2024-2025_35_03_07_24-1 ТПиПСХП_ТЖ_plx_Морфология и физиология сельскохозяйственных животных
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Биотехнологий и переработки сельскохозяйственной продукции
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.19.02
Морфология и физиология сельскохозяйственных животных
Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции животноводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавриат
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
19 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Лабораторные
40
40
40
40
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60
60
60
60
Сам. работа
48
48
48
48
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. биол. наук, доц.,  Мардарьева Наталия Валерьевна
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 669).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Морфология и физиология сельскохозяйственных животных" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование фундаментальных и профессиональных знаний о строении, физиологических процессах и функциях в организме сельскохозяйственных животных, необходимых для научного обоснования мероприятий, связанных с созданием оптимальных условий производства и реализации продукции животноводства.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О.19
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Ботаника
2.1.2
Введение в профессиональную деятельность
2.1.3
Зоология
2.1.4
Информатика 
2.1.5
Культура речи и делового общения
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Биохимия сельскохозяйственной продукции
 
2.2.2
Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов
 
2.2.3
Микробиология 
 
2.2.4
Растениеводство
 
2.2.5
Сельскохозяйственная экология
 
2.2.6
Основы ветеринарии и ветеринарно-санитарной экспертизы 
 
2.2.7
Фитопатология, энтомология и защита растений
 
2.2.8
Цифровые технологии в АПК
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1. Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;
 
ОПК-1.1 Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
 
 
 
ОПК-1.2 Использует основные законы общепрофессиональных дисциплин для решения стандартных задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- сущность физиологических процессов в животном организме;
3.1.2
- строение, биологию, значение, филогению животных основных типов;
3.1.3
- цитологические основы;
3.1.4
- физиологию беременности животных, родов, послеродового периода, бесплодия, трансплантацию зародышей;
3.1.5
- основы получения  здорового приплода;
3.1.6
- физиологические основы формирования молока и опорно-двигательного аппарата
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- определять физиологическое состояние продуктивных животных по морфологическим признакам и физиологическим константам гомеостаза;
3.2.2
- регулировать качественные показатели животноводческой продукции, используя современные технологические приемы содержания, кормления и разведения животных;
3.2.3
- адаптировать базовые технологии производства продукции животноводства к современным требованиям переработчиков
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
по исследованию физиологических констант и умений использования знаний физиологии в практике животноводства и при переработке продуктов животноводства
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Оснащенность
 
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ

 
Введение. Понятие о морфологии и физиологии и их место среди биологических наук /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
0
 
Введение. История становления морфологии и физиологии сельскохозяйственных животных. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

5
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
Устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 2. ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ

 
Понятие о цитологии. Общий план строения эукариот на примере животной клетки.Морфология и жизнедеятельность клетки. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
2
Работа в малых группах
0
 
Основы цитологии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

5
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
Устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 3. ОСНОВЫ ЭМБРИОЛОГИИ

 
Развитие, строение половых клеток и оплодотворение (прогенез). Ранние этапы эмбрионального развития. Эмбриональное развитие разных классов типа хордовых /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
2
Работа в малых группах
0
 
Основы эмбриологии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

5
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
Устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 4. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ГИСТОЛОГИИ - УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ

 
Гистология как наука. Морфология и физиология тканей. Виды тканей: эпителиальная, опорно-трофическая (соединительная), мышечные и нервная. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
2
Проблемная лекция
0
 
Изучение строения разных типов тканей у животных. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
4
Работа в малых группах
0
 
Основы общей гистологии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

5
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
Устный ответ на вопрос
0
 
 
Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ

 
Морфология органов и их систем (зоотомия). Общие принципы построения и развития организма. Учение о костях - остеология. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
2
Проблемная лекция
0
 
Изучение деление тела на области. Анатомическое строение трубчатой кости. Плоскости, направления и области тела. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
0
 
Скелет. Функциональное развитие скелета как аппарата опоры и движения, депо минеральных веществ, орган кроветворения. Значение скелета как одного из составляющих экстерьер сельскохозяйственных животных. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
0
 
Изучение скелета разных видов животных: скелет ствола тела, мозгового и лицевого отделов черепа, скелет грудной и тазовой конечности. Изучение соединения костей скелета. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
0
 
Учение о мышцах - миология. Система органов кожного покрова /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
0
 
Оснащенность
 
Изучение строения мышцы и системы органов кожного покрова: кожи, волоса, потовых и сальных желез и производных кожи:рога,мякиша,копыта, молочной железы. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
0
 
