2024-2025_35_03_07_24-1 ТПиПСХП_ТЖ_plx_Цифровые технологии в АПК
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.14
Цифровые технологии в АПК
Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции животноводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавриат
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
32
32
32
32
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Елисеев Иван Петрович
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 669).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Цифровые технологии в АПК" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование знаний общих принципов работы и получение практических навыков использования современных цифровых технологий для решения прикладных задач в АПК
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биохимия сельскохозяйственной продукции
2.1.2
Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов
2.1.3
Микробиология 
2.1.4
Растениеводство
2.1.5
Сельскохозяйственная экология
2.1.6
Химия
2.1.7
Генетика растений и животных
2.1.8
Иностранный язык
2.1.9
Морфология и физиология сельскохозяйственных животных
2.1.10
Физика
2.1.11
Физиология и биохимия растений
2.1.12
Ботаника
2.1.13
Введение в профессиональную деятельность
2.1.14
Зоология
2.1.15
Информатика 
2.1.16
Культура речи и делового общения
2.1.17
История России
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1. Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;
 
ОПК-1.1 Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
 
 
 
ОПК-1.2 Использует основные законы общепрофессиональных дисциплин для решения стандартных задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
 
 
 
ОПК-7. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.
 
ОПК-7.1 Обладает знаниями в области современных информационных технологий в профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-7.2 Осуществляет выбор необходимых информационных технологий для решения профессиональных задач
 
 
 
ОПК-7.3 Применяет на практике информационные технологии для решения практических задач в профессиональной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современные цифровые технологии, применяемые в АПК
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выбирать цифровые технологии для решения поставленных задач своей профессиональной деятельности
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
решения стандартных задач в в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции с использованием информационных технологий
 
 
Оснащенность
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. 

 
Тема 1. Нормативно-правовое обеспечение цифровой трансформации АПК России /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
0
 
Тема 2 Передовые цифровые технологии в АПК /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
2
Лекция-визуализация. Дискуссия
0
 
Тема 3 Прикладные аспекты внедрения цифровизации по отраслям АПК /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
0
 
Нормативно-правовое обеспечение цифровой трансформации АПК России /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
0
 
Передовые цифровые технологии в АПК /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

22
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
6
Дискуссия. Решение ситуационных задач. Работа в СДО.
0
 
Прикладные аспекты внедрения цифровизации по отраслям АПК /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
0
 
Нормативно-правовое обеспечение цифровой трансформации АПК России /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
Дискуссия. Решение ситуационных задач. Работа в СДО.
0
 
Передовые цифровые технологии в АПК /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

24
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
Дискуссия. Решение ситуационных задач. Работа в СДО.
0
 
Прикладные аспекты внедрения цифровизации по отраслям АПК

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

28
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
4
0
Дискуссия. Решение ситуационных задач. Работа в СДО.
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Технический прогресс в АПК России и мира.

2. Необходимость перехода на цифровые технологии ведения бизнеса в

3. Государственная Программа развития цифровой экономики РФ.

4. Государственные информационные ресурсы и сервисы для АПК.

5. Нормативно-правовое обеспечение цифровой трансформации АПК.

6. Интернет вещей.

7. Искусственный интеллект.

8. Технология блокчейн.

9. Виртуальная и дополненная реальность.

10. Роботы в аграрной отрасли.

11. Термин Big Data и его применение в сельскохозяйственной отрасли.

12. Геоинформационные системы в сельском хозяйстве.

 
Оснащенность
 
13. Системы точного земледелия.

14. Системы контроля и мониторинга на предприятиях агропромышленного комплекса.

15. Цифровые технологии в отрасли растениеводства.

16. Цифровые технологии в отрасли животноводства.

17. Цифровые технологии в отрасли переработки сельскохозяйственной продукции.

18. Возможности геоинформационных систем для экономического подразделения сельскохозяйственного предприятия?

19. Возможности беспилотников и дронов в АПК?

20. IoT-система для мониторинга состояния здоровья поголовья сельскохозяйственных животных?

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
Рефераты:

1. Пути направления развития цифровизации в АПК для продовольственной безопасности страны.

2. Эффективность сельскохозяйственного производства при внедрении цифровых технологий.

3. Планирование и контроль основных фондов в сельском хозяйстве посредством цифровых технологий.

4. Цифровые технологии и эффективность использования сельскохозяйственных угодий.

5. Актуальные вопросы использования цифровых технологий в отрасли растениеводства.

6. Актуальные вопросы использования цифровых технологий в отрасли переработки сельскохозяйственной продукции.

7. Актуальные вопросы государственной поддержки сельского хозяйства в России с использованием цифровых технологий в АПК.

8. Направления научно-технического прогресса цифровых технологий в отрасли животноводства.

