2024-2025_35_03_04_24-1 Агрономия_АТ_plx_Основы селекции и семеноводства
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.36
Основы селекции и семеноводства 
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
10 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
36
36
36
Лабораторные
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
В том числе инт.
14
14
14
14
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72
72
72
72
Сам. работа
36
36
36
36
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Елисеева Л.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы селекции и семеноводства " в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование знаний и умений по методам селекции, организации и технике селекционного процесса и семеноводству полевых культур, приобретение профессиональных навыков и формирование необходимых компетенций
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Мелиорация
2.1.2
Общая генетика
2.1.3
Правоведение
2.1.4
Технология возделывания ягодных культур
2.1.5
Фитопатология и энтомология
2.1.6
Растениеводство
2.1.7
Учебная практика, технологическая практика
2.1.8
Физиология и биохимия растений
2.1.9
Агрохимия
2.1.10
Геодезия с основами землеустройства
2.1.11
Математика и математическая  статистика
2.1.12
Микробиология 
2.1.13
Овощеводство
2.1.14
Сельскохозяйственная экология
2.1.15
Плодоводство
2.1.16
Почвоведение с основами географии почв
2.1.17
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.18
Физика
2.1.19
Химия
2.1.20
Ботаника
2.1.21
Введение в профессиональную деятельность
2.1.22
Информатика 
2.1.23
Основы животноводства
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Государственное сортоиспытание и охрана селекционных достижений
 
2.2.2
Технология возделывания конопли
 
2.2.3
Технология возделывания полевых кормовых культур
 
2.2.4
Технология возделывания хмеля
 
2.2.5
Сортоведение и апробация сельскохозяйственных культур
 
2.2.6
Технология возделывания картофеля
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1. Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
 
ОПК-1.1 Демонстрирует знание основных законов математических и естественных наук, необходимых для решения стандартных задач в области агрономии
 
 
 
ОПК-1.2 Использует основные законы математических и естественных наук для решения стандартных задач в области агрономии с применением информационно-коммуникационных технологий
 
 
 
ОПК-2. Способен использовать нормативные правовые акты и оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности;
 
ОПК-2.1 Использует существующие нормативные документы по вопросам сельского хозяйства, нормы и регламенты проведения работ в области растениеводства
 
 
 
ОПК-2.2 Оформляет специальные документы для осуществления производства, переработки и хранения продукции растениеводства
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-13. Способен обосновать выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия
 
ПК-13.1 Обосновывает выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона 
 
 
 
ПК-13.2 Обосновывает выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретного  уровня интенсификации земледелия
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
• цель, задачи селекции и семеноводства;
3.1.2
• основные методы селекции полевых культур;
3.1.3
• классификацию исходного материала;
3.1.4
• теоретические основы селекции;
3.1.5
• схему селекционного процесса;
3.1.6
• систему семеноводства основных полевых культур;
3.1.7
• схему производства элиты основных полевых культур
3.1.8
• условия, обеспечивающие формирование высококачественных семян;
3.1.9
• основы сортового и семенного контроля
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
• планировать селекционный процесс;
3.2.2
• проводить гибридизацию и отбор селекционного материала;
3.2.3
• проводить оценку селекционного материала по комплексу хозяйственно-ценных признаков и свойств;
3.2.4
• планировать семеноводство в хозяйстве;
3.2.5
• планировать производство элиты основных полевых культур;
3.2.6
• планировать проведение сортосмены и сортообновления;
3.2.7
• осуществлять сортовой и семенной контроль;
3.2.8
• разрабатывать технологию производства высококачественного семенного материала
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
• формулирования постановки задач, их решения, обобщения аналитических исследований и конкретизации выводов
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Организация селекционной работы, достижения, основные направления и методы селекционной работы.

