2024-2025_35_03_04_24-1 Агрономия_АТ_plx_Нормативно-правовые основы семеноводства
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.02.03
Нормативно-правовые основы семеноводства
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
52
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
11 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
10
10
10
10
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
52
52
52
52
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Елисеева Людмила Валерьевна
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Нормативно-правовые основы семеноводства" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
изучение  правовых основ  семеноводческой деятельности в России, знакомство с соответствующими нормативно-правовыми документами.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Технология возделывания хмеля
2.1.2
Семеноведение полевых культур
2.1.3
Технология возделывания ягодных культур
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-3. Способен осуществить фитосанитарный контроль на государственной границе в целях защиты территории России от проникновения карантинных и других опасных возбудителей болезней и вредителей растений, сорняков
 
ПК-3.1 Осуществляет фитосанитарный контроль на государственной границе в целях защиты территории России от проникновения карантинных и других опасных возбудителей болезней и вредителей растений, сорняков
 
 
 
ПК-3.2 Оформляет документацию по результатам фитосанитарного контроля
 
 
 
ПК-5. Способен организовать разработку технологий получения высококачественных семян сельскохозяйственных культур, сортовой и семенной контроль
 
ПК-5.1 Организует разработку технологий получения высококачественных семян сельскохозяйственных культур
 
 
 
ПК-5.2 Организует сортовой и семенной контроль 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
федеральные и региональные законы и иные нормативно-правовые акты, определяющие и регулирующие деятельность в России в сфере селекции и семеноводства, порядок и правила сертификации семян, основы сортового и семенного контроля при производстве семян.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять правовые основания использования каждого сорта полевых культур, производства семян той или иной категории, пользоваться ГОСТами и иными нормативно-правовыми актами и документами в селекционно-семеноводческой деятельности.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
использования Госреестров сортов при осуществлении деятельности в сфере семеноводства, ГОСТов и других нормативно-правовых документов , оформления лицензионных договоров на использование сортов иных документов, необходимых при осуществлении деятельности в сфере семеноводства.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Законодательная база и источники финансирования селекционно-семеноводсческой работы

 
Инновационные процессы в селекции и семеноводстве /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-5.1 ПК-5.2
8
0
0
 
Нормативно-правовая база в области селекции и семеноводства /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-3.1 ПК-3.2
8
2
Проблемная лекция
0
 
Основы национальной стандартизации семеноводства в России /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ПК-3.2
8
0
0
 
Законодательная база и источники финансирования селекционно-семеноводческой работы /Ср/
Л1.1Л2.1

12
ПК-5.2 ПК-3.1 ПК-3.2
8
0
Работа с учебной литературой, решение задач. Работа в СДО
0
 
 
Раздел 2. Система сертификации семян

 
Оснащенность
 
Особенности системы сертификации и порядок ее проведения /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-5.2 ПК-3.1
8
0
0
 
Нормативная документация системы добровольной сертификации "Россельхозцентр" /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ПК-5.2 ПК-3.2
8
0
0
 
Система сертификации семян /Ср/
Л1.1Л2.1

12
ПК-5.2 ПК-3.2
8
0
0
 
Научно-методические основы проведения грунтового контроля /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-5.1 ПК-5.2
8
2
Проблемная лекция
0
 
Наблюдения и статистические расчеты при грунтовом контроле /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ПК-5.2
8
2
Ситуационная задача
0
 
Научно-методические основы проведения грунтового контроля /Ср/
Л1.1Л2.1

16
ПК-5.1 ПК-5.2
8
0
Работа с учебной литературой, решение задач, написание реферата. Работа в СДО
0
 
 
Раздел 3. Структура и основные функции учреждений в сфере селекционно-семеноводческой деятельности

 
Учреждения в сфере селекционно-семеноводческой деятельности: их структура и функции /Лек/
Л1.1Л2.1

2
ПК-5.1
8
0
0
 
Порядок и правила оформления документации /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ПК-5.2 ПК-3.2
8
2
Ситуационная задача
0
 
Учреждения в сфере селекционно-семеноводческой деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1

12
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-3.1
8
0
Работа с учебной литературой, решение задач, написание реферата. Работа в СДО
0
 
Коллоквиум /Пр/
Л1.1Л2.1

2
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-3.1 ПК-3.2
8
0
0
 
 
Раздел 4. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

0
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-3.1 ПК-3.2
8
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Отличия регламентации селекции и семеноводства в современном законодательстве.

