(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Психология управления его поведением
/Сем зан/
Психология управления его поведением
/Ср/
1. Психология как наука. Предмет, объект, задачи. Отрасли и принципы психологии.
2. Классификация методов психологии.
3. Психика и сознание человека.
5. Основные этапы развития психологии как науки.
6. Психология управления как отрасль научного знания: объект, предмет, задачи и методы психологии управления. Связь психологии управления с другими науками.
7. Становление и развитие психологии управления.
8. Структура личности. Взаимосвязь особенностей личности и эффективности ее профессиональной деятельности.
9. Психологические особенности личности руководителя.
10. Группа как объект управления. Виды групп.
11. Понятие коллектива (команды). Этапы развития коллектива.
12. Понятие социально-психологического климата, его составляющие. Пути оптимизации психологического климата в коллективе.
13. Понятие профессиограммы и психограммы. Особенности профессиограммы и психограммы менеджера.
14. Понятие психологического влияния в управлении. Средства психологического влияния
15. Стресс в управленческой деятельности. Причины появления стрессов.
16. Феномен манипулирования. Сущность и средства манипулирования.
17. Психологическая защита, формы ее проявления.
18. Психологические требования к проведению совещания, групповой дискуссии и публичного выступления.
19. Место PR (Паблик Рилейшинз) в управленческой деятельности.
20. Коммуникативная компетентность руководителя.
21. Понятие общения, его основные функции.
22. Общение как обмен информацией. Структура коммуникативного процесса. Коммуникативные барьеры, причины их возникновения.
23. Понятие конфликта. Психологическая составляющая конфликта.
24. Управление конфликтом. Правила поведения в конфликте.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Дайте обоснование важности психологических знаний в профессиональной подготовке.
2. Каковы задачи современной психологической науки?
3. Укажите различия в житейских и научных психологических знаниях.
4. Дайте определение объекта и предмета психологии. Существует ли однозначный ответ на вопрос о предмете и объекте психологии на современном этапе её развития?
5. Что означает выражение «психика как особая форма жизнедеятельности»?
6. Как соотносятся понятия личности и социальной роли?
7. Почему руководитель и подчиненный считаются социальными ролями?
8. Почему подчиненные по-разному могут выполнять свою роль во взаимодействии с руководителем?
9. Какие типы темперамента Вы знаете, в чем их основное отличие?
10. Назовите основные типы акцентуации характера, в чем их особенности?
11. С каким темпераментом человек чаще будет предрасположен к конфликт- ному поведению?
12. Какова роль установок и стереотипов в поведение человека? Дайте перечень установок и стереотипов в подчиненных, определяющих их отношение к руководителю и к профессиональной деятельности.
13. В какой мере в реальной управленческой практике в нашей стране руководители склоны учитывать психологические особенности своих подчиненных? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.
14. Что такое статусно-ролевая структура группы?
15. Как могут соотноситься официальные и неофициальные отношения в группе?
17. От чего зависит социально- психологический климат коллектива?
18. Что такое ценностно-ориентационное единство группы?
19. Что такое групповая динамика?
20. Как называются группы разного уровня развития?
21. Какова роль руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата?
22. Какие личностные качества Вы бы отнесли к лидерским?
23. Что такое «Я - концепция» личности, каково ее влияние на поведение руководителя?
24. Какие психологические типы руководителя Вы могли бы назвать?
25. Каковы психологические предпосылки успешной карьеры управленца?
26. Проявления каких качеств у руководителя требует экстремальная ситуация, ситуация риска?
27. Каковы критерии уровня компетентности в общении?
28. Как соотносятся понятия делового и директивного общения?
29. Какие главные элементы структуры общения выделяют при транзактном его анализе?
30. Как соотносятся понятия общение и коммуникация?
31. Как взаимосвязаны перцептивная и интерактивная стороны общения?
33. Назовите типичные причины искажений в межличностном восприятии.
34. Какие основные содержательные элементы взаимодействия определяют его характер?
35. Чем отличается конфликт от других видов взаимодействия между людьми?
36. Почему участники конфликта часто совершают много ошибок в поведении, которые только углубляют конфликт?
37. Перечислите основные содержательные элементы конфликта.
38. Перечислите основные этапы развития конфликта.
39. Какие виды конфликтов различают?
40. Что отличает скрытый и открытый инцидент?
41. С чем связаны искажения в восприятии людьми друг друга в условиях конфликта?
42. Что влияет на выбор стратегии поведения в конфликте?
Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.
1.Административные и психологические ресурсы управленческой деятельности.
3. Особенности психологии должности в сфере менеджмента.
4. Психологические механизмы влияния и взаимовлияния в процессе общения руководителя и подчиненного.
5. Психология манипуляции личностью в процессе управления.
6. Социально-психологические аспекты регулирования конфликтов сфере менеджмента.
7.Социально-психологическая адаптация работников сфере менеджмента.
8. Социально-психологические основы лидерства в сфере менеджмента
9. Социально-психологические аспекты управления в экстремальных ситуациях.
10. Особенности психологического управления в сфере менеджмента
11. Мотивация и ответственность руководителя в сфере менеджмента.
Тематика рефератов
1. История развития психологии как науки.
2. Особенности сознательного и бессознательного поведения человека.
3. Психологическое содержание управленческой деятельности. Психологическая сторона власти в организации.
4. Личные и социально – психологические потребности во власти и подчинении.
5. Представления руководителя о самом себе и их связь с эффективной управленческой деятельностью.
6. Психологические особенности женщин-руководителей.
7. Особенности поведения личности в организации.
8. Влияние социальных установок личности на ее поведение в организации. Современные подходы к управлению по ценностям.
9. Влияние жизненных кризисов на эффективность профессиональной деятельности руководителя.
10. Психологические аспекты самоменеджмента руководителя.
11. Зависимость эффективности управленческой деятельности от биографических характеристик, способностей и черт личности.
12. Эффекты влияния группы на личность.
13. Особенности делового общения.
14. Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной управленческой деятельности.
15. Стиль руководства как фактор эффективности деятельности коллектива. Социально-психологические основы принятия управленческих решений. Психологические требования к ведению эффективных бесед и переговоров. Средства психологического влияния.
16. Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия. Проблемы формирования эффективного коллектива и команды.
17. Пути оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
Система знаний по дисциплине «Психология управления в агроинженерии» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к семинарским занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На семинарских занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Семинарское занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Психология управления в агроинженерии», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Психология управления в агроинженерии» следует усвоить:
- знать основные теоретические положения, ключевые понятия психологического управления;
- психологические критерии эффективности управления, уметь ее анализировать.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году