 
Селекция как наука и отрасль сельскохозяйственного производства /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Исходный материал в селекции растений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
2
Проблемная лекция
0
 
Планирование селекционного процесса /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Отбор как метод селекции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Оснащенность
 
Массовый отбор у озимой ржи /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Индивидуальный отбор у пшеницы /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Определение модификационной изменчивости признаков в целях селекции и семеноводства /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Гибридизация в селекции растений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Расчет объема гибридной популяции /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
2
Ситуационная задача
0
 
Отдаленная гибридизация в селекции растений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Мутагенез, полиплоидия и гетерозис в селекции растений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Определение эффекта гетерозиса у гибридов /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Селекция на важнейшие свойства /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Оценка селекционного материала по устойчивости к болезням /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Оценка селекционного материала по качеству продукции /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Организация и техника селекционного процесса /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Оснащенность
 
Государственное испытание и охрана селекционных достижений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
2
Проблемная лекция
0
 
Статистическая обработка результатов сортоиспытания /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
2
Ситуационная задача
0
 
Включение сортов и гибридов в реестр рекомендованных (деловая игра) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
2
Деловая игра
0
 
Организация селекционной работы, достижения, основные направления и методы селекционной работы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

18
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
Работа с учебной литературой, подготовка рефератов. Работа в СДО
0
 
Коллоквиум /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
Проверка знаний, рефератов
0
 
 
Раздел 2. Организация производства сортовых семян

 
История развития семеноводства в стране /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Теоретические основы семеноводства. Сортосмена и сортообновление /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Расчет площади семеноводческих посевов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
2
Ситуационная задача
0
 
Составление плана сортообновления /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Организация семеноводства /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
2
Проблемная лекция
0
 
Производство семян элиты /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Оснащенность
 
Планирование производства семян элиты /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Оригинальное семеноводство картофеля /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Технология получения высококачественного семенного и посадочного материала /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
Организация производства сортовых семян /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

18
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
Работа с учебной литературой, написание реферата. Работа в СДО
0
 
Коллоквиум /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
 
Раздел 3. Контроль

 
Экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

36
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
6
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Зачет не предусмотрен учебным планом.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. История развития селекции 2. Основоположники отечественной селекции, значение их работ для становления науки. 3. Понятие о селекции, методы селекции 4. Основные направления селекции. 5. Основные направления и достижения отечественной селекции по созданию сортов зерновых и зернобобовых культур. 6. Сорт, его признаки и свойства. 7. Классификация сортов по способу их создания. 8. Требования, предъявляемые к сорту производством 9. Учение Н.И.Вавилова о закономерностях в наследственной изменчивости и географических центрах происхождения культурных растений 10. Понятие об исходном материале, его классификация. 11. Интродукция и ее практическое значение. 12. Создание, изучение и использование мирового генофонда растений 13. Понятия «сорт», «гетерозисный гибрид», их значение для сельскохозяйственного производства. 14. Гибридизация как основной метод создания исходного материала. 15. Принципы подбора родительских пар для скрещивания. 16. Методика и техника гибридизации. 17. Типы скрещиваний. 18. Отдаленная гибридизация, ее цели и задачи. 19. Достижения и перспективы отдаленной гибридизации. 20. Мутагенез в селекции растений. 21. Роль мутаций в селекции.
 
