2024-2025_35_03_06_24-1 Агроинженерия 2 (ЭиЭ)_plx_Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Механизации, электрификации и автоматизации с/х производства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.41.01
Безопасность жизнедеятельности
Направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
16 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
16
16
16
16
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Ларкин С.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 813).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Безопасность жизнедеятельности" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимаются готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О.41
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Учебная практика, эксплуатационная практика
2.1.2
Инженерная экология
2.1.3
Учебная практика, ознакомительная практика (в том числе получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Монтаж электрооборудования и средств автоматики
 
2.2.2
Учебная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
 
2.2.3
Основы военной подготовки
 
2.2.4
Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
 
2.2.5
Производственная практика, эксплуатационная практика
 
2.2.6
Электрические станции и подстанции
 
2.2.7
Электробезопасность
 
2.2.8
Автоматика
 
2.2.9
Охрана труда
 
2.2.10
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
2.2.11
Эксплуатация электрооборудования и средств автоматики
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1 Знает: общую характеристику обеспечения безопасности и устойчивого развития в различных сферах жизнедеятельности; классификацию чрезвычайных ситуаций военного характера, принципы и способы организации защиты населения от опасностей, возникающих в мирное время и при ведении военных действий
 
 
 
УК-8.2 Умеет: оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности в повседневной жизни и профессиональной деятельности и принимать меры по ее предупреждению
 
 
 
УК-8.3 Имеет навыки: применения основных методов защиты при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов в повседневной жизни и профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-3. Способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;
 
ОПК-3.1 Создает безопасные условия труда, обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний 
 
 
 
ОПК-3.2 Выявляет и устраняет нарушения правил безопасного выполнения производственных процессов
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основную нормативную базу дисциплины
3.1.2
- основные показатели травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров, чрезвычайных ситуаций в стране и пути их предупреждения;
3.1.3
- вопросы регулирования труда отдельных категорий работников и компенсации за работу во вредных, опасных и особых условиях труда, а также за утраченное на производстве здоровье;
3.1.4
- порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
3.1.5
- требования производственной санитарии, предъявляемые к устройству и содержанию производственных помещений и рабочих мест;
 
Оснащенность
 
3.1.6
- требования техники безопасности к производственным помещениям, технологическим процессам, оборудованию, машинам, инструментам, сырью, готовой продукции, а также к технологии вы-полнения отдельных видов работ;
3.1.7
- ответственность за нарушение требований охраны труда и гражданской обороны.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- пользоваться нормативными документами по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности для поиска соответствующей информации;
3.2.2
- оценивать опасность и вредность производственных процессов, пожаровзрывоопасность технологических сред и помещений, электробезопасность и принимать самостоятельные решения по предупреждению травм, заболеваний и пожаров на производстве;
3.2.3
- пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения основной терминологией по охране труда, гражданской обороне; методикой измерения на рабочих местах параметров вредных и опасных производственных факторов;
3.3.2
- выбора, оценки состояния и пригодности к работе средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
3.3.3
- подготовки документов по охране труда, которые разрабатывают на предприятиях;
3.3.4
- расследования несчастных случаев на производстве и оформления соответствующих документов;
3.3.5
- разработки инструкций и проведения инструктажей по охране труда на рабочем месте;
3.3.6
- проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Теоретические основы БЖ

 
Введение в безопасность жизнедеятельности. Основные понятия и определения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
2
Проблемная лекция
0
 
Концепция обеспечения безопасности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Опрос
0
 
Концепция обеспечения безопасности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Реферат
0
 
 
Раздел 2. Характеристика, классификация и источники чрезвычайных ситуаций

 
Чрезвычайные ситуации /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Защита работы
0
 
Источники техногенных ЧС и их характеристики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Эссе
0
 
Источники военных ЧС /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Реферат
0
 
Оснащенность
 
Поражающие факторы источников ЧС /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Реферат
0
 
Опасности социальной сферы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Эссе
0
 
 
Раздел 3. Доврачебная помощь пострадавшим

 
Основы медицинских знаний /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Защита работы
0
 
Изучение методики и получение навыков оказания первой помощи при несчастных случаях /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Защита работы
0
 
 
Раздел 4. Защита населения и территорий в ЧС

 
Основы защиты населения в ЧС /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Опрос
0
 
Система защиты населения и территорий в ЧС /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Защита работы
0
 
Комплекс мероприятий, проводимых в целях за-щиты населения в ЧС /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Опрос
0
 
Укрытие персонала объекта и населения в защитных сооружениях /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Защита работы
0
 
Организация и проведение эвакуации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Эссе
0
 
Использование средств индивидуальной защиты /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Защита работы
0
 
Защита населения и территорий в ЧС, обу-словленных террористическими актами /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Реферат
0
 
Защита населения и территорий при авариях на химически опасных объектах, пожарах и взрывах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Реферат
0
 
Оснащенность
 
Защита населения и территорий при авариях на радиационно опасных объектах /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
2
Проблемная лекция
0
 
