МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
Проректор по учебной
и научной работе
Экономика и организация производства на предприятии АПК
Направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия
Направленность (профиль) Эксплуатация и ремонт машин и оборудования
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. экон. наук, доц., Петрова Дина Яковлевна
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 813).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Экономика и организация производства на предприятии АПК" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия
Направленность (профиль) Эксплуатация и ремонт машин и оборудования, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Абросимова М.С.
Заведующий выпускающей кафедрой Гаврилов В.Н.
Председатель методической комиссии факультета Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
изучение действий и проявлений экономических законов применительно к конкретным формам хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночных отношений
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Машины и оборудование в животноводстве
Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
Производственная практика, эксплуатационная практика
Психология управления в агроинженерии
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Технологические машины и оборудование
Топливо и смазочные материалы
Электротехника и электроника
Двигатели внутреннего сгорания
Детали машин, основы конструирования и подъемно-транспортные машины
Диагностика и техническое обслуживание машин
Основы взаимозаменяемости и технические измерения
Сельскохозяйственные машины
Типаж технических средств обслуживания и ремонта машин и оборудования
Компьютерное проектирование
Учебная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
История развития сельскохозяйственной техники
Теория механизмов и машин
Начертательная геометрия и инженерная графика
Учебная практика, эксплуатационная практика
Учебная практика, ознакомительная практика (в том числе получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Бизнес-планирование в АПК
Основы проектирования объектов ремонтно-обслуживающей базы АПК
Основы технологического обслуживания машинных технологий и использование машинно-тракторного парка
Производственная практика, научно-исследовательская работа
Ремонт силовых агрегатов и трансмиссий
Электропривод и электрооборудование
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает: виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
УК-2.2 Умеет: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
УК-2.3 Имеет навыки: разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией
УК-9. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-9.1 Знает: основные документы, регламентирующие экономическую деятельность; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности
УК-9.2 Умеет: обосновывать принятие экономических решений, использовать методы экономического планирования для достижения поставленных целей
УК-9.3 Имеет навыки: применения экономических инструментов
ОПК-6. Способен использовать базовые знания экономики и определять экономическую эффективность в профессиональной деятельности.
ОПК-6.1 Демонстрирует базовые знания экономики в сфере сельскохозяйственного производства
ОПК-6.2 Использует базовые знания экономики и определяет экономическую эффективность в профессиональной деятельности
ПК-1. Способен организовать и разрабатывать технологию технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники в организации
ПК-1.1 Собирает материал и разрабатывает планы и технологии технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники
ПК-1.3 Оценивает соответствие реализуемых технологических процессов технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники разработанным планам и технологиям
ПК-2. Способен организовать эксплуатацию сельскохозяйственной техники и разрабатывать технологию производства механизированных работ в организации
ПК-2.2 Обосновывает оптимальную структуру и состав машинно-тракторного парка с учетом природно-климатических и производственных условий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- теоретические основы экономики и организации производства и предпринимательства на предприятиях и их подразделениях с учетом биологических, технико-технологических, социально-экономических и других факторов;
- закономерности, принципы, формы организации производства;
- организационно-экономические основы формирования и функционирования сельскохозяйственных предприятий и агропромышленных объединений в условиях рыночных отношений;
- принципы и условия, определяющие рациональную специализацию, сочетание отраслей, размеры предприятий и их подразделений;
- формы внутрихозяйственных экономических отношений в растениеводстве;
- организацию и способы рационального использования средств производства;
- принципы, методы и формы организации, нормирования и оплаты труда;
- основы организации деятельности сельскохозяйственных предприятий на основе хозяйственного расчета и их взаимоотношений с другими предприятиями;
- сущность, виды и формы, правовое и экономическое регулирование предпринимательской деятельности;
- значение и порядок составления бизнес-плана;
- риск и выбор стратегии в предпринимательстве.
- составлять рабочие программы (задания) подразделениям, оценивать и выбирать наиболее перспективные варианты;
- принимать решения по выбору эффективных способов организации производственных процессов;
- определять размер материально-денежных и трудовых затрат на производство продукции и исчислять плановую себестоимость;
- выбирать и обосновывать рациональные формы организации труда и его материального стимулирования, определять фонд оплаты труда по результатам работы;
- определять потребность в технике и рабочей силе, устанавливать рациональный размер производственного подразделения;
- самостоятельно разрабатывать перспективные и текущие планы предприятий и их подразделений;
- проводить технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- разработки перспектив эффективного развития отраслей на предприятиях;
- разработки технологических карт;
- расчета затрат на производство продукции;
- определения основных показателей эффективности деятельности предприятия;
- выработки предпринимательской стратегии и принятия предпринимательского решения.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Основы рациональной организации промзводства
Научные основы организации производства /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Организационно-экономические основы предприятий /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Организационно-экономические основы предприятий /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Специализация и концентрация производства /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Раздел 2. Экономика и организация использования ресурсного потенциала предприятия
Экономика и организация использования земельных ресурсов /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Экономика и организация использования средств производства /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Организация использования трудовых ресурсов /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Организация материального стимулирования труда /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Экономика и организация использования земельных ресурсов /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Экономика и организация использования средств производства /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Организация использования трудовых ресурсов /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Организация материального стимулирования труда /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Раздел 3. Экономика и организация отраслей и производств на сельскохозяйственных предприятиях
Экономика и организация отраслей растениеводства /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Организация вспомогательных, обслуживающих и подсобных промышленных производств /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Организация внутрихозяйственного планирования в растениеводстве /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Разработка технологической карты по производству продукции растениеводства /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Разработка технологической карты по производству продукции животноводства /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Экономика и организация отраслей растениеводства /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Организация вспомогательных, обслуживающих и подсобных промышленных производств /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-2.2 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Понятие об организации производства.