Спланхнология - учение о висцеральных системах. Система органов пищеварения (аппарат пищеварения)

Физиология пищеварения. Сущность процесса пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, в желудке, кишечнике. Особенности пищеварения у жвачных.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
0
 
Изучение особенностей строения системы органов пищеварения. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
0
 
Системы органов дыхания (аппарат дыхания), мочевыделения и размножения (половой аппарат). /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
0
 
Изучение особенностей строения органов дыхания. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
0
 
Изучение особенностей строения органов мочевыделения. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
0
 
Изучение особенностей строения органов размножения (половая система самки и самца). /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
0
 
Сердечно-сосудистая система и органы кроветворения (аппарат крово- и лимфообращения). /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
0
 
Изучение особенностей строения сердечно-сосудистой системы: сердца и сосудов, органов кроветворения. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
0
 
Изучение особенностей строения желез внутренней секреции. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
0
 
Изучение особенностей строения нервной системы: центральной и вегетативной. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
0
 
Изучение особенностей строения органов чувств: зрения и слуха /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
0
 
Морфология и физиология органов и их систем. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

28
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
Устный ответ на вопрос
0
 
Контроль /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

36
ОПК-1.1 ОПК-1.2
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрен
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1.Понятие о клетке как основной форме структурной организации живой материи.

2.Строение и функции составных частей клетки: цитолеммы, цитоплазмы, ядра.

3.Жизнедеятельность клетки: понятие об обмене веществ, секреции, движении, фагоцитозе, раздражимости, росте, дифференциации, старении клетки.

4.Деление клеток.

5.Неклеточные образования.

6.Понятие о ткани. Классификация тканей.

7.Эпителиальные ткани, их значение и морфологические признаки. Железистые функции эпителия.

8.Ткани внутренней среды, их виды и основные функции.

 
Оснащенность
 
9.Мышечные ткани, их функциональная и морфологическая характеристика.

10.Нервная ткань.

11.Понятие об органе, системе органов, организме, их взаимосвязь.

12.Деление тела животного на отделы и области. Основные анатомические термины.

13.Общая характеристика скелета, принципы его строения и делений на отделы.

14.Кости шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов стволового скелета.

15.Череп, его важнейшие отдельные кости.

16.Периферический скелет.

17.Типы соединения костей скелета, суставы и связки.

18.Общая характеристика и принципы распределения мышц на теле.

19.Главнейшие мышцы головы, туловища и конечностей.

20.Мышцы как орган.

21.Типы мышц по форме, функции, внутренней структуре и связь этих характеристик мышцы с ее химическим составом и пищевыми качествами.

22.Изменения структуры мышц, ее физических свойств и химического состава с возрастом и под влиянием технологических приемов современного животноводства –тренинга, кормления, откорма, кастрации.

23.Морфологическая характеристика и значение кожного покрова.

24.Строение кожи и ее производных: волоса, копыта (копытца), мякиша, рога, потовой, сальной и молочной желез.

25.Особенности структуры кожи и ее производных с возрастом, полом, породой, кастрацией, кормлением, содержанием.

26.Форма, строение и развитие вымени, и изменение в нем с возрастом, в разные периоды воспроизводственного цикла.

27.Понятие о внутренностях, полостях тела, серозных полостях и их производных (брыжейках, сальниках, связках).

28.Деление брюшной полости на области и внутренностей на системы.

29.Принципы строения трубкообразных и паренхиматозных органов.

30.Анатомический состав, общая морфофункциональная характеристика и топография органов ротоглотки, пищеводно-желудочного отдела, застенных желез, кишечника.

31.Особенности в строении зубов разных типов. Зубная формула.

32.Анатомический состав, морфофункциональная характеристика и топография органов дыхания.

33.Анатомический состав, морфофункциональная характеристика и топография органов мочеотделения.

34.Типы почек и их строение.

35.Анатомический состав, морфофункциональная характеристика, топография и строение половых органов у самок разных видов.

36.Развитие женских половых клеток –оогенез.

37.Строение половых органов у самцов разных видов.

38.Развитие мужских половых клеток –сперматогенез.

39.Оплодотворение и ранние этапы развития организма. Этапы и критические периоды онтогенеза.

40.Значение системы органов крово-и лимфообращения, органов кроветворения и иммунной системы.

41.Строение сердца. Сердечная сумка.

42.Схемы кругов кровообращения. Кровообращение плода.