Защита населения и территорий при авариях на радиационно опасных объектах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Эссе
0
 
Защита населения и территорий в ЧС природного характера /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Защита работы
0
 
Защита населения и территорий в ЧС природного характера /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Опрос
0
 
Противодействие терроризму /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Опрос
0
 
Защита населения и территорий при возникновении эпидемий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Эссе
0
 
 
Раздел 5. Оценка обстановки и действия при чрезвычайных ситуациях

 
Выявление и оценка радиационной обстановки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Реферат
0
 
Основы ликвидации последствий заражения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Реферат
0
 
Изучение средств и методов дозиметрического контроля ионизирующих излучений /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-3.1
3
0
Защита работы
0
 
Устойчивость функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Эссе
0
 
 
Раздел 6. Контроль

 
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1

36
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ОПК-3.1
3
0
Сдача экзамена
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
 
Оснащенность
 
1. Цель, задачи и содержание дисциплины БЖ

2. Принципы, методы, аксиомы БЖ.

3. Опасность и безопасность. Системы безопасности.

4. Концепция общественной безопасности.

5. Влияние культуры, мировоззрения на становление и развитие личности

6. Основные источники угроз общественной безопасности. Основной механизм разрушения эко-номики

7. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях.

8. Классификация ЧС.

9. Теоретические основы защиты населения в ЧС.

10. Предупреждение ЧС.

11. Способы и мероприятия по защите населения в ЧС.

12. Планирование защиты населения в ЧС.

13. Оповещение персонала объекта экономики и населения о ЧС.

14. Выбор и осуществление режимов радиационной и химической разведки.

15. Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактиче-ских мероприятий.

16. Вооруженные конфликты и войны.

17. Основные понятия и общие положения об эвакуации.

18. Организация эвакуации населения. Эвакуационные органы, их структура и задачи.

19. Планирование эвакуации населения.

20. Обеспечение эвакуации населения.

21. Единицы измерения ионизирующих излучений.

22. Поражающее воздействие радиоактивного загрязнения. Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности.

23. Информационные войны. Психоинформационные опасности.

24. Основные этапы становления и развития системы защиты населения и территорий в ЧС.

25. Предназначение и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и гражданской обороны (ГО).

26. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.

27. Структура ГО и организация управления ГО.

28. Режимы функционирования РСЧС и ГО.

29. Силы ГО.

30. Организация ГО на ОЭ.

31. Опасности употребления алкоголя, табака и наркотиков.

32. Общие сведения об опасных химических веществах. Химически опасные объекты, их класси-фикация и характеристики.

33. Факторы риска на химически опасных объектах. Общие сведения об авариях на ХОО.

34. Понятия обеззараживания, дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации, санитарной обработки. Методы, способы и общие основы обеззараживания.

35. Вещества и растворы (рецептуры), применяемые для обеззараживания.

36. Технические средства для обеззараживания.

37. Подготовка населения в области защиты от ЧС.

38. Проведение АСиДНР.

39. Гигиеническое нормирование уровней ионизирующих излучений.

40. Назначение приборов, систем и средств радиационного контроля.

41. Первая медицинская помощь. Методика оказания первой помощи пострадавшим при несчаст-ных случаях.

42. Первая помощь при различных травмах и внезапных заболеваниях.

43. Убежища. Устройство и оборудование. Требования, предъявляемые к убежищам.

44. Назначение и классификация защитных сооружений.

45. Противорадиационные и простейшие укрытия.

46. Оружие массового поражения.

47. Поражающие факторы ядерного взрыва.

48. Современные обычные средства поражения.

49. Классификация СИЗ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

50. Средства индивидуальной защиты кожи. Медицинские средства индивидуальной защиты.

51. Защита от оружия геноцида.

52. Аварии на радиационно опасных объектах.

53. Радиоактивное загрязнение окружающей среды.

54. Аварии на химически опасных объектах.

55. Защита населения и территорий при авариях на радиационно и химически опасных объектах.

56. Защита населения и территорий при пожарах и взрывах.

57. Как помочь при резком повышении артериального давления.

58. Как спасти при поражении электрическим током. Реанимационные мероприятия.

59. ЧС техногенного характера.

60. Защита населения при снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюге, селях, оползнях.

61. Защита населения при наводнениях.

62. Защита населения при землетрясениях, извержениях вулканов.

63. Защита населения при ураганах, бурях, смерчах, грозах.

64. Общие сведения об ионизирующих излучениях. Влияние на организм.

 
Оснащенность
 
65. Предельно допустимые нормы облучения.

66. Потенциально опасные объекты.

67. Общие сведения об эпидемиях.

68. Противоэпидемические мероприятия.

69. Поведение человека в эпидемическом очаге.

70. Cилы и средства, привлекаемые к выполнению противоэпидемических мероприятий.

71. Сущность устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС.

72. Оценка факторов, определяющих устойчивость работы объекта.

73. Оценка устойчивости объекта к воздействию ударной волны и теплового излучения.

74. Оценка воздействия вторичных поражающих факторов.

