2024-2025_35_03_04_24-1 Агрономия_АТ_plx_Сортоведение и апробация сельскохозяйственных культур
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.02.01
Сортоведение и апробация сельскохозяйственных культур
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
42
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
11 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Лабораторные
20
20
20
20
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30
30
30
30
Сам. работа
42
42
42
42
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Елисеева Л.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Сортоведение и апробация сельскохозяйственных культур" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование знаний и умений по методике апробации, сортоведению полевых культур, приобретение профессиональных навыков и формирование необходимых компетенций
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Государственное сортоиспытание и охрана селекционных достижений
2.1.2
Технология возделывания конопли
2.1.3
Технология возделывания полевых кормовых культур
2.1.4
Технология возделывания хмеля
2.1.5
Основы селекции и семеноводства 
2.1.6
Семеноведение полевых культур
2.1.7
Технология возделывания ягодных культур
2.1.8
Декоративное садоводство
2.1.9
Растениеводство
2.1.10
Учебная практика, технологическая практика
2.1.11
Овощеводство
2.1.12
Плодоводство
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-5. Способен организовать разработку технологий получения высококачественных семян сельскохозяйственных культур, сортовой и семенной контроль
 
ПК-5.1 Организует разработку технологий получения высококачественных семян сельскохозяйственных культур
 
 
 
ПК-5.2 Организует сортовой и семенной контроль 
 
 
 
ПК-6. Способен организовать проведение маркетинговых исследований на сельскохозяйственных рынках
 
ПК-6.1 Планирует проведение маркетинговых исследований на сельскохозяйственных рынках
 
 
 
ПК-6.2 Организует проведение маркетинговых исследований на сельскохозяйственных рынках
 
 
 
ПК-13. Способен обосновать выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия
 
ПК-13.1 Обосновывает выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона 
 
 
 
ПК-13.2 Обосновывает выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретного  уровня интенсификации земледелия
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
•значение сортового контроля, порядок его проведения;
3.1.2
•методику и технику проведения апробации;
3.1.3
•сорта, рекомендованные для возделывания, их сортовые признаки;
3.1.4
•нормативную базу;
3.1.5
•составляющие сортового контроля
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
•проводить отбор и анализ апробационного снопа;
3.2.2
•оформлять документацию на сортовые посевы;
3.2.3
•отличить сорта полевых сельскохозяйственных культур
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
•формулирования постановки задач, их решения, обобщения аналитических исследований и конкретизации выводов
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Оснащенность
 
Раздел 1. Основы сортового контроля

 
История развития и основы сортового контроля  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
0
 
Основы сортового контроля /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

8
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
Работа с учебной литературой,

написание реферата. Работа в СДО

0
 
Оформление документов на сортовые посевы /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
0
 
 
Раздел 2. Сортоведение, методика и техника апробации полевых культур

 
Методика и техника апробации зерновых культур /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
2
Проблемная лекция
0
 
Сортоведение пшеницы /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
0
 
Сортоведение ржи, тритикале /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
0
 
Сортоведение ячменя /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
0
 
Сортоведение овса /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
0
 
Сортоведение, методика и техника апробации зерновых культур /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
Работа с учебной литературой, решение задач. Работа в СДО
0
 
Методика и техника апробации зерновых бобовых и масличных культур /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
0
 
Сортоведение гречихи /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
0
 
Сортоведение зерновых бобовых культур /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
0
 
Оснащенность
 
Сортоведение, методика и техника апробации зерновых бобовых культур /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

8
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
Работа с учебной литературой, решение задач. Работа в СДО
0
 
Сортоведение рапса, сои /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
0
 
Сортоведение, методика и техника апробации масличных культур /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

4
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
Работа с учебной литературой. Работа в СДО
0
 
Методика и техника апробации картофеля, корнеплодов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
2
Проблемная лекция
0
 
Сортоведение картофеля /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

4
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
0
 
Сортоведение, методика и техника апробации кормовых корнеплодов, картофеля /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

8
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
Работа с учебной литературой, решение задач. Работа в СДО
0
 
Методика и техника апробации бобовых и злаковых трав /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
0
 
Сортоведение злаковых и бобовых трав /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

6
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
Работа с учебной литературой, решение задач. Работа в СДО
0
 
 
Раздел 3. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

0
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-6.1 ПК-6.2
8
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Внутрихозяйственный сортовой контроль.

2. Цель и задачи апробации. Основные этапы апробации с.-х. культур.

3. Документация сортовых семян и сортовых посевов.

4. Причины выбраковки посевов из числа сортовых и меры их предотвращения.

5. Методика и техника апробации пшеницы.

6. Методика и техника апробации ржи.

