(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
1. Семеноведение как наука и отрасль сельскохозяйственного производства.
2. Задачи и методы семеноведения. Основные понятия семеноведения.
3. Морфология и анатомия семян зерновых культур
4. Морфология и анатомия семян масличных культур
5. Морфология и анатомия семян зернобобовых культур
6. Морфология и анатомия семян технических культур
7. Вступление сельскохозяйственных растений в генеративную фазу.
8. Урожай плодов и семенная продуктивность. Биологическая оценка семенной продуктивности сельскохозяйственных растений;
9. Покой семян. Классификация типов покоя семян.
10. Механическое засорение сортов. Причины засорения.
11. Биологическое засорение сортов. Причины засорения.
12. Природные факторы среды, влияющие на формирование репродуктивных органов растения.
13. Условия, обеспечивающие формирование высококачественных семян и посадочного материала (высокие посевные качества, хорошая приживаемость). Определение посевных качеств семян.
14. Агрономические основы уборки семеноводческих посевов.
15. Технологические основы послеуборочной обработки семян. Пути снижения травмирования семян при уборке и послеуборочной обработке.
16. Размещение в хранилищах семян и посадочного материала, наблюдение за ними.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Основные показатели, применяемые при определении посевных качеств семян и посадочного материала.
2. Требования, предъявляемые к семенам и посадочному материалу. Понятие кондиционности.
3. Методы отбора проб семян для определения посевных качеств.
4. Методы определения жизнеспособности семян различных видов растений.
5. Необходимое оборудование для определения посевных качеств семян.
6. Понятие лабораторной и полевой всхожести семян. Методы определения. Факторы снижения всхожести семян.
7. Понятие чистота семян, методы определения.
8. Понятие масса 1000 семян, методы определения.
9. Хранение семян. Причины снижения биологических свойств семян
10. Основные параметры при мониторинге биологических свойств семян в период хранения.
11. Причины снижения всхожести и жизнеспособности семян при длительном хранении.
12. Методы определения жизнеспособности семян различных видов растений.
13. Необходимое оборудование для определения посевных качеств семян.
14. Требования, предъявляемые к семенам в соответствии с ГОСТ. Категории семян.
1. История становления семеноведения как науки в нашей стране.
2. Процесс формирования семян и плодов сельскохозяйственных культур.
4. Химический состав семян полевых культур.
5. Разнокачественность семян и ее агрономическое значение.
6. Покой семян.
7. Приемы улучшения качества семян.
8. Способы очистки и сушки семян.
9. Хранение семян полевых культур.
10. Оценка качества зерна и семян.
Образцы тестовых заданий
1. Семеноведение изучает:
1. методы размножения сортовых семян
2. способы выведения сортов и гибридов
3. развитие и жизнь семян
4. биохимический состав семян
2. С чьим именем связано развитие семеноведения как науки в России:
1. Ф.Габерландт
2. Н.Цебель
3. С.Богданов
4. А.Фадеев
3. Международная ассоциация по семенному контролю (ISTA) ,была создана:
1. в 1863 г.
2. в 1881 г.
3. в 1913 г.
4. в 1924 г.
4. Развившаяся в результате оплодотворения семяпочка, заключающая в себе зародыш и запас питательных веществ для него, называется:
1. плод
2. семя
3. соцветие
4. околоплодник
5. Плод, образованный несколькими пестиками одного цветка называется:
1. настоящим
2. ложным
3. сборным
4. сложным
6. Главным принципом определения периода и фазы развития семян является:
1. температура
2. биохимический состав
3. всхожесть
4. влажность
7. Вода, содержащаяся в семени в виде паров, называется:
1. свободная
2. гигроскопическая
3. связная
4. осмотическая
8.Покой семян, связанный с твердосемянностью называется:
1. вынужденный
2. механический
3. физиологический
4. физический
9. Биологический минимум для прорастания семян пшеницы составляет, 0С:
1. 0-1
2. 1-2
3. 3-4
4. 8-10
10.Способ сушки семян с помощью потока воздуха, называется:
1. контактным
3. радиационным
4. конвекционным
11.Количество однородных по качеству семян, удостоверенное одним документом, называется:
1. партия
2. контрольная единица
3. средняя проба
4. объединенная проба
12. Масса средней пробы ячменя составляет, г:
1. 100
2. 250
3. 500
4. 1000
13. Стандартная влажность семян зерновых культур составляет, %:
1. 10
2. 13
3. 15
4. 17
14.Определение энергии прорастания и всхожести семян проводят по:
1. ГОСТ 12037-81
2. ГОСТ 12038-84
3. ГОСТ 12041-82
4. ГОСТ 12042-86
Система знаний по дисциплине «Семеноведение полевых культур» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются методы оценки качества семян сельскохозяйственных культур. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из тематической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Семеноведение полевых культур», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Семеноведение полевых культур» следует усвоить:
- морфологические признаки и свойства семян;
- закономерности семенного размножения;
- нормативные требования к качеству семян;
- методы определения качества семян.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году