2024-2025_35_03_06_24-1 Агроинженерия 2 (ЭиЭ)_plx_Основы производства продукции растениеводства
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.21
Основы производства продукции растениеводства
Направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
13 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
12
12
12
12
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Ложкин Александр Геннадьевич
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 813).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы производства продукции растениеводства" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у студентов знаний, умений и практических навыков по основам производства продукции растениеводства.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Информатика и цифровые технологии
 
2.2.2
Материаловедение и технология конструкционных материалов
 
2.2.3
Учебная практика, эксплуатационная практика
 
2.2.4
Механизация технологических процессов в АПК
 
2.2.5
Компьютерное проектирование
 
2.2.6
Учебная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
 
2.2.7
Электротехнические материалы
 
2.2.8
Гидравлика
 
2.2.9
Надежность технических систем
 
2.2.10
Основы микропроцессорной техники
 
2.2.11
Светотехника
 
2.2.12
Электрические измерения
 
2.2.13
Электрические машины
 
2.2.14
Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
 
2.2.15
Производственная практика, эксплуатационная практика
 
2.2.16
Теплотехника
 
2.2.17
Электротехнологии
 
2.2.18
Электропривод
 
2.2.19
Автоматика
 
2.2.20
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-4. Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
 
ОПК-4.1 Демонстрирует знание современных технологий в профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-4.2 Обосновывает и реализует современные технологии в соответствии с направленностью професcиональной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
реализации современных технологий и обосновывать их применение в профессиональной деятельности
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. 

 
Почва как природное образование и основное средство производства в технологии растениеводства /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
опрос
0
 
Почва как природное образование и основное средство производства в технологии растениеводства /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
опрос
0
 
Оснащенность
 
Сорные растения и система мер борьбы с ними /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
2
решение ситуационных задач
0
 
Обработка почвы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
2
проблемная лекция
0
 
Обработка почвы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
решение ситуационных задач
0
 
Севообороты в интенсивном земледелии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
2
проблемная лекция
0
 
Севообороты в интенсивном земледелии /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
опрос
0
 
Удобрение и мелиорация в интенсивном земледелии /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
2
проблемная лекция
0
 
Зерновые культуры и технология их возделывания /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
опрос
0
 
Зерновые культуры и технология их возделывания /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
2
решение ситуационных задач
0
 
Корне-клубнеплоды и технология их возделывания /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
2
решение ситуационных задач
0
 
Кормовые травы и технология их возделывания /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
опрос
0
 
Почва как природное образование и основное средство производства в технологии растениеводства /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

10
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
опрос
0
 
Сорные растения и система мер борьбы с ними /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

10
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
опрос
0
 
Обработка почвы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

6
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
опрос
0
 
Севообороты в интенсивном земледелии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

10
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
опрос
0
 
Зерновые культуры и технология их возделывания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

6
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
опрос
0
 
Корне-клубнеплоды и технология их возделывания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

6
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
опрос
0
 
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
ОПК-4.1 ОПК-4.2
1
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Растениеводство как отрасль с.-х. производства и наука.

2. Роль русских ученых в развитии растениеводства (К.А. Тимирязев, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов и др.).

3. Понятие о почве как о природном теле, значение ее в сельскохозяйственном производстве.

4. Понятие о плодородии почвы, его типы и воспроизводство в интенсивном земледелии.

5. Почвообразовательный процесс, его сущность.

6. Понятие о выветривании горных пород, типы и их характеристика.

7. Биологический фактор, его роль в почвообразовании.

8. Почвообразующая порода, ее роль в почвообразовании.

9. Роль климата, рельефа и возраста страны в почвообразовании.

10. Почвенный профиль, его строение и морфологические признаки.

11. Почва как многофазная система.

12. Гранулометрический состав почвы и его значение.

13. Почвенные коллоиды, их образование, состав, свойства и значение в пло-дородии почв.

14. Структура почвы, ее значение и пути улучшения.

15. Органическое вещество, его состав и пути воспроизводства.

16. Общие физические свойства почвы, их значение в растениеводстве.

17. Физико-механические свойства почвы, их значение в земледелии.

18. Поглотительная способность почв, ее виды и значение.

19. Реакция почвы, ее кислотность и щелочность.

20. Источники воды в почве, ее формы и доступность растениям.

21. Водные свойства почвы.

 
Оснащенность
 
22. Водный режим почвы, его типы.

23. Почвенный воздух и воздушный режим почвы.