Оснащенность
 
22. Достижения и проблемы мутантной селекции. 23. Типы полиплоидии и классификация полиплоидов. 24. Гаплоидия, ее значение для селекции растений. 25. Использование полиплоидии в селекции растений. 26. Теоретические основы отбора. 27. Общие принципы отбора, его виды 28. Методы оценки селекционного материала. 29. Типы гетерозисных гибридов. 30. Понятие о гетерозисе, его значение. Типы гетерозиса. 31. Мужская стерильность и ее использование в селекции растений. Типы ЦМС. 32. Этапы селекционного процесса. 33. Виды селекционных посевов и их назначение. 34. Организация селекционного процесса. 35. Структура государственной сортоиспытательной сети. 36. Государственная комиссия по сортоиспытанию и охране селекционных достижений, ее структура и задачи. 37. Методика и виды государственного сортоиспытания. 38. Включение сортов в Государственный реестр селекционных достижений. 39. Задачи государственного сортоиспытания. 40. Охрана селекционных достижений. 41. Порядок включения новых сортов и гибридов в сортоиспытание. 42. Методы ускорения селекционного процесса. 43. Использование методов биотехнологии в селекции растений. 44. Семеноводство – как наука и отрасль сельскохозяйственного производства. 45. Проблемы и перспективы развития и законодательная основа семеноводства в России. 46. История развития семеноводства в стране. 47. Отбор в семеноводстве, его виды и направленность. 48. Мероприятия по сохранению чистосортности у самоопыляющихся и перекрестноопыляющихся семян. 49. Причины ухудшения сортовых качеств в процессе репродуцирования. 50. Система семеноводства зерновых культур. 51. Система семеноводства картофеля. 52.   Трудности отдаленной гибридизации, пути их преодоления. 53.   Способы получения и выделения мутантных форм. 54.   Техника получения и выделения полиплоидов. 55. Схема и техника проведения массового отбора у перекрестноопыляющихся культур. 56. Схема и техника проведения индивидуального отбора у самоопыляющихся культур. 57. Схема и техника проведения индивидуального отбора у перекрестноопыляющихся культур. 58. Селекционные основы методов педигри и пересева. 59. Селекционные основы клонового отбора. 60. Оценка селекционного материала на скороспелость, продуктивность и урожайность. 61. Оценка селекционного материала на зимостойкость. 62. Оценка селекционного материала на устойчивость к болезням и вредителям. 63. Оценка селекционного материала по качеству продукции. 64. Оценка селекционного материала на засухоустойчивость. 65. Оценка селекционного материала в связи с механизацией и возделывания и уборки урожая. 66. Способы получения гибридных семян. 67. Создание самоопыленных линий и испытание их на комбинационную способность. 68. Техника селекционного процесса. 69. Качества семян и факторы, влияющие на них. 70. Сортовые и посевные качества семян. Категории семян. 71. Фонды семян, их размеры и условия хранения. 72. Значение сортосмены, сроки проведения. 73. Принципы и сроки проведения сортообновления. 74. Семенной контроль. 75. Сортовой контроль. 76. Планирование семеноводства в хозяйствах. 77. Схема и методика производства семян элиты зерновых и зернобобовых культур. 78. Схема и методика производства элиты картофеля. 79. Производство семян элиты многолетних трав. 80. Приемы ускоренного размножения семян. 81. Особенности агротехники семенных посевов. 82. Агротехнические основы уборки семеноводческих посевов, пути снижения травмированности семян. 83. Послеуборочная обработка семян. 84. Хранение семенного материала.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
 
Тематика рефератов
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
1. Основоположники отечественной селекции и выдающиеся отечественные селекционеры. 2. Учение о центрах происхождения культурных растений. 3. Основные направления и достижения отечественной селекции по созданию новых сортов с.-х. культур. 4. История развития семеноводства в стране. 5. Пути улучшения состояния семеноводства для конкретного хозяйства. Образцы тестовых заданий 1.Расставтьте в правильном порядке этапы развития селекции: 1.Научная селекция 2.Народная  селекция 3.Примитивная селекция 4.Промышленная селекции 2.Что сыграло решающую роль в возникновении научной селекции? 1.Эволюционное учение Ч.Дарвина 2.Открытия в области ботаники и зоологии 3.Развитие капитализма 4.Оранизация селекционных фирм 3.Селекция как отрасль занимается: 1.Разработкой методов создания сортов и гетерозисных гибридов 2.Созданием сортов и гетерозисных гибридов 3.Разработкой методов получения исходного материала 4.Созданием исходного материала для селекции 4. Какой селекционер занимался селекцией сахарной свеклы? 1. Лукьяненко П.П. 2. Мазлумов А.Л. 3. Пустовойт В.С. 4. Ремесло В.Н. 5. Принудительное самоопыление или скрещивание между родственными особями перекрестноопыляющихся растений называется: 1. Полиплоидия 2. Гибридизация 3. Мутагенез 4. Инбрединг 6.Правильная схема экологической внутривидовой классификации культурных растений: 1.Вид – экотип – разновидность – сорт 2.Вид- разновидность – экотип – сорт 3.Вид – сорт – экотип 4.Вид – экотип-сорт-разновидность 7.Пернос растительных форм с одного региона в другие регионы: 1.Инбридинг 2.Аутбридинг 3.Интродукция 4.Интрогрессия 8.Сколько центров происхождения культурных растений установил Н.И.Вавилов? 1.12 2.6 3.10 4.8 9.Установите соответствие между названием метода отбора и его содержанием: Название Содержание        1.Метод парных элит                 А.Изолируют потомство 5-6 сходных по морфологическим признакам элитных растений и предоставляют свободно переопыляться        2.Метод половинок                 Б.Изолируют потомство двух сходных по морфологическим признакам элит, обеспечивают перопыление между ними. Объединяют семена отобранных семей.        3.Индивидуально-семейный В.Одну часть семян элитных растений высевают, другую хранят. Отобранные после браковки номера высевают для дальнейшей оценки, используя сохоаненную часть семян        4.Семейно-групповой                 Г.Изолируют потомство только одного элитного растения, обеспечивают переопыление только внутри семьи 10. При каком методе проводят многократный индивидуальный отбор с постоянной проверкой отбираемых растений по потомству? 1. Метод педигри 2. Метод половинок 3. Метод пересева 4. Рекуррентный отбор 11.Расположите в правильной последовательности этапы операции при кастрации пшеницы: 1.Удаление пыльников
 