7.Методика и техника апробации ячменя.

8. Методика и техника апробации овса.

9. Методика и техника апробации кукурузы.

10. Методика и техника апробации просо.

11. Методика и техника апробации гречихи.

 
Оснащенность
 
12. Методика и техника апробации гороха.

13. Методика и техника апробации озимой и яровой вики.

14. Методика и техника апробации фасоли, чечевицы и кормовых бобов.

15. Методика и техника апробации видов люпина.

16. Методика и техника апробации подсолнечника.

17. Методика и техника апробации сои.

18. Методика и техника апробации льна.

19. Методика и техника апробации конопли.

20. Методика и техника апробации рапса.

21. Методика и техника апробации картофеля.

22. Методика и техника апробации красного клевера.

23. Методика и техника апробации бобовых трав.

24. Методика и техника апробации суданской травы.

25. Методика и техника апробации злаковых многолетних трав.

26. Методика и техника апробации сахарной свеклы.

27. Методика и техника апробации кормовых корнеплодов.

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Основные сортовые признаки пшеницы.

2. Основные сортовые признаки ржи.

3. Основные сортовые признаки ячменя.

4. Основные сортовые признаки овса.

5. Основные сортовые признаки гречихи.

6. Основные сортовые признаки просо.

7. Основные сортовые признаки гороха.

8. Основные сортовые признаки сои.

9. Основные сортовые признаки вики.

10. Основные сортовые признаки картофеля.

11. Основные сортовые признаки рапса.

12. Основные сортовые признаки суданской травы.

13. Систематика пшеницы. Сравнительная характеристика пшеницы мягкой и твердой.

14. Систематика ржи.

15. Систематика ячменя.

16. Систематика овса. Перечислить отличительные признаки культурных и диких видов овса.

17. Систематика кукурузы. Сравнительная характеристика видов кукурузы.

18. Систематика гречихи. Отличительные признаки однолетних видов гречихи.

19. Систематика просо. Сравнительная характеристика подвидов просо.

20. Систематика гороха. Сравнительная характеристика видов гороха.

21. Систематика вики. Сравнительная характеристика видов вики.

22. Систематика люпина. Сравнительная характеристика видов люпина.

23. Систематика картофеля. Классификация сортов картофеля.

24. Систематика рапса. Отличительные признаки рапса и сурепицы.

25. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов озимой пшеницы.

26.  Характеристика рекомендованных для ЧР сортов яровой пшеницы.

27. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов тритикале.

28. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов озимой ржи.

29. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов ячменя.

30. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов овса.

31. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов кукурузы.

32. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов просо.

33. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов гречихи.

34. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов гороха.

35. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов вики озимой и яровой.

36. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов сои.

37. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов раннего и среднераннего картофеля.

38. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов среднеспелого и среднепозднего картофеля.

39. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов кормовой свеклы.

40. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов кормовых корнеплодов.

41. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов клевера.

42. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов люцерны.

43. Характеристика рекомендованных для ЧР сортов злаковых трав.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Экзамен не предусмотрен учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
 
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
Тематика рефератов

1.История развития сортового контроля в РФ.

2.История развития селекции и семеноводства в РФ.

3.Государственное сортоиспытание и охрана селекционных достижений.

4.Грунтовой контроль сельскохозяйственных культур.

5.Лабораторный сортовой контроль.

6. Включение сортов в Реестр рекомендованных для возделывания в РФ сортов.

7. Методика проведения полевого обследования сортовых посевов.

8. Состояние сортового контроля в РФ.

1.Фаза развития растений при  проведении апробации посевов пшеницы:

1) восковая спелость

2) кущение

3) молочная спелость

4) побурение не менее 50 % плодов

2.Предельная площадь для осмотра растений или отбора проб гречихи, га:

1) 450

2) 150

3) 50

4) 100

3. Число отбираемых стеблей ржи составляет, шт.:

1) 1000

2) 500

3) 300

4) 1500

4.Норма пространственной изоляции между посевами кормовых бобов, м

1) не требуется

2) 500

3) 1000

4) 300

5. Посевы ячменя бракуются, если процент твердой головни больше:

1) 1,0

2) 0,3

3) 0,5

4) 0,2

6. Посевы озимой пшеницы бракуются из числа семенных, если процент поражения пыльной головни превышает:

1) 1,0

2) 0,3

3) 0,5

4) 0,2

7. Трудноотделимые культурные растения в посевах овса:

1) пшеница

2) рожь

3) ячмень

4) овес

8. Посевы исключаются из числа семенных, если наличие трудноотделимых сорняков превышает, %:

