2024-2025_35_03_06_24-1 Агроинженерия 1 (ЭиРМО)_plx_Топливо и смазочные материалы
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Транспортно-технологических машин и комплексов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.29
Топливо и смазочные материалы
Направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Эксплуатация и ремонт машин и оборудования

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
14 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
22
22
22
22
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., В.Н. Батманов
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 813).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Топливо и смазочные материалы" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Эксплуатация и ремонт машин и оборудования, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алатырев А.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Гаврилов В.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
овладение студентами знаний об эксплуатационных свойствах, качестве и рациональном применении топлив, масел, смазок и специальных жидкостей в автомобилях, тракторах, комбайнах и других наземных транспортно-технологических машинах и комплексах
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Двигатели внутреннего сгорания
2.1.2
Диагностика и техническое обслуживание машин
2.1.3
Сельскохозяйственные машины
2.1.4
Силовые агрегаты машин
2.1.5
Типаж технических средств обслуживания и ремонта машин и оборудования
2.1.6
Тракторы и автомобили
2.1.7
Надежность машин и оборудования
2.1.8
Учебная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.9
Безопасность жизнедеятельности
2.1.10
История развития сельскохозяйственной техники
2.1.11
Учебная практика, эксплуатационная практика
2.1.12
Инженерная экология
2.1.13
Учебная практика, ознакомительная практика (в том числе получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Газомоторное топливо в сельском хозяйстве
 
2.2.2
Основы научных исследований и патентоведение
 
2.2.3
Охрана труда на предприятиях АПК
 
2.2.4
Экономика и организация производства на предприятии АПК
 
2.2.5
Эксплуатация машинно-тракторного парка
 
2.2.6
Автоматика
 
2.2.7
Бизнес-планирование в АПК
 
2.2.8
Основы проектирования объектов ремонтно-обслуживающей базы АПК
 
2.2.9
Основы технологического обслуживания машинных технологий и использование машинно-тракторного парка
 
2.2.10
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
2.2.11
Ремонт силовых агрегатов и трансмиссий
 
2.2.12
Электропривод и электрооборудование
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-3. Способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;
 
ОПК-3.1 Создает безопасные условия труда, обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний 
 
 
 
ОПК-3.2 Выявляет и устраняет нарушения правил безопасного выполнения производственных процессов
 
 
 
ПК-2. Способен организовать эксплуатацию сельскохозяйственной техники и разрабатывать технологию производства механизированных работ в организации
 
ПК-2.1 Собирает исходные материалы и разрабатывает планы механизации (автоматизации) производственных процессов и эксплуатации сель-скохозяйственной техники
 
 
 
ПК-2.2 Обосновывает оптимальную структуру и состав машинно-тракторного парка с учетом природно-климатических и производственных условий
 
 
 
ПК-2.4 Разрабатывает основы технологий производства и первичной переработки растениеводческой и животноводческой продукции
 
 
 
ПК-3. Способен организовать работы по повышению эффективности технического обслуживания и эксплуатации сельскохозяйственной техники
 
