2024-2025_35_03_06_24-1 Агроинженерия 1 (ЭиРМО)_plx_Детали машин_ основы конструирования и подъемно-транспортные машины
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Технического сервиса
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.25.04
Детали машин, основы конструирования и подъемно-транспортные машины
Направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Эксплуатация и ремонт машин и оборудования

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен зачет    курсовая работа 
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
84
аудиторные занятия
96
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
5 (3.1)
Итого
Недель
17 2/6
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
32
32
Лабораторные
32
32
16
16
48
48
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
14
14
22
22
36
36
Итого ауд.
48
48
48
48
96
96
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
96
96
Сам. работа
60
60
24
24
84
84
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Григорьев А.О.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 813).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Детали машин, основы конструирования и подъемно-транспортные машины" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Эксплуатация и ремонт машин и оборудования, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Иванщиков Ю.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Гаврилов В.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
освоить необходимые знания о конструктивных особенностях, достоинствах и недостатках, области применения деталей машин общего назначения, то есть таких деталей, которые встречаются в абсолютном большинстве машин; дать представления, знания, умения, навыки, необходимые для последующего изучения специальных дисциплин и в дальнейшей их практической деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О.25
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информатика и цифровые технологии
2.1.2
История развития сельскохозяйственной техники
2.1.3
Математика
2.1.4
Материаловедение и технология конструкционных материалов
2.1.5
Теория механизмов и машин
2.1.6
Физика
2.1.7
Инженерная графика
2.1.8
Начертательная геометрия и инженерная графика
2.1.9
Теоретическая механика
2.1.10
Учебная практика, эксплуатационная практика
2.1.11
Инженерная экология
2.1.12
Начертательная геометрия
2.1.13
Основы производства продукции животноводства
2.1.14
Основы производства продукции растениеводства
2.1.15
Учебная практика, ознакомительная практика (в том числе получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.16
Химия
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Машины и оборудование в животноводстве
 
2.2.2
Правовые отношения в АПК
 
2.2.3
Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
 
2.2.4
Производственная практика, эксплуатационная практика
 
2.2.5
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
 
2.2.6
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
2.2.7
Теплотехника
 
2.2.8
Технология ремонта машин
 
2.2.9
Электротехника и электроника
 
2.2.10
Охрана труда на предприятиях АПК
 
2.2.11
Правоведение
 
2.2.12
Экономика и организация производства на предприятии АПК
 
2.2.13
Эксплуатация машинно-тракторного парка
 
2.2.14
Автоматика
 
2.2.15
Бизнес-планирование в АПК
 
2.2.16
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
2.2.17
Электропривод и электрооборудование
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1 Знает: виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
 
 
 
УК-2.2 Умеет:  проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
 
 
 
Оснащенность
 
УК-2.3 Имеет навыки: разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией
 
 
 
ОПК-1. Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
 
ОПК-1.1 Демонстрирует знание основных законов математических и естественных наук, необходимых для решения типовых задач профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-1.2 Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения типовых задач в соответствии с направленностью профессиональной деятельности 
 
 
 
ОПК-4. Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
 
ОПК-4.1 Демонстрирует знание современных технологий в профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-4.2 Обосновывает и реализует современные технологии в соответствии с направленностью професcиональной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность,
3.1.2
- основные законы математических и естественных наук, необходимых для решения типовых задач профессиональной деятельности,
3.1.3
- современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности,
3.2.2
- использовать основные законы естественнонаучных дисциплин для решения типовых задач в соответствии с направленностью профессиональной деятельности,
3.2.3
- обосновывать и реализовывать современные технологии в соответствии с направленностью профессиональной деятельности.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией,
3.3.2
- использования основных законов естественнонаучных дисциплин для решения типовых задач в соответствии с направленностью профессиональной деятельности,
3.3.3
- обоснования и реализации современных технологий в соответствии с направленностью профессиональной деятельности.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Соединения

 
Введение в курс «Детали машин, основы конструирования и подъемно-транспортные машины» /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
2
Проблемная лекция
0
 
Резьбовые соединения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Сварные и заклепочные соединения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Оснащенность
 