1) 1,0

2) 5,0

3) 0,5

4) 3,0

9. На репродукционные посевы, семена с которых предназначены для реализации оформляют акт апробации по форме:

1) 197

2) 195

3) 193

4) 198

10. Сортовая чистота  категории РС посевов озимой вики:

1) 99,5 %

2) 3,4 репродукции

3) 2,3 репродукции

4) 99,0 %

11. Норма пространственной изоляции между посевами однодомной конопли составляет, м:

1) 1000

2) 500

3) 2000

4) 3000

 
Оснащенность
 
12. Сортовая чистота оригинальных посевов яровой мягкой пшеницы, %

1) 100,0

2) 99,8

3) 99,5

4) 99,7

13.  С одного участка отбирается два снопа, если апробируется посев:

1) элиты

2) суперэлиты

3) местного сорта

4) репродукционных посевов, семена с которых будут реализовываться

14.  Категория семян зависит от:

1) принадлежности сорта к перспективным

2) сортовой чистоты

3) посевных качеств семян

4) числа лет репродуцирования

15. При апробации конопли апробатор проходит поле:

1) по диагонали

2) по двум сторонам равнобедренного треугольника

3) по межам и диагоналям

4) по периметру

16. Для проведения апробации посева, проведенного своими семенами, в хозяйстве необходимо иметь следующие документы на высеянные семена:

1) акт апробации

2) аттестат на семена

3) сортовое удостоверение

4) акт регистрации посевов

17.  При обнаружении карантинных сорняков в посевах необходимо:

1) уничтожить посевы

2) обработать посевы гербицидами

3) сообщить в Государственную карантинную службу

4) оформить акт выбраковки посевов

18. В ходе грунтового контроля за сортовыми посевами наблюдают:

1) когда видны все сортовые признаки

2) на протяжении всей вегетации

3) наблюдений проводится в период вегетации 1-2 раза

4) наблюдения проводятся каждый месяц

19.  Процент сортовой чистоты не определяют у культур:

1) картофеля

2) гречихи

3) сои

4) конопли

20. Семенные посевы, урожай семян с которых предназначается для реализации апробируется:

1) агрономом- семеноводом

2) работником Россельхозцентра

3) работником Россельхозцентра с привлечением ученых и специлистов НИИ и учебных заведений

д) агрономом-апробатором

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Пыльнев В.В., Коновалов Ю.Б., Березин А.Н., Малько А. М., Пыльнев В. В.
Практикум по селекции и семеноводству полевых культур: учебное пособие
М.: КолосС, 2008
0
 
Л1.2
Рубец В. С., Пыльнев В. В., Березкин А. Н., Буко О. А.
Атлас растений, учитываемых при апробации сортовых посевов зерновых, зернобобовых, масличных культур, многолетних и однолетних трав: учебное пособие
СПб.: Лань, 2014
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Еремин Г. В., Исачкин А. В., Казаков И. В., Куминов Е. П., Плеханова М. Н., Седов Е. Н., Еремин Г. В.
Общая и частная селекция и сортоведение плодовых и ягодных культур: учебник
М.: Мир, 2004
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронная библиотечная система издательства «Лань»
 
Э2
Электронная библиотека  ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»)
 
Э3
Сайт государственной комиссии по сортоиспытанию и охране селекционных достижений
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
MozillaThinderbird
6.3.1.4
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
 
112
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, Интерактивная доска,  Моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD) и учебно-наглядные пособия, автоматизированное рабочее место селекционера, доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, штангенциркуль, термостат (1 шт.), микроскоп (1 шт.), весы (1 шт.), стол ученический (10 шт.), стул ученический (20 шт.)
Лаб
 
110
Учебная аудитория
Мультимедийная техника (экран Lumien Eco Picture LEP-100103, проектор WiewSonig), шкафы специализированные с инвентарем (доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, скальпели остроконечные, пинцеты, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, весы ВЛК-300, рН-метр влагомер полевой, влагомер зерна «Фауна-М», влагомер зерновой Wille-12Ki с проверкой, весы ПВ-15, сноповой материал, раздаточный материал), термостат электрический с охлаждением 80 л (1 шт.), шкаф сушильный ШС-80-01 (1 шт.), муляж «Зерновка ржи», муляж «Зерновка кукурузы», муляж «Зерновка пшеницы», доска классная (1 шт.), столы ученические (10 шт.), стулья (20 шт.)
Лаб
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
Оснащенность
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются особенности методов проведения сортового контроля полевых культур. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из тематической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины следует усвоить:

- основные методы проведения апробации полевых культур;

- требования к качеству семенных посевов;

- методику оформления документации на сортовые посевы;

- сортовые признаки и характеристику рекомендованных сортов основных полевых культур.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________