43.Закономерности хода, расположения и ветвления кровеносных сосудов.

44.Основные артерии и вены большого и малого кругов кровообращения.

45.Обзор лимфатической системы.

46.Значение и общие закономерности строения нервной системы.

47.Строение головного мозга и его отделов. Спинной мозг.

48.Строение и закономерности ветвления черепномозговых и спинномозговых нервов.

49.Понятие об анализаторах. Анатомический состав, характеристика органов чувств и их классификация.

50.Характеристика, классификация и значение желез внутренней секреции. Понятие о гуморальной регуляции функций организма.

51.Краткая история развития физиологии.

52.Основные функции организма.

53.Общая характеристика строения и функций ЦНС.

54.Рефлекс как функциональная единица ЦНС и его кольцевая природа.

55.Строение и классификация межнейронных синапсов и особенности передачи в них возбуждения.

56.Современные представления о нервном центре. Свойства нервных центров.

57.Торможение в центральной нервной системе и его значение. Физиология спинного мозга.

58.Физиология продолговатого мозга.

59.Функции мозжечка.

60.Физиология промежуточного мозга.

61.Отличие соматической нервной системы от вегетативной.

62.Вегетативная нервная система. Отличительные особенности различных отделов вегетативной нервной системы.

63.Общая характеристика желез внутренней секреции.

64.Гипофиз, физиологическое значение желез внутренней секреции.

65.Щитовидная железа. Физиологическое значение ее гормонов.

66.Поджелудочная железа, ее внутрисекреторная функция.

67.Внутрисекреторная функция половых желез. Физиологическое значение гормонов половых желез.

68.Надпочечники. Физиологическое значение гормонов мозгового и коркового слоя.

69.Регуляция желез внутренней секреции. Либерины и статины. Различия между нервной и эндокринной регуляцией.

70.Кровь как внутренняя среда организма и ее функции.

71.Физико-химические свойства крови.

 
Оснащенность
 
72.Эритроциты, их строение и функции.

73.Гемоглобин и его производные

74.Значение лейкоцитов и их функции.

75.Свертывающая и противосвертывающая система крови.

76.Общая емкость легких и ее компоненты.

77.Механизм и типы дыхания.

78.Перенос газов кровью.

79.Регуляция дыхания.

80.Особенности дыхания у птиц.

81.Сущность и значение пищеварения.

82.Физиология ротового пищеварения и механизм регуляции слюноотделения.

83.Общие закономерности желудочного пищеварения.

84.Желудочный сок и его ферменты. Роль соляной кислоты.

85.Особенности пищеварения взрослых жвачных животных.

86.Особенности желудочного пищеварения у свиней.

87.Значение микроорганизмов в преджелудках жвачных животных.

88.Особенности желудочного пищеварения у лошадей.

89.Пищеварение в тонком отделе кишечника.

90.Состав и роль желчи в пищеварении.

91.Пристеночное пищеварение и его связь с полостным пищеварением.

92.Роль поджелудочной железы в процессах пищеварения.

93.Выделительные органы и их роль в поддержании гомеостаза. Физиология почек. Микроструктура нефрона.

94.Механизм мочеобразования.

95.Нервная и гуморальная регуляция деятельности почек.

96.Процессы ассимиляции и диссимиляции.

97.Обмен белков.

98.Обмен липидов.

99.Обмен углеводов.

100.Обмен воды и минеральных веществ.

101.Теплообмен и регуляция температуры тела.

102.Роль витаминов в обмене веществ и их классификация.

103.Физиология молокообразования.

104.Рефлекс молокоотдачи.

105.Молоко и молозиво, их биологическое значение.

106.Емкостная система молочной железы.

107.Репродуктивная система самцов и самок.

108.Беременность. Роды.

109.Особенности размножения птиц

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрен
 
Выступление с докладом на занятии является дополнительным видом работ для формирования повышенного уровня освоения компетенций и предполагает самостоятельный подбор студентом темы для доклада по согласованию с преподавателем, либо выбор из предложенных тем. Выступление с докладом может осуществляться с применением презентаций. Регламент выступления – 5-7 минут.

Темы рефератов

1. Вопросы доместикации и ее влияние на возрастные и породные особенности строения животных.

2. Краткие данные о тканях организма.

3. Особенности анатомического строения скелета лошади.

4. Особенности анатомического строения скелета собаки.

5. Особенности анатомо-топографического распределения мышц.

