(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2
Э1 Э2
написание реферата. Работа в СДО
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1
Э1 Э3
Э1 Э2 Э3
1. Внутрихозяйственный сортовой контроль.
2. Цель и задачи апробации. Основные этапы апробации с.-х. культур.
3. Документация сортовых семян и сортовых посевов.
4. Причины выбраковки посевов из числа сортовых и меры их предотвращения.
5. Методика и техника апробации пшеницы.
6. Методика и техника апробации ржи.
7.Методика и техника апробации ячменя.
8. Методика и техника апробации овса.
9. Методика и техника апробации кукурузы.
10. Методика и техника апробации просо.
11. Методика и техника апробации гречихи.
13. Методика и техника апробации озимой и яровой вики.
14. Методика и техника апробации фасоли, чечевицы и кормовых бобов.
15. Методика и техника апробации видов люпина.
16. Методика и техника апробации подсолнечника.
17. Методика и техника апробации сои.
18. Методика и техника апробации льна.
19. Методика и техника апробации конопли.
20. Методика и техника апробации рапса.
21. Методика и техника апробации картофеля.
22. Методика и техника апробации красного клевера.
23. Методика и техника апробации бобовых трав.
24. Методика и техника апробации суданской травы.
25. Методика и техника апробации злаковых многолетних трав.
26. Методика и техника апробации сахарной свеклы.
27. Методика и техника апробации кормовых корнеплодов.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Основные сортовые признаки пшеницы.
2. Основные сортовые признаки ржи.
3. Основные сортовые признаки ячменя.
4. Основные сортовые признаки овса.
5. Основные сортовые признаки гречихи.
6. Основные сортовые признаки просо.
7. Основные сортовые признаки гороха.
8. Основные сортовые признаки сои.
9. Основные сортовые признаки вики.
10. Основные сортовые признаки картофеля.
11. Основные сортовые признаки рапса.
12. Основные сортовые признаки суданской травы.
13. Систематика пшеницы. Сравнительная характеристика пшеницы мягкой и твердой.
14. Систематика ржи.
15. Систематика ячменя.
16. Систематика овса. Перечислить отличительные признаки культурных и диких видов овса.
17. Систематика кукурузы. Сравнительная характеристика видов кукурузы.
18. Систематика гречихи. Отличительные признаки однолетних видов гречихи.
19. Систематика просо. Сравнительная характеристика подвидов просо.
20. Систематика гороха. Сравнительная характеристика видов гороха.
21. Систематика вики. Сравнительная характеристика видов вики.
22. Систематика люпина. Сравнительная характеристика видов люпина.
23. Систематика картофеля. Классификация сортов картофеля.
24. Систематика рапса. Отличительные признаки рапса и сурепицы.
25. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов озимой пшеницы.
26. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов яровой пшеницы.
27. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов тритикале.
28. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов озимой ржи.
29. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов ячменя.
30. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов овса.
31. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов кукурузы.
32. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов просо.
33. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов гречихи.
34. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов гороха.
35. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов вики озимой и яровой.
36. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов сои.
37. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов раннего и среднераннего картофеля.
38. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов среднеспелого и среднепозднего картофеля.
39. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов кормовой свеклы.
40. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов кормовых корнеплодов.
41. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов клевера.
42. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов люцерны.
43. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов злаковых трав.
1.История развития сортового контроля в РФ.
2.История развития селекции и семеноводства в РФ.
3.Государственное сортоиспытание и охрана селекционных достижений.
4.Грунтовой контроль сельскохозяйственных культур.
5.Лабораторный сортовой контроль.
6. Включение сортов в Реестр рекомендованных для возделывания в РФ сортов.
7. Методика проведения полевого обследования сортовых посевов.
8. Состояние сортового контроля в РФ.
1.Фаза развития растений при проведении апробации посевов пшеницы:
1) восковая спелость
2) кущение
3) молочная спелость
4) побурение не менее 50 % плодов
2.Предельная площадь для осмотра растений или отбора проб гречихи, га:
1) 450
2) 150
3) 50
4) 100
3. Число отбираемых стеблей ржи составляет, шт.:
1) 1000
2) 500
3) 300
4) 1500
4.Норма пространственной изоляции между посевами кормовых бобов, м
1) не требуется
2) 500
3) 1000
4) 300
5. Посевы ячменя бракуются, если процент твердой головни больше:
1) 1,0
2) 0,3
3) 0,5
4) 0,2
6. Посевы озимой пшеницы бракуются из числа семенных, если процент поражения пыльной головни превышает:
1) 1,0
2) 0,3
3) 0,5
4) 0,2
7. Трудноотделимые культурные растения в посевах овса:
1) пшеница
2) рожь
3) ячмень
4) овес
8. Посевы исключаются из числа семенных, если наличие трудноотделимых сорняков превышает, %:
1) 1,0
2) 5,0
3) 0,5
4) 3,0
9. На репродукционные посевы, семена с которых предназначены для реализации оформляют акт апробации по форме:
1) 197
2) 195
3) 193
4) 198
10. Сортовая чистота категории РС посевов озимой вики:
1) 99,5 %
2) 3,4 репродукции
3) 2,3 репродукции
4) 99,0 %
11. Норма пространственной изоляции между посевами однодомной конопли составляет, м:
1) 1000
2) 500
3) 2000
4) 3000
1) 100,0
2) 99,8
3) 99,5
4) 99,7
13. С одного участка отбирается два снопа, если апробируется посев:
1) элиты
2) суперэлиты
3) местного сорта
4) репродукционных посевов, семена с которых будут реализовываться
14. Категория семян зависит от:
1) принадлежности сорта к перспективным
2) сортовой чистоты
3) посевных качеств семян
4) числа лет репродуцирования
15. При апробации конопли апробатор проходит поле:
1) по диагонали
2) по двум сторонам равнобедренного треугольника
3) по межам и диагоналям
4) по периметру
16. Для проведения апробации посева, проведенного своими семенами, в хозяйстве необходимо иметь следующие документы на высеянные семена:
1) акт апробации
2) аттестат на семена
3) сортовое удостоверение
4) акт регистрации посевов
17. При обнаружении карантинных сорняков в посевах необходимо:
1) уничтожить посевы
2) обработать посевы гербицидами
3) сообщить в Государственную карантинную службу
4) оформить акт выбраковки посевов
18. В ходе грунтового контроля за сортовыми посевами наблюдают:
1) когда видны все сортовые признаки
2) на протяжении всей вегетации
3) наблюдений проводится в период вегетации 1-2 раза
4) наблюдения проводятся каждый месяц
19. Процент сортовой чистоты не определяют у культур:
1) картофеля
2) гречихи
3) сои
4) конопли
20. Семенные посевы, урожай семян с которых предназначается для реализации апробируется:
1) агрономом- семеноводом
2) работником Россельхозцентра
3) работником Россельхозцентра с привлечением ученых и специлистов НИИ и учебных заведений
д) агрономом-апробатором
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются особенности методов проведения сортового контроля полевых культур. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из тематической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины следует усвоить:
- основные методы проведения апробации полевых культур;
- требования к качеству семенных посевов;
- методику оформления документации на сортовые посевы;
- сортовые признаки и характеристику рекомендованных сортов основных полевых культур.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году