ПК-3.1 Анализирует эффективность технического обслуживания и эксплуатации сельскохозяйственной техники
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-3.3 Разрабатывает методы оценки показателей эффективности технического обслуживания и эксплуатации сельскохозяйственной техники
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- требования, предъявляемые к топливам, смазочным материалам (ТСМ) и специальным жидкостям;
3.1.2
- свойства и временные характеристики (ТСМ) транспортно-технологических машин;
3.1.3
- ассортимент (ТСМ), рациональное их применение и изменения параметров в процессе хранения и эксплуатации транспортно-технологических машин;
3.1.4
- методику и оборудование для определения основных свойств (ТСМ);
3.1.5
- технику безопасности и противопожарные мероприятия при обращении с (ТСМ) и специальными жидкостями;
3.1.6
- мероприятия по предотвращению загрязнения природной среды, правила сбора и регенерации (ТСМ) и специальных жидкостей.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- технически грамотно подбирать сорта и марки (ТСМ) и специальные жидкости при эксплуатации транспортно-технологических машин;
3.2.2
- контролировать  качества эксплуатационных свойств (ТСМ) и технических жидкостей;
3.2.3
- осуществлять технически и экономически обоснованный выбор характеристик (ТСМ) и специальных жидкостей;
3.2.4
- организовать выполнение мероприятий по сбору отработанных масел для регенерации.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- лабораторной оценки ТСМ и специальных жидкостей с последующим заключением их пригодности;
3.3.2
- восстановления качества ТСМ и специальных жидкостей;
3.3.3
- подбора ТСМ и специальных жидкостей в зависимости от сезона эксплуатации транспортно-технологических машин;
3.3.4
- составления химмотологической карты смазывания транспортно-технологических машин.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Основные сведения о жидких и газообразных топлив

 
Л1. Введение. Общая характеристика топлив. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
1
проблемная тема лекции, опрос.
0
 
Л3. Эксплуатационные свойства дизельных топлив, марки. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
1
проблемная тема лекции, опрос.
0
 
Л4. Эксплуатационные свойства сжиженных и сжатых газов. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
1
проблемная тема лекции, опрос.
0
 
ЛЗ-1. Исследование автомобильного бензина /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
2
проблемная тема лабораторного занятия, опрос.

0
 
Оснащенность
 
ЛЗ-2. Исследование и оценка свойств дизельного топлива /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
2
проблемная тема лабораторного занятия, опрос.

0
 
П1. Комплексная оценка свойств автомобильного бензина /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
1
проблемная тема практического занятия, опрос.
0
 
П2. Исследование и оценка свойств дизельного топлива /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
1
проблемная тема практического занятия, опрос.
0
 
1. Введение. Общая характеристика топлив. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
0
опрос, контроль СРС.
0
 
Л2. Эксплуатационные свойства автомобильных бензинов.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
1
проблемная тема лекции, опрос.
0
 
2. Эксплуатационные свойства автомобильных бензинов.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
0
опрос, контроль СРС.
0
 
3. Эксплуатационные свойства дизельных топлив, марки. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
0
опрос, контроль СРС.
0
 
4. Эксплуатационные свойства сжиженных и сжатых газов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
0
опрос, контроль СРС.
0
 
 
Раздел 2.  Смазочные материалы для силовых агрегатов и других механизмов с/х техники и основы рационального применения эксплуатационных материалов

 
Л5. Условия работы смазочных материалов. Моторные масла, классификация. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
1
проблемная тема лекции, опрос.
0
 
Л6. Трансмиссионные масла. Индустриальные, гидравлические и компрессорные масла. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
1
проблемная тема лекции, опрос.
0
 
Оснащенность
 
Л7. Эксплуатационные свойства и применение пластичных смазок  и технических жидкостей. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
0
опрос.
0
 
Л8. Экспресс анализ и основы рационального и экономного использования топлив, смазочных материалов и технических жидкостей. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
0
опрос.
0
 
Исследование моторного масла /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
2
проблемная тема лабораторного занятия, опрос.

0
 
Исследование пластичных смазок /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
2
проблемная тема лабораторного занятия, опрос.

0
 
П3. Исследование и оценка свойств моторных масел. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
1
проблемная тема практического занятия, опрос.
0
 
П4. Определение качества нефтепродуктов в полевых условиях. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
1
проблемная тема практического занятия, опрос.
0
 
П5. Восстановление качества нефтепродуктов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
1
проблемная тема практического занятия, опрос.
0
 
П6. Оценка диспергирующих свойств моторного масла. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
1
проблемная тема практического занятия, опрос.
0
 
5. Условия работы смазочных материалов. Моторные масла, классификация. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
0
опрос, контроль СРС.
0
 
6. Трансмиссионные масла. Индустриальные, гидравлические и компрессорные масла. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
0
опрос, контроль СРС.
0
 
7. Эксплуатационные свойства и применение пластичных смазок  и технических жидкостей. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
0
опрос, контроль СРС.
0
 
Оснащенность
 
8. Экспресс анализ и основы рационального и экономного использования топлив, смазочных материалов и технических жидкостей. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
0
опрос, контроль СРС.
0
 
П7. Выбор нефтепродуктов и составление химмотологической карты смазывания машины. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
2
проблемная тема практического занятия, опрос.
0
 
 
Раздел 3. Текущий контроль работы студентов.

