(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Эксплуатация и ремонт машин и оборудования
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Эксплуатация и ремонт машин и оборудования, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Назначение, классификация автомобилей и их обозначение.
3. Общее устройство тракторов и автомобилей.
4. Классификация тракторных и автомобильных двигателей. Основные механизмы, системы двигателей и их назначение.
5. Основные понятия и определения ДВС, показатели их работы.
6. Рабочие процессы 4-х тактных двигателей. Преимущества и недостатки перед 2-х тактными двигателями.
7. Назначение, устройство КШМ, применяемые кинематические схемы.
8. Условия работы и конструкция деталей цилиндропоршневой группы, коленчатого вала, подшипников скольжения, маховиков.
9. Технические условия на комплектацию КШМ, основные неисправности и способы их устранения.
10. Влияние технического состояния КШМ на показатели двигателя. Техническое обслуживание механизма.
11. Назначение и классификация механизма газораспределения. Диаграмма фаз газораспределения.
12. Конструкция и взаимодействие деталей механизма газораспределения.
13. Условия работы и конструкция деталей клапанной группы. Применяемые материалы.
14. Назначение и конструкция декомпрессионного механизма.
15. Основные регулировки механизма газораспределения, неисправности и способы их устранения.
16. Влияние технического состояния и регулировок механизма газораспределения на показатели двигателя.
17. Назначение и классификация систем питания. Сравнительный анализ.
18. Системы подачи и очистки воздуха.
19. Конструкция и работа воздухоочистителей, турбокомпрессоров.
20. Система удаления отработавших газов.
21. Конструкция и условия работы глушителей, искрогасителей и выпускных газопроводов.
22. Система очистки топлива. Конструкция и работа топливных баков, фильтров.
23. Конструкция и работа топливоподкачивающего насоса поршневого типа.
24. Конструкция и работа топливоподкачивающего насоса диафрагменного типа.
25. Способы смесеобразования в дизелях и их сравнительная оценка.
26. Сравнительная оценка системы питания дизельных и карбюраторных двигателей.
27. Назначение камеры сгорания. Формы и типы камер.
28. Конструкция, типы и работа форсунок.
29. Конструкция и работа топливных насосов высокого давления рядного типа. Основные марки насосов.
30. Конструкция и работа топливных насосов высокого давления распределительного типа. Основные марки насосов.
31. Порядок установки топливного насоса на двигатель.
32. Основные регулировки топливного насоса высокого давления.
33. Техническое обслуживание, основные неисправности системы питания и влияние технического состояния на показатели работы дизелей.
34. Конструкция и работа систем питания двигателей, работающих на сжатом и сжиженном газах.
35. Системы регулирования работы двигателей. Назначение, классификация.
36. Основные тенденции развития систем питания.
37. Назначение и классификация смазочных систем. Основные тенденции развития.
38. Приборы и механизмы смазочной системы.
39. Конструкция и работа масляных насосов, фильтров, охладителей.
40. Система смазки двигателя, системы вентиляции картера.
41. Устройство и работа бессопловой центрифуги. Работа и регулировка клапанов системы смазки.
42. Техническое обслуживание, основные неисправности системы смазки.
43. Влияние технического состояния узлов системы смазки на показатели надежности двигателя.
44. Назначение и классификация систем охлаждения. Основные тенденции развития.
45. Работа гидромуфты привода вентилятора.
46. Конструкция воздушной системы охлаждения и ее работа.
47. Конструкция принудительно-жидкостной системы охлаждения и ее работа на различных режимах.
48. Конструкция и работа предохранительных, регулирующих узлов системы охлаждения.
49. Основные неисправности системы охлаждения и влияние ее технического состояния на тепловой режим, и показатели работы двигателя.
50. Назначение и классификация систем пуска. Конструкция и работа пусковых двигателей.
51. Назначение, классификация трансмиссий. Основные механизмы, их назначение.
52. Назначение и классификация силовых передач. Принцип действия гидромеханической и гидрообъемной силовых передач.
53. Назначение, классификация сцеплений. Принцип действия.
54. Устройство и регулировки однодискового сцепления сухого трения. Назначение сервомеханизма.
55. Назначение, классификация коробок передач, синхронизаторов и замка.