2. Что является объектом права на интеллектуальную собственность?

3. Критерии охраноспособности селекционного достижения.

4. Главные задачи обязательной сертификации.

5. Основные цели Системы добровольной сертификации.

6. Значение грунтового контроля в системе сертификации семян.

7. Что означают термины предконтроль и постконтроль?

8. Задачи ФГБУ "Госорткомиссия РФ", какие государственные услуги оказывает?

9.Функции ФГБУ "Россельхозцентр", какие государственные услуги оказывает?

10.В чем состоят функции по по государственному надзору в сфере семеноводства?

11. В чем заключаются основные направления деятельности Национального союза селекционеров и семеноводстов (НССС)?

12. В чем заключаются цели ISTA (Международная ассоциация по оценке качества семян)?

13. В чем заключаются цели UPOV (Международный союз по охране новых сортов растений)?

14. В чем заключаются цели ISO (Международная организация по сертификации)?

15. В чем заключаются цели ISF (Международная организация по семеноводству)?

16. В чем состоят функции FAO (Комиссия ООН по продовольствию и сельскому хозяйству)?

17. В чем состоят функции ESA (Европейская ассоциация по семеноводству)?

 
Оснащенность
 
18. Какие функции закреплены за Минсельхозом России в соответствии с Положением о нем по селекционным достижениям и Положением о нем по семенам?
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Экзамен не предусмотрен учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
 