9. Конкурентноспособность продукции сельского хозяйства с внедрением цифровых технологий.

10. Аграрные реформы цифровых технологий по отраслям АПК.

11. Сбор информации о хозяйстве, поле, культуре, регионе с использованием цифровых технологий

12. Почвенные ав¬томатические пробоотборники, оснащенные GPS-приемниками и бортовыми компьютерами

13. Использование летательных дронов для обследования полей

14. Внесение удобрений в режимах – offline и online

15. Моделирование почвенного плодородия под планируемый урожай с использованием цифровых технологий

16. Средства точного земледелия при внесении удобрений

17. Средства точного земледелия при внесении средств защиты растений

18. Спутниковая система навигации в АПК

19. Информационные системы на тракторах

20. Си¬стема автоматического вождения и системы параллельного вождения

21. Прецизионные посевные комплексы

22. Системы контроля и управления на уборочных машинах

23. Электронные системы управления при заготовке кормов

24. Электронные системы идентификации в животноводстве

25. Информационный менеджмент в молочном скотоводстве

26. Информационный менеджмент в свиноводстве

27. Информационный менеджмент в птицеводстве

28. Информационные технологии в переработке сельскохозяйственной продукции

29. Автоматизированные системы проектирования и испытания машин

30. Цифровые технологии и консультационное обеспечение специалистов АПК

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Федоренко И. Я., Садов В. В.
Ресурсосберегающие технологии и оборудование в животноводстве: учебное пособие
СПб.: Лань, 2012
Электронный ресурс
 
Л1.2
Ведищев С. М., Бралиев М. К., Китун А. В., Передня В. И., Романюк Н. Н., Бабушкин В. А., Федоренко В. Ф., Завражнов А. И.
Техническое обеспечение животноводства: учебник
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Федоренко В. Ф.
Информационные технологии в сельскохозяйственном производстве: научный аналитический обзор
М.: Росинформагротех, 2014
1
 
Л2.2
Федоренко В. Ф.
Повышение ресурсоэнергоэффективности агропромышленного комплекса
М.: Росинформагротех, 2014
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Exact Farming Программа для управления  фермерским хозяйством и сельскохозяйственным предприятием. 
 
Э2
Программное обеспечение: ГИС «Панорама ЗЕМЛЕДЕЛИЕ»
 
Э3
Национальная электронная библиотека РФ - крупнейшее собрание книг. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
«Панорама ЗЕМЛЕДЕЛИЕ»
6.3.1.3
НашСад10.4
6.3.1.4
MapInfo
6.3.1.5
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.6
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.7
OfficeStandard 2010
6.3.1.8
OfficeStandard 2013
6.3.1.9
ОС Windows 10
6.3.1.10
ОС Windows 8
6.3.1.11
ОС Windows 7
6.3.1.12
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.13
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.3
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
Лек
 
Оснащенность
 
314
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer (1 шт.), интерактивная доска (1 шт.), моноблок Acer Aspire С22-865 (16шт.)) и учебно-наглядные пособия, стол компьютерный (16 шт.), кресла (16 шт.), кондиционер (1 шт.)
Лаб
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Освоение дисциплины предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты; раскрывается роль информационных технологий в современном сельскохозяйственном производстве. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторные  занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На  занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины следует усвоить:

- о видах и свойствах информации, процессах ее сбора, передачи, обработки и накопления для повышения эффективности производства сельскохозяйственных культур;

- о технических и программных средствах реализации информационных процессов;

- о функционировании локальных и глобальных сетей;

- о программных средствах агронома, о современных технологических программных продуктов в работе агронома;

- о ведении электронной документации и приобретение знаний о моделях решения функциональных задач в работе агрономической службы;

- о владении основными офисными программами на уровне уверенного пользователя и о составлении базы данных агронома на персональном компьютере.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных 

 
Оснащенность
 
занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных занятий.

Современные средства связи позволяют строить взаимоотношения с преподавателем и во время самостоятельной работы с помощью интернет-видео-связи, а не только во время аудиторных занятий и консультаций. Для продуктивного общения студенту необходимо владеть навыками логичного, последовательного и понятного изложения своего вопроса. Желательно, чтобы студент заранее написал электронное письмо, в котором перечислил интересующие его вопросы или вопросы, изучение которых представляется ему затруднительным. Это даст возможность преподавателю оперативно ответить студенту по интернет-связи и более качественно подготовиться к последующим занятиям.

Необходимо отметить, что самостоятельная работа с литературой и интернет-источниками не только полезна как средство более глубокого изучения любой дисциплины, но и является неотъемлемой частью будущей профессиональной деятельности выпускника бакалавриата.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________