(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции животноводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Проблема продовольственной безопасности на международном уровне.
3. Принципы построения многоуровневой системы продовольственной безопасности государства.
4. Критерии обеспечения продовольственной безопасности в России.
5. Пища как возможный источник и носитель потенциально опасных веществ.
6. Природные компоненты пищи и их действие на организм.
7. Основные принципы санитарно-гигиенического нормирования, регистрации, маркировки пищевых продуктов из генетически модифицированных источников.
8. Методы определения показателей безопасности в продуктах питания.
9. Меры токсичности веществ.
10. Ртуть: источник загрязнения продуктов. Токсическая опасность ртути и его соединений.
11. Кадмий, его токсичность и источники загрязнения.
12. Свинец, его токсичность и источники загрязнения.
13. Мышьяк, его токсичность и источники загрязнения.
14. Методы определения токсичных элементов в пищевых продуктах.
15. Загрязнение пищевых продуктов пестицидами.
16. Технологические способы снижения остаточных количеств пестицидов в пищевом сырье и продуктах питания.
17. Биологическое действие соединений азота на человеческий организм.
18. Технологические способы снижения содержания соединений азота в сырье и пищевых продуктах.
19. Проблемы применения и контроля гормональных препаратов.
20. Проблемы применения и контроля антибиотиков.
21. Диоксины и их действие на организм человека.
22. Нитраты и способы их снижения.
23. Показатели качества пищевой продукции и факторы, влияющие на них.
24. Методы и средства контроля качества пищевой продукции.
25. Общие положения Государственной политики в области здорового питания. Цель и задачи.
26. Механизм реализации Государственной политики в области здорового питания. Основные направления.
27. Ожидаемые результаты реализации Государственной политики в области здорового питания.
28. Генетически модифицированные продукты питания.
30. Загрязнение продовольственного сырья препаратами, применяемыми в растениеводстве.
31. Глобальный экологический кризис и его последствия.
32. Последствия экстенсивного пути развития аграрной цивилизации.
33. Нитриты.
34. ДНК – технологии, цель и задачи.
35. Роль генетически модифицированных организмов в жизни человека.
36. Требования, предъявляемые к упаковочным материалам.
37. Требования, предъявляемые к маркировке пищевой продукции.
38. Углеводы. Классификация и роль в организме человека.
39. Белки. Классификация и роль в организме человека.
40. Жиры. Классификация, значение в жизни человека.
41. Этапы проведения гигиенической экспертизы.
42. Органолептические показатели готовой продукции.
43. Показатели состояния упаковки.
44. Виды гигиенической экспертизы.
45. Классификация пищевых продуктов по качеству.
46. Этапы гигиенической экспертизы.
47. Физико-химические показатели готовой продукции.
48. Окружающая среда – основной источник загрязнения сырья и пищевых продуктов.
49. Биологические ксенобиотики.
50. Химические ксенобиотики.
51. Основные группы пестицидов.
52. Микробиологический контроль безопасности пищевых продуктов.
53. Гигиенический контроль за применением пищевых добавок.
54. Мероприятия, проводимые с целью улучшения экологического состояния окружающей среды.
55. Приоритетные загрязнители агросферы.
56. Мероприятия, направленные на борьбу с насекомыми и грызунами.
57. Питание – важнейший фактор здоровья.
58. Микроэлементы и их роль в организме человека.
59. Понятие безопасности (биологическая безопасность, продовольственная безопасность).
60. Источники загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами.
1. Развитие международных программ по гигиене пищевых продуктов.
2. Европейские системы контроля безопасности продуктов питания.
3. Показатели качества пищевой продукции и факторы, влияющие на них.
4. Методы и средства контроля качества пищевой продукции.
5. Система мониторинга.
6. Приоритетные загрязнители агросферы.
7. Пищевые добавки.
8. Генетически модифицированные продукты питания.
9. Потенциально опасные вещества пиши и основные пути ее загрязнения.
10. Радиационная безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов.
11. Полимерные и другие материалы как возможный источник загрязнения пищи.
12. Биологически активные добавки.
13. Гигиеническая экспертиза пищевых продуктов.
