(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
/Лек/
/Лек/
1. Земледелие как отрасль сельскохозяйственного производства, его особенности.
2. Экологические проблемы земледелия.
3. Факторы жизни растений как материальная основа земледелия.
4. Почва как посредник культурных растений в использовании факторов жизни.
6. Закон возврата.
7. Использование законов земледелия в практике органического сельского хозяйства.
8. Водный режим почвы. Водно-физические свойства почвы. Влагонакопительные мероприятия.
9. Мероприятия по удалению излишней воды из пахотного слоя.
10. Факторы газообмена между почвой и приземным слоем атмосферы.
11. Приемы регулирования воздушного режима почвы в органическом земледелии.
12. Питательный (пищевой) режим почвы в органическом земледелии.
13. Роль различных видов сельскохозяйственных растений в изменении питательного режима почв.
14. Агротехнические приемы регулирования пищевого режима.
15. Современное понятие о плодородии и окультуренности почвы.
16. Биологические показатели плодородия почвы.
17. Агрофизические показатели плодородия почвы.
18. Агрохимические показатели плодородия почвы.
19. Биологические методы воспроизводства плодородия и окультуривания почвы.
20. Агрофизические методы воспроизводства плодородия и окультуривания почвы.
21. Агрохимические методы воспроизводства плодородия и окультуривания почвы.
Раздел 2 Сорные растения и борьба с ними.
1. Агрофитоценоз, его компоненты и элементы структуры.
2. Биологические особенности сорняков.
3. Карантинные сорняки.
4. Ядовитые сорные растения.
5. Лекарственные сорные растения.
6. Техника проведения картирования засоренности полей севооборота и использование карты засоренности.
7. Классификация мер борьбы с сорняками.
8. Предупредительные меры борьбы с сорняками в органическом земледелии.
9. Истребительные меры борьбы с сорняками в органическом земледелии.
10. Биологические меры борьбы с сорняками.
11. Экологические меры предупреждения засоренности посевов.
12. Фитоценотические меры борьбы с сорняками.
13. Специальные меры борьбы с наиболее злостными и карантинными сорняками.
Раздел 3 Севообороты
1. Основные понятия и определения – севооборот, структура посевных площадей, бессменная, повторная и промежуточная культуры.
2. История севооборота.
3. Длительные полевые опыты с бессменными культурами и севооборотом.
4. Отношение сельскохозяйственных растений к бессменной и повторной культуре.
5. Биологические причины, вызывающие необходимость чередования культур.
6. Физические и химические причины, вызывающие необходимость чередования культур.
7. Влияние севооборота и отдельных культур на агрофизические, агрохимические и биологические свойства почвы.
8. Пары, их классификация и роль в севообороте.
9. Условия эффективного использования различных видов паров.
10. Группа предшественников в органическом земледелии.
11. Агротехническое значение многолетних трав и их место в севообороте.
12. Почвозащитная роль различных полевых культур и разных видов паров.
13. Агротехническая роль промежуточных культур.
14. Классификация промежуточных культур по срокам посева и характеру использования.
15. Особенности агротехники промежуточных культур.
16. Принципы построения севооборотов в органическом земледелии.
17. Причины нарушения севооборотов и меры по их предупреждению.
18. Виды эрозии и их распространение.
19. Водная эрозия почв Чувашии и комплексные меры борьбы с водной эрозией.
20. Особенность обработки эродированных земель в органическом земледелии.
Раздел 4 Обработка почвы
1. Задачи обработки почвы в органическом земледелии.
2. Роль почвозащитной системы обработки почвы в предупреждении эрозии.
3. Агрофизические основы обработки почвы.
4. Биологические основы обработки почвы.
5. Агрохимические основы обработки почвы.
6. Технологические операции при обработке почвы.
7. Физико-механические (технологические) свойства почвы.
8. Физическая и биологическая спелость почвы и методы ее определения.
9. Влияние движителей сельскохозяйственной техники на изменение агрофизических свойств почвы и урожайность сельскохозяйственных культур.
11. Основные принципы выбора оптимальной глубины и способа обработки почвы.
12. Основные направления минимализации обработки почвы.
13. Взаимосвязь минимализации обработки почвы с развитием механизации и химизации сельскохозяйственного производства.
14. Принципы построения системы обработки почвы в севообороте.
15. Обработка почвы после пропашных культур и многолетних трав.
16. Задачи предпосевной обработки почвы и приемы “закрытия” влаги.
17. Системы предпосевной обработки почвы под яровые ранние и поздние культуры в органическом земледелии.
18. Система обработки почвы в занятых парах.
19. Агротехника посева в органическом земледелии.
20. Оценка качества посева и посадки полевых культур.
1. Законы, правила и принципы биологического земледелия.
2. Будущее сельского хозяйства органического земледелия.
3. Получение биологически безопасной сельскохозяйственной продукции.
4. Направления биологизации земледелия.
5. Адаптационный потенциал сельскохозяйственных культур к различным агроландшафтам в пределах одной с.-х. зоны.
6. Виды альтернативного земледелия.
7. Теоретические основы ресурсосберегающей системы обработки почвы.
8. Требования полевых культур к агрофизическим свойствам обработки почвы.
9. Дифференциация и сущность внесения удобрений.
10. Особенности обработки почвы в условиях орошения и осушения.
11. Экологические аспекты оценки системы удобрений.
12. Сущность и понятие безпахотной технологии возделывания с.-х. культур в земледелии.
13. Факторы интенсивной технологии и биологическая сущность интенсивной технологии.
