2024-2025_35_03_04_24-1 Агрономия_АТ_plx_Государственное сортоиспытание и охрана селекционных достижений
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.02.04
Государственное сортоиспытание и охрана селекционных достижений
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
18 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Елисеева Л.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Государственное сортоиспытание и охрана селекционных достижений" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование знаний и умений по методике проведения сортоиспытания сельскохозяйственных культур, охране селекционных достижений приобретение профессиональных навыков и формирование необходимых компетенций
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы селекции и семеноводства 
2.1.2
Технология возделывания ягодных культур
2.1.3
Растениеводство
2.1.4
Учебная практика, технологическая практика
2.1.5
Овощеводство
2.1.6
Плодоводство
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Сортоведение и апробация сельскохозяйственных культур
 
2.2.2
Технология возделывания картофеля
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-2. Способен организовать испытания селекционных достижений
 
ПК-2.1 Организует испытания селекционных достижений
 
 
 
ПК-2.2 Оформляет документацию по результатам испытания селекционных достижений
 
 
 
ПК-4. Способен организовать выведение новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур
 
ПК-4.1 Организует выведение новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур
 
 
 
ПК-4.2 Оформляет документацию на новые сорта и гибриды сельскохозяйственных культур
 
 
 
ПК-13. Способен обосновать выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия
 
ПК-13.1 Обосновывает выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона 
 
 
 
ПК-13.2 Обосновывает выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретного  уровня интенсификации земледелия
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- структуру Государственной сортоиспытательной сети;
3.1.2
- методику испытания сортов на отличимость, однородность, стабильность;
3.1.3
- методику проведения Государственного сортоиспытания;
3.1.4
- права патентообладателей
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- обосновывать рекомендацию сорта для производственного использования;
3.2.2
- оформлять заявку на выдачу патента на селекционное достижение
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
в области проведения Государственного сортоиспытания и охраны селекционных достижений
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение

 
История развития системы сортоиспытания и охраны селекционных достижений  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
0
 
Оснащенность
 
История становления сортоиспытания и охраны селекционных достижений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
Написание реферата. Работа в СДО
0
 
 
Раздел 2. Структура и организация государственного сортоиспытания

 
Структура Государственной сортоиспытательной сети /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
0
 
Ознакомление с реестром рекомендованных сортов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
2
Деловая игра
0
 
Организация Государственного сортоиспытания /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
0
 
Структура Государственной сортоиспытательной сети /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

6
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
Решение задач. Работа в СДО
0
 
 
Раздел 3. Нормативно-правовая база

 
Нормативно-правовая база Государственного сортоиспытания /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
2
Проблемная лекция
0
 
Оформление документации /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
0
 
Нормативно-правовая база Государственного сортоиспытания /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

6
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
Решение задач. Работа в СДО
0
 
 
Раздел 4. Государственное сортоиспытание: виды, методика, реестр селекционных достижений

 
Порядок включения новых сортов и гибридов в Государственного сортоиспытание /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
0
 
Методика испытаний на отличимость, однородность и стабильность пшеницы и ржи /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

4
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
0
 
Методика испытаний на отличимость, однородность и стабильность ячменя и овса /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
0
 
Оснащенность
 
Методика испытаний на отличимость, однородность и стабильность гречихи /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

1
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
0
 
Виды Государственного сортоиспытания /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
2
Проблемная лекция
0
 
Методика испытаний на отличимость, однородность и стабильность зерновых бобовых /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

1
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
0
 
Методика испытаний на отличимость, однородность и стабильность картофеля /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
0
 
Методика проведения Государственного сортоиспытания /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
0
 
Государственное сортоиспытание: виды, методика /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

12
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
Решение задач. Проверка знаний. Работа в СДО
0
 
Включение сортов в Государственный реестр /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
0
 
Выдача патентов на селекционные достижения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
0
 
Планирование конкурсного сортоиспытания /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
2
Ситуационная задача
0
 
Выдача патентов на селекционные достижения и включение сортов в реестр /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

10
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
Проверка задания. Работа в СДО
0
 
Коллоквиум /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
0
 
 
Раздел 5. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

0
ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-4.1 ПК-4.2
7
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
 
Оснащенность
 
1. Что такое Государственное сортоиспытание? Перечислите основные его задачи.

2. Кратко охарактеризуйте историю сортоиспытания в России.

3. Опишите структуру государственной службы по испытанию и охране селекционных достижений. Что является основной научно-производственной единицей Государственного сортоиспытания?

4. Как классифицируются сортоучастки?

5. Охарактеризуйте основные виды Государственного сортоиспытания.

6. Какова процедура включения новых сортов и гибридов в Государственное сортоиспытание?

7. Каковы условия и порядок получения патента на селекционное достижение?

8. Как проводятся испытания селекционных достижений на отличимость, однородность и стабильность (ООС)?

9. Перечислите критерии охраноспособности селекционного достижения.

10. Каковы права и обязанности обладателя патента на селекционное достижение?