56. Устройство и работа КПП трактора Т-150К.
57. Особенности конструкции КПП гусеничного трактора Т-150.
58. Устройство и работа КПП трактора ДТ-75М. Регулировка механизма блокировки КПП.
59. Устройство и работа КПП и раздаточной коробки трактора МТЗ-82.
60. Устройство и принцип действия трехвальной коробки передач без разрыва потока мощности.
61. Ведущие мосты. Назначение, конструкция и работа.
62. Устройство и работа заднего моста трактора ДТ-75М. Регулировка тормозов и механизмов управления.
64. Тракторные и автомобильные шины.
65. Принцип действия дифференциала. Блокировка дифференциалов.
66. Стабилизация, развал и схождение управляемых колес, их регулировка.
67. Основные элементы ходовой части и их назначение.
68. Типы шин, маркировка. Регулировка колеи, базы и дорожного просвета.
69. Устройство ходовой части колесного трактора.
70. Устройство ходовой части гусеничного трактора.
71. Устройство ходовой части автомобиля.
72. Усилители рулевого привода.
73. Рулевое управление колесных тракторов и автомобилей. Назначение и классификация.
74. Устройство рулевого управления колесного трактора. Регулировки гидроусилителя рулевого управления.
75. Устройство рулевого управления автомобилей, регулировка.
76. Типы подвесок и гусеничных движителей. Устройство ходовой части трактора ДТ-75М.
77. Типы подвесок автомобилей. Устройство и принцип действия гидравлического амортизатора.
78. Управление поворотом гусеничных тракторов. Конструкция и работа механизмов поворота.
79. Назначение, классификация тормозных систем тракторов и автомобилей. Основные сборочные механизмы.
80. Устройство и принцип действия тормозов с механическим приводом.
81. Устройство и принцип действия тормозов с гидравлическим приводом.
82. Устройство и принцип действия тормозов с пневматическим приводом.
83. Назначение вспомогательного оборудования тракторов и автомобилей, основные их типы.
84. Назначение и устройство гидравлической навесной системы. Основные сборочные единицы.
85. Устройство и работа гидравлической навесной системы тракторов (насосы, распределители, силовые цилиндры и гидравлическая арматура).
86. Устройство и регулировка механизма навески тракторов Т-150К, ДТ-75М и МТЗ-80.
87. Назначение и маркировка масляных насосов, распределителей, гидроцилиндров.
88. Системы курсовой устойчивости автомобиля.
89. Устройство навесного механизма трактора и его регулировки.
90. Усилители тормозного привода.
2. Перспективы применения на автомобилях двигателей внешнего сгорания (Стирлинга).
3. Газотурбинные двигатели на автомобилях.
4. Современные двухтактные двигатели.
5. Шеститактные двигатели.
6. Бесшатунные двигатели.
7. Применение альтернативных материалов при изготовлении деталей КШМ.
8. Конструкции двигателей с расположением цилиндров в несколько рядов (более двух).
9. Новые схемы расположения цилиндров - W, VR.
10. Поршни современных автомобильных двигателей.
11. Многоклапанные головки цилиндров.
12. Гидравлические толкатели в приводе клапанов газораспределительного механизма.
13. Регулирование фаз газораспределения в зависимости от режима работы двигателя.
14. Золотниковый газораспределительный механизм 4-тактных двигателей.
15. Улучшение топливной экономичности карбюраторных двигателей путем завихрения заряда.
16. Карбюраторные двигатели с форкамерно-факельным зажиганием.
17. Новые конструкции систем турбонаддува.
18. Современные турбокомпрессоры и турбонагнетатели.
19. Системы впрыскивания топлива в двигателях с искровым зажиганием.
20. Бензиновые двигатели с непосредственным впрыском топлива.
21. Карбюраторные двигатели с двухстадийным сгоранием и расслоением заряда.
22. Двигатели на водородном топливе.
23. Перспективы применения спиртов в качестве топлива в автомобильных двигателях.
24. Повышение топливной экономичности карбюраторного двигателя путем подачи воды в камеру сгорания.
25. Повышение топливной экономичности дизелей путем усовершенствования агрегатов наддува.
26. Система питания дизельного двигателя «Common rail».