 
Зачет /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.4 ПК-3.1 ПК-3.3
6
0
тестирование.
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Какие эксплуатационные требования предъявляют к топливу?

2. Назначение топлива?

3. Перечислите виды топлив.

4. Перечислите органические виды топлив.

5. Перечислите неорганические виды топлив.

6. Перечислите топливо природного происхождения.

7. Перечислите топливо искусственного происхождения.

8. Что используют в качестве сырья при получении топлив?

9. Опишите процесс первичной переработки нефти?

10. Опишите вторичные процессы переработки нефти?

11. Химический состав нефти.

12. Как определяется теплота сгорания топлива?

13. Как отличается по своим свойствам крекинг-бензин от дистиллятов прямой перегонки?

14. Какие эксплуатационные свойства бензина характеризует температура выкипания 10, 50 и 90%?

15. Как определяется теплота сгорания горючей смеси?

16. Что называется октановым числом топлива?

17. Как сказывается заниженное содержание октана на работу бензинового двигателя?

18. Как сказывается завышенное содержание изооктана на работу бензинового двигателя?

19. Что такое антидетонаторы? Каковы их свойства?

20. Каковы причины смоло- и нагарообразования в двигателе?

21. Что называется кислотным числом топлива?

22. Какое свойство топлива оценивается индукционным периодом и от чего он зависит?

23. Почему нормируется давление насыщенных паров?

24. Что такое дизельное топливо?

25. Объясните влияние величины цетанового числа на качество топлива?

26. Перечислите требования, предъявляемые к дизельному топливу?

27. Как влияет вязкость топлива на работу дизельного двигателя?

28. В чем  отличие летнего и зимнего дизельного топлива?

29. Почему недопустимо наличие воды и механических примесей в дизельном топливе?

30. Как происходит приготовление и сгорание смеси в дизелях?

31. Что называется цетановым числом?

32. Как сказывается заниженное содержание цетана на работу дизельного двигателя?

33. Как сказывается завышенное содержание цетана на работу  дизельного двигателя?

34. Объясните влияние фактических смол в дизельном топливе на работу дизеля?

35. Приведите обозначение марки дизельного топлива «Евро» в соответствии с ГОСТ 32511-3013.

36. Наличие какого компонента больше всего влияет на экологические показатели моторных топлив?

37. Как виляет величина цетанового числа на работу дизеля и его техническое состояние?

38. Как влияет величина процентного содержания серы на работу дизеля и его техническое состояние?

39. Почему нормируется вязкость дизельного топлива?

40. Объясните влияние величины температуры фильтруемости и  застывания на работу дизеля?

41. Что называется температурой вспышки дизельного топлива?

42. Что называется температурой помутнения дизельного топлива?

43. Что называется температурой застывания дизельного топлива?

 
Оснащенность
 
44. Перечислите основные показатели качества дизельного топлива.

45. Какие требования предъявляются к моторным маслам?

46. Как классифицируют моторные масла? Привести примеры обозначения.

47. По каким показателям оценивают эксплуатационные свойства масел?

48. Какие масла выпускают для эксплуатации автотракторных дизелей?

49. Какие масла используют в автомобильных бензиновых двигателях всесезонно?

50. Какие масла используют в автомобильных газовых двигателях всесезонно?

51. Перечислите классы вязкости летних моторных масел отечественного производства.

