2024-2025_35_03_06_24-1 Агроинженерия 2 (ЭиЭ)_plx_Введение в профессиональную деятельность
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Механизации, электрификации и автоматизации с/х производства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.13
Введение в профессиональную деятельность
Направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
13 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
12
12
12
12
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Верещак Александр Васильевич
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 813).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Введение в профессиональную деятельность" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование среды для осознания обучающимися будущей профессиональной специализации, соотнесения жизненных установок и целей с будущей профессиональной деятельностью, планирования личного развития в сфере будущей профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Психология управления в агроинженерии
 
2.2.2
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1 Знает: основные приемы эффективного управления собственным временем, основные методики самоконтроля, саморазвития и самообразования на протяжении всей жизни
 
 
 
УК-6.2 Умеет: эффективно планировать и контролировать собственное время,  использовать методы саморегуляции, саморазвития и самообучения
 
 
 
УК-6.3 Имеет навыки: управления собственным временем, технологиями приобретения, использования и обновления социокультурных и профессиональных знаний
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- общие сведения о выбранном направлении и профиле подготовки, о роли инженерных кадров в развитии агропромышленного комплекса;
3.1.2
- область, объекты и виды профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки «Агроинженерия»;
3.1.3
- общие сведения о машинных технологиях производства продукции растениеводства и животноводства;
3.1.4
- отечественный и зарубежный опыт по эффективному использованию сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, средств электрификации и автоматизации технологических процессов при производстве, хранении и переработке продукции растениеводства и животноводства. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- осуществлять поиск и проводить анализ профессиональной информации в области агроинженерии с помощью различных информационных ресурсов;
3.2.2
- обосновывать комплексы машин для реализации ресурсосберегающих технологий производства сельскохозяйственной продукции. 
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- управления собственным временем, технологиями приобретения, использования и обновления социокультурных и профессиональных знаний;
3.3.2
- в профессиональной эксплуатации машин, технологического оборудования и электроустановок для реализации технологических процессов при производстве, хранении и переработке продукции растениеводства и животноводства. 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Общие вопросы высшего образования.

 
История вуза.

Нормативно-правовые документы высшего образования.

Документы, регламентирующие учебный процесс направления подготовки «Агроинженерия».

Нормативно-правовые документы высшего образования. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
Опрос
0
 
Оснащенность
 
История вуза.

Нормативно-правовые документы высшего образования.

Документы, регламентирующие учебный процесс направления подготовки «Агроинженерия».

Нормативно-правовые документы высшего образования. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
2
Учебная дискуссия
0
 
История вуза.

Нормативно-правовые документы высшего образования.

Документы, регламентирующие учебный процесс направления подготовки «Агроинженерия».

Нормативно-правовые документы высшего образования. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

24
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 2. Электрооборудование и электротехнологии в агроинженерии

 
История электрификации. Энергетическая система России.

Способы получения электрической энергии. Виды электростанций.

Распределение электрической и тепловой энергии.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

10
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
2
Опрос. Проблемная лекция.
0
 
История электрификации. Энергетическая система России.

Способы получения электрической энергии. Виды электростанций.

Распределение электрической и тепловой энергии. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

10
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
4
Опрос. Работа в малых группах.
0
 
История электрификации. Энергетическая система России.

Способы получения электрической энергии. Виды электростанций.

Распределение электрической и тепловой энергии. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

24
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 3. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. История развития ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ.

2. История развития инженерного факультета.

3. Структура академии.

4. Структура инженерного факультета.

5. Официальное наименование академии.

6. Управление академией.

7. Права студентов.

8. Обязанности студентов.

9. Перевод студентов на разные формы образования.

10. Отчисление студентов из академии.

11. Основные права и обязанности академии.

12. Рабочее время и время отдыха студентов.

13. Учебный распорядок.

14. Порядок в помещениях академии.

15. Порядок заселения в общежитие Чувашского ГАУ.

16. Порядок выселения из общежития.

17. Права и обязанности проживающих в общежитии.

18. Права и обязанности администрации общежития.

19. Правила внутреннего распорядка в общежитии.

20. Основные органы студенческого самоуправления.

21. Студенческое самоуправление в группе.

 
Оснащенность
 
22. Структура государственного образовательного стандарта.

23. Структура рабочего учебного плана.

24. Структура расписания занятий в академии.

25. Организация проведения курсовых зачетов и экзаменов.

26. Права и обязанности экзаменатора.

27. Порядок пересдачи экзаменов.

28. Порядок ежемесячной аттестации студентов.

29. Рейтинговая система в академии.

30. Порядок стипендиального обеспечения студентов академии.

31. Материальная поддержка студентов академии.

32. Порядок поиска литературы в библиотеке академии.

33. Структура УДК.

34. Правила оформления ссылок на использованную литературу.

35. Формы воспитательной работы со студентами.

36. Перечень кружков и спортивных секций в академии

37. История развития электрификации России.

38. История развития электрификации в Чувашии.

39. Энергетическая система. Энергетические ресурсы.

40. Классификация видов энергии.

41. Классификация способов получения тепловой и электрической энергии.

42. Классификация электрических станций.

43. Тепловые электростанции.

44. Газотурбинные установки.

45. Гидравлические электростанции.

46. Атомные электростанции.

47. Перспективы развития термоядерной энергии.

48. Возобновляемые источники энергии.

49. Солнечная энергетика.

50. Ветровая энергетика.

51. Малые ГЭС.