Тематика рефератов; 1. Этапы развития семеноводства. 2. Развитие нормативно-правовой базы в области семеноводства. 3. Защита интеллектуальной собственности в зарубежных странах. 4. ВТО: глобальный рынок семян и современное место в нем России. 5. Международные организации по анализу качества семян. Тесты 1. Когда был подписан Федеральный закон "О семеноводстве"? 1) 1985 г 2) 1997 г. 3) 2005 г. 2. Почему имеется необходимость охраны сортов? 1) с целью удовлетворения запросов общества и возврата вложенных средств 2) так как селекция растений представляется очень быстрым и достаточно дешевым путем достижения поставленных задач 3) для соблюдения принципов отличимости, однородности и стабильности 3. Каковы необходимые условия охраны сорта? 1) хозяйственная полезность 2) устойчивость к болезням и вредителям 3) устойчивость к абиотическим и биотическим факторам 4) новизна, отличимость, однородность и стабильность 4. Для чего необходимо установление авторских прав селекционеров? 1) для воспроизводства только оригинальных семян 2) для продажи или маркетинга только элитных семян 3) для производства или воспроизводства 5. Что является предметом охраны? 1) сорт 2) любой исходный материал 3) материал из конкурсного сортоиспытания 6. Что такое отличимость? 1) сорт достаточно отличим от других сортов, чье существование общеизвестно 2) сорт достаточно отличим от других сортов, которые созданы не более 10 лет назад 3) сорт отличим от других сортов, по меньшей мере, визуально 7. Что такое однородность? 1) сорт достаточно однороден по своим относительным характеристикам, отклонения могут иметь место в связи с особенностями размножения 2) сорт соответствует описанию селекционера примерно на 50 и более процентов 3) сорт однороден в пределах отобранной партии 8. Что такое стабильность? 1) важнейшие характеристики остаются неизменными после однолетнего размножения или, в случае особого цикла размножения, в конце каждого такого цикла 2) важнейшие характеристики остаются неизменными после неоднократного размножения или, в случает особенного цикла размножения, в конце каждого такого цикла 3) важнейшие характеристики остаются неизменными после неоднократного размножения, хотя, в случае особого цикла размножения, могут меняться в некоторых циклах 9. Что является "защищенным материалом"? 1) только мешок с семенами 2) только саженец, черенок, часть растения 3) мешок с семенами, саженец, черенок и часть растения 10. Какие документы используются как единообразные пути отчета о результатах качества семян?
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
1) оранжевый сертификат, голубой сертификат 2) сертификат соответствия 3) сертификат отчетности 11. Каковы обязательные правила возделывания сертифицированных семян? 1) лица, размножающие новые сорта, должны убедиться в оригинальности их материнских семян по наличию этикеток-сертификатов на получаемой с семенами таре 2) земельная площадь, на которой располагаются делянки размножения, должна быть занята в предыдущем году зерновыми культурами (если ведется первичное семеноводство зерновых культур) 3) земельная площадь, на которой располагаются делянки размножения, должна в предыдущем году быть под занятым паром 12. Каким физическим или юридическим лицом осуществляется идентификация сорта или генетического качества семян? 1) селекционером 2) потребителем семян 3) продавцом семян 13. Какие мероприятия относятся к категории сортового контроля? 1) грунтовой контроль 2) определение всхожести 3) определение чистоты семян 4) фитопатологическая экспертиза семян 14. Для чего используют грунтовой контроль? 1) для определения, соответствует ли образец партии семян официальному описанию сорта при его регистрации, подтверждая тем самым свою сортовую подлинность 2) образец партии семян заявленным стандартом может и не соответствовать, и после удаления примесей такая партия может быть использована в дальнейшем производстве без ограничений 3) проведение грунтового контроля является частной инициативой селекционера 15. В ходе грунтового контроля наблюдения за сортовыми посевами проводят 1) когда видны все сортовые признаки 2) на протяжении всей вегетации 3) в период вегетации 1-2 раза 16. Какая международная организация занимается вопросами охраны новых сортов растений? 1) OECD 2) UPOV 3) ISF 17. Какая международная организация занимается оценкой качества семян? 1) OECD 2) UPOV 3) ISTA 18.  Какая международная организация занимается оценкой качества сортов? 1) OECD 2) FAO 3) ISF 19. Какие основные правила и правовые принципы установлены для схем OECD по семеноводству? 1) категории семян, контроль производства семян в полевых условиях и постконтроль 2) анализы по стандартам ООС 3) анализ качества семян 20. В чем состоят преимущества в международной сертификации? 1) гармонизация процедур сертификации, использование международных этикеток/сертификатов 2) улучшение прозрачности при движении семян не обязательно 3) упрощение международных правил можно не проводить
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Березкин А. Н., Малько А. М., Минина Е. Л.
Нормативно-правовые основы селекции и семеноводства
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Пыльнев В. В.
Практикум по селекции и семеноводству полевых культур: учебное пособие
СПб.: Лань, 2014
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
7-Zip
6.3.1.4
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.5
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.6
ОС Windows 8
6.3.1.7
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
112
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, Интерактивная доска,  Моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD) и учебно-наглядные пособия, автоматизированное рабочее место селекционера, доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, штангенциркуль, термостат (1 шт.), микроскоп (1 шт.), весы (1 шт.), стол ученический (10 шт.), стул ученический (20 шт.)
Пр
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
Лек
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
Оснащенность
 
110
Учебная аудитория
Мультимедийная техника (экран Lumien Eco Picture LEP-100103, проектор WiewSonig), шкафы специализированные с инвентарем (доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, скальпели остроконечные, пинцеты, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, весы ВЛК-300, рН-метр влагомер полевой, влагомер зерна «Фауна-М», влагомер зерновой Wille-12Ki с проверкой, весы ПВ-15, сноповой материал, раздаточный материал), термостат электрический с охлаждением 80 л (1 шт.), шкаф сушильный ШС-80-01 (1 шт.), муляж «Зерновка ржи», муляж «Зерновка кукурузы», муляж «Зерновка пшеницы», доска классная (1 шт.), столы ученические (10 шт.), стулья (20 шт.)
Пр
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Нормативно-правовые основы семеноводства» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются методы оценки качества семян сельскохозяйственных культур, знакомятся с нормативной документацией. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических  разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из тематической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Нормативно-правовые основы семеноводства», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Нормативно-правовые основы семеноводства» следует усвоить:

- федеральные и региональные законы и иные нормативно-правовые акты, определяющие и регулирующие деятельность в России в сфере селекции и семеноводства,

- порядок и правила сертификации семян,

- основы сортового и семенного контроля при производстве семян.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.

 
Оснащенность
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________