(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Эксплуатация и ремонт машин и оборудования
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Эксплуатация и ремонт машин и оборудования, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
2. Принципы, методы, аксиомы БЖ.
3. Опасность и безопасность. Системы безопасности.
4. Концепция общественной безопасности.
6. С.х. производство, его уникальность.
7. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях.
8. Классификация ЧС.
9. Теоретические основы защиты населения в ЧС.
10. Предупреждение ЧС.
11. Способы и мероприятия по защите населения в ЧС.
12. Планирование защиты населения в ЧС.
13. Оповещение персонала объекта экономики и населения о ЧС.
14. Выбор и осуществление режимов радиационной и химической разведки.
15. Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специ-альных профилактических мероприятий.
16. Особенности защиты населения в сельской местности.
17. Основные понятия и общие положения об эвакуации.
18. Организация эвакуации населения. Эвакуационные органы, их структура и задачи.
19. Планирование эвакуации населения.
20. Обеспечение эвакуации населения.
21. Единицы измерения ионизирующих излучений.
22. Поражающее воздействие радиоактивного загрязнения. Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности.
23. Виды ЧС природного характера и их характеристики.
24. Основные этапы становления и развития системы защиты населения и территорий в ЧС.
25. Предназначение и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и гражданской обороны (ГО).
26. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.
27. Структура ГО и организация управления ГО.
28. Режимы функционирования РСЧС и ГО.
29. Силы ГО.
30. Организация ГО на ОЭ.
31. Опасности употребления алкоголя, табака и наркотиков.
32. Общие сведения об опасных химических веществах. Химически опасные объекты, их классификация и характеристики. Факторы риска на ХОО. Общие сведения об авариях на ХОО.
33. Понятия обеззараживания, дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации, санитарной обработки. Методы, способы и общие основы обеззараживания.
34. Вещества и растворы (рецептуры), применяемые для обеззараживания. Технические средства для обеззараживания.
35. Подготовка населения в области защиты от ЧС.
36. Проведение АСиДНР.
37. Гигиеническое нормирование уровней ионизирующих излучений.
38. Назначение приборов, систем и средств радиационного контроля.
39. Первая медицинская помощь. Методика оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
40. Первая помощь при травмах.
41. Убежища. Устройство и оборудование. Требования, предъявляемые к убежищам.
42. Назначение и классификация защитных сооружений. Противорадиационные и простейшие укрытия.
43. Оружие массового поражения.
44. Поражающие факторы ядерного взрыва.
45. Современные обычные средства поражения.
46. Классификация СИЗ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
47. Средства индивидуальной защиты кожи. Медицинские средства индивидуальной защиты.
48. Общие положения и понятия прогнозирования и оценки обстановки при авариях на ХОО.
1. Российская система гражданской защиты.
2. История развития охраны труда, гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности.
3. Анализ травматизма и профзаболеваний.
4. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.
5. Обучение, инструктажи, инструкции по охране труда.
6. Расследование и учет несчастных случаев.
7. Надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда.
8. Вопросы охраны труда в Трудовом кодексе РФ.
9. Микроклимат производственных помещений.
10. Вредные вещества на рабочих местах.
11. Защита от ионизирующих излучений.
13. Безопасность работ при заготовке кормов.
14. Меры безопасности при работе с агрессивными и ядовитыми веществами.
15. Пожарная профилактика в растениеводстве.
16. Эксплуатация объектов повышенной опасности.
17. Оповещение и информирование в системе мер ГОЧС и ПБ.
18. Обеспечение населения защитными сооружениями ГО.
19. Силы и средства МЧС.
20. МПВО – слагаемое победы.
21. Организация работы КЧС и ПБ. Комиссия органов местного самоуправления.
22. Медицинская помощь при ЧС.
23. Деструктивное поведение человека.
24. Профилактика аддиктивного поведения в молодежной среде.
25. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гра-жданина России.
26. Отравления газообразными соединениями в быту.
27. Психоактивные вещества: профилактика наркоманий.
28. Желудочно-кишечные заболевания инфекционного происхождения.
29. Международный терроризм (Война против разума и души).
30. Убийцы из сигареты.
31. Обеспечение химической защиты населения.
32. Особенности травм и первая медицинская помощь при ДТП.
33. Алкоголизм и здоровье россиян.
34. Валеологические основы рационального питания.
35. Термические ожоги.
36. Опасности живого мира.
37. Противорадиационная защита аварийно-спасательных формирований. Медицинские подразделения в боевых условиях.
38. Чернобыль. Как это было.
39. Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам ПБ работников организаций.
40. Нормативно-правовое регулирование в области ГО.
41. Задачи и структура ГО.
42. Структура и содержание плана ГО организации.
43. НАСФ и спасательные службы.
44. Нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и тер-риторий от ЧС природного и техногенного характера.
45. ЧС и их классификация.
46. Потенциально опасные производственные объекты, их лицензирование, декларирование, страхование.
47. Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС при-родного и техногенного характера.
48. Организация создания и пополнения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах ГО.
49. Сигналы оповещения и действия по ним.
50. Организация и проведение эвакуационных мероприятий.
51. Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС.
Система знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов и населения от опасностей, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя студенты занимаются научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
- основные требования руководящих документов по вопросам гражданской обороны и защиты населения в чрезвычайных ситуациях;
- задачи, мероприятия и возможности гражданской обороны в обеспечении безопасности граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий и при чрезвычайных ситуациях;
- основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году