14. Вещества, применяемые в растениеводстве.
15. Вещества, применяемые в животноводстве.
16. Обеспечение качества продовольственного сырья и продуктов питания.
17. Гигиенические требования, предъявляемые к пищевым продуктам.
18. Биологические ксенобиотики.
19. Химические ксенобиотики.
Тесты
1. К токсинам химического происхождения относятся:
а) микотоксины;
б) пестициды;
в) бактериальные токсины.
2. Определение содержания тяжелых металлов в объектах проводят методом……
а) газожидкостной хроматографии;
б) атомно-абсорбционной спектрометрии;
в) органолептическим.
а) технологическое качество;
б) экологическое качество;
в) органолептическое качество.
4. Микотоксины продуцируются….
а) токсикогенными грибами;
б) растениями;
в) клещами.
5. При миграции ТМ из почвы в растения учитывают их …… .
а) валовое содержание;
б) подвижные формы;
в) ориентировочно допустимую концентрацию.
6. Цвет, запах, вкус, влажность, зараженность и засоренность зерна относятся к показателям:
а) обязательным не зависимо от целевого назначения;
б) дополнительным;
в) обязательным в зависимости от целевого назначения.
7. К токсинам биологического происхождения относятся:
а) микотоксины;
б) металлы;
в) пестициды.
8. К пестицидам относятся:
а) мышьяк;
б) микотоксины;
в) хлорорганические соединения.
9. Для снижения содержания ТМ в почве следует проводить мероприятия направленные на …. .
а) повышение содержание минеральных веществ;
б) детоксикацию;
в) снижение кислотности.
10. Содержания ТМ при применении ОСВ в качестве удобрений …: .
а) снижается;
б) повышается;
в) не влияет.
11. Пригодность одного изделия для использования вместо другого изделия в целях одних и тех же требований:
а) взаимозаменяемость;
б) совместимость;
в) непригодность.
12. Активизируют биологические процессы, улучшают питание растений и фитосанитарное состояние почв:
а) минеральные удобрения;
б) органические удобрения;
в) пестициды.
13. Загрузку пищевых продуктов в складские помещения, охлаждаемые камеры, овоще- и фруктохранилища производят:
а) группами:
б) партиями:
в) в зависимости от массы.
14. Применение пищевых добавок возможно, если они:
а) не угрожают здоровью населения;
б) необходимы в процессе производства;
в) повышают конкурентоспособность продукции.
15. Ферментные препараты с протеолитической активностью воздействуют на структурные компоненты:
а) липиды;
б) белки;
в) крахмал.
16. Ферментные препараты с амилолитической активностью воздействуют на структурные компоненты:
а) липиды;
б) белки;
17. Пищевая добавка – сорбиновая кислота является:
а) консервантом;
б) красителем;
в) органической кислотой.
18. Нигиляция – это……..
а) токсический эффект превышает суммирование;
б) токсический эффект меньше, чем при суммировании;
в) эффект такой какой есть.
19. Основными мишенями при воздействии свинца являются:
а) сердце, гипофиз;
б) железо, печень;
в) нервная, кровеносные системы.
20. Металл, не являющийся жизненно необходимым для организма
а) железо;
б) кадмий;
в) медь.
21. Диоксины в природе сохраняются
а) долговременно;
б) кратковременно;
в) нет в природе.
22. Дефолианты – пестициды, применяемые для…
а) удаления листьев;
б) уничтожения насекомых;
в) борьбы с грызунами.
23. К основным задачам государственной политики в области здорового питания относятся:
а) мониторинг состояния питания населения;
б) разработка технических регламентов;
в) принятие технических регламентов.
24. Диоксины – это
а) неорганические соединения;
б) органические соединения;
в) биологические вещества.
25. Выхлопные газы являются основным источником загрязнения воздуха
а) ртутью;
б) свинцом;
в) железом.
Система знаний по дисциплине «Безопасность сельскохозяйственного сырья и продовольствия» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи по дисциплине, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практические занятия заканчиваются подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Безопасность сельскохозяйственного сырья и продовольствия», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины завершают практические занятия, которые обеспечивают: контроль подготовленности студента; закрепление учебного материала; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов. Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году