и хранения сырья;
3.3.2
- оценки качества сырья растительного происхождения по физико-химическим, микробиологическим и органолептическим показателям;
3.3.3
- определения причин порчи продукции растениеводства при хранении.
 
 
Оснащенность
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Технологии хранения и переработки зерновых и зернобобовых культур

 
Физические свойства и физиологические процессы, протекающие в зерновой массе при хранении.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Показатели качества зерна.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 

Правила приемки и методы отбора проб зерна. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
Устный ответ на вопрос
0
 
Способы и режимы хранения зерновых масс.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Правила размещения зерна в хранилищах. Система наблюдения за хранящимся зерном. Количественно-качественный учет зерна в хранилище. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Сушка зерна. Активное вентилирование зерновых масс. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
Собеседование
0
 
Переработка зерна в муку и крупу. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
2
Лекция с заранее запланированными ошибками
0
 
Стандарты на муку пшеничную и ржаную. Приемка и методы отбора муки. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Методы определения органолептических и физико-химических показателей качества муки.

Технология производства крупы. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
Устный ответ на вопрос
0
 
Основы хлебопечения. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
2
Лекция интегрированная
0
 
Технология производства хлебобулочных изделий. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Классификация хлебобулочных изделий. Технология производства отдельных видов хлебобулочных изделий. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
Сообщение
0
 
Технология производства макаронных изделий.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Показатели качества макаронных изделий. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
Устный ответ на вопрос
0
 
 
Оснащенность
 
Раздел 2. Технологии хранения и переработки сочной продукции

 
Химический состав сочной продукции. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Правила приемки и методы определения качества картофеля. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
2
Круглый стол
0
 
Требования к качеству картофеля. Правила приемки и методы опреде-ления качества картофеля. Определение интенсивности дыхания сочной продукции. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
Устный ответ на вопрос
0
 
Плоды, овощи и картофель как объекты хранения.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
2
Лекция- викторина
0
 
Хранение сочной продукции. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
2
Деловая игра
0
 
Процессы, происходящие при хранении сочной продукции. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
Подготовка сообщения
0
 
Технология хранения овощей и корнеплодов.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Расчет норм естественной убыли свежего картофеля, овощей и плодов при длительном хранении. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Особенности хранения плодовых овощей и зеленых овощей.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
Устный ответ на вопросы
0
 
Способы переработки плодов и овощей.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Консервная тара. Фасование, эксгаустирование и герметизация. Стерилизация и пастеризация консервов. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Подготовительные технологические процессы консервирования пищевых продуктов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
Устный ответ на вопросы
0
 
Основы технологии производство вина.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Болезни вина при хранении. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Классификация вина.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
Доклад
0
 
 
Раздел 3. Технологии хранения и переработки технических культур

 
Оснащенность
 
Технология производства сахара-песка.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Качественная характеристика сахара-песка.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Отходы сахарного производства.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
Подготовка собщения
0
 
Технология производства растительного масла.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Качественная характеристика масличного сырья и готовой продукции.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Качественная характеристика масличного и сырья и готовой продукции.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
Подготовка доклада
0
 
Технология производства и послеуборочной обработки хмеля.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Качественные характеристики хмеля. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
2
Учебная дискуссия
0
 
Основы производства и  качественные характеристики хмеля. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
Устный ответ на вопросы
0
 
Основы технологии солодоращения. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Качественные характеристики солода. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Качество сырья при солодоращении.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
Устный ответ на вопросы
0
 
Основы технологии пивоварения. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Качественная характеристика пива.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Качественная характеристика сырья и готовой продукции при пивоварении.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
Устный ответ на вопросы
0
 