2. Предмет, задачи и методы науки.
3. Закономерности сельскохозяйственного производства.
4. Принципы организации производства и условия их реализации.
5. Сущность и классификация организационных форм производства и предприятий. Организационно-экономические основы сельскохозяйственных кооперативов. Организационно-экономические основы товариществ и обществ.
6. Организационно-экономические основы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
7. Организационно-экономические основы крестьянских (фермерских) хозяйств
8. Понятие, виды и формы специализации.
9. Концентрация производства. Размеры сельскохозяйственных предприятий.
10. Определение рациональных размеров предприятий и подразделений
11. Типы планирования на предприятии.
12. Этапы планирования на предприятии.
13. Система планов предприятия.
14. Содержание и порядок разработки плана производственно-финансовой деятельности с.-х. предприятия.
15. Содержание и методика составления технологической карты по возделыванию с.-х. культуры.
16. Содержание и методика составления технологической карты в животноводстве.
17. Организация плановой работы на предприятии
18. Понятие, состав и назначение сельскохозяйственных угодий.
19. Организация учета земель и контроль за их использованием.
20. Планирование структуры земельных угодий
21. Понятие, классификация, структура и воспроизводство основных средств.
22. Планирование и использование оборотных средств.
23. Планирование потребности в технике и оборудовании
24. Планирование потребности в трудовых ресурсах.
25. Принципы и формы организации труда.
26. Организация трудовых процессов
27. Методы и приёмы нормирования труда.
28. Нормирование труда на механизированных полевых работах.
29. Нормирование труда в животноводстве.
30. Нормирование труда на ручных работах и на работах по обслуживанию стационарных машин.
31. Принципы организации системы материального стимулирования.
32. Оплата труда работников растениеводства и животноводства.
33. Оплата труда руководителей и специалистов
34. Организация полеводства.
35. Организация кормопроизводства.
36. Организация овощеводства.
37. Организация вспомогательных производств.
38. Организация обслуживающих производств.
39. Организация подсобных промышленных производств
40. Цели, задачи и участники предпринимательской деятельности.
41. Условия и принципы, виды и формы предпринимательской деятельности.
42. Принятие предпринимательского решения.
43. Требования к качествам предпринимателя
44. Сущность, виды и характеристика коммерческих сделок.
45. Содержание договора купли-продажи.
46. Оценка, выбор каналов и способов реализации продукции растениеводства
47. Сущность риска и потери от риска.
48. Классификация рисков.
49. Методика оценки предпринимательского риска.
50. Обоснование стратегии предпринимательской деятельности.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
Темы докладов
1. Теория организации производства
2. Совершенствование системы плановых норм и нормативов
3. Балансовый метод как основа балансовой увязки отраслей сельского хозяйства
4. Использование экономико-математических методов в аграрной сфере
5. Организационно-правовые формы аграрных предприятий ЧР
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. Развитие К(Ф)Х в ЧР
7. Специализация предприятий АПК ЧР
8. Совершенствование форм внутрихозяйственных экономических отношений в современных условиях
9. Оперативное планирование на сельскохозяйственном предприятии
10. Особенности разработки стратегического плана сельскохозяйственного предприятия
11. Особенности развития бизнес-планирования в России
12. Бизнес-план и его роль в развитии предпринимательства
13. Особенности разработки бизнес-планов развития сельскохозяйственных предприятий
14. Бизнес- план финансового оздоровления предприятия
15. Бизнес-план инвестиционного проекта
16. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов
17. Основные методики бизнес-планирования
18. Использование компьютерных программ в бизнес-планировании
19. Выбор местоположения бизнеса
20. Особенности разработки годового плана производственно-финансовой деятельности перерабатывающего предприятия
21. Оптимизация источников воспроизводства основных средств
22. Оптимизация структуры основного и оборотного капитала предприятия
23. Государственная поддержка воспроизводства основных средств
24. Проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственных предприятий АПК
25. Система мотивации труда
26. Нетарифные системы оплаты труда
27. Государственное регулирование организации и оплаты труда
28. Целевые программы развития растениеводства
29. Целевые программы развития животноводства
30. Варианты подсобных промышленных производств для сельскохозяйственных
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Водянников В. Т., Лысенко Е. Г., Худякова Е. В., Лысюк А. И.
Экономика сельского хозяйства: учебник
6.1.2. Дополнительная литература
Нечаев В. И., Парамонов П. Ф., Бершицкий Ю. И.
Организация производства и предпринимательство в АПК: учебник
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Сервер органов государственной власти Российской Федерации
Министерство экономического развития РФ
6.3.1 Перечень программного обеспечения
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
Стол преподавателя (1 шт.), столы (30 шт.), стулья (60 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска аудиторная (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
Стол преподавателя (1 шт.), столы (6 шт.), стулья (18 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), стол компьютерный (10 шт.), стулья (10 шт.), демонстрационное обрудование (компьютер Intel G32603 3 GHz 3 M (10 шт.), полотно рулонное (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Стол преподавателя (1 шт.), столы (17 шт.) (3-хместных - 6, 2-хместных - 11), стулья (38 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран рулонный настенный (1 шт.), проектор Acer (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Экономика и организация производства на предприятии АПК» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________