6. Особенности анатомического строения мышечной системы лошадей.

7. Особенности анатомического строения мышечной системы собак.

8. Видовые особенности соединения костей.

9. Возрастные, сезонные и видовые особенности строения кожного покрова и его производных.

10. Факторы, влияющие на строение и развитие кожного покрова и его производных.

11. Особенности анатомического строения молочных желез коров, лошадей и свиней.

12. Особенности анатомического строения пищеварительной системы лошадей и собак, свиней.

13. Особенности анатомического строения органов дыхания лошадей и собак.

14. Особенности анатомического строения мочеполовой системы лошадей.

15. Особенности анатомического строения мочеполовой системы собак.

16. Морфофункциональная характеристика, анатомический состав и значение системы крово - и лимфообращения, ее развитие.

17. Анатомо-топографические особенности лимфатических узлов (любой вид животного, любая часть тела).

18. Кровообращения плода.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
19. Сосудистые магистрали и их ветви, закономерности ветвления и расположения. Особенности сосудистой системы желудочно-кишечного тракта вымени.

20. Фило, и онтогенез органов чувств.

21. Топография органов брюшной и тазовой полостей лошади и свиньи.

22. Топография внутренних органов крупного рогатого скота.

23. Филогенез млекопитающих и птиц.

24. Основные принципы филогенетического преобразования.

25. Понятие об организме и его частях.

26. Значение и общие закономерности строения и развития скелета.

27. Строение, развитие и значение костной ткани.

28. Рост и развитие кости в онтогенезе.

29. Возрастные и адаптационные особенности скелета.

30. Общие сведения о развитии конечностей.

31. Развитие мышц. Строение мышцы как органа.

32. Полости тела.

33. Развитие органов кровообращения в онтогенезе.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Скопичев В. Г., Шумилов Б. В.
Морфология и физиология животных: учебное пособие
СПб.: Лань, 2005
Электронный ресурс
 
Л1.2
Сидорова М. В., Панов В. П., Семак А. Э., Сидорова М. В.
Морфология сельскохозяйственных животных. Анатомия и гистология с основами цитологии и эмбриологии Режим доступа:: учебник
СПб.: Лань, 2020
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Скопичев В. Г., Шумилов Б. В.
Морфология и физиология животных: учебное пособие
СПб.: Лань, 2005
0
 
Л2.2
Вавина О. В., Великанов В. И.
Морфология сельскохозяйственных животных: учебное пособие
Нижний Новгород, 2009
0
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Вракин В. Ф., Сидорова М. В., Панов В. П., Семак А. Э.
Практикум по анатомии и гистологии с основами цитологии и эмбриологии сельскохозяйственных животных: учебное пособие
СПб.: Лань, 2013
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.2
Проблемно-ориентированный комплекс программ по животноводству на ПК (ИАС "СЕЛЭКС", "Кормовые рационы" и др.)
6.3.1.3
MozillaFirefox
6.3.1.4
MozillaThinderbird
6.3.1.5
7-Zip
6.3.1.6
VisualStudio 2015
6.3.1.7
Visio 2016
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.2
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
Оснащенность
 
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
315
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer (1 шт.),  интерактивная доска (1 шт.), моноблок  Acer Aspire С22-865 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия, столы (28 шт.), стулья ученические (54 шт.), стул для преподавателя (1 шт.), трибуна. 
Лек
 
324
Учебная аудитория
Микроскоп медицинский Биомед -2 (7 шт.), микроскоп монокулярный Биомед С-2, проектор ACER X127 H белый, экран с электроприводом DRAPER BARONET HW, влажные препараты, доска классная, столы лабораторные (8 шт.), стулья ученические (16 шт.), раковина
Лаб
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову  (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются конкретные вопросы по теме занятия, разбираются тестовые задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
Оснащенность
 
При изучении дисциплины «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» следует усвоить:

- строение и функции организма животного на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях его организации;

- сущность физиологических процессов, протекающих в животном организме;

- нейрогуморальные механизмы регуляции физиологических функций;

- физиологию беременности и родов, методы трансплантации зародыша;

- физиологические основы формирования молока

-       определять физиологическое состояние продуктивных животных по морфологическим признакам и физиологическим константам гомеостаза;

- регулировать качественные показатели животноводческой продукции, используя современные технологические приемы содержания, кормления и разведения животных;

- адаптировать базовые технологии производства продукции животноводства к современным требованиям переработчиков.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________