Соединения с натягом, шпоночные и шлицевые соединения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Определение основных параметров резьб /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
2
Учебная дискуссия
0
 
Испытание болтового соединения, работающего на сдвиг /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Расчет сварных и заклепочных соединений /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
0
 
Расчет соединений группой болтов /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
0
 
 
Раздел 2. Передачи

 
Общие сведения о механических передачах /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Ременные передачи /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Зубчатые передачи /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
4
Проблемная лекция
0
 
Определение кривых скольжения и КПД ременных передач /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

8
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Определение основных параметров зубчатого редуктора /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
6
Учебная дискуссия
0
 
Оснащенность
 
Определение основных параметров червячного редуктора /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Определение основных параметров конического редуктора /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
/Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

60
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
Устный опрос, защита реферата, тестирование
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

0
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
4
0
0
 
Червячные передачи /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
2
Проблемная лекция
0
 
Цепные передачи /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
0
 
Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчет привода /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
2
Учебная дискуссия
0
 
Расчет зубчатых передач. Выбор материала, термообработки, допускаемых напряжений /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
2
Учебная дискуссия
0
 
Расчет цилиндрических и конических зубчатых передач /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
0
 
Расчет червячных передач /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
2
Учебная дискуссия
0
 
 
Раздел 3. Валы и опоры

 
Оснащенность
 
Валы и опоры /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
0
 
Подшипники /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
4
Проблемная лекция
0
 
Определение потерь на трение в подшипниках качения /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
0
 
Классификация и условные обозначения подшипников качения. Практический расчет (подбор) подшипников качения /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
2
Учебная дискуссия
0
 
Определение критической частоты вращения вала /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
4
Учебная дискуссия
0
 
Ориентировочный расчет валов. Разработка компоновочной схемы, схемы сил. Уточненный расчет валов (определение опорных реакций, построение эпюр Ми и Т) /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
0
 
Расчет (подбор) подшипников качения /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
2
Учебная дискуссия
0
 
 
Раздел 4. Подъемно-транспортные механизмы

 
Грузоподъемные машины /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
0
 
Транспортирующие машины /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
0
 
Грузоподъемные машины /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
2
Учебная дискуссия
0
 
Оснащенность
 
/Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
Устный опрос, защита реферата, тестирование
0
 
Выполнение КР /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

18
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
Подготовка, написание и защита курсовой работы
0
 
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2Л3.1

36
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2
5
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. По каким признакам производится классификация резьб?

2. Какое значение имеет самоторможение в резьбе? Какие факторы оказывают влияние на самоторможение?

3. В какой резьбе минимальные потери на трение? В какой наибольшие?

4. По какой причине прямоугольная резьба не стандартизирована и не рекомендуется для применения в серийном производстве?

5. Назовите области применения трапецеидальной и упорной резьб?

6. От каких факторов зависит способность соединения воспринимать сдвигающую силу Ft?

7. Какой способ постановки болтов принят в данной работе?

8. Каково условие отсутствия сдвига в соединении деталей?

9. Какое влияние окажет на предельное значение силы сдвига Ft (при постоянном моменте заворачивания ТK) изменение коэффициентов трения f, fp и fТ?

10. Какой вид имеет зависимость Ft = f[TK] при постоянных f, fР, fТ?

11. Каковы причины упругого скольжения в ремённых передачах? Можно ли его избежать?

12. Как выбирается предварительное натяжение ремней?

13. Почему нежелательно недостаточное или избыточное натяжение ремней? При каком условии наступает буксование?

14. Что принято называть тяговой способностью ремённой передачи?

15. Какие параметры оказывают на него влияние?

16. Как замеряются моменты на валах ремённой передачи?

17. Каково назначение редукторов? Какими они обладают преимуществами по сравнению с открытыми зубчатыми передачами?

18. Каковы преимущества и недостатки передач с косыми зубьями? Что даёт применение шевронных передач?

19. Что такое модуль передачи? Как он определяется в лабораторной работе?

20. Как определяется передаточное число двухступенчатого редуктора?

21. Что является основной характеристикой нагрузочной способности редуктора? Из каких расчётов в работе она определяется?

