(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Как происходит механическое засорение культур и сортов?
3. Назовите меры, направленные на оздоровление сорта.
4. Какое значение имеют оригинальные и элитные семена для агропроизводства, репродукционные —для семенных целей и производства товарной продукции?
5. Что такое «сортосмена» и «сортообновление»?
6. Что входит в определение «сорт», «селекция», «семеноводство»?
7. Перечислите основные физико-механические свойства семян.
8. Дайте характеристику физико-механическим свойствам семян.
9. Как можно снизить травмированность семян в процессе их уборки?
10. Каков порядок определения посевных качеств семян?
11. Методика отбора исходных проб семян при их насыпном хранении и хранении в мешкотаре.
12. Как можно определить сортовую чистоту и подлинность семян?
13. Назовите методики отбора средней пробы по отдельным культурам.
14. Перечислите методы определения качества семян.
15. Назовите методику определения всхожести семян.
16. Расскажите методику определения массы 1000 семян.
17. Назовите методику определения лабораторной всхожести семян.
18. Расскажите методику определения энергии прорастания семян.
19. Назовите последовательность и порядок определения жизнеспособности семян.
21. Назовите наиболее распространенных вредителей хлебных запасов.
22. Назовите методику определения вредителей семян.
23. Расскажите методику зараженности семян патогенами.
24. Как проводится анализ клубней картофеля.
25. Расскажите методику определения силы роста семян.
26. Как определяется полевая всхожесть семян?
27. Расскажите методику расчета посевной годности семян.
28. Как рассчитывается весовая норма высева семян?
29.Чем отличается схема семеноводства от системы семеноводства?
30. Перечислите основные звенья организации первичного семеноводства зерновых культур.
31. Как осуществляется контроль за качеством работ в первичном семеноводстве?
32. Правила упаковки семян.
33.Перечислите основные приемы повышения качества выращиваемых семян.
34. Перечислите основные приемы подготовки семян к длительному хранению
35. Предпосевная обработка семян под сельскохозяйственные
культуры.
1. Условия, способствующие формированию качественного семенного и посадочного материала.
2. Приемы предпосевной подготовки семенного материала.
3. Приемы предпосадочной подготовки посадочного материала.
4. Приемы послеуборочной доработки посевного и посадочного материала.
5. Основные свойства семян, способы их улучшения.
Тесты:
1. К посевным качествам относятся:
1. сортовая чистота
2. энергия прорастания
3. влажность семян
4. типичность
2. Способность ростков семян пробиваться через определенный слой (3–5 см) песка или почвы называется:
1. всхожесть
2. энергия прорастания
3. сила роста
4. жизнеспособность
3. Сортовая чистота семян элиты пшеницы должна составлять не менее %:
1. 100
2. 99,7
3. 98,0
4. 95,0
4. Определенное количество однородных семян одной культуры, сорта, репродукции, категории сортовой чистоты, года урожая, одного происхождения, пронумерованное и удостоверенное соответствующими документами, называется:
1. партия
2. контрольная единица
3. объединенная проба
4. средняя проба
5. Процент нормально проросших за короткий срок (примерно 3–4 суток) семян называется:
1. всхожесть
2. энергия прорастания
3. сила роста
4. жизнеспособность
6. Основные приемы предпосевной подготовки семян:
1. Протравливание
2. Проветривание
3. Сушка
4. Воздушно-сухой обогрев
7. Обработка семян сельскохозяйственных культур пленкообразующими препаратами называется:
1. Протравливание
2. Дражжирование
3. Инкрустация
4. Провяливание
8. Оптимальным периодом начала раздельного способа уборки для яровой пшеницы является:
1. начало восковой спелости
2. восковая спелость
3. полная спелость
4. конец молочной спелости
9. К трудноотделимым семенам культурных растений в ячмене относят:
1. пшеницу
2. рожь
3. ячмень
4. горох
10. При стационарном хранении сухих семян измерение температуры в первые три месяца проводят через:
1. неделю
2. три дня
3. 2 раза в месяц
4. 1 раз в месяц
11. Влажность семян при хранении определяют:
1. неделю
2. три дня
3. 2 раза в месяц
4. 1 раз в месяц
12. Прием подготовки семян, проводимый с целью выделения для посева крупных, тяжеловесных и выравненных семян, называется:
1. сушка
2. сортировка
3. протравливание
4. очистка
13. Макроэлемент, внесение которого мало влияет на формирование семян и их качества:
1. азот
2. фосфор
3. калий
4. кальций
14. Способ проращивания, когда семена раскладывают в растильнях между слоями увлажненной фильтровальной бумаги называется:
1. На бумаге
2. Между бумагой
3. В рулонах
4. На гофрированной бумаге
15. При определении чистоты семян к отходу относят:
1. дефектные семена основной культуры
2. семена основной культуры недостаточно выполненные, щуплые
3. наклюнувшиеся семена основной культуры
4. галлы пшеничной нематоды
Система знаний по дисциплине «Современные способы производства посевного и посадочного материала» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются способы производства посевного и посадочного материала сельскохозяйственных культур. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из тематической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Современные способы производства посевного и посадочного материала», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Современные способы производства посевного и посадочного материала» следует усвоить:
- основные способы производства посевного и посадочного материала;
- требования, предъявляемые к качеству посевного и посадочного материала;
- агротехнические приемы, способствующие получению качественного посевного и посадочного материала;
- приемы послеуборочной подготовки семян и их хранение.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году