(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
Э1
2. Понятие о системном анализе, его основные этапы
3. Понятие о модели, классификация моделей
4. Понятие о системе земледелия, ее сущность, цель и задачи
5. История развития систем земледелия
7. Основные признаки классификации систем земледелия
8. Примитивные системы земледелия
9. Экстенсивные системы земледелия
10. Переходные системы земледелия
11. Интенсивные системы земледелия
12. Альтернативные системы земледелия
13. Современные системы земледелия
14. Требования к современным системам земледелия
15. Теоретические основы системы земледелия. Концепция единства почвы и растения
16. Методологические принципы построения систем земледелия (целостность, дифференциация, адаптивность)
17. Методологические принципы построения систем земледелия (экологичность, оптимизация, нормативность)
18. Факторы урожая (генетические, физиологические, природно-климатические), их место в системах земледелия
19. Факторы урожая (научно-технические, организационно-хозяйственные, социально-экономические), их место в системах земледелия
20. Агротехническое звено системы земледелия (организация землепользования, система севооборотов)
21. Агротехническое звено системы земледелия ( система удобрений, система обработки почвы)
22. Агротехническое звено системы земледелия (система семеноводства, система технологии производства продукции растениеводства)
23. Мелиоративное звено системы земледелия
24. Экологическое звено системы земледелия
25. Организационно-экономическое звено системы земледелия (формы хозяйствования и управление производством в земледелии)
26. Принципы рациональной организации труда
27. Понятие о географическом ландшафте, его морфологическая структура
28. Понятие об агроландшафте, его классификация
29. Принципы формирования агроландшафтов
30. Почвы природных зон страны
31. Теплообеспеченность природных зон страны
32. Влагообеспеченность природных зон страны
33. Оценка пригодности агроландшафтов по удаленности земель, наличию опор, уровню плодородия почв, размеру контуров
34. Оценка пригодности агроландшафтов по гидрологическим условиям, крутизне и экспозиции склонов
35. Обоснование специализации хозяйств
36. Организация и определение оптимального размера фермерского хозяйства
37. Агроэкологическая группировка пахотных земель
38. Противоэрозионная организация территории, ее формы и их сущность
39. Понятие о проекте организации территории хозяйства
40. Структура посевных площадей, ее формирование
41. Основные направления совершенствования структуры посевных площадей
42. Принципы организации системы севооборотов (дифференциация по элементам агроландшафта, технологичность, трансформативность)
43. Принципы построения схем севооборотов (плодосменность, совместимость и самосовместимость, уплотненность посевов)
44. Принципы построения схем севооборотов (специализация, биологическая и хозяйственно-экономическая целесообразность, периодичность)
45. Принципы организации системы севооборотов (оптимизация числа севооборотов, занимаемой ими площади, количества и размера полей)
46. Чистый пар, его роль в земледелии и перспективы его использования
47. Оценка почвозащитной способности севооборотов
48. Система удобрений, ее составные части и задачи
49. Обоснование системы удобрений
50. Известкование кислых почв
51. Использование навоза в сельском хозяйстве
52. Использование сидератов и соломы в качестве органического удобрения
53. Распределение минеральных удобрений в севообороте при разной обеспеченности ими хозяйства
54. Общие требования к применению минеральных удобрений (экологические аспекты)
55. Агрофизические основы обработки почвы
56. Агрохимические и биологические основы обработки почвы
57. Принцип разноглубинности системы обработки почвы, его сущность и реализация
58. Принцип сочетания отвальных и безотвальных приемов обработки почвы, его сущность и реализация
59. Принцип минимализации обработки почвы, его сущность и реализация
60. Принципы защиты почв от эрозии, их сущность и реализация
61. Обработка почв, подверженных водной эрозии
62. Обработка почв, подверженных ветровой эрозии
63. Особенности обработки почв в условиях орошения
64. Особенности обработки почв в условиях осушения
65. Сущность, содержание и структура системы защиты растений
67. Влияние севооборота на фитосанитарное состояние посевов и почвы
68. Влияние обработки почвы на фитосанитарное состояние посевов и почвы
69. Влияние удобрений на фитосанитарное состояние посевов и почвы
70. Влияние на фитосанитарное состояние посевов и почвы мелиорации, химического метода и системы семеноводства
71. Основные направления, повышающие безопасность химического метода
72. Порядок сортосмены и сортообновления в хозяйстве
