МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
Проректор по учебной
и научной работе
Земледелие с основами почвоведения и агрохимии
Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции животноводства
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. с.-х. наук, доц., Яковлева Марина Ивановна
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 669).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Земледелие с основами почвоведения и агрохимии" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Елисеева Л.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Мардарьева Н.В.
Председатель методической комиссии факультета Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
усвоение теоретических знаний, формирование представлений, умений и практических навыков для управления плодородием почвы на основе изучения состава и строения различных почв, агрофизических и агрохимических показателей плодородия, разработки севооборотов, обработки почвы, основ защиты почвы от эрозии и дефляции, видов и форм органических и минеральных удобрений, технологий их применения и разработки оптимальных систем земледелия с целью получения стабильных устойчивых урожаев заданного качества.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Производство продукции животноводства
Технология хранения продукции растениеводства
Учебная практика, технологическая практика
Фитопатология, энтомология и защита растений
Производственная практика, технологическая практика
Технология переработки продукции растениеводства
Производственная практика, научно-исследовательская работа
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-4. Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
ОПК-4.1 Обосновывает современные технологии производства сельскохозяйственной продукции
ОПК-4.2 Реализует современные технологии производства сельскохозяйственной продукции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
особенности агротехнологий возделывания основных сельскохозяйственных культур и реализовывать современные технологии, обосновать их применение в профессиональной деятельности
использовать основные агротехнологические приёмы возделывания основных сельскохозяйственных культур и реализовывать современные технологии, обосновать их применение в профессиональной деятельности
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
по использованию основных агротехнологических приёмов возделывания основных сельскохозяйственных культур и реализовывать современные технологии, обосновать их применение в профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Особенности генезиса почв
Понятие о почве. Происхождение почв. /Лек/
Учение В.В. Докучаева о факторах почвообразования.
Особенности генезиса почв Чувашской Республики.
/Ср/
Подготовка доклада, подготовка реферата, решение задач, выполнение тестовых заданий
Водные свойства почвы, определение гигроскопической влажности почвы. Определение плотности сложения, пористости и строения пахотного слоя почвы. /Пр/
Морфологические признаки дерново-подзолистых, серых лесных и чернозёмных почв. /Лаб/
Раздел 2. Научные основы земледелия.
Факторы и условия жизни растений. Законы земледелия. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э3 Э4
Научные основы земледелия. Факторы и условия жизни растений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э3 Э4
Подготовка доклада, подготовка реферата, решение задач, выполнение тестовых заданий
Раздел 3. Сорные растения
Сорные растения и меры борьбы с ними /Лек/
Биологические особенности и классификация сорных растений
Меры борьбы с сорными растениями.
/Ср/
Подготовка доклада, подготовка реферата, решение задач, выполнение тестовых заданий
Меры борьбы с сорняками. (Распознавание взрослых малолетних и многолетних сорных растений). Применение гербицидов /Пр/
Решение ситуационных задач
Меры борьбы с сорняками. (Распознавание взрослых малолетних и многолетних сорных растений). Применение гербицидов. /Лаб/
Раздел 4. Научные основы севооборотов
Научные основы севооборотов. /Лек/
Научные основы чередования культур.
Разработка, введение и освоение севооборотов.
/Ср/
Подготовка доклада, подготовка реферата, решение задач, выполнение тестовых заданий
Разработка плана и ротационной таблицы для освоения севооборота. /Пр/
Решение ситуационных задач
Оценка продуктивности севооборотов. /Лаб/
Раздел 5. Обработка почвы
Обработка почвы. Научные основы обработки почвы. /Лек/
Приемы, способы и системы обработки почвы. /Ср/
Подготовка доклада, подготовка реферата, решение задач, выполнение тестовых заданий
Приемы, способы и системы обработки почвы. /Лаб/
Приемы, способы, и системы обработки почвы. Контроль, качество выполнения работ. /Пр/
Раздел 6. Системы земледелия
Научные основы системы земледелия /Лек/
Понятия, сущность и классификация систем земледелия /Ср/
Подготовка доклада, подготовка реферата, решение задач, выполнение тестовых заданий
Системы земледелия основных зон страны. /Лаб/
Системы земледелия основных зон страны. /Пр/
Раздел 7. Теория поступления питательных веществ в растения
Питания растений. Методы регулирования питания растений /Лек/
Теория поступления питательных веществ в растения.