14. Понятие о воспроизводстве плодородия почвы.
15. Биологические методы воспроизводства органического вещества почвы.
16. Агрохимические и агрофизические факторы баланса гумуса в почве.
17. Роль промежуточных культур в современном земледелии.
18. Основные направления минимализации обработки почвы в современном земледелии.
Тестовый контроль
1. При какой структуре посевных площадей складывается бездефицитный баланс гумуса в Нечерноземной зоне?
А - многолетние травы-40%, зерновые- 30%, пропашные- 30% Б - многолетние травы- 30%, зерновые-40%, пропашные-30% В - многолетние травы-35%, зерновые-47%, пропашные-18%
2. Сколько процентов от общей площади посевов многолетних трав должны занимать многолетние бобовые травы в Нечерноземной зоне?
А - 35-40% Б - 65-70% В - 85-90%
3. Какая доля зернобобовых культур должна быть в структуре посевных площадей?
А - 10% Б - 15% В - 20%
4. При какой организации территории границы полей размещают в строгом соответствии с направлением горизонталей?
А - прямолинейно- контурной Б - контурно- параллельной
В - собственно- контурной
5. Какие культуры можно выводить из севооборота на 3-4 года? А – многолетние травы, кукуруза
Б – однолетние травы, картофель
В – многолетние травы, подсолнечник
6. В каком порядке по мере снижения эффективности на дерново- подзолистых почвах расположены минеральные удобрения?
А – азотные, фосфорные, калийные Б – фосфорные, азотные, калийные В – азотные, калийные, фосфорные
7. В каком порядке по мере снижения эффективности на черноземных почвах расположены минеральные удобрения?
8. В каких районах нашей страны наиболее эффективны минеральные удобрения?
А – в центральных Б – в восточных
В – в западных
9. Какая норма извести вносится при кислотности почвы в пределах рН 4,0- 4,5?
А – 4-6 т/га
Б – 2,5- 5,0 т/га
В – 2,0-4,0 т/га
10. Какая норма извести вносится при кислотности почвы в пределах рН 4,6- 5,0? А – 4-6 т/га
Б – 2.5- 5,0 т/га
В – 2,0-4,0 т/га
11. Какая норма извести вносится при кислотности почвы в пределах рН 5,1- 5,5? А – 4-6 т/га
Б – 2.5- 5,0 т/га
В – 2,0-4,0 т/га
12. При какой кислотности почва нуждается в известковании?
А – рН ниже 5,0, Б – рН выше 5,0, В – рН выше 4,5
13. Какая оптимальная плотность серой лесной суглинистой почвы для зерновых культур?
А – 0,8-0,9
Б – 1,15-1,25
В – 1,3-1,4
14. Какая оптимальная плотность серой лесной суглинистой почвы для пропашных культур?
А – 1,0-1,2
Б – 1,15-1,25
В – 1,3-1,4
15. Какая оптимальная плотность черноземной суглинистой почвы для зерновых культур?
А – 0,8-0,9
Б – 1,15-1,25
В – 1,2-1,3
16. Какая оптимальная плотность черноземной суглинистой почвы для пропашных культур?
А – 0,8-0,9
Б – 1,0-1,3
В – 1,2-1,3
17. Какая равновесная плотность серой лесной суглинистой почвы? А – 1,35-1,4
Б -1,15-1,25
В – 1,0-1,2
18. Какая равновесная плотность черноземной суглинистой почвы?
А – 1,35-1,4
Б -1,15-1,25
В – 1,0-1,3
19. Какая общая площадь естественных сенокосов и пастбищ в нашей стране?
А – 90 млн. га
Б – 120 млн. га
В – 150 млн. га
20. Какие технологии обеспечивают оптимальный по окупаемости затрат уровень минерального питания растений, защиты от вредных организмов и полегания посевов и бездифицитный баланс гумуса?
А – нормальные Б – экстенсивные В – интенсивные
21. Что такое сортосмена?
А – замена на производственных площадях одного районированного сорта другим
Б – замена сортовых семян в хозяйствах семенами тех же сортов, но высших репродукций
В – смена сорта на поле
22. Какая фаза спелости является оптимальным сроком уборки зерновых культур раздельным способом?
А – середина восковой спелости
Б – молочно- восковая
В – полная
23. Какая фаза спелости является оптимальным сроком уборки зерновых культур прямым комбайнированием?
А – середина восковой спелости
Б – молочно- восковая
В – полная
24. Какие организации занимаются производством элитных семян зерновых и зернобобовых культур?
А – учебно-опытные хозяйства
Б – специализированные семеноводческие хозяйства
В – научно- исследовательские учреждения
Система знаний дисциплины формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1.Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения агрономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Органическое земледелие» для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Органическое земледелие» следует усвоить:
- развитие земледелия как науки и связь дисциплины с другими науками;
- особенности системы обработки почв под сельскохозяйственные культуры в органическом земледелии;
- размещение полевых культур и пара в севообороте органического земледелия;
- повышение плодородия почвы за счет снижения эрозионных процессов;
-рациональное использование земельных, водных, растительных и других ресурсов и всего биоклиматического потенциала (солнечной энергии, тепла, осадков и т.д.).
- пути повышения плодородия почв и мероприятия по защите их от деградации;
- разработка системы мероприятий по борьбе с сорными растениями с учетом местных экологических условий;
- составление схем севооборотов, проектирование, введение, освоение системы севооборотов и их агроэкологическая оценка;
разработка и реализация системы рациональной и ресурсосберегающей почвозащитной обработки почвы.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году