Оснащенность
 
2.Подрезание верхушки колосковых и цветковых чешуй 3.Удаление недоразвитых колосков в нижней и верхней части колоса 4.Удаление верхних цветков в колосе 12. Какой из принципов подбора родительских пар для скрещивания впервые применил И.В.Мичурин? 1. Эколого-географический 2. По элементам продуктивности 3. По продолжительности отдельных фаз вегетации 4. На основе различий устойчивости сортов к заболеваниям? 13. При каких скрещиваниях каждый из двух родительских компонентов используют в одном случае в качестве материнской, во втором – отцовской? 1. Реципрокные 2. Диаллельных 3. Топкроссов 4. Ступенчатых 14. Какие скрещивания относятся к группе однократных скрещиваний? 1.Реципрокные 2.Возвратные 3.Межгибридные 4.Циклические 15.Способ преодоления неспособности гибридных семян к прорастанию: 1.Вегетативное сближение скрещиваемых форм 2.Изменение уровня плоидности у родителей 3.Использование возвратных скрещиваний 4.Выращивание недоразвитых зародышей на искусственных питательных средах 16. К межвидовым гибридам относятся: 1. Куузику 2. Тритикале 3. Тургидные пшеницы 4. Пшенично-пырейные гибриды 17.Методы преодоления стерильности гибридов первого поколения при отдаленной гибридизации: 1.Укаричивание столбиков 2.Реципрокное скрещивание 3.Возвратное скрещивание 4.Обработка колхицином 18.Виды мутаций по характеру изменения генетического материала клетки, используемые в селекции растений: 1.Репродуктивные 2.Доминантные 3.Хромосомные 4.Соматические 5.Геномные 6.Рецессивные 7.Генные 19.Для индуцирования мутаций у растений с помощью ультрафиолетового  излучения целесообразно обрабатывать: 1.Семена 2.Клубни 3.Пыльцу 4.Листья 20.Установите соответствие между названием типа геномных мутаций  с его содержанием: Название Содержание       1.Автополиплоиды А.Организмы с некратным гаплоидному набору изменением числа хромосом       2.Аллополиплоиды Б.Организмы с кратным увеличением чила хромосом одного и того же вида       3.Анеуплоиды         В.Организмы с кратным увеличением числа хромосом разных видов 21.Организмы, полученные путем кратного уменьшения основного числа хромосом, называются: 1.Диплоиды 2.Анизоплоиды 3.Гаплоиды 4.Анеуплоиды 22. Гетерозис, характеризующийся более высоким выходом семенной продуктивности, называется: 1. Соматический 2. Репродуктивный 3. Адаптивный 23.Основные типы цитоплазматической мужской стерильности у кукурузы: 1.Техасский 2.Молдавский 3.Парагвайский 4.Боливийский 24.Основной способ получения семян гетерозисных гибридов кукурузы:
 
