(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Эксплуатация и ремонт машин и оборудования
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Эксплуатация и ремонт машин и оборудования, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Психология управления его поведением
/Сем зан/
Психология управления его поведением
/Ср/
1. Психология как наука. Предмет, объект, задачи. Отрасли и принципы психологии.
2. Классификация методов психологии.
3. Психика и сознание человека.
5. Основные этапы развития психологии как науки.
6. Психология управления как отрасль научного знания: объект, предмет, задачи и методы психологии управления. Связь психологии управления с другими науками.
7. Становление и развитие психологии управления.
8. Структура личности. Взаимосвязь особенностей личности и эффективности ее профессиональной деятельности.
9. Психологические особенности личности руководителя.
10. Группа как объект управления. Виды групп.
11. Понятие коллектива (команды). Этапы развития коллектива.
12. Понятие социально-психологического климата, его составляющие. Пути оптимизации психологического климата в коллективе.
13. Понятие профессиограммы и психограммы. Особенности профессиограммы и психограммы менеджера.
14. Понятие психологического влияния в управлении. Средства психологического влияния
15. Стресс в управленческой деятельности. Причины появления стрессов.
16. Феномен манипулирования. Сущность и средства манипулирования.
17. Психологическая защита, формы ее проявления.
18. Психологические требования к проведению совещания, групповой дискуссии и публичного выступления.
19. Место PR (Паблик Рилейшинз) в управленческой деятельности.
20. Коммуникативная компетентность руководителя.
21. Понятие общения, его основные функции.
22. Общение как обмен информацией. Структура коммуникативного процесса. Коммуникативные барьеры, причины их возникновения.
24. Управление конфликтом. Правила поведения в конфликте.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Дайте обоснование важности психологических знаний в профессиональной подготовке.
2. Каковы задачи современной психологической науки?
3. Укажите различия в житейских и научных психологических знаниях.
4. Дайте определение объекта и предмета психологии. Существует ли однозначный ответ на вопрос о предмете и объекте психологии на современном этапе её развития?
5. Что означает выражение «психика как особая форма жизнедеятельности»?
6. Как соотносятся понятия личности и социальной роли?
7. Почему руководитель и подчиненный считаются социальными ролями?
8. Почему подчиненные по-разному могут выполнять свою роль во взаимодействии с руководителем?
9. Какие типы темперамента Вы знаете, в чем их основное отличие?
10. Назовите основные типы акцентуации характера, в чем их особенности?
11. С каким темпераментом человек чаще будет предрасположен к конфликт- ному поведению?
12. Какова роль установок и стереотипов в поведение человека? Дайте перечень установок и стереотипов в подчиненных, определяющих их отношение к руководителю и к профессиональной деятельности.
13. В какой мере в реальной управленческой практике в нашей стране руководители склоны учитывать психологические особенности своих подчиненных? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.
14. Что такое статусно-ролевая структура группы?
15. Как могут соотноситься официальные и неофициальные отношения в группе?
17. От чего зависит социально- психологический климат коллектива?
18. Что такое ценностно-ориентационное единство группы?
19. Что такое групповая динамика?
20. Как называются группы разного уровня развития?
21. Какова роль руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата?
22. Какие личностные качества Вы бы отнесли к лидерским?
23. Что такое «Я - концепция» личности, каково ее влияние на поведение руководителя?
24. Какие психологические типы руководителя Вы могли бы назвать?
25. Каковы психологические предпосылки успешной карьеры управленца?
26. Проявления каких качеств у руководителя требует экстремальная ситуация, ситуация риска?
27. Каковы критерии уровня компетентности в общении?
28. Как соотносятся понятия делового и директивного общения?
29. Какие главные элементы структуры общения выделяют при транзактном его анализе?
30. Как соотносятся понятия общение и коммуникация?
31. Как взаимосвязаны перцептивная и интерактивная стороны общения?
32. Какие психологические механизмы межличностного восприятия Вы знаете?
33. Назовите типичные причины искажений в межличностном восприятии.
34. Какие основные содержательные элементы взаимодействия определяют его характер?
35. Чем отличается конфликт от других видов взаимодействия между людьми?
36. Почему участники конфликта часто совершают много ошибок в поведении, которые только углубляют конфликт?
37. Перечислите основные содержательные элементы конфликта.
38. Перечислите основные этапы развития конфликта.
39. Какие виды конфликтов различают?
40. Что отличает скрытый и открытый инцидент?
41. С чем связаны искажения в восприятии людьми друг друга в условиях конфликта?
42. Что влияет на выбор стратегии поведения в конфликте?
Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.
1.Административные и психологические ресурсы управленческой деятельности.
3. Особенности психологии должности в сфере менеджмента.
4. Психологические механизмы влияния и взаимовлияния в процессе общения руководителя и подчиненного.
5. Психология манипуляции личностью в процессе управления.
6. Социально-психологические аспекты регулирования конфликтов сфере менеджмента.
7.Социально-психологическая адаптация работников сфере менеджмента.
8. Социально-психологические основы лидерства в сфере менеджмента
9. Социально-психологические аспекты управления в экстремальных ситуациях.
11. Мотивация и ответственность руководителя в сфере менеджмента.
Тематика рефератов
1. История развития психологии как науки.
2. Особенности сознательного и бессознательного поведения человека.
3. Психологическое содержание управленческой деятельности. Психологическая сторона власти в организации.
4. Личные и социально – психологические потребности во власти и подчинении.
5. Представления руководителя о самом себе и их связь с эффективной управленческой деятельностью.
6. Психологические особенности женщин-руководителей.
7. Особенности поведения личности в организации.
8. Влияние социальных установок личности на ее поведение в организации. Современные подходы к управлению по ценностям.
9. Влияние жизненных кризисов на эффективность профессиональной деятельности руководителя.
10. Психологические аспекты самоменеджмента руководителя.
11. Зависимость эффективности управленческой деятельности от биографических характеристик, способностей и черт личности.
12. Эффекты влияния группы на личность.
13. Особенности делового общения.
14. Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной управленческой деятельности.
15. Стиль руководства как фактор эффективности деятельности коллектива. Социально-психологические основы принятия управленческих решений. Психологические требования к ведению эффективных бесед и переговоров. Средства психологического влияния.
16. Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия. Проблемы формирования эффективного коллектива и команды.
17. Пути оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
Система знаний по дисциплине «Психология управления в агроинженерии» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к семинарским занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На семинарских занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Семинарское занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Психология управления в агроинженерии», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Психология управления в агроинженерии» следует усвоить:
- знать основные теоретические положения, ключевые понятия психологического управления;
- психологические критерии эффективности управления, уметь ее анализировать.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году