(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Эксплуатация и ремонт машин и оборудования
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Эксплуатация и ремонт машин и оборудования, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Виды и методы измерений. Общие сведения о средствах измерений/ /Лек/
результатов измерений.
Организационные основы обеспечения единства измерений. /Лек/
2. Шкалы измерений;
3. Международная система единиц SI;
4. Эталоны единиц системы СИ;
5. Модель измерения, основное уравнение измерений, основные постулаты метрологии;
6. Классификация видов измерений;
7. Классификация методов измерений;
8. Общие сведения о средствах измерений;
9. Погрешности измерений и их классификация;
10. Алгоритм обработки результатов однократных прямых измерений;
11. Представление результатов прямых измерений;
12. Алгоритм обработки многократных измерений;
13. Представление результатов многократных измерений;
14. Точечная и интервальная оценки погрешностей результатов измерений;
16. Государственные метрологические службы и службы органов управления;
17. Проблемы, решаемые метрологией как наукой;
18. Законы и нормативные документы по ОЕИ (ГСИ);
19. Обеспечение единства измерений;
20. Общие сведения об эталонах;
21. Образцовые средства измерений;
22. Поверочные схемы;
23. Сущность метрологического контроля и надзора;
24. Поверка и калибровка средств измерений;
25. Утверждение типа средств измерений;
26. Основные понятия и определения по стандартизации;
27. Цели и задачи стандартизации;
28. Органы по стандартизации;
29. Виды стандартов и документы по стандартизации;
30. Принципы стандартизации по ГОСТ Р 1.0-2004;
31. Система предпочтительных чисел (ряды предпочтительных чисел);
32. Комплексная стандартизация и оптимизация требований стандартов;
33. Параметрические ряды;
34. Унификация, симплификация, типизация, агрегатирование;
35. Международные организации по стандартизации (ИСО, МЭК, СЕН);
36. Применение стандартов ИСО, МЭК и ГОСТ Р;
37. Основные понятия и определения в области сертификации;
38. Нормативная база и основные положения по сертификации в законах «О техническом регулировании» и «О защите прав потребителей»;
39. Формы обязательного и добровольного подтверждения соответствия;
40. Существующие системы и схемы сертификации;
41. Порядок проведения сертификации продукции и услуг;
42. Декларирование соответствия;
43. Основные принципы построения единой системы допусков и посадок;
44. Основные параметры, характеризующие деталь как геометрическое тело;
45. Система посадок. Понятие о зазоре, натяге;
46. Правила указания на чертежах посадок и размеров с отклонениями;
47. Виды допусков формы и расположения поверхностей;
48. Правила указания допусков формы и расположения на чертежах;
49. Нормирование параметров шероховатости;
50. Выбор параметров шероховатости;
51. Правила указания параметров шероховатости на чертежах;
52. Основные принципы назначения посадок подшипников качения;
53. Основные принципы назначения посадок резьбовых соединений;
54. Правила указания на чертежах посадок подшипников качения и резьбовых соединений;
55. Основные принципы назначения посадок шпоночных соединений;
56. Основные принципы назначения посадок шлицевых соединений;
57. Правила обозначения посадок типовых соединений на чертежах;
58. Принципы выбора методов и средств измерений для контроля параметров размера деталей;
59. Гладкие калибры для контроля валов и отверстий;
60. Основные понятия и определения в размерных цепях;
61. Классификация размерных цепей;
62. Решение размерных цепей методом максимум-минимум и вероятностным методом;
63. основные методы достижения требуемой точности в размерных цепях;
64. Классификация цилиндрических зубчатых передач;
65. Показатели точности и виды сопряжений в зубчатых передачах;
66. Обозначение на чертежах характеристик цилиндрических зубчатых передач;
67. Основные понятия и определения квалиметрии;
68. Основные этапы формирования качества продукции;
69. Оценка уровня качества;
70. Инструменты управления качеством (семь простых методов);
71. Принципы менеджмента качества, положенных в основу стандартов ИСО 9000:2000 (восемь основных принципов);
72. Основные понятия и определения, применяемые при нормировании отклонений формы и расположения поверхностей.
2. Основные элементы гладких цилиндрических соединений и их определение.
3. Расчет исполнительных размеров рабочих калибров для контроля гладких цилиндрических поверхностей.
4. Методика выбора средств измерений.
5. Нормальные условия выполнения измерений.
6. Расчет и выбор посадок с зазором для гладких цилиндрических соединений.
7. Расчет и выбор посадок с натягом для гладких цилиндрических соединений.
8. Расчет и выбор посадок подшипников качения на вал и отверстие.
9. Назначение и выбор посадок шпоночных соединений.
10. Назначение и расчет и выбор посадок шлицевых соединений.
11. Решение размерных цепей методом максимум-минимум.
12. Обеспечение точности в размерных цепях методом групповой взаимозаменяемости.
13.Методы обеспечения взаимозаменяемости в размерных цепях.
14. Основные положения закона РФ "О техническом регулировании".
15. Основные положения закона РФ "об обеспечении единства измерений".
16. Схемы сертификации в системе сертификации ГОСТ Р.
17. Схемы декларирования соответствия в системе сертификации ГОСТ Р.
18. Определение вероятного процента брака при изготовлении и ремонте деталей машин.
19.Определение вероятного процента появления процента посадок с зазором и натягом в переходной посадке.
20. Назначение посадок с зазором, их достоинства и недостатки.
21. Назначение посадок с натягом, их достоинства и неддостатки.
22. Назначение переходных посадок, их достоинства и недостатки.
23. Испытательные лаборатории и требования к ним.
24. Порядок отбора проб для целей сертификации.
25. Правила сертификации продукции фермерских хозяйств.
26. Технические комитеты по стандартизации.
27. Порядок разработки стандартов.
28. Порядок разработки технических регламентов.
29. Основные понятия и определения в метрологии.
30. основные понятия и определения в стандартизации.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных занятий и внеаудиторной (самостоятельной) работы. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, методов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи и тесты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из литературы, решение задач. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году