2024-2025_35_03_06_24-1 Агроинженерия 1 (ЭиРМО)_plx_Сопротивление материалов
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Технического сервиса
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.25.03
Сопротивление материалов
Направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Эксплуатация и ремонт машин и оборудования

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен зачет    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
64
аудиторные занятия
80
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
16 5/6
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
32
32
Лабораторные
16
16
16
16
Практические
32
32
32
32
В том числе инт.
14
14
14
14
28
28
Итого ауд.
32
32
48
48
80
80
Кoнтактная рабoта
32
32
48
48
80
80
Сам. работа
40
40
24
24
64
64
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доцент, Васильев А.О.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 813).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Сопротивление материалов" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Эксплуатация и ремонт машин и оборудования, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Иванщиков Ю.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Гаврилов В.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
научить студентов простым приемам расчета на прочность, жесткость и устойчивость типичных, наиболее часто встречающихся элементов конструкций, умению оценить работоспособность и практическую пригодность рассматриваемой конструкции, а также навыкам методического подхода к решению задач с использованием теории сопротивления материалов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О.25
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Инженерная графика
2.1.2
Начертательная геометрия и инженерная графика
2.1.3
Теоретическая механика
2.1.4
Инженерная экология
2.1.5
Начертательная геометрия
2.1.6
Химия
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Гидравлика
 
2.2.2
Двигатели внутреннего сгорания
 
2.2.3
Основы взаимозаменяемости и технические измерения
 
2.2.4
Силовые агрегаты машин
 
2.2.5
Типаж технических средств обслуживания и ремонта машин и оборудования
 
2.2.6
Правовые отношения в АПК
 
2.2.7
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
 
2.2.8
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
2.2.9
Теплотехника
 
2.2.10
Технология ремонта машин
 
2.2.11
Электротехника и электроника
 
2.2.12
Охрана труда на предприятиях АПК
 
2.2.13
Правоведение
 
2.2.14
Экономика и организация производства на предприятии АПК
 
2.2.15
Эксплуатация машинно-тракторного парка
 
2.2.16
Автоматика
 
2.2.17
Бизнес-планирование в АПК
 
2.2.18
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
2.2.19
Электропривод и электрооборудование
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1 Знает: виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
 
 
 
УК-2.2 Умеет:  проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
 
 
 
УК-2.3 Имеет навыки: разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией
 
 
 
ОПК-1. Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
 
ОПК-1.1 Демонстрирует знание основных законов математических и естественных наук, необходимых для решения типовых задач профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-1.2 Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения типовых задач в соответствии с направленностью профессиональной деятельности 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
Оснащенность
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия и определения сопротивления материалов, метод сечений элементов конструкций, расчеты конструкций на растяжения и сжатие, с целью проверки их работы на прочность, жесткость и устойчивость.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выполнять основы расчета нормальных и допустимых напряжений при сдвиге, изгибе, кручении и при работе конструкций в режиме сложного напряженного состояния, дифференциальные зависимости между внешними силами и внутренними силовыми факторами.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
построения эпюр внутренних силовых факторов с целью определения опасных сечений в элементах конструкции, порядок и суть проектного расчета, поверочного расчета и расчета несущей способности конструкции и ее элементов.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Деформации и напряжения

 
Основные положения теории сопротивления материалов

Геометрические характеристики плоских сечений

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Основные положения теории сопротивления материалов

Геометрические характеристики плоских сечений

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
4
Учебная дискуссия
0
 
Центральное растяжение и сжатие стержня

Напряженно-деформированное состояние в стержнях при кручении

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

8
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
6
Проблемная лекция
0
 
Центральное растяжение и сжатие стержня

Напряженно-деформированное состояние в стержнях при кручении

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

8
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Обобщенный закон Гука при растяжении и сжатии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Обобщенный закон Гука при растяжении и сжатии /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
4
Работа в малых группах
0
 
Основные положения теории сопротивления материалов

Геометрические характеристики плоских сечений

Центральное растяжение и сжатие стержня

Напряженно-деформированное состояние в стержнях при кручении

Обобщенный закон Гука при растяжении и сжатии

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

40
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
Зачет /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
3
0
0
 
 
Раздел 2. Сложное напряженно-деформированное состояние

 
Оснащенность
 
Внутренние усилия и напряжения в стержне при изгибе

Устойчивость сжатых стержней /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

12
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
4
0
0
 
Сдвиг, деформации сдвига, напряжения сдвига /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