 
Раздел 4. Контроль

 
Контроль /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

36
ПК-19.1 ПК-19.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Оснащенность
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Значение хранения и переработки продукции растениеводства. 2. Термоанабиоз, его характеристика как принципа хранения продукции. 3. Технологии переработки картофеля. 4. Хранение лука- севка, лука- репки, чеснока. 5. Эубиоз и гемибиоз, их характеристика как принципа хранения продукции. 6. Хранение томатов, огурцов. 7. Осмоанабиоз, его характеристика как принципа хранения продукции. 8. Основные технологические процессы по переработке зерна в крупу. 9. Ксероанабиоз, его характеристика как принципа хранения продукции. 10. Абиоз и его характеристика как принципа хранения продукции. 11. Приготовление пшеничного теста опарным способом. Его преимущества и недостатки. 12. Сушка неподвижной зерновой массы. 13. Приготовление пшеничного теста безопарным способом. Его преимущества и недостатки. 14. Аэробное и анаэробное дыхание при хранении зерновой массы. Факторы, влияющие на интенсивность дыхания. Влияние дыхания на качество зерновой массы. 15. Дефекты и болезни хлеба. 16. Прорастание зерна при хранении и слеживание зерна. Меры профилактики прорастания и слеживания. 17. Технология квашения капусты. 18. Послеуборочное дозревание зерна и факторы, влияющие на этот процесс. 19. Технология соления огурцов. 20. Самосогревание зерновых масс. Сущность процесса самосогревания. Гнездовое и сплошное самосогревание, их причины и характеристика 21. Ацидоанабиоз, его характеристика как принципа хранения продукции. 22. Виды помолов. Технологические процессы в мукомольном производстве 23. Хранение семечковых и косточковых плодов. 24. Ацидоценоанабиоз, его характеристика как принципа хранения продукции. 25. Хранение муки. Созревание муки. Порча муки. 26. Алкоголеценоанабиоз, его характеристика как принципа хранения продукции. 27. Хлебопекарные свойства основного сырья. Подготовка сырья при производстве хлеба. 28. Маринование плодоовощной продукции. 29. Сыпучесть, скважность и самосортирование зерновой массы. Их характеристика. 30. Химическое консервирование плодоовощной продукции. 31. Сорбционные свойства зерновой массы. Равновесная влажность и теплофизические характеристики зерновой массы. 32. Способы осветления плодово-ягодного сока. 33. Подготовка хранилищ к приему зерна нового урожая. 34. Способы извлечения масла из семян. Их сравнительная характеристика. 35. Период покоя и способы предупреждения прорастания клубней картофеля. 36. Технология производства комбикормов. 37. Лечебный период хранения картофеля, его характеристика. 38. Технологии получения растительного масла на заводах. 39. Период охлаждения при хранении картофеля, его характеристика. 40. Консервирование плодово-ягодной продукции сахаром. 41. Влияние условий выращивания и уборки на лежкость картофеля и овощей. 42. Технология мочения. 43. Основной и весенний периоды хранения картофеля. Их характеристика. 44. Способы обработки мезги, обеспечивающие увеличение выхода плодово-ягодного сока. 45. Особенности корнеплодов как объектов хранения. Условия хранения корнеплодов. 46. Хранение сырья и комбикормов. 47. Способы, применяемые для задержания прорастания клубней в процессе их хранения. Меры, препятствующие заболеваниям клубней и их отпотеванию. 48. Современные способы хранения сахарной свеклы. 49. Особенность капусты как объекта хранения. Условия хранения капусты. 50. Способы сушки картофеля, плодов и ягод (воздушно-солнечная, тепловая, вакуумная, сублимационная).
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Тесты 1. Пшеницу подразделяют на типы по следующим признакам: 1. По устойчивым природным признакам, связанным с ее технологическими, пищевыми и товарными достоинствами.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
2. По устойчивым природным признакам, связанным с ее технологическими достоинствами. 3. По устойчивым природным признакам, связанным с ее пищевыми и товарными достоинствами. 4. По устойчивым ботаническим признакам, связанным с ее пищевыми достоинствами. 2. Пшеницу подразделяют на подтипы по изменяющимся природным признакам: 1. Вкусу и цвету. 2. Стекловидности и вкусу. 3. Влажности и натуре. 4. Стекловидности и цвету. 3. К мягкой яровой краснозерной пшенице относятся следующие сорта: 1. Алтайская 81,  Воронежская 10, Люба, Московская 35. 2. Новосибирская 67, Саратовская 42, Саратовская 46, Саратовская 55. 3. Дон 85, Тарасовская 29, Донская безостая, Тарасовская 87. 4. Воронежская, Саратовская 42, Дон 85, Люба. 4. Каково количество классов пшеницу в зависимости от качества зерна? 1. 3. 2. 4. 3. 5. 4. 2. 5. К какому классу можно отнести мягкую пшеницу при наличии следующих показателях качества: массовая доля белка, %, 13,9;  массовой доли сырой клейковины, %,  29; число падении, с, 200. 1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4. 6. К какому классу можно отнести твердую пшеницу при наличии следующих показателях качества: зерна пшеницы других типов, %, 12; в том числе белозерной пшеницы 2 %. 1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4. 7.  Отбор проб можно осуществлять как от неподвижных, так и перемещаемых партий зерна с применением: 1. Ручных средств. 2. Механических средств. 3. Ручных и механических средств. 4. Сподручных средств. 8. Сколько точечных проб отбирают из автомобиля длиной кузова от 3,5 до 4, 5 м? 1. Четыре. 2. Шесть. 3. Восемь. 4. Десять. 9. Какую пробу образует совокупность точечных проб? 1. Объединенную. 2. Среднесуточную. 3. Среднюю. 4. Общую. 10. Какой должна быть масса средней пробы? 1. менее 2,0 кг. 2. 2,0±0,1 кг. 3. 1,0±0,1 кг. 4. более 3 кг. 11. В соответствии с каким нормативным документом определяют запах и цвет зерна? 1.  ГОСТ 10967-90 «Зерно. Методы определения запаха, вкуса и цвета». 2. ГОСТ 12967-07 «Зерно. Методы определения цвета и запаха». 3. ГОСТ 12967-07 «Зерно. Методы определения цвета». 4. ГОСТ 10967-90 «Зерно. Методы определения запаха и цвета». 12. Какие показатели характеризуют свежесть зерна? 1. Запах, цвет, блеск и вкус.
 