11. В чем различия Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, и Госреестра охраняемых селекционных достижений?

12. Какова процедура включения новых сортов и гибридов в государственное сортоиспытание?

13. Перечислите основные критерии охраноспособности селекционного достижения?

14. Что не является нарушением исключительного права на селекционное достижение?

15. Формы лицензионных платежей за использование селекционных достижений.

16. Защита интеллектуальной собственности в зарубежных странах.

17. Какие государственные услуги оказывает ФГБУ "Госорткомиссия"?

18. Какие государственные работы оказывает ФГБУ "Госорткомиссия"?

19. Необходимые условия охраны сорта.

20. Охарактеризуйте отличимость, однородность и стабильность сортов и гибридов.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Экзамен не предусмотрен учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено
 
Тестирование:

1. Основными подразделениями Госкомиссии по испытанию и охране селекционных достижений являются:

1.Инспектуры Госкомиссии  по республикам, краям и областям

2.Государственные сортоиспытательные участки

3.Государственная семенная инспекция

4.Всероссийский центр по оценке качества сортов сельскохозяйственных культур

5.Государственная  сортоиспытательная станция

2. Какую функцию не выполняет Госсорткомиссия?

1.Разработка и совершенствование методов селекции

2.Экспертиза и испытание селекционных достижений

3.Выдача патентов и авторских свидетельств

4.Издание правил и разъяснений по применению селекционных достижений

3. Основная научно-производственная единица государственного сортоиспытания:

1. Инспектура

2. Госсортстанция

3. Госсортоучасток

4. На специализированных госсортоучастках проводят испытания групп культур:

1. Овощных

2. Кормовых

3. Декоративных

4. Зерновых

5. Плодовых

5. Критериями охраноспособности селекционного достижения являются:

        1. новизна

        2. однотипность

        3. продуктивность

        4. перспективность

6. Срок действия патента составляет:

        1. 5 лет

        2. 20 лет

        3. 30 лет

        4. 50 лет

7.Срок проведения предварительной экспертизы заявки:

        1. 1 неделя

        2. 1 месяц

        3. до 3-х месяцев

        4. до полугода

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
8.  Для проведения испытания селекционного достижения на охраноспособность по культурам озимого сева заявка должна поступить:

        1. не позднее 1 декабря

        2. не позднее 15 января

        3. не позднее 30 июня

        4. не позднее 1 мая

9. Заключительный этап государственного испытания лучших сортов и гибридов:

       1. Технологическое сортоиспытание

       2. Производственное сортоиспытание

       3. Конкурсное сортоиспытание

       4. Экологическое сортоиспытание

10. Учетная площадь делянки в конкурсном сортоиспытании по зерновым, крупяным и зернобобовым культурам должна составлять:

       1. 25–50 м2

       2. 10 м2

       3. 100 м2

       4. 150 м2

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Березкин А. Н., Малько А. М., Минина Е. Л.
Нормативно-правовые основы селекции и семеноводства
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Пыльнев В.В., Коновалов Ю.Б., Березин А.Н., Малько А. М., Пыльнев В. В.
Практикум по селекции и семеноводству полевых культур: учебное пособие
М.: КолосС, 2008
0
 
Л2.2
Коновалов Ю. Б., Пыльнев В. В., Хупацария Т. И., Рубец В. С.
Общая селекция растений: учебник
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт государственной комиссии по сортоиспытанию и охране селекционных достижений
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.4
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.5
ОС Windows 8
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru 
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
112
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, Интерактивная доска,  Моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD) и учебно-наглядные пособия, автоматизированное рабочее место селекционера, доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, штангенциркуль, термостат (1 шт.), микроскоп (1 шт.), весы (1 шт.), стол ученический (10 шт.), стул ученический (20 шт.)
Пр
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
Лек
 
110
Учебная аудитория
Мультимедийная техника (экран Lumien Eco Picture LEP-100103, проектор WiewSonig), шкафы специализированные с инвентарем (доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, скальпели остроконечные, пинцеты, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, весы ВЛК-300, рН-метр влагомер полевой, влагомер зерна «Фауна-М», влагомер зерновой Wille-12Ki с проверкой, весы ПВ-15, сноповой материал, раздаточный материал), термостат электрический с охлаждением 80 л (1 шт.), шкаф сушильный ШС-80-01 (1 шт.), муляж «Зерновка ржи», муляж «Зерновка кукурузы», муляж «Зерновка пшеницы», доска классная (1 шт.), столы ученические (10 шт.), стулья (20 шт.)
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Государственное сортоиспытание и охрана селекционных достижений» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются особенности методов сортоиспытания сельскохозяйственных культурах. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из тематической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

 
Оснащенность
 
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Государственное сортоиспытание и охрана селекционных достижений», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Государственное сортоиспытание и охрана селекционных достижений» следует усвоить:

- основные методы сортоиспытания;

- схему государственного сортоиспытания;

- нормативные документы;

- принципы охраны селекционных достижений.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________