Оснащенность
 
1.Ручная кастрация 2.ЦМС 3.Самонесовместимость 4.Использование маркерных признаков 25. К первичным звеньям семеноводства относятся:         1.Питомник испытания потомств 1-го года         2.Питомник испытания потомств 2-го года         3.Питомник испытания потомств  1-го и 2-го года         4.Питомник испытания потомств  1-го и 2-го года, питомники размножения 1-4 годов         5.Питомник испытания потомств  1-ого и 2-ого года, питомники размножения 1-4      годов, суперэлита 26. Первичное семеноводство картофеля включает:         1.Питомник сохранения сорта, предварительное размножени, суперэлита         2.Питомник отбора, питомники испытания клонов 1-2 года, питомник супер-суперэлиты         3.Питомник отбора, питомники испытания клонов 1-2 года, питомник суперэлиты         4.Питомники испытания клонов 1-2 года, питомник суперэлиты 27. Нормы страховых фондов семян зерновых культур на этапах первичного семеноводства, %:         1.25-30         2.50         3.75         4.100 28. Основной  метод определения сортовой чистоты:         1.Изучение сортовых документов         2.Апробация посевов         3.Визуальный осмотр посевов         4.Грунтовой контроль 29. Государственный сортовой  контроль осуществляет:        1.Апробационная комиссия        2.Россельхозцентр        3.Работники НИИ        4.Оригинаторы сорта 30.Период, в течение которого семена могут находиться в обороте после исключения сорта из Государственного реестра:        1. 3 года        2. 5 лет        3. 2 года        4. Сразу исключают из оборота
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Коновалов Ю. Б., Пыльнев В. В., Хупацария Т. И., Рубец В. С.
Общая селекция растений: учебник
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
Л1.2
Пыльнев В. В.
Практикум по селекции и семеноводству полевых культур: учебное пособие
СПб.: Лань, 2014
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Гужов Ю. Л., Фукс А., Валичек П., Гужов Ю. Л.
Селекция и семеноводство культивируемых растений: учебник для вузов
М.: Мир, 2003
67
 
Л2.2
Пыльнев В.В., Коновалов Ю.Б., Березин А.Н., Малько А. М., Пыльнев В. В.
Практикум по селекции и семеноводству полевых культур: учебное пособие
М.: КолосС, 2008
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт государственной комиссии по сортоиспытанию и охране селекционных достижений/www.gossort.com
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
«Панорама ЗЕМЛЕДЕЛИЕ»
6.3.1.3
Office 2007 Suites
 
Оснащенность
 
6.3.1.4
MozillaThinderbird
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.6
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
 
112
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, Интерактивная доска,  Моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD) и учебно-наглядные пособия, автоматизированное рабочее место селекционера, доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, штангенциркуль, термостат (1 шт.), микроскоп (1 шт.), весы (1 шт.), стол ученический (10 шт.), стул ученический (20 шт.)
Пр
 
113
Учебная аудитория
Моноблок 21,5 ASUS Vivo 222FBK-BAO11Mi51021U/8192Mb/256SSDGb\MX110(2048Mb) ( 23шт ), МФУ Kyocera EcosysM2235 DN (1102VS3RUO) A4 Duplex Net белый  (1 шт), интерактивная панель TeachTouch TT40-55U 4.0 55 UHD 20 касаний  (1 шт.), проектор BENG MX560 DLP 4000Lm (1024x768) 2000  (1 шт.), А4 Стол письменный на металлокаркасе GUATTRO 80*70*75 вишня скандинавия /антрацит  (23 шт.), кресло  Оператора ( 23 шт.), экран CACTUS 175*200 см, SilverMotoExpert настенно –потолочный темно-серый (моторизованный привод) (1 шт.), АКК 49Н022 Мод. Шкафа –витрины 3 ур (3 шт.), шкаф телекоммуникационный настенный Lanmaster Pro TWST – CDWPG – 9U-6X6-GY (9U, 600*600, дверца стекло, замок, серый (1 шт.), белая лаковая  маркерная доска
Лаб
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями, лабораторными и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Основы селекции и семеноводства» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, 

 
Оснащенность
 
проявляя творческий подход, студент готовится к занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются особенности методов селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать лабораторные и практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному и практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных и практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное и практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из тематической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Основы селекции и семеноводства», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Основы селекции и семеноводства» следует усвоить:

- основные методы селекции;

- схему и методику селекционного процесса;

- систему семеноводства основных полевых культур;

- схему производства семян элиты основных полевых культур.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов. 

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________