(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
1. Виды поражений электрическим током.
2. Возможные схемы включения человека в цепь тока
3. Двухполюсное (двухфазное) прикосновение
4. Остаточный заряд.
5. Наведенный заряд.
6. Заряд статического электричества.
7. Напряжение шага.
9. Характер воздействия на человека токов разного значения.
10. Влияние пути тока на исход поражения.
11. Освобождение человека от действия тока.
12. Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве.
13. Универсальная схема оказания первой помощи на месте происшествия.
14. Как оказать первую помощь, если нет сознания и нет пульса на сонной артерии.
15. Схема действий в случаях поражения электрическим током.
16. Виды электрических сетей переменного тока.
17. Сопротивление изоляции электротехнических изделий.
18. Сопротивление изоляции сети.
19. Емкость относительно земли.
20. Как правильно измерить сопротивление изоляции электроустановок.
21. Электрооборудование как источник пожара.
22. Опасность пожаров в трассах кабелей.
23. Влияние электромагнитных полей на здоровье людей.
24. Типы электрических сетей напряжением до 1 кВ.
25. Электрическая сеть TN-C.
26. Электрическая сеть TN-S.
27. Электрическая сеть TN-C-S.
28. Электрическая сеть ТТ.
29. Сравнительный анализ сетей при различных режимах нейтрали.
30. Предохранители. Общие сведения.
31. Нагрев плавкой вставки при длительной нагрузке.
32. Нагрев плавкой вставки при коротком замыкании.
33. Предохранители с гашением дуги в закрытом объеме.
34. Предохранители с мелкозернистым наполнителем.
35. Быстродействующие предохранители для защиты полупроводниковых приборов.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Какие требования безопасности предъявляют к электросварочному трансформатору, к сварочным кабелям?
2. В чем состоит смысл шагового напряжения? Когда оно возникает? Как правильно выйти из его зоны?
3. Какой вид защиты способен обеспечить безопасность при случайном прикосновении к открытым токоведущим частям?
4. Какие категории молниезащиты применяют для защиты объектов? Чем они характеризуются?
5. Расскажите, как образуется, в чем опасность и как снизить уровень статического электричества?
6. Какие существуют пути прохождения тока через организм человека? Дать характеристику наиболее опасных путей тока?
7. Какие меры защиты от прямого прикосновения должны быть применены для защиты от поражения электрическим током в нормальном режиме?
8. Какие защитные меры применяются для защиты людей от поражения электрическим током при косвенном прикосновении в случае повреждения изоляции?
9. В каких случаях не требуется защита от прямого прикосновения?
10. Когда следует выполнять защиту при косвенном прикосновении?
11. В каком случае может быть применено сверхнизкое \малое\ напряжение в электроустановках до 1 киловольта для защиты от поражения электрическим током?
12. Что может быть применено для защиты при косвенном прикосновении в цепях, питающих переносные электроприемники?
13. Кто допускается к работе с переносным электроинструментом?
14. Какие документы регламентируют безопасное проведение электросварочных работ?
15. Когда применяются средства индивидуальной защиты при работе с электроинструментом?
16. Что такое защитное заземление?
17. Какие допустимые расстояния от людей применяемых ими инструментов, приспособлений, временных ограждений до токоведущих частей, находящихся под напряжением?
18. Как безопасно отделить пострадавшего от токоведущего элемента напряжением до 1000В?
19. Каковы требования к электроинструменту при работах внутри технологического оборудования?
20. Что такое зануление?
21. Какие средства относятся к электрозащитным?
22. Какой персонал должен проходить проверку знаний и какой документ выдается работнику прошедшему проверку знаний по охране труда при эксплуатации электроустановок?
23. В чем состоят безопасные приемы работы с электроинструментом?
24. Что такое «искусственный и естественный» заземлитель?
25. В каких случаях применяется заземление или зануление?
1. Биологическое воздействие на человека электромагнитных полей и рентгеновских излучений.
2. Оказание доврачебной помощи при поражении электрическим током.
3. Условия электробезопасности в сетях напряжением до 1000 В.
4. Защитное заземление.
5. Нормирование сопротивлений заземляющих устройств.
6. Защита от электропоражения занулением.
7. Устройства защитного отключения.
8. Электрозащитные средства, плакаты и знаки безопасности.
9. Выбор электротехнических изделий в зависимости от условий окружающей среды.
10. Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность при производстве работ на электроустановках.
11. Меры безопасности при эксплуатации электроустановок в животноводстве.
12. Меры безопасности при эксплуатации электроустановок в растениеводстве.
13. Меры безопасности при работе на воздушных линиях.
14. меры безопасности при эксплуатации переносного электроинструмента и передвижных электроустановок.
15. Контроль сопротивления заземляющих устройств и изоляции электроустановок.
16. Пожарная безопасность и взрывобезопасность в электроустановках.
17. Молниезащита производственных объектов.
Тематика рефератов
1. Действие электрического тока на организм человека
2. Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током
3. Нормирование допустимых значений токов и напряжений, действующих на человека
4. Причины поражения человека электрическим током
5. Организационные мероприятия по предупреждению электротравматизма
6. Виды технических мероприятий по предупреждению электротравматизма
7. Анализ и выбор типа сети для электроснабжения объекта
8. Требования к сопротивлению изоляции электроустановок
9. Ограждение и блокировка электрооборудования как мера электробезопасности
10. Применение малого напряжения как мера электробезопасности
11. Защитное заземление электрооборудования
12. Способы снижения напряжений прикосновения и шага
13. Устройство защитного заземления
14. Нормирование сопротивления защитного заземления и метод его расчета
15. Зануление электрооборудования
16. Метод расчета зануления
17. Защитное отключение электрооборудования как мера электробезопасности
18. Электрозащитные средства и требования, предъявляемые к ним.
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Электробезопасность» следует усвоить:
- основные правовые, нормативно-технические требования и организационные основы обеспечения электробезопасности;
- действие электрического тока на организм человека;
- основные требования к средствам защиты от поражения электрическим током.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году