Оснащенность
 
2. Запах, цвет, массовая доля влаги, натура. 3. Цвет, вкус, натура, стекловидность. 4. Блеск, вкус, натура, стекловидность 13. При какой температуре определяют вкус смеси размолотого зерна? 1. 60-70 °С. 2. 10-20 °С. 3. 40-50 °С. 4. 30-40 °С. 14. Дать определение понятию самосогревание зерновой массы. 1. Самосогреванием зерновой массы называется явление повышения ее температуры вследствие повышенной относительной влажности окружающей среды. 2. Самосогреванием зерновой массы называется явление повышения ее температуры вследствие повышенной температуры окружающей среды. 3. Самосогреванием зерновой массы называется явление самопроизвольного повышения ее температуры вследствие протекающих в ней физиологических процессов и плохой теплопроводности. 4. Самосогреванием зерновой массы называется явление повышения ее температуры вследствие повышенной температуры окружающей среды и плохой теплопроводности. 15. Каковы основные виды самосогревания зерновых масс? 1. Гнездовое, пластовое, сплошное. 2. Очаговое, поверхностное, сплошное. 3. Очаговое, гнездовое, верхнеярусное. 4. Гнездовое нижнеярусное, очаговое. 16. В соответствии с каким нормативным документом определяют влажность зерна? 1. ГОСТ 10586.5-90 «Зерно. Метод определения влажности». 2. ГОСТ 13586.5-2015 «Зерно. Метод определения влажности». 3. ГОСТ 10586.5-90 «Зерно. Метод определения влажности». 4. ГОСТ 13586.5-2015 «Метод определения влажности зерна и зернопродуктов». 17. Какое средство борьбы с самосогреванием является самым радикальным? 1. Механическое перелопачивание зерна. 2. Ручное перелопачивание зерна. 3. Перебрасывание зерна зернопогрузчиками. 4. Активное вентилирование зерновой массы охлажденным воздухом. 18. Что такое критическая влажность зерна? 1. Влажность, при которой в зерне появляется свободная влага и резко возрастает интенсивность дыхания зерна и семян. 2. Влажность, при которой в зерне повышается связанная влага и возрастает интенсивность дыхания зерна и семян. 3. Влажность, при которой в зерне появляется свободная влага и резко понижается  интенсивность дыхания зерна и семян. 4. Влажность, при которой в зерне появляется свободная влага, а   интенсивность дыхания зерна и семян не меняется. 19. Определение влажности методом с предварительной сушкой применяется для зерна с влажностью: 1.  менее 17%. 2. более 17 %. 3. менее 15 %. 4. 17 % 20. Что такое натура зерна? 1. Это вес какого-либо объема зерна. 2. Это объем какой-либо массы зерна. 3. Это объем 10 кг зерна. 4. Это объем 1 кг зерна. 21. Чем выше натура зерна, тем: 1. Занижает выход муки. 2. Ниже выход муки. 3. Больше выход муки. 4. Не влияет на выход муки. 22. Средство измерения, предназначенное для определения натуры зерна путем отмеривания объемной единицы зерна , который затем взвешивают на весах: 1. Пурка. 2. Щуп. 3. Делительный аппарат.
 