22. Назовите основные преимущества и недостатки червячных редукторов.

23. Какие параметры оказывают влияние на КПД червячного редуктора?

24. Как определяется передаточное число червячной пары? Пределы изменения передаточного числа для силовых пар?

25. Для чего в червячных редукторах предусматривается отдушина?

26. Как проверяется правильность установки червячного колеса относительно червяка?

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Основные тенденции развития современного машиностроения. Надежность машин, пути ее повышения.

2. Основные критерии работоспособности и расчета деталей машин. Основы расчетов на прочность, жесткость, износо-, тепло- и виброустойчивость.

3. Основы расчетов на прочность. Статическая и усталостная прочность. Характеристики материалов, циклы напряжений. Факторы, влияющие на усталостную прочность деталей.

4. Сварные соединения, достоинства и недостатки. Классификация видов сварки, сварных соединений. Расчет сварных соединений встык и втавр.

5. Конструкционные материалы. Классификация, оценка, применение. Пути экономии материалов. Углеродистые и легированные стали, их термообработка.

6. Зависимость между моментом, приложенным к гайке, и осевой силой. Самоторможение и КПД винтовой пары. Предохранение от самоотвинчивания.

7. Расчет сварных соединений внахлестку при различных случаях нагружения. Способы повышения надежности сварных соединений. Допускаемые напряжения.

 
Оснащенность
 
8. Классификация резьб. Расчет резьбы на прочность, условие равнопрочности. Основные положения выбора профиля резьбы.

9. Прочность болтов при циклических нагрузках (на примере крепления крышек), высоких температурах. Эксцентрическое нагружение болта.

10. Расчет болтовых соединений при сдвигающей нагрузке. Расчет стержня затянутого болта. Постановка болтов с зазором и без зазора.

11. Расчет болтовых соединений при нагрузках, раскрывающих стык деталей.

12. Клеммовые и профильные соединения. Конструкция, методика расчета.

13. Соединения деталей машин, классификация. Заклепочные и шифтовые соединения: конструкция, технология, расчеты на прочность.

14. Соединение с натягом. Достоинства и недостатки, технология. Методика подбора посадок с натягом при нагружении осевой силой и моментом. Определение усилий запрессовки и выпрессовки.

15. Шпоночные соединения. Классификация шпонок, конструкция, области применения. Посадки шпонок. Методика подбора и расчета призматических и сегментных шпонок.

16. Шлицевые (зубчатые) соединения. Конструкция шлицев, способы центрирования, технология изготовления. Методика практического расчета.

17. Фрикционные передачи и вариаторы. Основные типы, характеристики, области применения. Виды скольжения фрикционных передач, расчет на прочность.

18. Механические передачи. Классификация передач, назначение, параметры передач (P; n; w; T; u; η; υ; Ft).

19. Ременные передачи. Классификация, применение. Геометрия, силы в передаче. Формула Эйлера и ее анализ.

20. Напряжение в ремне, эпюры напряжений. Влияние отдельных составляющих на тяговую способность передачи и долговечность ремня.

21. Кинематика ременной передачи. Упругое скольжение и буксование. Анализ кривых скольжения и КПД.

22. Клиноременная передача. Принципиальные основы передачи, конструкции ремней и шкивов. Методика практического расчета.

23. Методика практического расчета плоскоременной передачи, допускаемое полезное напряжение в ремне.

24. Способы натяжения ремней, расчет натяжных устройств. Передача натяжным роликом.

25. Муфты приводов. Классификация, назначение. Неуправляемые муфты. Конструкция, методы компенсации несоосности валов, демпфирование ударных нагрузок. Методика расчета основных типов муфт.

26. Управляемые и самоуправляемые муфты. Усилие включения и выключения. Методика расчета предохранительных муфт. Классификация, принцип работы, сравнительные характеристики.

27. Основные условия образования жидкостного трения. Методика расчета радиальных подшипников жидкостного трения.

28. Подшипники качения. Классификация, условные обозначения. Условия работы подшипников качения. Кинематика и потери на трение. Выбор посадки подшипников. Монтаж и уплотнение подшипников.