8
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
4
0
0
 
Внутренние усилия и напряжения в стержне при изгибе

Устойчивость сжатых стержней /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
4
0
0
 
Сдвиг, деформации сдвига, напряжения сдвига /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
4
0
0
 
Кручение стержней, построение эпюр крутящих моментов

Анализ напряженного состояния при кручении

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

8
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
4
6
Проблемная лекция
0
 
Кручение стержней, построение эпюр крутящих моментов

Анализ напряженного состояния при кручении

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

12
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
4
8
Учебная дискуссия
0
 
Сдвиг, деформации сдвига, напряжения сдвига

Кручение стержней, построение эпюр крутящих моментов

Анализ напряженного состояния при кручении

Внутренние усилия и напряжения в стержне при изгибе

Устойчивость сжатых стержней

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

24
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
4
0
0
 
Экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

36
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2
4
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Закон Гука.

2. Связь между напряжениями и внутренними силовыми факторами.

3. Внутренние силовые факторы и метод их определения.  

4. Связь между напряжениями и внутренними силовыми факторами.

5. Диаграмма растяжения.

6. Механические характеристики материалов. Допускаемые напряжения.

7. Расчеты на прочность и жесткость при осевом растяжении - сжатии.

8. Внутренние силы. Допускаемые напряжения.

9. Потенциальная энергия деформации при осевом растяжении - сжатии.

10. Напряжения по наклонным площадкам при осевом растяжении - сжатии.

11. Главные площадки и главные напряжения.

12. Напряжения по наклонным площадкам при плоском напряженном состоянии.

13. Виды напряженного состояния.   

14. Теории (гипотезы) прочности и их применение.

15. Напряжения   и   деформации   при   плоском   напряженном   состоянии.

16. Обобщенный закон Гука.

17. Графическое определение напряжений при плоском напряженном состоянии.

18. Опытные данные о скручивании стержней круглого поперечного сечения.

19. Вывод формулы для касательных напряжений при кручении. 

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Основные допущения в сопротивлении материалов.

 
Оснащенность
 
2. Виды элементов конструкций и опор. Расчетные схемы.

3. Статические моменты плоских фигур и их свойства.

4. Моменты инерции плоских фигур и их свойства.

5. Преобразование моментов инерции при параллельном переносе осей.

6. Моменты инерции простейших фигур (прямоугольник, круг, кольцо, треугольник).

7. Главные оси инерции и главные моменты инерции.

8. Метод сечений. Внутренние силовые факторы.

9. Напряжения и деформации.

10. Связь между внутренними силовыми факторами и напряжениями.

11. Продольные и поперечные деформации при растяжении.

12. Закон Гука при растяжении.

13. Механические свойства материалов при растяжении. Пластичные и хрупкие материалы. Наклеп.

14. Механические свойства при сжатии пластичных и хрупких материалов. Эффект Баушингера.

15. Влияние времени, температуры, неоднородности, размеров образца и радиации на свойства материалов.

16. Расчет на прочность по допускаемым напряжениям. Коэффициент запаса прочности.

17. Чистый сдвиг. Напряжения при чистом сдвиге.

18. Связь между модулем упругости 1-го, 2-го рода и коэффициентом Пуассона.

19. Напряжения при кручении.

20. Рациональные формы сечений вала.

21. Гипотезы прочности.

22. Нормальные напряжения при изгибе.

23. Касательные напряжения при изгибе.

24. Главные напряжения при изгибе.

25. Рациональные формы сечений балки.

26. Потенциальная энергия при изгибе.

27. Понятие о критической силе и критических напряжениях.

28. Границы применимости формулы Эйлера.

29. Проверка сжатых стержней на устойчивость.

30. Определение нормальных напряжений при косом изгибе.

31. Прогибы балки при косом изгибе.

32. Определение напряжений при внецентренном растяжении (сжатии).

33. Сочетание изгиба с кручением.

34. Построение эпюр внутренних силовых факторов для кривого бруса.

35. План решения статически неопределимой задачи методом сил.

36. Понятие об усталостном разрушении.

37. Виды циклов напряжений.

38. Понятие о пределе выносливости.

39. Испытания на выносливость. Кривая усталости.

40. Пути повышения сопротивления усталости.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Курсовая работа не предусмотрена учебным планом
 
1. Неразрушающие методы контроля напряженно-деформированного со-стояния .

2. Классификация методов механических испытаний.

3. Методы испытания на усталость. Испытания на усталость при высоких температурах .