24. Тепловые свойства и тепловой режим почвы.

25. Питательный режим почвы.

26. Почвенные зоны и закономерности распространения почв.

27. Почвы таежно-лесной зоны, их сельскохозяйственное использование и пути повышения их плодородия.

28. Почвы лесостепной зоны, их сельскохозяйственное использование и пути повышения плодородия.

29. Почвы степной зоны, их сельскохозяйственное использование и пути по-вышения плодородия.

30. Почвы зоны сухих и полупустынных степей, их сельскохозяйственное ис-пользование и пути повышения плодородия.

31. Почвы болот, их сельскохозяйственное использование и пути повышения плодородия.

32. Почвы речных пойм, их сельскохозяйственное использование и пути по-вышения плодородия.

33. Почвенные карты, картограммы и их использование в сельском хозяйстве.

34. Понятие о земельном кадастре и бонитировке почв.

35. Факторы жизни растений, их роль в жизни растений.

36. Законы земледелия и их практическое использование в технологии растениеводства.

37. Регулирование светового режима.

38. Регулирование влагообеспеченности растений.

39. Регулирование теплообеспеченности растений.

40. Регулирование пищевого режима растений.

41. Понятие о сорных растениях. Вред, причиняемый сорняками.

42. Биологические особенности сорных растений.

43. Классификация сорных растений.

44. Предупредительные меры борьбы с сорными растениями.

45. Агротехнические и биологические меры борьбы с сорными растениями

46. Химические меры борьбы с сорными растениями. Способы, сроки, нормы применения гербицидов.

47. Условия применения, меры по предупреждению загрязнения окружающей среды и техника безопасности при использовании гербицидов.

48. Учет засоренности полей. Картирование сорняков.

49. Понятие об обработке почвы, ее задачи.

50. Обработка почвы под яровые культуры.

51. Обработка чистого пара в разных зонах увлажнения.

52. Специальные приемы обработки почвы.

53. Приемы поверхностной обработки почвы.

54. Минимализация обработки почвы.

55. Контроль качества выполнения основных полевых работ.

56. .Эрозия почвы и меры борьбы с ней.

57. Понятие о севообороте, его задачи.

58. Научные основы севооборота. Причины, обуславливающие необходимость чередования сельскохозяйственных культур.

59. Пары как предшественники с.-х. культур.

60. Зерновые культуры как предшественники с.-х. культур.

61. Многолетние травы и зернобобовые культуры как предшественники с.-х. культур.

62. Пропашные и технические культуры как предшественники с.-х. культур.

63. Агроэкологическая и экономическая оценка севооборотов.

64. Классификация севооборотов.

65. Введение и освоение севооборотов.

66. Система земледелия, ее возникновение и совершенствование.

67. Особенности систем земледелия Нечерноземной зоны.

68. Особенности систем земледелия лесостепной зоны.

69. Особенности систем земледелия степной зоны.

70. Органические удобрения. Сроки, способы и нормы их внесения под сельскохозяйственные культуры.

71. Минеральные удобрения и их классификация.

72. Система удобрения. Сроки, способы и нормы их внесения.

73. Условия эффективного внесения удобрений, меры предотвращения загрязнения окружающей среды и техника безопасности при внесении удобрений.

74. Химическая мелиорация: известкование и гипсование почв.

75. Гидромелиорация. Осушение и орошение почв.

76. Лесонасаждения и их роль в защите почв от эрозии, в борьбе с засухой и суховеями.

77. Сортосмена и сортообновление. Значение сортовых семян в технологии растениеводства.

78. Сортовые качества семян, их определение и документация.

79. Посевные качества семян, определение классности семян и документация.

80. Способы посева и посадки сельскохозяйственных культур.

81. Причины гибели озимых в период перезимовки.

82. Общая характеристика зерновых культур

83. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания озимой ржи.

84. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания озимой пшеницы.

85. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания яровой пшеницы.

 
Оснащенность
 
86. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания ячменя.

87. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания овса.

88. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания проса.

89. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания кукурузы.

90. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания риса.

91. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания сорго.

92. .Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания гречихи.

93. Общая характеристика зернобобовых культур.

94. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания гороха.

95. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания чечевицы.

96. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания фасоли.

97. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания сои.

98. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания подсолнечника.

99. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания льна.

100. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания конопли.

101. Общая характеристика корнеплодов

102. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания сахарной свеклы.

103. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания картофеля.

104. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания кормовой свеклы.

105. Общая характеристика многолетних трав.

106. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания многолетних бобовых трав.

107. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания многолетних злаковых трав.

108. Народнохозяйственное значение, биологические особенности и технология возделывания однолетних трав.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
Темы докладов:

1. Растениеводство как отрасль с.-х. производства и наука.

2. Роль русских ученых в развитии растениеводства (К.А. Тимирязев, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов и др.).

3. Понятие о почве как о природном теле, значение ее в сельскохозяйственном производстве.

4. Понятие о плодородии почвы, его типы и воспроизводство в интенсивном земледелии.

5. Почвообразовательный процесс, его сущность.

6. Понятие о выветривании горных пород, типы и их характеристика.

7. Биологический фактор, его роль в почвообразовании.

8. Почвообразующая порода, ее роль в почвообразовании.

9. Роль климата, рельефа и возраста страны в почвообразовании.

10. Почвенный профиль, его строение и морфологические признаки.

11. Почва как многофазная система.

12. Гранулометрический состав почвы и его значение.

13. Почвенные коллоиды, их образование, состав, свойства и значение в плодородии почв.

14. Структура почвы, ее значение и пути улучшения.

15. Органическое вещество, его состав и пути воспроизводства.

16. Общие физические свойства почвы, их значение в растениеводстве.

17. Физико-механические свойства почвы, их значение в земледелии.

18. Поглотительная способность почв, ее виды и значение.

19. Реакция почвы, ее кислотность и щелочность.

20. Источники воды в почве, ее формы и доступность растениям.

21. Водные свойства почвы.

22. Водный режим почвы, его типы.

23. Почвенный воздух и воздушный режим почвы.

24. Тепловые свойства и тепловой режим почвы.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Шевченко В. А., Фирсов И.П. А. М., Соловьев И. Н., Гаспарян
Практикум по технологии производства продукции растениеводства: учебник
СПб.: Лань, 2014
Электронный ресурс
 
Л1.2
Ториков В. Е., Мельникова О. В.
Производство продукции растениеводства: учебное пособие
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Еряшев А. П., Каргин И. Ф., Каргин В. И., Аверкин П. М., Каргин И. Ф., Еряшев А. П.
Производство продукции растениеводства: учебник
Саранск: Издательство Мордовского университета, 2013
5
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Автоматизированная справочная система "Сельхозтехник"
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
Office 2007 Suites
6.3.1.3
MozillaFirefox
6.3.1.4
ОС Windows 7
6.3.1.5
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.6
ОС Windows 8
6.3.1.7
ОС Windows 10
6.3.1.8
ОС Windows Vista
6.3.1.9
LibreOffice
6.3.1.10
OfficeStandard 2013
6.3.1.11
OfficeStandard 2010
6.3.1.12
7-Zip
6.3.1.13
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
25б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол ученический (2 шт.), стул ученический (2 шт.), кафедра лектора (1 шт.), стол ученический 4-х местный (40 шт.), скамья 4-х местная (40 шт.), огнетушитель ОУ-«3» (2 шт.), подставка для огнетушителя (2 шт.), демонстрационное оборудование (проектор ToshibaTDP-T45 (1 шт.), ноутбук HP250 G5 (1 шт.), экран на штативе (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
118
Лаборатория, оснащенная лабораторным оборудованием
Демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100103, проектор WiewSonig, ноутбук), доска классная (1 шт.), столы ученические (9 шт.), стулья (18 шт.), шкафы со специальным оборудованием (актинометр, пиранометр, альбедометр, гелиограф, дождемер, снегомер весовой, снегомерная рейка, термометры, аспирационный психрометр), флюгер станционный (1 шт.), плювиограф (1 шт.), психометрическая будка (1 шт.), полевой ветромер (1 шт.), учебно-наглядные пособия)
Пр
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
СР
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
116
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core,  интерактивная доска) и учебно-наглядные пособия, столы ученические (12 шт.), стулья (24 шт.), шкафы со специальным оборудованием (муляжи  плодово-ягодных культур и овощей)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины.  Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к  занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи по технологии производства продукции растениеводства, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практические  занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

 
Оснащенность
 
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины  следует усвоить:

- ключевые понятия, биологические и морфологические особенности овощных культур

- усвоить и применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета с оценкой. Тестирование организовывается, как правило, в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету с оценкой предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________