73. Схема семеноводства различных культур
74. Особенности агротехники семеноводческих посевов
75. Мероприятия по предотвращению механического засорения сорта во время уборки и послеуборочной обработки
76. Сортовой контроль, его сущность и реализация
77. Семенной контроль, его сущность и реализация
78. Особенности сроков посева сельскохозяйственных культур
79. Обоснование норм высева сельскохозяйственных культур
80. Обоснование способов посева сельскохозяйственных культур
81. Обоснование глубины высева семян сельскохозяйственных культур
82. Обоснование уборки зерновых и зернобобовых культур
83. Принципы технологии возделывания сельскохозяйственных культур
84. Категории технологий в зависимости от интенсивности
85. Формирование базовых технологий и технологических модулей
86. Современное состояние естественных сенокосов и пастбищ
87. Классификация сенокосов и пастбищ по зонам страны
88. Улучшение сенокосов и пастбищ, виды и их обоснование
89. Расчистка древесно-кустарниковой растительности при улучшении сенокосов и пастбищ
90. Уничтожение кочек и уборка камней при улучшении сенокосов и пастбищ
91. Улучшение водного режима сенокосов и пастбищ
92. Удобрение сенокосов и пастбищ
93. Уход за дерниной и травостоем сенокосов и пастбищ
94. Первичная обработка почвы при коренном улучшении сенокосов и пастбищ
95. Травосмеси, их преимущества, Посев трав
96. Рациональное использование пастбищ
97. Рациональное использование сенокосов
1. Особенность агроклиматического потенциала Чувашской Республики для возделывания зерновых сельскохозяйственных культур
2. Особенность агроклиматического потенциала Чувашской Республики при возделывании пропашных сельскохозяйственных культур
3. Особенности почвенного покрова при возделывании полевых сельскохозяйственных культур в различных агроклиматических зонах Чувашской Республики
4. Методика разработки структуры посевных площадей и основы построения системы севооборотов
5. Особенность разработки адаптивной ресурсосберегающей системы обработки почвы
6. Основы разработки системы удобрений на основе воспроизводства плодородия почвы
7. Принципы разработки дифференцированной системы защиты растений
8. Основы разработки логистики уборки сельскохозяйственной культуры, ведения системы семеноводства и условий оптимального её хранения
9. Понятие о системе, ее использование в разных областях знаний и её особенности в земледелии
10. Управление производством продукции растениеводства с использованием системы земледелия
11. Элементарные балансовые модели проектирования урожая с использованием компьютера
12. Балансовый метод программирования урожайности на примере полевой сельскохозяйственной культуры
13. История земледелия с позиций системной методологии
14. Сущность и развитие систем земледелия
15. Роль отечественных ученых в развитии учения о системах земледелия
16. Методологические принципы систем земледелия
17. Теоретические основы систем земледелия
18. Адаптивно-ландшафтное направление земледелия
19. Общебиологические законы, используемые при проектировании систем земледелия
20. Особенности современных систем земледелия
21. Ландшафтный анализ территории, классификация агроландшафтов
22. Элементарные геохимические ландшафты, их классификация и особенности
23. Миграция и аккумуляция веществ в агроландшафтах, геохимические барьеры
24. Влияние агротехногенеза на биохимию ландшафтов
1. При какой структуре посевных площадей складывается бездефицитный баланс гумуса в Нечерноземной зоне?
А - многолетние травы-40%, зерновые- 30%, пропашные- 30% Б - многолетние травы- 30%, зерновые-40%, пропашные-30% В - многолетние травы-35%, зерновые-47%, пропашные-18%
2. Сколько процентов от общей площади посевов многолетних трав должны занимать многолетние бобовые травы в Нечерноземной зоне?
А - 35-40% Б - 65-70% В - 85-90%
3. Какая доля зернобобовых культур должна быть в структуре посевных площадей?
А - 10% Б - 15% В - 20%
4. При какой организации территории границы полей размещают в строгом соответствии с направлением горизонталей?
А - прямолинейно- контурной Б - контурно- параллельной
В - собственно- контурной
5. Какие культуры можно выводить из севооборота на 3-4 года? А – многолетние травы, кукуруза
Б – однолетние травы, картофель
В – многолетние травы, подсолнечник
6. В каком порядке по мере снижения эффективности на дерново- подзолистых почвах расположены минеральные удобрения?
А – азотные, фосфорные, калийные Б – фосфорные, азотные, калийные В – азотные, калийные, фосфорные
7. В каком порядке по мере снижения эффективности на черноземных почвах расположены минеральные удобрения?
А – азотные, фосфорные, калийные Б – фосфорные, азотные, калийные В – азотные, калийные, фосфорные
8. В каких районах нашей страны наиболее эффективны минеральные удобрения?