4. Испытания на ударную вязкость.

5. Понятие о коэффициенте интенсивности напряжений. Трещиностойкость материалов.

6. Методы экспериментального определения характеристик трещиностой-кости.

7. Методы экспериментального исследования деформированного и напряженного состояний. Определение деформаций при помощи механических тензометров и электрических датчиков сопротивления.

8. Методы экспериментального исследования деформированного и напряженного состояний. Оптические и другие физические методы определения напряжений.

9. Современные конструкционные материалы. Влияние размера структуры на физико-механические свойства материалов. Наноматериалы. Примеры применения в элементах конструкций.

10. Современные конструкционные материалы. Классификация и основные физико-механические свойства композиционных материалов.

11. Современные материалы. Керамика конструкционного назначения. Основные физико-механические свойства. Примеры применения.

12. Особенности расчета сварных соединений .

13. Пример расчета толстостенного цилиндра, находящегося под внутренним и наружном давлении.

14. Расчет двухслойной балки на изгиб.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Павлов П. А., Паршин Л. К., Мельников Б. Е., Шерстнев В. А.
Сопротивление материалов: учебное пособие
СПб.: Лань, 2017
Электронный ресурс
 
Л1.2
Молотников В. Я.
Сопротивление материалов: учебное пособие
СПб.: Лань, 2016
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Ицкович Г. М.
Сопротивление материалов: учебник для машиностроительных техникумов
М.: Высшая школа, 2001
0
 
Л2.2
Волков А. Н.
Сопротивление материалов: учебник
М.: КолосС, 2004
70
 
Л2.3
Межецкий Г. Д.
Сопротивление материалов: учебник
М.: Дашков и К, 2013
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сопротивление материалов 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.4
ПО «Виртуальный практикум по физике для вузов в 2-х частях»
6.3.1.5
KOMPAS-3D
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
1-400
Учебная аудитория
Доска классная, столы ученические (16 шт.), стулья (32 шт.), универсальный учебный комплекс по сопротивлению материалов СМ-1 (1 шт.), блок измерительный (1 шт.), блок измерения деформаций (1 шт.), комплект оснастки по сопротивлению материалов (1 комп.)
Пр
 
1-400
Учебная аудитория
Доска классная, столы ученические (16 шт.), стулья (32 шт.), универсальный учебный комплекс по сопротивлению материалов СМ-1 (1 шт.), блок измерительный (1 шт.), блок измерения деформаций (1 шт.), комплект оснастки по сопротивлению материалов (1 комп.)
Лаб
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
СР
 
Оснащенность
 
1-107
Учебная аудитория
Доска классная, столы ученические (32 шт.), стулья (64 шт.), демонстрационное оборудование (экран настенный, ноутбук Acer, проектор Acer) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения дисциплины предусматривает наряду с лекциями,  лабораторными и практическими  занятиями, организацию самостоятельной работы обучающихся, проведение консультаций, руководство докладами обучающихся для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного контроля.

Система знаний по дисциплине  формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным, практическим занятиям, рассматривая их как источник пополнения, углубления и систематизации своих теоретических знаний и практических навыков.  

Для освоения дисциплины обучающимся необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и систематизированном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятиям и законам, которые должны знать обучающиеся; раскрываются закономерности анализа остаточного ресурса элементов транспортных средств и методики его использования. Обучающемуся важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопросы, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логику проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения и выводы. Работа над записями лекции завершается дома. На свежую голову (пока лекция еще в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные, практические занятия и активно на них работать. Задание к лабораторным и практическим занятиям выдает преподаватель. Задание включает в себя цели и задачи лабораторной и практической работы. В процессе занятия преподаватель поясняет теоретические положения лабораторной и практической работы, организует ее выполнение, прививает навыки выполнения той или иной технологической операции или использования того или иного программного продукта, поясняя тонкости их выполнения или применения, выявляет характерные ошибки и комментирует их последствия, помогает формировать выводы по проделанной работе и принимает отчеты по проделанной работе. Во время   занятий разбираются задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Обучающиеся, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются или направляются на отработку неусвоенного материала. При необходимости для них организуются дополнительные консультации.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей технической литературы, подготовку и написание рефератов. Задания на самостоятельную работу выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих обучающихся и обучающихся, пропустивших занятия, проводятся ежедневные консультации, на которые приглашаются неуспевающие обучающиеся, а также обучающиеся, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины. 

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________