29. Критерии работоспособности и расчета подшипников качения. Практический расчет (подбор) подшипников качения по статической и динамической грузоподъемности.

30. Расчет валов на колебание. Собственная и вынужденная частота колебаний, явление резонанса. Определение критической частоты вращения вала. Особенности работы вала в зарезонансной зоне.

31. Виды трения и износа. Кривые износа, зазоры. Пути уменьшения износа и потерь на трение в современном машиностроении.

32. Подшипники скольжения, области применения, классификация. Конструкция подшипников скольжения, материалы. Расчет подшипников полужидкостного трения.

33. Винтовая передача. Передаточное отношение и КПД. Силы в передаче. Проектный расчет ходовых винтов.

34. Расчет валов на выносливость, влияние концентраторов напряжений, масштабного фактора, качество поверхности вала. Пути повышения усталостной прочности.

35. Валы и оси. Классификация, материалы, термообработка. Ориентировочный расчет валов, разработка расчетных схем. Проверочный расчет валов на статическую прочность при перегрузках.

36. Расчет валов на жесткость. Методика определения величины прогиба, углов поворота сечения и закручивания.

37. Цепные передачи. Приводные цепи, конструкции, допускаемая величина давления в шарнирах и износа цепи. Методика практического расчета.

38. Червячные передачи. Достоинства и недостатки. Конструкция червяков и червячных колес. Геометрические параметры, особенности регулировки. Скольжение в передаче и КПД.

39. Критерии работоспособности червячных передач. Силы в передаче. Расчет передач по контактным напряжениям и напряжениям изгиба.

40. Зубчатые и червячные редукторы. Основные типы и характеристики, методика их подбора. Тепловой расчет, охлаждение и смазка редукторов.

41. Расчет цилиндрической зубчатой передачи по напряжениям изгиба. Особенности расчета косозубой передачи по напряжениям изгиба. Методы повышения изгибной прочности.

42. Особенности работы и расчета планетарных и волновых зубчатых передач, передачи с зацеплением Новикова.

43. Материалы зубчатых колес, термообработка. Допускаемые напряжения. Особенности изготовления закаленных и незакаленных колес.

44. Расчет цилиндрической зубчатой передачи по  контактным напряжениям. Способы повышения контактной прочности.

45. Критерии работоспособности и расчета зубчатых передач. Силы в передаче, расчетная нагрузка. Механические поломки зубьев, разрушение рабочей поверхности.

46. Зубчатые передачи. Классификация, оценка, применение. Технологии и точность изготовления. Основные параметры эвольвентного зацепления. Корригирование зацепления.

 
Оснащенность
 
47. Конические зубчатые передачи. Геометрия, кинематика, силы в передаче. Особенности работы и расчета передачи, регулировки зацепления.

48. Особенности геометрики и работы косозубых передач. Приведенный диаметр и приведенное число зубьев. Торцевой и осевой коэффициенты перекрытия зубьев.

49. Требования, предъявляемые к вновь создаваемым машинам. Этапы проектирования, литерность конструкторских документов.

50. Стандартизация и унификация в машиностроении. Ряды предпочтительных чисел.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Тематика вариантов заданий для выполнения курсовой работы

1. Разработать привод к цепному конвейеру

2. Разработать привод к внешнему кормораздатчику

3. Разработать привод к винтовому толкателю

4. Разработать привод к кормораздатчику

5. Разработать привод к ленточному транспортеру

6. Разработать привод к конвейеру-кормораздатчику

7. Разработать привод к ленточному транспортеру

8. Разработать привод к ковшовому элеватору

9. Разработать привод к шнековому смесителю

10. Разработать привод к пластинчатому конвейеру

11. Разработать привод к пластинчатому транспортеру

12. Разработать привод к шнеку - дозатору

13. Разработать привод к механизму поворота крана

14. Разработать привод к конвейеру - кормораздатчику

15. Разработать привод к ленточному транспортеру

16. Разработать привод к подвесному транспортеру

17. Разработать привод к ковшовому элеватору

18. Разработать привод к шнековому транспортеру

19. Разработать привод к конвейеру

 
Тематика рефератов

1 Прочность деталей машин. Расчет прочности

2 Косозубые и шевронные передачи; суммарная длина контактных линий, динамические нагрузки и шум в передаче, понятие о приведенном колесе.