Система удобрений как составная часть системы земледелия. Классификация минеральных удобрений. /Ср/
Подготовка доклада, подготовка реферата, решение задач, выполнение тестовых заданий
Классификация минеральных удобрений. /Лаб/
Классификация органических удобрений /Пр/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Понятие о почве. Значение её в сельскохозяйственном производстве
2. Общая схема почвообразовательного процесса
3. Факторы почвообразования
4. Факторы жизни растений
5. Роль отечественных ученых в развитии земледелия
6. Понятие о сорных растениях, засорителях и их происхождение
7. Вред, причиняемый сорняками
8. Биологические особенности сорных растений
9. Понятие о севообороте
10. Классификация и организация севооборотов
11. Причины чередования культур (химического, физического порядков)
12. Причины чередования культур (биологического, экономического порядков)
13. Полевые севообороты
14. Кормовые севообороты
15. Специальные севообороты
16. Морфологические признаки почв
17. Дерново-подзолистые почвы, условия образования, агропроизводственная характеристика и пути повышения плодородия
18. Серые лесные почвы условия образования, агропроизводственная характеристика и пути повышения плодородия
19. Чернозем, условия образования, агропроизводственная характеристика и пути повышения плодородия
20. Понятие о воспроизводстве плодородия почв
21. Агрофизические показатели плодородия почв и их воспроизводство
22. Биологические показатели плодородия почвы и их воспроизводство.
23. Агрохимические показатели плодородия почвы и их воспроизводство
24. Закон равнозначимости и незаменимости факторов жизни растений
25. Закон минимума, оптимума, максимума
26. Закон совокупного действия факторов жизни растений
27. Классификация сорных растений
28. Предупредительные мероприятия по борьбе с сорными растениями
29. Истребительные мероприятия по борьбе с сорными растениями
30. Понятия и задачи обработки почвы.
31. Способы механической обработки
32. Приёмы механической обработки почвы
33. Система обработки почвы
34. Агротехническая оценка качества обработки почвы.
35. Минимализация обработки почвы.
36. Система обработки почвы под яровые культуры
37. Система обработки почвы под озимые культуры
38. Питание растений
39. Влияние реакции почвенного раствора на питание растений
40. Влияние температуры внешней среды на питание растений
41. Влияние относительной влажности воздуха на питание растений
42. Влияние интенсивности освещения на питание растений
43. Почвенная диагностика питания растений
44. Классификация удобрений
45. Минеральные удобрения
46. Органические удобрения
47. История развития учения о системах земледелия
48. Типы и виды систем земледелия
49. Научные основы современных систем земледелия
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
Тематика докладов:
1. Отечественные и зарубежные классики научного земледелия.
2. Биологическое основы законов земледелия.
3. Особенности генезиса почв Чувашии.
4. Учение о факторах почвовобразования.
5. Водный режим и транспирация растений.
6. Севообороты в интенсивном земледелии.
7. Севообороты в биологизированных системах земледелия.
8. Воспроизводство биологических показателей плодородия почв.
9. Воспроизводство агрофизических показателей плодородия почв.
10. Воспроизводство агрохимических показателей плодородия почв.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
11. Агротехнические меры борьбы с сорняками.
12. Пороги вредоносности сорняков.
13. Меры борьбы со злостными сорняками.
14. Интегрированная система защиты растений.
15. Обоснование места озимых культур в севообороте.
16. Обоснование места яровых зерновых культур в севообороте.
17. Обоснование места зернобобовых культур в севообороте.
18. Обоснование места пропашных культур в севообороте.
19. Обоснование места многолетних трав в севообороте.
20. Обоснование места однолетних трав в севообороте.
21. Система обработки почвы под озимые культуры.
22. Система обработки почвы под озимые культуры.
23. Система обработки почвы под яровые культуры.
24. Система обработки почвы под пропашные культуры.
25. Система обработки почвы в паровом поле.
26. Особенности системы земледелия в лесостепной зоне.
27. Особенности системы земледелия в степной зоне.
28. Особенности системы земледелия в нечерноземной зоне.
29. Физиология поступления питательных веществ в растения.
30. Особенности азотного питания растений.
31. Особенности фосфорного питания растений.
32. Особенности калийного питания растений.
33. Значение микроэлементов в питании растений.
34. Учение о поглотительной способности почв.
35. Биологическая поглотительная способность почв.
36. Биологическая поглотительная способность почв.
37. Физико-механическая поглотительная способность почв.
38. Химическая поглотительная способность почв.
39. Обменная поглотительная способность почв.
40. Виды кислотности почв.
41. Химическая мелиорация почв.
42. Органические удобрения. Классификация. Особенности применения.
43. Нетрадиционные виды органических удобрений.
44. Зеленое удобрение.
45. Значение азота. Азотные удобрения, получение, классификация.
46. Фосфорные удобрения, получение, классификация.
47. Значение калия. Калийные удобрения, получение, классификация.
48. Значение микроэлементов. Удобрения, содержащие микроэлементы.
49. Понятие о системе удобрений.
50. Система удобрения озимых культур.
51. Система удобрения пропашных культур.
