(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Эксплуатация и ремонт машин и оборудования
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Эксплуатация и ремонт машин и оборудования, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
2. Основные принципы, задачи и функции системы управления ОТ.
4. Внедрение и функционирование системы управления ОТ.
5. Службы ОТ на предприятии. Ответственные за ОТ.
6. Обязанности по ОТ руководителей структурных подразделений.
7. Основные документы по ОТ, разрабатываемые на предприятии.
8. Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства по ОТ.
9. Контроль за соблюдением законодательства по ОТ профсоюзами и трудовыми коллективами.
10. Защита работниками своих прав в области ОТ. Ответственность работодателей и работников за нарушение норм и правил по ОТ.
11. Статистическая отчетность по ОТ. Оценочные показатели травматизма и профзаболеваний.
12. Особенности сельского хозяйства. Основные причины травматизма в сельском хозяйстве
13. Пути снижения травматизма, профзаболеваний и последствий от них. Общие положения ОТ и здоровья работников с.-х.
14. Охрана труда женщин, подростков и других работников.
15. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
16. Обучение по охране труда. Инструктажи по охране труда.
17. Порядок и методика разработки инструкций по ОТ. Содержание и структура инструкций по ОТ.
18. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда
19. Классификация условий труда по тяжести напряженности трудового процесса.
20. Как помочь при резком повышении артериального давления. Аптечка первой помощи (автомобильная). Правила оказания само- и взаимопомощи.
21. Как оказать помощь при автодорожном происшествии, если пострадавший находится в состоянии клинической смерти.
22. Опасные зоны машин и механизмов.
23. Технические средства обеспечения безопасности труда.
24. Сигнальные цвета и знаки безопасности.
25. Безопасность эксплуатации производственных зданий и сооружений.
26. Общие требования безопасности к технологическому оборудованию, станкам, механизмам.
27. Безопасность обслуживания нефтехозяйств, автозаправочных станций.
28. Безопасность труда при работе на автомобилях, тракторах и наземных транспортно-технологических средствах.
29. Безопасность труда при обработке металлов резанием, кузнечно-прессовых работах.
30. Безопасность труда при электрогазосварочных, шиномонтажных работах.
31. Безопасность труда при использовании грузоподъемных машин.
32. Безопасность труда при работе с паровыми и водогрейными котлами, сосудами, работающими под давлением.
33. Безопасность полевых механизированных работ.
34. Безопасность работ при заготовке кормов.
35. Безопасность труда при погрузочно-разгрузочных и транспортных работах.
36. Влияние вредных веществ на организм человека. Классификация вредных веществ.
37. Принципы установления ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Способы защиты от вредных веществ.
38. Общие сведения о воздушной среде, микроклимате. Терморегуляция, перегрев и переохлаждение организма.
39. Гигиенические нормы микроклимата. Способы защиты и нормализации микроклимата.
40. Виды систем вентиляции. Естественная вентиляция. Механическая вентиляция.
41. Контроль эффективности работы вентиляционных систем. Кондиционирование, очистка и подогрев вентиляционного воздуха.
42. Общие сведения о вибрации. Методы гигиенической оценки вибрации, нормируемые параметры и их допустимые значения.
43. Средства и методы защиты от вибраций.
44. Защита от шума, инфра- и ультразвука.
45. Защита от электромагнитных полей и излучений.
46. Условия поражения человека электрическим током.
47. Классификация помещений по степени электробезопасности. Средства и методы защиты от поражения электрическим током.
48. Защитное заземление и зануление.
49. Напряжение прикосновения. Выравнивание потенциалов. Защитное отключение.
50. Виды персонала, обслуживающего электроустановки. Группы по электробезопасности.
51. Организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках.
52. Понятие о травме и профессиональных заболеваниях, их классификация
53. Классификация причин производственного травматизма и заболеваний
54. НС на производстве, подлежащие расследованию и учету.
56. Порядок расследования НС.
57. Оформление материалов расследования НС и их учет.
58. Виды освещения. Требования к освещению. Источники искусственного света.
59. Санитарно-гигиенические требования к освещению.
60. Нормирование и расчет естественного освещения.
61. Нормирование и расчет искусственного освещения.
62. Контроль освещенности рабочих мест.
63. Правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности. Основные понятия.
64. Основные понятия о пожаре и взрыве.
65. Классификация пожаров и опасных факторов пожара, пожаровзрывоопасности и пожарной опасности веществ и
66. Классификация пожароопасных и взрывоопасных зон, зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.
67. Пожарная безопасность технологических процессов.
68. Способы тушения пожаров. Характеристики основных огнетушащих веществ.
69. Первичные средства пожаротушения.
70. Установки пожаротушения и пожарной сигнализации.
1. История развития охраны труда, гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности.
2. Анализ травматизма и профзаболеваний.
3. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.
4. Обучение, инструктажи, инструкции по охране труда.
5. Расследование и учет несчастных случаев.
6. Надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда.
7. Вопросы охраны труда в Трудовом кодексе РФ.
8. Микроклимат производственных помещений.
9. Вредные вещества на рабочих местах.
10. Защита от ионизирующих излучений.
11. Безопасность полевых механизированных работ.
12. Безопасность работ при заготовке кормов.
13. Меры безопасности при работе с агрессивными и ядовитыми веществами.
14. Пожарная профилактика в растениеводстве.
15. Эксплуатация объектов повышенной опасности.
16. Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам ПБ работников организаций.
17. Потенциально опасные производственные объекты, их лицензирование, декларирование, страхование.
18. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
19. Выдача молока и лечебно-профилактического питания.
20. Сокращенный рабочий день и рабочая неделя, дополнительный отпуск.
21. Порядок и методика разработки инструкций по ОТ.
22. Содержание и структура инструкций по ОТ.
23. Службы ОТ на предприятиях.
24. Обязанности по ОТ руководителей структурных подразделений.
25. Основные документы по ОТ, разрабатываемые на предприятии.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов и населения от опасностей, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины следует усвоить:
- основную нормативную базу дисциплины
- основные показатели травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров и пути их предупреждения;
- вопросы регулирования труда отдельных категорий работников и компенсации за работу во вредных, опасных и особых условиях труда, а также за утраченное на производстве здоровье;
- порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, и пожарной безопасности, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- требования производственной санитарии, предъявляемые к устройству и содержанию производственных помещений и рабочих мест;
- требования техники безопасности к производственным помещениям, технологическим процессам, оборудованию, машинам, инструментам, сырью, готовой продукции, а также к технологии выполнения отдельных видов работ;
- ответственность за нарушение требований охраны труда.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году