27. Пути улучшения наполняемости цилиндров.
28. Рабочий цикл дизеля при пуске с использованием легковоспламеняющихся жидкостей.
29. Перспективы применения альтернативных топлив на дизелях.
30. Способы очистки системы питания с применением химических препаратов.
31. Применение химических препаратов для удаления нагара в камере сгорания без разборки двигателя.
32. Снижение токсичности отработавших газов путем применения каталитических нейтрализаторов.
34. Перспективы применения модифицирующих препаратов в качестве присадок к моторным маслам.
35. Воздушные системы охлаждения современных ДВС.
36. Совершенствование систем предпускового подогрева двигателей.
37. Регулирование мощности двигателя отключением отдельных цилиндров.
38. Регулирование геометрии впускного и выпускного тракта в зависимости от режима работы двигателя.
39. Новые двигатели для отечественных автомобилей.
40. Перспективы применения дизелей на легковых автомобилях отечественного производства.
41. Комбинированные автомобильные силовые установки с электродвигателем.
42. Перспективы развития конструкций электромобилей.
43. Автомобильные двигатели на топливных элементах.
44. Использование энергии сжатого воздуха в поршневых ДВС.
45. Трансмиссии современных и перспективных транспортных средств.
46. Бесступенчатые механические трансмиссии.
47. Гидрообъемные трансмиссии. Обзор конструкций.
48. Гидродинамические трансмиссии. Обзор конструкций.
49. Электрические трансмиссии.
50. Обзор принципиальных схем трансмиссий многоосных (более 3 осей) полноприводных транспортных средств.
51. Бортовые трансмиссии
52. Муфты сцепления современных и перспективных транспортных средств.
53. Центробежные муфты сцепления.
54. Электромагнитные муфты сцепления.
55. Системы автоматического управления сцеплением.
56. Фрикционные материалы деталей сцепления.
57. Механизмы привода муфт сцепления. Обзор принципиальных схем.
58. Коробки перемены передач современных и перспективных транспортных средств.
59. Механические коробки передач с автоматическим управлением.
60. Система управления автоматической коробкой передач типа Steptronic.
61. Синхронизаторы. Обзор конструкций.
62. Принудительные системы смазки механических коробок передач.
63. Бесступенчатая клиноременная трансмиссия.
64. Делители в трансмиссии автомобилей.
65. Раздаточные коробки современных и перспективных транспортных средств.
66. Коробки отбора мощности.
67. Противобуксовочные системы автомобилей.
68. Система стабилизации курсовой устойчивости с блокированием полуосей.
69. Межколесные дифференциалы. Обзор конструкций.
70. Межосевые дифференциалы. Обзор конструкций.
71. Самоблокирующиеся дифференциалы.
72. Конструкции ведущих полуосей.
73. Рулевые механизмы. Обзор конструкций.
74. Рулевое управление со всеми управляемыми колесами.
75. Подвески автомобилей. Обзор принципиальных схем.
76. Пневмоподвески грузовых транспортных средств и автобусов.
77. Гидропневматическая подвеска Citroёn.
78. Тормозные механизмы. Обзор конструкций.
79. Тормозные приводы. Обзор принципиальных схем.
80. Регуляторы тормозных сил.
81. Антиблокировочные системы в приводе тормозов.
82. Инерционные тормозные механизмы прицепов легковых автомобилей.
83. Схемы навесных устройств современных тракторов.
84. Системы автоматического регулирования глубинны хода рабочих органов (САРГ).
85. Приводы ВОМ современных и перспективных тракторов.
Система знаний по дисциплине «Тракторы и автомобили» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; изучаются классификации и типы конструкции автотракторной техники. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях рассматриваются конкретные конструкции тракторов и автомобилей, изучаются принципы их работы. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение конструкции, материалов учебников и статей из литературы по автотракторной тематике, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Тракторы и автомобили», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Тракторы и автомобили» следует усвоить:
- тенденции развития отечественных тракторов и автомобилей;
- конструктивные особенности узлов, механизмов, агрегатов и систем тракторов и автомобилей;
- рабочие процессы узлов, механизмов, агрегатов и систем тракторов и автомобилей;
- навыки контрольно-регулировочных работ механизмов силовых агрегатов.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году