52. Понятие о коэффициентах использования питательных веществ растениями из поч-вы, минеральных и органических удобрений.
53. Экологическая оценка применения химических средств защиты растений.
54. Экологическая оценка применения минеральных удобрений.
55. Экономическая оценка применения минеральных удобрений.
56. Меры безопасности при работе с ядохимикатами
Тематика рефератов:
1. Роль отечественных ученых в разработке научных основ земледелия.
2. Роль зарубежных ученых в разработке научных основ земледелия.
3. Космические и земные факторы в жизни растений.
4. Особенности воспроизводства плодородия дерново-подзолистых почв Чувашской Республики.
5. Особенности воспроизводства плодородия серых лесных почв Чувашской Респуб-лики.
6. Особенности воспроизводства плодородия выщелоченных черноземов Чувашской Республики.
7. Особенности воспроизводства плодородия оподзоленных черноземов Чувашской Республики.
8. Гумус, его значение в питании растений. Воспроизводство гумуса.
9. Вред, причиняемый сорными растениями.
10. Интегрированная система мер борьбы с сорняками.
11. Теоретические основы обработки почвы.
12. Теоретическое обоснование внедрения чистого пара в севообороты.
13. Взаимоотношения растений в агрофитоценозе.
14. Севообороты и воспроизводство гумуса почвы
15. Задачи обработки почвы в условиях интенсификации севооборота
16. .Обработка почвы как средство регулирования показателей плодородия почвы
17. Современные подходы к системе обработки почвы
18. Обоснование минимализации обработки почвы
19. Системы обработки почвы в различных звеньях севооборота
20. Системы обработки почвы в зависимости от почвенно-климатических условиях
21. Контроль качества выполнения полевых работ
22. История развития систем земледелия
23. Составные части современных систем земледелия
24. Особенности систем земледелия в Европейской части России
25. Системы земледелия в почвенно-климатических условиях Чувашской Республики
26. Теория поступления питательных веществ в растения. Корневое и воздушное пита-ние растений
27. Виды поглотительной способности почв. Их значение для круговорота отельных элементов в агроэкосистеме
28. Макро- микро- и ультрамикроэлементы. Их значение для живых организмов
29. Азотные удобрения. Производство и применение. Отношение различных групп сельскохозяйственных культур к азоту.
30. Фосфорные удобрения. Производство и применение. Отношение различных групп сельскохозяйственных культур к фосфору.
31. Калийные удобрения. Производство и применение. Отношение различных групп сельскохозяйственных культур к калию.
32. Система удобрений для отдельной культуры, севооборота и хозяйства в целом.
33. Органические удобрения. Значение и способы заготовки и хранения.
34. Экологическая оценка системы применения удобрений.
35. Экономическая оценка системы применения удобрений.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Баздырев Г. И., Сафонов А. Ф.
Земледелие с основами почвоведения и агрохимии: учебник
6.1.2. Дополнительная литература
Земледелие с основами почвоведения и агрохимии: учебно-методическое пособие
Баздырев Г. И., Лошаков В. Г., Пупонин А. Я., Рассадин А. Я., Сафонов А. Ф., Туликов А. М., Пупонин А. И.
Земледелие: учебное пособие
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Журнал "Агрохимический Вестник"
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Мультимедийная техника (экран Lumien Eco Picture LEP-100103, проектор WiewSonig), шкафы специализированные с инвентарем (доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, скальпели остроконечные, пинцеты, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, весы ВЛК-300, рН-метр влагомер полевой, влагомер зерна «Фауна-М», влагомер зерновой Wille-12Ki с проверкой, весы ПВ-15, сноповой материал, раздаточный материал), термостат электрический с охлаждением 80 л (1 шт.), шкаф сушильный ШС-80-01 (1 шт.), муляж «Зерновка ржи», муляж «Зерновка кукурузы», муляж «Зерновка пшеницы», доска классная (1 шт.), столы ученические (10 шт.), стулья (20 шт.)
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Мультимедийная техника (экран Lumien Eco Picture LEP-100103, проектор WiewSonig), шкафы специализированные с инвентарем (доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, скальпели остроконечные, пинцеты, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, весы ВЛК-300, рН-метр влагомер полевой, влагомер зерна «Фауна-М», влагомер зерновой Wille-12Ki с проверкой, весы ПВ-15, сноповой материал, раздаточный материал), термостат электрический с охлаждением 80 л (1 шт.), шкаф сушильный ШС-80-01 (1 шт.), муляж «Зерновка ржи», муляж «Зерновка кукурузы», муляж «Зерновка пшеницы», доска классная (1 шт.), столы ученические (10 шт.), стулья (20 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями, лабораторными и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного и итогового форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Земледелие с основами почвоведения и агрохимии» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1.Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения агрономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________