3 Влияние коррекции на работоспособность зубчатой передачи

4 Усталостные разрушения деталей машин. Кривая усталости и ее основные характеристики.

5 Неравномерность движения цепи, передаточное число, динамические нагрузки

6 Классификация зубчатых передач

7 Влияние на выносливость размеров детали, концентрация напряжений, состояние поверхности и поверхностные упрочнения

8 Причины выхода из строя зубчатых передач. Материалы. Виды расчетов работоспособности.

9 Подшипники качения: особенности определения осевых нагрузок.

10 Расчет деталей машин на выносливость при стационарном нагружении и простом напряженном состоянии.

11 Усилия в зацеплении косозубых и шевронных колес

12 Конструкция валов и осей. Основные требования, предъявляемые к конструкции ступенчатых валов и осей

13 Расчет долговечности по усталости при стационарном нагружении и простом напряженном состоянии

14 Усилия в зацеплении прямозубых цилиндрических колес

15 Конструкция простых редукторов. Коробки передач.

16 Расчет запаса выносливости при стационарном нагружении и сложном напряженном состоянии

17 Назначение, классификация и основные параметры механических передач

18 Планетарные редукторы: общие сведения, схемы, передаточное число

19 Принцип линейного суммирования повреждений при расчете деталей машин на выносливость при нестационарном нагружении

20 Специальные муфты: конструкция, работа, область применения

21 Расчет запаса выносливости деталей машин при нестационарном нагружении

22 Цепные передачи: общие сведения, конструкция цепей и звездочек

23 Сцепные муфты: конструкция, работа, область применения

24 Расчет долговечности по усталости при нестационарном нагружении

25 Валы и оси: причины выхода из строя, материалы, расчеты работоспособности

26 Глухие муфты: конструкция, область применения.

27 Расчет деталей машин на контактную прочность

28 Волновые редукторы.

29 Расчет деталей машин на контактную выносливость

30 Цепные передачи: причины выхода из строя, материалы, расчеты работоспособности

31 Эквивалентные нагрузки

32 Работа ремня на шкивах: упругое скольжение, усилия и напряжения в ремне

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
33 Износостойкость деталей машин. Основные закономерности и расчет изнашивания

34 Работа ремня на шкивах: кинематические зависимости, кривая скольжения.

35 Критерии жесткости, виброустойчивости, теплостойкости

36 Фрикционные передачи: устройство, условие нормальной работы, кривая скольжения, кинематические зависимости, критерии работоспособности. Вариаторы

37 Компенсирующие муфты: конструкция, работа, область применения

38 Расчет зубьев на контактную прочность и выносливость

39 Особенности выбора чисел зубьев в планетарной передаче

40 Расчет зубьев на прочность и выносливость при изгибе

41 Ременные передачи: классификация, конструкция, область применения

42 Допускаемые напряжения при расчете зубчатых передач

43 Особенности силовых соотношений в планетарной передаче

44 Основные требования, предъявляемые к деталям машин. Критерии работоспособности

45 Тепловой расчет червячного редуктора

46 Подшипники качения: причины выхода из строя, материалы, расчет работоспособности

47 Характер изменения напряжений во времени и его влияние на работоспособность деталей машин

48 Червячные передачи:  причины выхода из строя, материалы, расчеты работоспособности

49 Конструкция основные типов подшипников качения

50 Неравномерность распределения нагрузки по длине зуба. Динамические нагрузки и шум в зубчатой передаче.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Зуев Ф. Г., Лотков Н. А.
Подъемно-транспортные установки: учебник
М.: КолосС, 2006
15
 
Л1.2
Андреев В. И., Павлова И. В.
Детали машин и основы конструирования: курсовое проектирование
Чебоксары: ФГБОУ ВПО ЧГСХА, 2011
21
 
Л1.3
Андреев В. И., Павлова И. В.
Детали машин и основы конструирования. Курсовое проектирование: учебное пособие
СПб.: Лань, 2013
Электронный ресурс
 
