(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции животноводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
1.2. Углеводы
1.3. Липиды
1.4. Витамины
1.5. Ферменты /Лек/
1.2. Углеводы
1.3. Липиды
1.4. Витамины
1.5. Ферменты /Лаб/
1.2. Углеводы
1.3. Липиды
1.4. Витамины
1.5. Ферменты /Пр/
2.2. Дубильные вещества
2.3. Терпеноидные соединения
2.4. Алкалоиды
2.5. Гликозиды /Лек/
2.2. Качественное и количественное определение дубильных веществ (таннидов) в растительном сырье
2.3. Выделение кофеина из растительного сырья и качественные реакции на него /Лаб/
2.2. Качественное и количественное определение дубильных веществ (таннидов) в растительном сырье
2.3. Выделение кофеина из растительного сырья и качественные реакции на него /Пр/
3.2. Зернобобовые культуры.
3.3. Картофель и корнеплоды.
3.4. Кормовые травы
3.5. Овощные культуры.
3.6. Плодово-ягодные культуры
/Лек/
Дополнительные индивидуальные задания
2. Сравнение химического состава коровьего молока с молоком других видов животных.
3. Физико-химические изменения молока при нагревании и охлаждении, замораживании и механических воздействиях, при хранении, транспортировке и первичной обработке.
4. Биохимические и физико-химические процессы при изготовлении молочных продуктов (масла, сыра, кисломолочных продуктов, молочных консервов).
5. Вкусовые и ароматические вещества молочных продуктов.
7. Химический состав мяса.
8. Биохимия мышечной, жировой, соединительной, костной и хрящевой тканей.
9. Биохимия крови и субпродуктов.
10. Действие химических консервантов, антибиотиков, фитонцидов.
11. Химический состав зерна злаковых культур.
12. Особенности состава белков, углеводов, витаминов, минеральных веществ в семенах злаковых растений.
13. Биохимические процессы при созревании, послеуборочном дозревании и хранении зерна.
14. Влияние природно-климатических условий, орошения и режима питания растений на накопление белков и углеводов в зерне злаковых культур.
15. Химический состав зерна зернобобовых культур.
16. Особенности состава белков, углеводов, витаминов, минеральных веществ в семенах бобовых растений.
17. Влияние природно-климатических условий, орошения и режима питания растений на накопление белков и углеводов в зерне зернобобовых культур.
18. Химический состав семян масличных растений.
19. Характеристика растительных масел основных масличных культур.
20. Биохимические процессы при созревании, послеуборочном дозревании и хранении масличных семян.
21. Влияние природно-климатических условий, орошения и режима питания растений на накопление и качественный состав масла в семенах масличных растений.
22. Химический состав клубней картофеля.
23. Особенности распределения химических веществ в различных частях клубней.
24. Изменение химического состава клубней картофеля при созревании.
25. Формирование кулинарных и технологических свойств клубней картофеля.
26. Факторы, снижающие накопление в клубнях картофеля редуцирующих сахаров и свободных аминокислот.
27. Влияние природно-климатических факторов, удобрений и других условий выращивания на качество клубней картофеля.
28. Биохимические процессы в клубнях картофеля при хранении.
29. Химический состав корнеплодов.
30. Особенности распределения сахаров, азотистых веществ и витаминов в различных частях корнеплодов.
31. Биохимические процессы при созревании и хранении корнеплодов.
32. Влияние природно-климатических условий, орошения и режима питания растений на накопление сахаров, витаминов и азотистых веществ в корнеплодах.
33. Химический состав кормовых трав.
34. Изменение содержания белков, углеводов, липидов, органических кислот, витаминов и минеральных веществ в вегетативной массе бобовых и злаковых трав в процессе их роста и развития.
35. Влияние природно-климатических условий, орошения и режима питания растений на формирование химического состава кормовых трав.
36. Химический состав овощей.
37. Особенности строения овощей и распределения в них основных химических веществ.
38. Биохимические процессы в созревающих овощах.
39. Формирование вкуса, аромата и питательных свойств овощей при созревании и под влиянием природно-климатических факторов, орошения, применяемых удобрений.
40. Факторы, снижающие накопление в овощах нитратов.
41. Биохимические изменения в овощах при хранении и переработке.
42. Химический состав плодов и ягод.
43. Особенности строения плодов и ягод и распределения в них химических веществ.
44. Биохимические процессы в созревающих плодах и ягодах.
45. Особенности обмена органических кислот в созревающих плодах.
46. Формирование вкуса, аромата и питательных свойств плодов и ягод под влиянием природно-климатических факторов, орошения, применяемых удобрений.
47. Биохимические изменения в плодах и ягодах при хранении и переработке.
1. Пищевая и биологическая ценность молока и молочных продуктов.
2. Химический состав молока (вода, белки, липиды, углеводы, витамины, ферменты, гормоны, минеральные вещества).
3. Сравнение химического состава коровьего молока с молоком других видов животных.
4. Физико-химические и бактерицидные свойства молока.
5. Белково-липидные комплексы молока.
6. Молоко как питательный субстрат для бактерий.