52. Перечислите классы вязкости зимних моторных масел отечественного производства.

53. Перечислите классы вязкости всесезонных моторных масел отечественного производства.

54. Приведите классификацию моторных масел зарубежных производителей API и SAE.

55. Какие факторы влияют на старение моторного масла?

56. С чем связано образование шлама в моторном масле?

57. Каким требованиям должны удовлетворять пластичные смазки?

58. Что характеризует предел прочности пластичной смазки?

59. Чем характеризуется густота смазки?

60. Что называется температурой каплепадения? В каких пределах колеблется температура каплепадения различных типов загустителей?

61. Что такое коллоидная и химическая стабильность?

62. Какие смазки имеют литиевый, кальциевый и натриевый загустители?

63. Как обозначаются пластичные смазки?

64. Как производится отбор проб светлых нефтепродуктов?

65. Какие присадки добавляют в смазочные масла для повышения индекса вязкости?

66. Назначение трансмиссионного масла?

67. Приведите классификацию трансмиссионных масел?

68. Как производится смешивание нефтепродуктов?

69. Как установить соотношение компонентов А и Б, вязкости которых известны, для получения продукта заданной вязкости?

70. Как производится сбор и повторное использование нефтепродуктов.

71. Как должны располагаться сборочные единицы при составлении химмотологической карты смазывания?

72. Как по своим свойствам отличается масло класса SAE 5W30 от SAE 15W30?

73. Где используется масло группы API SJ/CF?

74. Как определяются температура вспышки и воспламенения моторного масла?

75. Назначение охлаждающей жидкости.

76. Приведите легкодоступную и дешевую охлаждающую жидкость.

77. Перечислите недостатки воды в качестве охлаждающей жидкости.

78. Перечислите преимущества воды в качестве охлаждающей жидкости.

79. Чем отличается охлаждающая жидкость «Лена ОЖ-40» от «ТОСОЛ А-40М»?

80. Какие присадки используют в охлаждающих жидкостях?

81. Какие требования предъявляются к охлаждающим жидкостям?

82. Какие тормозные жидкости рекомендуются для современных автомобилей?

83. Какие требования предъявляются к тормозным жидкостям?

84. Какие эфиры используют при получении тормозных жидкостей?

85. Перечислите марки тормозных жидкостей.

86. Назначение индустриальных и гидравлических масел.

87. Какие требования предъявляются к индустриальным маслам?

88. Какие требования предъявляются к гидравлическим маслам?

89. Приведите классификацию индустриальных масел.

90. Приведите классификацию гидравлических масел.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Учебным планом не предусмотрено. 
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Учебным планом не предусмотрено. 
 
Тематика рефератов:

1. Топливо. Эксплуатационные свойства и применение.

2. Виды топлива, свойства и горение.

3. Общие сведения о нефти и получение нефтепродуктов.

4. Эксплуатационные свойства и применение автомобильного бензин.

5. Гидравлические масла.

6. Промышленные центрифуги и декантерные системы.

7. Системы центрифугирования нефти.

8. Системы переработки нефтешламов и нефтесодержащих грунтов.

9. Станция очистки масла СО 6.1-50-25/5 МЭ-200

10. Отработанные масла (отработка).

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
11. Масляные основы, применяемые при производстве современных смазочных материалов, их достоинства и недостатки.

12. Виды газообразных топлив, применяемые в ДВС, их достоинства и недостатки.

13. Способ регенерации смазочных материалов.

14. Повторное использование и утилизация смазочных материалов.

15. Повторное использование и утилизация охлаждающих жидкостей.

16. Повторное использование и утилизация тормозных жидкостей.

17. Пути снижения вредного воздействия топлив на человека и окружающую среду.

18. Пути снижения вредного воздействия смазочных материалов на человека и окружающую среду.

19. Пути снижения вредного воздействия охлаждающих жидкостей на человека и окружающую среду.

