(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1
2. Основные понятия и определения электроизмерительной техники.
3. Классификация измерений.
4. Виды и методы измерений.
5. Основные понятия и виды погрешностей.
6. Систематические и случайные погрешности.
7. Вероятностный подход к описанию погрешностей.
8. Методическая и инструментальная погрешности.
9. Статическая и динамическая погрешности.
10. Основная и дополнительная погрешности.
12. Основные понятия метрологического обеспечения.
13. Эталоны единиц физических величин.
14. Государственная система обеспечения единства измерений.
15. Общие сведения о средствах измерений.
16. Государственная система приборов.
17. Основные характеристики средств измерений.
18. Структурные схемы и свойства средств измерений в статическом и динамическом режимах.
19. Средства измерений прямого преобразования.
20. Аддитивная и мультипликативная погрешности.
21. Средства измерений уравновешивающего преобразования.
22. Переходные и частотные характеристики.
23. Передаточные функции.
24. Измерительные преобразователи. Общие сведения.
25. Шунты и добавочные сопротивления.
26. Делители напряжения и измерительные усилители.
27. Трансформаторы тока и напряжения.
28. Электромеханические приборы. Общие сведения.
29. Измерительная цепь, измерительный механизм и отсчётное устройство.
30. Магнитоэлектрические приборы.
31. Электродинамические и ферродинамические приборы.
32. Электромагнитные приборы.
33. Электростатические приборы.
34. Индукционные приборы.
35. Электромеханические приборы с преобразователями.
36. Электронные аналоговые приборы и преобразователи. Общие сведения.
37. Электронные вольтметры.
38. Приборы для измерения параметров электрических цепей.
39. Анализаторы спектра.
40.Электронно-лучевые осциллографы.
41. Мосты и компенсаторы. Общие сведения.
42. Теория мостовых схем.
43. Мосты для измерения сопротивления на постоянном токе.
44. Мосты переменного тока для измерения ёмкости, угла потерь, индуктивности и добротности.
45. Автоматические мосты и компенсаторы.
46. Цифровые приборы и преобразователи. Основные понятия и определения.
47. Характеристики цифровых измерительных устройств.
48. Основные узлы цифровых измерительных устройств.
49. Регистрирующие приборы и устройства. Общие сведения.
50. Самопишущие приборы прямого преобразования.
51. Светолучевые осциллографы.
52. Магнитографы.
53. Графопостроители.
54. Цифропечатающие устройства.
55. Приборы и преобразователи для измерений магнитных величин. Общие сведения.
56. Измерение магнитного потока, магнитной индукции и напряжённости магнитного поля.
57. Аппаратура для определения характеристик магнитных материалов.
58. Приборы и преобразователи для измерений неэлектрических величин. Общие сведения.
59. Реостатные преобразователи.
60. Тензорезисторы.
61. Терморезисторы.
62. Индуктивные и ёмкостные преобразователи.
63. Генераторные преобразователи.
64. Приборы для измерения температуры; геометрических и механических величин.
ВАРИАНТ 1
1. При изучении дисциплины Электрические измерения под Метрологией понимается …
1) теория передачи размеров единиц физических величин;
2) теория исходных средств измерений (эталонов);
3) наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности;
2. Для поверки рабочих эталонов служат …
1) эталоны-копии;
3) эталоны сравнения.
3. Систематическую составляющую погрешности измерения можно уменьшить
1) переходом на другой предел измерения прибора;
2) введением поправок в результат измерения;
3) n - кратным наблюдением исследуемой величины.
4. Уменьшение влияния случайных погрешностей на результат измерения достигается …
1) измерением с многократным наблюдением измеряемой величины;
2) внесением поправки в результат измерения;
3) повторными измерениями другим оператором или с использованием другого средства измерения.
5. Измерения, при которых скорость изменения измеряемой величины много меньше скорости измерений, называются …
1) техническими;
2) метрологическими;
3) статическими.