Оснащенность
 
4. Дозатор. 23. Как влияют на натуру зерна легкие органические примеси? 1. Усредняют. 2. Увеличивают. 3. Не влияют. 4. Снижают. 24. Базисной натурой зерна пшеницы в Чувашской Республике является, г/л? 1. 730 2. 460 3. 570 4. 680 25. Высота насыпи влажного зерна не должна превышать, м? 1. 1 2. 2 3. 3,5 4. 3 26. Под действием протеолитических ферментов белки расщепляются на более простые вещества: 1. Пептоны, аминокислоты. 2. Жирные кислоты. 3. Дисахариды. 4. Пентозаны. 27. Альбумины – это простые белки, которые растворяются в…. 1. 70 % растворе этилового спирта. 2. Дистиллированной воде. 3. 3-5 % растворах нейтральных солей. 4. В разбавленных щелочах и кислотах. 28. Глобулины – это простые белки, которые растворяются в…. 1. 70 % растворе этилового спирта. 2. Дистиллированной воде. 3. 3-5 % растворах нейтральных солей. 4. В разбавленных щелочах и кислотах. 29. Одним из методов определения содержания белка является 1. Метод высушивания. 2. Метод по Къельдалю. 3. Атомно-абсорбционный метод. 4. Органолептический метод. 30. Изменение пространственной ориентации белковой молекулы, не сопровождающееся разрывом ковалентных связей 1. Меланоидинообразование. 2. Пенообразование. 3. Денатурация. 4. Гидролиз. Задача 1 В зависимости от заданной массы продукции, ее назначения рассчитать потребность в стационарных хранилищах, траншеях, буртах, таре, упаковочных материалах. Если для хранения продукции предполагается использовать траншеи или бурты, то необходимо рассчитать количество потребной соломы, других материалов, определить объем земляных работ и потребной площади под бурты и траншеи. Хотя хранение в буртах и траншеях приводит к очень большим потерям продукции, требует значительных затрат труда и средств, тем не менее, иногда приходится прибегать к устаревшему способу в случае отсутствия современных хранилищ. Необходимо заложить на хранение в буртах 300 т картофеля. Ширина бурта – 2,5 м, длина – 20 м, высота надземной части бурта, без учета котлована – 0,9 м, глубина котлована – 0,5 м. 1) определить объем бурта с котлованом; 2) найти массу продукции в одном бурте (плотность картофеля составляет 0,63-0,67 т/м³, в среднем 0,65 т/м³); 3) определить количество буртов, необходимых для хранения всей массы продукции. Задача 2 Из таблицы 6 следует, что норма естественной убыли для позднеспелых сортов белокочанной капусты в складах с искусственным охлаждением составляет: в октябре - 2,3%, ноябре- 1,3%, декабре – 1,0%, феврале – 1,0%, марте – 1,3%, апреле – 1,3%. Определить предельное количество продукции, которое может быть списано на естественную убыль массы 
 