7. Пороки молока биохимического происхождения.
9. Физико-химические изменения молока при нагревании и охлаждении, замораживании и механических воздействиях, при хранении, транспортировке и первичной обработке.
10. Биохимические и физико-химические процессы при изготовлении молочных продуктов (масла, сыра, кисломолочных продуктов, молочных консервов).
11. Биохимические изменения компонентов молока при переработке.
12. Брожение молочного сахара.
13. Гидролиз и окисление липидов.
14. Распад белков и изменения аминокислот.
15. Вкусовые и ароматические вещества молочных продуктов.
16. Химический состав вторичного молочного сырья и молочно-белковых концентратов.
17. Пищевая и биологическая ценность мяса и мясопродуктов.
18. Химический состав мяса.
19. Биохимия мышечной, жировой, соединительной, костной и хрящевой тканей.
20. Биохимия крови и субпродуктов.
21. Биохимические процессы в мясе после убоя (посмертное окоченение, созревание, загар мяса).
22. Биохимические изменения мяса при хранении, замораживании и дефростации.
23. Повышение устойчивости мяса и мясопродуктов при хранении и переработке.
24. Действие химических консервантов, антибиотиков, фитонцидов.
25. Химические изменения мяса при посоле.
26. Действие поваренной соли, сахара, нитратов и нитритов.
27. Физико-химические изменения мяса при термической обработке, копчении.
Дополнительные вопросы
1. Природа белковой молекулы.
2. Классификация аминокислот.
3. Как связаны между собой аминокислоты в молекуле белка?
4. Химические свойства аминокислот.
5. Почему белки являются амфотерными соединениями?
6. Изоэлектрическое состояние белковой молекулы. Изоэлектрическая точка белка.
7. Что такое денатурация белка и какими факторами можно ее вызвать?
8. Привести примеры практического значения коагуляции белков.
9. Уровни организации белковой молекулы.
10. Классификация белков.
11. На чем основаны цветные реакции на белки и каково их практическое значение?
12. Какая минеральная кислота является специфическим реактивом для обнаружения белка в биологических жидкостях?
13. Углеводы, классификация. Приведите по 2 примера. Биологическая роль углеводов.
14. Моносахариды. Триозы. Химическая структура, свойства и биологическая роль.
15. Моносахариды. Пентозы. Химическая структура и свойства. Приведите структурную формулу рибозы и дезоксирибозы. Какова их биологическая роль?
16. Моносахариды. Гексозы: глюкоза, галактоза, манноза, фруктоза, дезоксигексозы. Химическая структура и свойства.
17. Дисахариды (сахароза, мальтоза, целлобиоза, лактоза), распространение в природе, химическая структура и свойства.
18. Олигосахариды, распространение в природе, химическая структура и свойства.
19. Полисахариды, распространение в природе, химическая структура и свойства.
20. Полисахариды: крахмал, гликоген. Напишите химические структуры амилозы и амилопектина.
21. Полисахариды. Целлюлоза (клетчатка).
22. Производные углеводов: сорбит, сахарокислоты.
23. Аминоуглеводы, глюкозиды, эфиры. Приведите примеры.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим, лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты; раскрываются концептуальные основы предмета как одной из важнейших фундаментальных естественных наук, изучающих биополимеры, их свойства и процессы превращения веществ, сопровождающиеся изменением состава и структуры.
Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Каждая лекция должна быть логически и внутренне завершенным этапом изложения материала курса. Порядок изложения и объем излагаемого на каждой лекции материала определяется «Учебной программой по дисциплине» и предусмотренным в ней распределением количества часов на каждую тему. Каждая лекция строится по принципу триады: от общего — к частному, а на ее завершающем этапе — возвращение к общему на уровне вновь изложенного материала. Это требует подчинение ее определенному, строго выдерживаемому алгоритму или плану. В процессе лекции необходимо акцентировать внимание студентов на химические закономерности, проводить связь с предыдущим и последующим материалом. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические, лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Занятия необходимо планировать так, чтобы тема лекции предшествовала данной теме лабораторного занятия. На первом практическом, лабораторном занятии студенты, кроме инструктажа по технике безопасности, должны быть предупреждены о рабочем распорядке занятия, в частности о том, что их рабочие места должны быть подготовлены до звонка (должны лежать тетради для записи, выставлено на столы необходимые материалы, реактивы, оборудование). Занятие необходимо начинать с опроса, который для группы в 15 человек не должен занимать больше 15-20 мин. Во время его должны быть опрошены все студенты группы, поэтому вопросы, предлагаемые студентам, должны быть настолько конкретны, чтобы требовали короткого, конкретного ответа. Затем преподаватель должен ознакомить студентов с содержанием занятия, обсудить вопросы хода проведения опытов. На это также не должно быть потрачено более 15-20 мин. Остальное время занятия отводится на выполнение и оформление работы. На каждом занятии, параллельно с этой работой, рекомендуется выделять для студентов время (во второй половине занятия) на защиту лабораторных работ. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение дополнительной информации, материалов учебников, решение задач, написание докладов, рефератов для получения глубоких дополнительных знаний. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году