20. Пути снижения вредного воздействия тормозных жидкостей на человека и окружающую среду.

21. Экономия топливно-энергетических ресурсов при эксплуатации автомобилей и борьба с потерями.

22. Учет топлива и смазочных материалов.

23. Склад для топлива и смазочных материалов и оборудование для хранения, транспортирования и выдачи.

24. Топлива и масла из твердых горючих ископаемых.

25. Твердые топлива.

26. Моральное и материальное стимулирование экономного расходования топливно-смазочных материалов.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Кузнецов А. В.
Топливо и смазочные материалы: учебник
М.: КолосС, 2010
15
 
Л1.2
Кузнецов А. В.
Топливо и смазочные материалы: учебник
М.: КолосС, 2013
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Кузнецов А. В.
Топливо и смазочные материалы: учебник
М.: КолосС, 2004
24
 
Л2.2
Васильева Л. С.
Автомобильные эксплуатационные материалы: учебник
М.: Наука-Пресс, 2004
25
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaFirefox
6.3.1.5
7-Zip
6.3.1.6
ОС Windows Vista
6.3.1.7
ОС Windows 7
6.3.1.8
ОС Windows 8
6.3.1.9
ОС Windows 10
6.3.1.10
Ubuntu (Mint)
6.3.1.11
медиапроигрыватель VLC
6.3.1.12
OpenOffice 4.1.1
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
 
Оснащенность
 
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
0-204
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор ASER P1273B, экран, ноутбук ASUS) и учебно-наглядные пособия, доска классная, столы (21 шт.), стулья ученические (42 шт.), кафедра-стойка лектора, стол преподавательский 1-тумбовый
Лек
 
0-105
Учебная аудитория
Проектор Ace, аппарат для разгонки нефтепродуктов, нефтеденсиметры, стеклопосуда для определения наличия в нефтепродуктах минеральных кислот и щелочей, непредельных углеводородов, аппарат для определения температуры вспышки ПВН, капиллярные вискозиметры типа ВПЖ-2, аппарат для определения условной вязкости, аппарат для определения температуры вспышки и воспламенения в открытом тигле, пенетрометр для определения пенетрации пластичных смазок, прибор для определения температуры каплепадения, ручная лаборатория, образцы топлива, масел, смазок и технических жидкостей, образцы автомобильных эксплуатационных материалов, вытяжной шкаф, холодильник Свияга 410, доска классная, столы (8 шт.), стулья ученические (16 шт.)
Лаб
 
0-105
Учебная аудитория
Проектор Ace, аппарат для разгонки нефтепродуктов, нефтеденсиметры, стеклопосуда для определения наличия в нефтепродуктах минеральных кислот и щелочей, непредельных углеводородов, аппарат для определения температуры вспышки ПВН, капиллярные вискозиметры типа ВПЖ-2, аппарат для определения условной вязкости, аппарат для определения температуры вспышки и воспламенения в открытом тигле, пенетрометр для определения пенетрации пластичных смазок, прибор для определения температуры каплепадения, ручная лаборатория, образцы топлива, масел, смазок и технических жидкостей, образцы автомобильных эксплуатационных материалов, вытяжной шкаф, холодильник Свияга 410, доска классная, столы (8 шт.), стулья ученические (16 шт.)
Пр
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
СР
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями, лабораторными и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного и форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Топливо и смазочные материалы» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным, практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, 

 
Оснащенность
 
обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции.  Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные и практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному, практическому занятию изложено в журнале лабораторных (практических) работ, а исходные данные выдает преподаватель. Задание включает в себя определение основных эксплуатационных свойств представленных образцов топлив, смазочных материалов и технических жидкостей в лабораторных условиях, вопросы для самостоятельной работы, методические указания, дополнительную справочную литературу. Лабораторные, практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок. Во время практических занятий студент получает индивидуальное задание, выполняет расчеты, строит графики, заполняет таблицы.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины. 

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________