Л1.4
Ерохин М. Н., Казанцев С. П., Карп А. В.
Подъемно-транспортные машины: учебник
М.: КолосС, 2010
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Чернилевский Д. В.
Детали машин и основы конструирования: учебник для вузов
М.: Машиностроение, 2006
0
 
Л2.2
Андреев В. И., Федорова А. А.
Детали машин: методические указания и задания к курсовому проекту
Чебоксары, 2006
1
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Андреев В. И., Павлова И. В.
Детали машин и  основы конструирования. Курсовое проектирование: учебное пособие для студентов инженерных факультетов сельскохозяйственных вузов
Чебоксары: ФГОУ ВПО ЧГСХА, 2010
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
KOMPAS-3D
6.3.1.4
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.5
Access 2016
6.3.1.6
Project 2016
6.3.1.7
Visio 2016
6.3.1.8
VisualStudio 2015
6.3.1.9
Office 2007 Suites
6.3.1.10
GIMP
 
Оснащенность
 
6.3.1.11
MozillaFirefox
6.3.1.12
MozillaThinderbird
6.3.1.13
7-Zip
6.3.1.14
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.15
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.16
OfficeStandard 2010
6.3.1.17
OfficeStandard 2013
6.3.1.18
LibreOffice
6.3.1.19
ОС Windows Vista
6.3.1.20
ОС Windows 7
6.3.1.21
ОС Windows 8
6.3.1.22
ОС Windows 10
6.3.1.23
Ubuntu (Mint)
6.3.1.24
OpenOffice 4.1.1
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
1-107
Учебная аудитория
Доска классная, столы ученические (32 шт.), стулья (64 шт.), демонстрационное оборудование (экран настенный, ноутбук Acer, проектор Acer) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
Оснащенность
 
1-317
Учебная аудитория
Доска классная, столы ученические (13 шт.), стулья (26 шт.), автоматизированный лабораторный комплекс «Детали машин - передачи ременные» (1 шт.), установка для испытания на растяжение и сжатие ДМ-30М (1 шт.), установка ДМ 36М (1 шт.), установка ДМ 28(1 шт.), стенд-планшет (7 шт.), набор образцов резьб (1 комп.), редуктор цилиндрический РМ (2 шт.), редуктор червячный РЧ (4 шт.), редуктор волновой ВЗ (1 шт.), набор клуппов для нарезания резьбы (1 шт.)
Лаб
 
1-317
Учебная аудитория
Доска классная, столы ученические (13 шт.), стулья (26 шт.), автоматизированный лабораторный комплекс «Детали машин - передачи ременные» (1 шт.), установка для испытания на растяжение и сжатие ДМ-30М (1 шт.), установка ДМ 36М (1 шт.), установка ДМ 28(1 шт.), стенд-планшет (7 шт.), набор образцов резьб (1 комп.), редуктор цилиндрический РМ (2 шт.), редуктор червячный РЧ (4 шт.), редуктор волновой ВЗ (1 шт.), набор клуппов для нарезания резьбы (1 шт.)
Пр
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
СР
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями, лабораторными и практическими занятиями, выполнение курсовой работы, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Детали машин, основы конструирования и подъемно-транспортные машины» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным, практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются теоретические аспекты использования компьютерных технологий в науке и производстве. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные и практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному и практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме с оформлением отчета по лабораторной работе и зачетом по работе (в баллах).

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Детали машин, основы конструирования и подъемно-транспортные машины», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Детали машин, основы конструирования и подъемно-транспортные машины» следует усвоить:

 
Оснащенность
 
- понятие теоретических основ деталей машин и основ конструирования;

- основные научные школы информационных технологий;

- современные теории ЭВМ для  информационных технологий;

- теории структуры ЭВМ;

- особенности устройства, назначения, принцип работы и характеристики аппаратных средств персональных компьютеров;

- особенности моделирования на ЭВМ, назначение и классификацию системного и прикладного программного обеспечения;

- актуальные проблемы комплексных документов с применением различных приложений.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования,  зачета и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных, практических и лабораторных занятиях. Подготовка к зачету, экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных и практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________