6. Вольтметр должен иметь величину сопротивления …
1) большую;
2) малую;
3) зависит от типа прибора.
7. Нормативной основой метрологического обеспечения является …
1) Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);
2) государственная система поверки и калибровки средств измерений;
3) Государственная система стандартизации (ГСС).
8. На амперметре, имеющем предельное значение шкалы измерения 100 мА, указан класс точности 0,05. Чему будет равна наибольшая возможная абсолютная погрешность прибора?
1) 0,005мА; 2) 0,05%; 3) 0,05 мА.
9. Проверяемый прибор показывает значение 95 мА, образцовый - 100мА. Определить абсолютную и относительную погрешность проверяемого прибора.
1) 5 мА; 5%; 2) - 5мА; 5%; 3) - 5мА4 5,3%.
10. На циферблате измерительного прибора класс точности обозначен как
Чему равен предел допускаемой погрешности измерения и в какой форме выражается погрешность?
1) g=±1,5%. Это приведённая погрешность, для которой нормирующее значение равно конечному значению измеряемой величины;
2) g=±1,5%. Это приведённая погрешность, для которой нормирующее значение равно длине шкалы измерительного прибора;
3) d=±1,5%. Это относительная погрешность, постоянная по диапазону измерения.
11. Составной резистор образуется из трёх последовательно соединённых резисторов номиналов R1=(100±5) Ом; R2=(100±5) Ом; R3=(500±5) Ом. Определить допуск значения сопротивления составного резистора.
1)±5 Ом; 2)±10 Ом; 3) ±15 Ом.
12. Какой раздел рассматривает правила, требования и нормы, обеспечивающие регулирование и контроль за единством измерений:
1) законодательная метрология;
2) практическая метрология;
3) прикладная метрология;
4) теоретическая метрология;
5) экспериментальная метрология.
13. Как называется единица физической величины в целое число раз меньше системной единицы физической величины:
1) внесистемная;
2) дольная;
3) кратная;
4) основная;
5) производная.
14. Укажите виды измерений, при которых определяются фактические значения нескольких одноименных величин, а значение искомой величины находят решением системы уравнений:
1)дифференциальные;
2)прямые;
3)совместные;
4)совокупные;
5)сравнительные.
15. Как называется область значения шкалы, ограниченная начальным и конечным значением:
1) диапазон измерения;
2) диапазон показаний;
3) погрешность;
4) порог чувствительности;
16. Каковы альтернативные результаты поверки средств измерений:
1) знак поверки;
2) свидетельство о поверке;
3) подтверждение пригодности к применению;
5) признание непригодности к применению.
17. Какие факторы влияют на результаты измерений:
1)объекты измерений;
2)методы измерений;
3)субъекты измерений;
4)цели измерений;
5)средства измерений;
6)погрешности измерений;
7)условия измерений.
18. Укажите способ обнаружения грубых погрешностей при многократных измерениях:
1) математическая обработка результатов измерений;
2) повторение измерений и превращение их в многократные
3) правило «трех сигм»;
4) сопоставление результатов с заранее известным представлением о нем;
5) статистический анализ результатов.
19. По назначению средства измерений подразделяют на
1)эталон
2)рабочее
3)мера
4) образцовое
20. К измерительным преобразователям генераторного типа относится
1)магнитоупругий
2)емкостной
3)индукционный
4)активного сопротивления
Система знаний по дисциплине «Электрические измерения» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, методов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи и тесты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
В рамках тем "Электромеханические измерительные приборы", "Измерения тока, напряжения, мощности, фазы, частоты электрических сигналов" предусмотрены выездные лабораторные занятие в производственное предприятие, чтобы обучающиеся смогли принять участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: выполнение отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а именно: выбирать технические средства, оборудование, программное обеспечение для автоматизированного контроля и управления процессами в растениеводстве и животноводстве.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году