Оснащенность
 
за период хранения с октября по март партии капусты в 1100 т. Темы рефератов 1. Хранение зерновых масс в охлажденном состоянии. Способы и правила охлаждения зерновой массы. 2. Способы хранения зерна в герметичном состоянии, без доступа воздуха. 3. Сушка неподвижной зерновой массы. 4. Сушка зерна в шахтных и барабанных сушилках. 5. Активное вентилирование для временной консервации свежеубранного зерна повышенной влажности. 6. Активное вентилирование для профилактической обработки достаточно стойкого зерна. 7. Активное вентилирование для дегазации зерновой массы. 8. Активное вентилирование для охлаждения зерна после сушки. 9. Активное вентилирование для ликвидации самосогревания зерновой массы. 10. Активное вентилирование для воздушно-теплового обогрева семян. 11.   Аэробное и анаэробное дыхание при хранении зерновой массы. Факторы, влияющие на интенсивность дыхания. Влияние дыхания на качество зерновой массы. 12. Прорастание зерна при хранении и слеживание зерна. Меры профилактики прорастания и слеживания. 13. Послеуборочное дозревание зерна и факторы, влияющие на этот процесс. 14. Самосогревание зерновых масс. Сущность процесса самосогревания. Гнездовое и сплошное самосогревание, их причины и характеристика 15. Сыпучесть, скважность и самосортирование зерновой массы. Их характеристика. 16. Сорбционные свойства зерновой массы. Равновесная влажность и теплофизические характеристики зерновой массы. 17. Воздушно-солнечная сушка зерна. 18. Подготовка хранилищ к приему зерна нового урожая. 19. Размещение зерна в хранилищах и наблюдение за ним. 20. Период покоя и способы предупреждения прорастания клубней картофеля. 21. .Основы режима хранения плодов и овощей в охлажденном состоянии и в регулируемой газовой среде. 22. Лечебный период хранения картофеля, его характеристика. 23. Период охлаждения при хранении картофеля, его характеристика. 24. Влияние условий выращивания и уборки на лежкость картофеля и овощей. 25. Методы создания регулируемого и модифицированного составов газовой среды при хранении плодоовощной продукции. 26. Основной и весенний периоды хранения картофеля. Их характеристика. 27. Способы, применяемые для задержания прорастания клубней в процессе их хранения. Меры, препятствующие заболеваниям клубней и их отпотеванию. 28. Особенность капусты как объекта хранения. Условия хранения капусты. 29. Особенности корнеплодов как объектов хранения. Условия хранения корнеплодов. 30. Хранение картофеля и овощей в буртах и траншеях. Выбор места и размещение. Укрытие буртови траншей, вентиляция и контроль за состоянием клубней картофеля и овощей. 31. Подготовка овоще- и плодохранилищ к приему нового урожая. 32. Хранение лука- севка, лука- репки, чеснока. 33. Хранение томатов, огурцов. 34. Хранение семечковых и косточковых плодов. 35. Основные технологические процессы по переработке зерна в крупу. 36. Хранение круп. 37. Виды помолов. Технологические процессы в мукомольном производстве. 38.   Хранение муки. Созревание муки. Порча муки. 39. Хлебопекарные свойства основного сырья. Подготовка сырья при производстве хлеба. 40. Приготовление пшеничного теста опарным способом. Его преимущества и недостатки. 41. Приготовление пшеничного теста безопарным способом. Его преимущества и недостатки. 42. Применение заварки в ходе приготовления теста. Процессы, происходящие в хлебе при выпечке. 43. Дефекты и болезни хлеба, способы избежать их. 44. Факторы, влияющие на качество продуктов при переработке плодоовощной продукции. 45. Технология квашения капусты. 46. Технология соления огурцов. 47. Технология мочения 48. Хранение готовой солено-квашеной продукции. 49. Маринование плодоовощной продукции. 50. Консервирование плодово-ягодной продукции сахаром. 51. Химическое консервирование плодоовощной продукции. 52. Технологический процесс получения плодово-ягодных и томатного соков. 53. Способы обработки мезги, обеспечивающие увеличение выхода плодово-ягодного сока. 54. Способы осветления плодово-ягодного сока. 55. Замораживание плодовоовощной продукции. 56. Значение комбикормов и их классификация. 57. Технология производства комбикормов. 58. Хранение сырья и комбикормов. 59. Способы извлечения масла из семян. Их сравнительная характеристика.
 
Оснащенность
 
60. Технологии получения растительного масла на заводах. 61.   Особенности хранения растительного масла, жмыха и шрота. Отходы производства (жмых, шрот и др.) и их использование. 62. Способы сушки картофеля, плодов и ягод (воздушно-солнечная, тепловая, вакуумная, сублимационная).
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Манжесов В. И., Попов И. А., Щедрин Д. С., Калашникова С. В., Манжесов В. И.
Технология хранения, переработки и стандартизации растениеводческой продукции: учебник
СПб.: Троицкий мост, 2010
25
 
Л1.2
Романова Е. В., Введенский В. В.
Технология хранения и переработки продукции растениеводства: учебное пособие
М.: Издательство РУДН, 2010
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Ларионов Г. А., Ягодкина И. Е., Данилов К. П., Дмитриев А. И., Федорова И. Б.
Практикум по технологии приемки, хранения, переработки и стандартизации зерна: учебное пособие
Чебоксары: ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА, 2017
10
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.4
НашСад10.4
6.3.1.5
Office 2007 Suites
6.3.1.6
MozillaFirefox
6.3.1.7
MozillaThinderbird
6.3.1.8
7-Zip
6.3.1.9
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.10
OfficeStandard 2010
6.3.1.11
ОС Windows 7
6.3.1.12
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Оснащенность
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
305
Учебная аудитория
Столы (12 шт.), стулья ученические (24 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768 (1 шт.), моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core (1 шт.),  интерактивная доска (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия 
Пр
 
315
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer (1 шт.),  интерактивная доска (1 шт.), моноблок  Acer Aspire С22-865 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия, столы (28 шт.), стулья ученические (54 шт.), стул для преподавателя (1 шт.), трибуна. 
Лек
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Хранение и переработка продукции растениеводства» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На  практических занятиях решаются конкретные задачи по дисциплине, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практические занятия заканчиваются подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Хранение и  переработка продукции растениеводства», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________