75. Пути повышения устойчивости работы объекта.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
 
Тематика рефератов

1. Российская система гражданской защиты.

2. История развития гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности.

3. Защита от ионизирующих излучений.

4. Оповещение и информирование в системе мер ГОЧС и ПБ.

5. Обеспечение населения защитными сооружениями ГО.

6. Силы и средства МЧС.

7. МПВО – слагаемое победы.

8. Организация работы КЧС и ПБ. Комиссия органов местного самоуправления.

9. Медицинская помощь при ЧС.

10. Деструктивное поведение человека.

11. Профилактика аддиктивного поведения в молодежной среде.

12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

13. Отравления газообразными соединениями в быту.

14. Психоактивные вещества: профилактика наркомания.

15. Желудочно-кишечные заболевания инфекционного происхождения.

16. Международный терроризм (Война против разума и души).

17. Убийцы из сигареты.

18. Обеспечение химической защиты населения.

19. Особенности травм и первая медицинская помощь при ДТП.

20. Алкоголизм и здоровье россиян.

21. Валеологические основы рационального питания.

22. Термические ожоги.

23. Опасности живого мира.

24. Противорадиационная защита аварийно-спасательных формирований. Медицинские подразделения в боевых условиях.

25. Чернобыль. Как это было.

26. Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам ПБ работников организаций.

27. Нормативно-правовое регулирование в области ГО.

28. Задачи и структура ГО.

29. Структура и содержание плана ГО организации.

30. НАСФ и спасательные службы.

31. Нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

32. ЧС и их классификация.

33. Потенциально опасные производственные объекты, их лицензирование, декларирование, страхование.

34. Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС  природного и техногенного характера.

35. Организация создания и пополнения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах ГО.

37. Сигналы оповещения и действия по ним.

38. Организация и проведение эвакуационных мероприятий.

39. Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Акимов В. А., Воробьев Ю. Л., Фалеев М. И.
Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учебное пособие
М.: Абрис, 2012
Электронный ресурс
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.2
Калыгин В. Г., Бондарь В. А., Дедеян Р. Я.
Безопасность жизнедеятельности. Промышленная и экологическая безопасность, безопасность в техногенных чрезвычайных ситуациях: учебное пособие
М.: КолосС, 2013
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Назаренко О. Б.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие
Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010
Электронный ресурс
 
Л2.2
Никифоров Л. Л.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2013
Электронный ресурс
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Зайцев П. В., Ларкин С. В., Зайцев С. П.
Безопасность жизнедеятельности: практикум
Чебоксары: ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА, 2017
1
 
Л3.2
Гуськов Ю. В., Ларкин С. В.
Типовые задачи по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности в ЧС"
Чебоксары, 2002
1
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
МЧС России : официальный сайт. - Москва. - URL: http://www.mchs.ru/
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaFirefox
6.3.1.5
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.2
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
1-403
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная, столы (19 шт.), стулья ученические (34 шт.), стул полумягкий (1 шт.), шкафы с оборудованием (2 шт.); индикатор–радиоактивности РАДЕКС РД-153, компьютерная техника; лабораторный стенд «Защитное заземление и зануление «БЖД-01;лабораторный стенд «Электробезопасность в 3-хфазн.сетях переменного тока БЖД-01; метеокомлект МК-3; сигнализатор взрывоопасных газов и паров (с каналом на аммиак); терамоаненометр  ТКА -ПКМ-50; тренажер «Максим»; макет ЗФО; каска; настенные плакаты (8 шт.)
Лаб
 
1-404
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе   (26 шт.), стол преподавательский  (1 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка  4-х местная на металлокаркасе (25 шт.), плакат настенный (1 шт.) 
Лек
 
1-401
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбуки, персональные компьютеры) (4 шт.)
СР
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
СР
 
1-406
Учебная аудитория
Доильный аппарат «Нурлат», доильный аппарат «Майга», насос вакуумный ВВН-1-3, охладитель молока ОМ-1, доска ученическая настенная трехэлементная, столы 4-х и 2-х местные (16 шт.), стол преподавателя (3 шт.), стулья (30 шт.), настенные плакаты и стенды (6 шт.), кафедра, стеллажи с оборудованием
Лаб
 
1-500
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), ноутбук, проектор) и учебно-наглядные пособия, стол преподавательский (1 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе (26 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (27 шт.)
Лек
 
1-502
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), ноутбук, проектор) и учебно-наглядные пособия, кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе (26 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (25 шт.), настенные плакаты и стенды (9 шт.)
Лек
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
2-201
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбук  (2 шт.). Лабораторные установки для научных испытаний при выполнении диссертационных работ (4 шт.)
СР
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного   форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, 

 
Оснащенность
 
проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.   

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов и населения от опасностей, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя студенты занимаются научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» следует усвоить:

- основные требования руководящих документов по вопросам гражданской обороны и защиты населения в чрезвычайных ситуациях;

- задачи, мероприятия и возможности гражданской обороны в обеспечении безопасности граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий и при чрезвычайных ситуациях;

- основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________