52. Геотермальная энергетика.

53. Приливные электростанции.

54. Использование вторичных энергоресурсов.

55. Биогазовые установки.

56. Утилизация сбросной теплоты.

57. Тепловые насосы.

58. Когенерационные установки.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрено учебным планом
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено учебным планом
 
1. История сельскохозяйственного образования в России;

2. История Чувашского ГАУ;

3. История развития электроэнергетики;

4. История развития электроснабжения;

5. Биография и основные разработки Н. Тесла;

6. Основные разработки Л. Термена;

7. Ученые, внесшие основной вклад в развитие электротехники;

8. Альтернативные источники энергии;

9. Атмосферное электричество;

10. Атомная энергетика;

11. Биоэнергетика;

12. Ветровая Энергия;

13. Геотермальные электростанции;

14. Гибридные силовые установки;

15. Гидроэлектростанции;

16. История теплоэнергетики;

17. История электроэнергетики;

18. Когенерационные установки;

19. Лазерные технологии;

20. Механическая энергия;

21. Передача тепловой энергии;

22. Передача электрической энергии;

23. Перспективы развития светотехники;

24. Приливные электростанции;

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
25. Реактивные двигатели;

26. Светодиоды;

27. Светотехника;

28. Современный электропривод;

29. Современные электропроводные материалы;

30. Солнечная энергия;

31. Тепловые электростанции;

32. Устройство и принцип работы трансформаторов;

33. Устройство и принцип работы электродвигателей;

34. Химические источники тока;

35. Шаровые молнии;

36. Электричество в природе;

37. Электрификация России;

38. Электрификация Удмуртии;

39. Электростанции;

40. Электроэнергетика России;

41. Энергосбережение в производстве;

42. Ядерная энергетика. Ядерные реакции.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Резник С. Д., Игошина И. А., Резник С. Д.
Студент вуза: технология обучения и профессиональной карьеры: учебное пособие
М.: Инфра-М, 2011
20
 
Л1.2
Завражнов А. И.
Современные проблемы науки и производства в агроинженерии: учебник
СПб.: Лань, 2013
Электронный ресурс
 
Л1.3
Гуляев В. П., Иванов М. С.
Деятельностный подход к подготовке агроинженеров: монография
Санкт-Петербург: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Гельфенбейн С. П.
Термины и определения в агроинженерии: справочник
М.: КолосС, 2007
1
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
7-Zip
6.3.1.4
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.5
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
1-502
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), ноутбук, проектор) и учебно-наглядные пособия, кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе (26 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (25 шт.), настенные плакаты и стенды (9 шт.)
 
1-503
Учебная аудитория
Стенд для подготовки электромонтажников и электромонтеров с измерительным блоком, СПЭЭ-ИБ/380-НМП, набор «Технология электромонтажных работ», Н1-ТЭмР, набор «Электрические цепи в быту и на производстве» Н2-ЭЦБП/380, набор «Электрические цепи в быту и на производстве», Н3-ЭЦБП/220, набор «Цепи электроизмерительных приборов», Н4-ЦЭиП, набор «Энергосберегающие технологии в светотехнике», Н5-ЭсТС, набор «Эксплуатация и наладка схем управления электродвигателями», Н6-ЭНСЭдЧП/380, набор «Монтаж и наладка цепей тревожной сигнализации», Н10-МНЦТС, набор «Монтаж и наладка электрических цепей управления и автоматики», Н11-МНЭЦА, набор «Энергоэффективность источников света», Н15-ЭэИС/РВ, типовой комплект «Монтаж и наладка систем автоматики», МиН-СА-ШР, комплект учебно-лабораторного оборудования «Стол электромонтажника начального уровня», комплект учебно-лабораторного оборудования «Электромонтажный стенд для монтажа скрытой и открытой проводки», комплект учебно-лабораторного оборудования «Электробезопасность в электроустановках до 1000 В» (ЭБЭУ1-С-Р-1), столы (17 шт.), стулья (31 шт.), интерактивная доска HITACHI Starboard, настенные плакаты (3 шт.)
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы обучающихся, проведение консультаций, руководство докладами обучающихся для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного контроля.

Система знаний по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как источник пополнения, углубления и систематизации своих теоретических знаний и практических навыков. Для освоения дисциплины обучающимся необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и систематизированном виде излагаются основы дисциплины: даются основные понятия и определения, которые должны знать обучающиеся; раскрываются теоретические основы электротехнологий и электрооборудования для решения задач профессиональной деятельности. Обучающемуся важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопросы, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения и выводы. Работа над записями лекции завершается дома. На свежую голову (пока лекция еще в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическим занятиям выдает преподаватель. Задание включает в себя цели и задачи практического занятия. В процессе занятия преподаватель поясняет теоретические положения практического занятия, организует его выполнение, прививает навыки выполнения его элементов, поясняя тонкости выполнения задания, выявляет характерные ошибки и комментирует их последствия, помогает формировать выводы по проделанной работе и принимает отчеты по проделанной работе. Во время практических занятий разбираются задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Обучающиеся, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются или направляются на отработку неусвоенного материала. При необходимости для них организуются дополнительные консультации.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей технической литературы, интернет источников, подготовку и написание рефератов. Задания на самостоятельную работу выдаются преподавателем.

 
Оснащенность
 
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих обучающихся и обучающихся, пропустивших занятия, проводятся ежедневные консультации, на которые приглашаются неуспевающие обучающиеся, а также обучающиеся, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________