(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
2. Фитоценология – наука о растительных сообществах.
3. Признаки полевых фитоценозов.
4. Особенности формирования оптимальной структуры полевых растительных сообществ.
5. Моно- и поливидовые агрофитоценозы.
6. Изменчивость растительных сообществ.
7. Сукцессии, ее виды.
8. Динамика искусственно созданных ценозов.
9. Особенности сукцессий в агрофитоценозах.
10. Компоненты агрофитоценоза.
11. Типы взаимодействия между видами.
12. Внутриценозные структурные образования.
13. Формирование оптимальной структуры полевых растительных сообществ.
14. Влияние фитоценоза на влажность.
15. Влияние фитоценоза на температуру.
15. Влияние фитоценоза на освещенность.
16. Влияние фитоценоза на почву и рельеф.
17. Влияние деятельности человека на фитоценоз.
18. Определение флористического состава фитоценозов.
19. Методы учета обилия вида в фитоценозах.
20. Шкала Друде учета обилия видов.
21. Продуктивность фитоценоза.
22. Экологические шкалы Л.Г.Раменского.
23. Обработка результатов геоботанических описаний по экологическим шкалам.
24. Структура полевых растительных сообществ.
25. Особенности динамики агрофитоценозаов.
26. Круговорот веществ в естественных растительных сообществах.
27. Круговорот веществ в агроэкосистемах.
28. Потоки энергии в агроэкосистемах.
29. Энергетические особенности различных природных зон планеты.
30. Энергетические особенности агроэкосистем России.
2. Динамика фитоценозов. Суточная и сезонная изменчивость.
3. Динамика фитоценозов. Разногодичная изменчивость (флюктуации).
4. Смены фитоценозов (сукцессии). Первичные и вторичные сукцессии.
6. Роль микроорганизмов в жизни растительного сообщества.
7. Дерновый процесс, возрастные стадии луга.
8. Влияние фитоценоза на водный режим.
9. Приспособления растений к недостатку влаги.
10. Влияние фитоценоза на тепловой режим.
11. Приспособления растений к недостатку тепла.
12. Приспособления растений к избытку влаги.
13. Влияние фитоценоза на почву и рельеф.
14. Влияние деятельности человека на фитоценоз.
15.Пути повышения продуктивности агроэкосистем.
Система знаний по дисциплине «Агрофитоценология» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
1. Для освоения дисциплины студентами необходимо посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: структура и строение фитоценозов; взаимооношения фитоценоза и среды в агрофитоценозах; особенности полевых растительных сообществ; круговорот веществ и потоки энергии в агроэкосистемах; фитоценотические связи в посевах зерновых культур.
Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практические занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов,
4. Под руководством преподавателя заниматься научно- исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Агрофитоценология», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Агрофитоценология» следует усвоить:
-структура и строение фитоценозов;
- взаимооношения фитоценоза и среды в агрофитоценозах;
-особенности полевых растительных сообществ;
-круговорот веществ и потоки энергии в агроэкосистемах;
-фитоценотические связи в посевах зерновых культур.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году