А – в центральных Б – в восточных
В – в западных
9. Какая норма извести вносится при кислотности почвы в пределах рН 4,0- 4,5?
А – 4-6 т/га
Б – 2,5- 5,0 т/га
В – 2,0-4,0 т/га
10. Какая норма извести вносится при кислотности почвы в пределах рН 4,6- 5,0? А – 4-6 т/га
Б – 2.5- 5,0 т/га
В – 2,0-4,0 т/га
11. Какая норма извести вносится при кислотности почвы в пределах рН 5,1- 5,5? А – 4-6 т/га
Б – 2.5- 5,0 т/га
В – 2,0-4,0 т/га
12. При какой кислотности почва нуждается в известковании?
А – рН ниже 5,0, Б – рН выше 5,0, В – рН выше 4,5
13. Какая оптимальная плотность серой лесной суглинистой почвы для зерновых культур?
А – 0,8-0,9
Б – 1,15-1,25
В – 1,3-1,4
14. Какая оптимальная плотность серой лесной суглинистой почвы для пропашных культур?
А – 1,0-1,2
Б – 1,15-1,25
В – 1,3-1,4
15. Какая оптимальная плотность черноземной суглинистой почвы для зерновых культур?
А – 0,8-0,9
Б – 1,15-1,25
В – 1,2-1,3
16. Какая оптимальная плотность черноземной суглинистой почвы для пропашных культур?
А – 0,8-0,9
Б – 1,0-1,3
В – 1,2-1,3
17. Какая равновесная плотность серой лесной суглинистой почвы? А – 1,35-1,4
В – 1,0-1,2
18. Какая равновесная плотность черноземной суглинистой почвы?
А – 1,35-1,4
Б -1,15-1,25
В – 1,0-1,3
19. Какая общая площадь естественных сенокосов и пастбищ в нашей стране?
А – 90 млн. га
Б – 120 млн. га
В – 150 млн. га
20. Какие технологии обеспечивают оптимальный по окупаемости затрат уровень минерального питания растений, защиты от вредных организмов и полегания посевов и бездифицитный баланс гумуса?
А – нормальные Б – экстенсивные В – интенсивные
21. Что такое сортосмена?
А – замена на производственных площадях одного районированного сорта другим
Б – замена сортовых семян в хозяйствах семенами тех же сортов, но высших репродукций
В – смена сорта на поле
22. Какая фаза спелости является оптимальным сроком уборки зерновых культур раздельным способом?
А – середина восковой спелости
Б – молочно- восковая
В – полная
23. Какая фаза спелости является оптимальным сроком уборки зерновых культур прямым комбайнированием?
А – середина восковой спелости
Б – молочно- восковая
В – полная
24. Какие организации занимаются производством элитных семян зерновых и зернобобовых культур?
А – учебно-опытные хозяйства
Б – специализированные семеноводческие хозяйства
В – научно- исследовательские учреждения
Рекомендации по подготовке к лекциям. При подготовке к очередному лекционному занятию необходимо:
1. Максимально подробно разработать материал, излагавшийся на предыдущем лекционном занятии, при этом выделить наиболее важную часть изложенного материала (основные определения и формулы).
2. Запомнить основные элементы системы земледелия, элементы современных технологий возделывания основных сельскохозяйственных культур.
3. Постараться максимально четко сформулировать (подготовить) вопросы, возникшие при разборе материала предыдущей лекции.
4. Сравнить лекционный материал с аналогичным материалом, изложенным в литературе, попытаться самостоятельно найти ответ на возникшие при подготовке вопросы.
Желательно:
1. Изучая литературу, ознакомится с материалом, изложение которого планируется на предстоящей лекции.
2. Определить наиболее трудную для вашего понимания часть материала и попытаться сформулировать основные вопросы по этой части.
Изучение наиболее важных тем (разделов) учебной дисциплины завершают практические занятия, которые обеспечивают: контроль подготовленности студента; закрепление учебного материала; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов. Занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям. При подготовке к занятиям необходимо:
1. Знать основные понятия и термины, содержащиеся в лекционном материале.
2. Уточнить область применимости элементов системы земледелия.
3. Приложить максимум усилий для самостоятельного выполнения индивидуального задания.
4. Максимально четко сформировать проблемы (вопросы), возникшие при выполнении домашнего задания.
Желательно:
1. Придумать интересные примеры для рассмотрения их на предстоящем занятии.
2. Попытаться выполнить домашнее задание, используя методы, отличные от тех, которые изложены преподавателем на лекциях (практических занятиях). Сравнить полученные результаты.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах или в Интернете. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году