(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции животноводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э2
Э2
Э2
Э2
Э2
2. Назвать периоды жизненного цикла рыб и дать их характеристику.
3. Перечислить особенности размножения рыб разных экологических групп.
4. Назвать особенности питания рыб разных групп.
5. Назвать основных представителей карповых рыб, используемых в аквакультуре, дать их биологическую характеристику.
6. Перечислить представителей осетровых рыб, используемых в аквакультуре, дать их биологическую характеристику.
7. Назвать представителей лососевых и сиговых рыб, используемых в аквакультуре, дать их биологическую характеристику.
8. Какие требования предъявляют к качеству воды в рыбохозяйственных водоемах?
9. Что такое первичная продукция и как их определяют?
10. Какова роль простейших и бактерий в формировании продуктивности водоема.
11. Как определить видовой состав и биомассу зоопланктона?
12. Рассказать о пищевой ценности организмов зоопланктона и бентоса.
13. Что представляет собой естественная рыбопродуктивность прудов и каковы факторы, ее определяющие?
14. Какие факторы учитывают при выделении рыбоводных зон.
15. Каковы биологические особенности тиляпий?
16. Назвать типы и системы рыбоводных хозяйств.
17. Что понимают под оборотом хозяйства?
18. Перечислить основные объекты разведения в тепловодном и холодноводном хозяйствах.
19. Назвать категории рыбоводных прудов и дать их характеристику.
20. Какие требования предъявляют к рельефу местности, грунтам и качеству воды при выборе участка под строительство прудового хозяйства?
21. Как рассчитывают площади прудов разных категорий?
22. Дать характеристику гидротехнических сооружений.
23. Как рассчитать водопотребление в прудовом хозяйстве?
24. Перечислить основные этапы технологического процесса выращивания карма в рыбоводном хозяйстве с двухлетним оборотом.
25. Условия содержания производителей в преднерестовый период.
26. Как провести естественный нерест карпа?
27. Каковы основные этапы эмбрионального и раннего постэмбрионального развития карпа?
28. Какова цель применения гипофизарной инъекции и как ее проводят?
29. Перечислить основные этапы заводского воспроизводства карпа.
30. Назвать преимущества заводского метода воспроизводства карпа.
31. Перечислять методы подращивания личинок карпа.
32. Рассказать о подращивании личинок в прудах под пленочным покрытием.
33. Каковы основные факторы, определяющие получение стандартных сеголетков?
34. Каковы особенности зимовки молоди в зимовальных прудах, в зимовальных комплексах?
35. Какова технология выращивания товарной рыбы при двухлетнем и трехлетнем оборотах?
36. Перечислить преимущества и недостатки метода непрерывного выращивания рыбы.
Тема 1.1 Краткая характеристика рыб. Среда обитания и строение рыб. Жизненный цикл рыб. Размножение, рост и развитие рыб. Питание рыб.
Тема 1.2 Биологические особенности и хозяйственные качества основных объектов аквакультуры. Карповые, осетровые, лососевые, сиговые и сомовые рыбы.
Тема 1.3 Основные требования к качеству воды при разведении рыб. Температура, прозрачность воды. Газовый режим водоема. Солевой состав.
Тема 1.4 Факторы, определяющие продуктивность водоемов. Естественная кормовая база водоемов.
УСТРОЙСТВО ПРУДОВОГО РЫБОВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Тема 2.1 Типы и системы рыбоводных хозяйств. Полносистемные прудовые и нагульные хозяйства.
Тема 2.2 Категории рыбоводных прудов.Нерестовые, мальковые, выростные, зимовальные, нагульные, маточные и карантинные пруды.
Тема 2.3 Выбор участка для строительства рыбоводного хозяйства. Плотины и дамбы. Водоподающие, водосбросные и водопускные сооруже-ния. Рыбоуловители.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВЕДЕНИЯ И ВЫРАЩИВАНИЯ РЫБ.
Тема 3.1 Содержание производителей и ремонтного молодняка. Кормовая база. Половое созревание рыб.
Тема 3.2 Получение потомства. Естественный и заводской методы воспроизводства. Гормональная стимуляция созревания производителей. Получение половых продуктов.
Тема 3.3 Подращивание личинок рыб в прудах, заводских условиях.
Тема 3.4 Выращивание и зимовка сеголетков. Получение и кормление сеголетков. Определение упитанности сеголетков. Зимовальные бассейны и плотность посадки молоди.
Тема 3.5 Выращивание товарной рыбы. Подготовка прудов. Выращивание трехлетков. Интенсивная технология выращивания карпа.
Тема 3.6 Новые технологии выращивания карпа. Непрерывная технология. Совместное выращивание карпа и растительноядных рыб. Технология комбинированного выращивания карпа в индустриальных и прудовых хозяйствах с получением товарных сеголетков.
Система знаний по дисциплине «Биология рыб» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты; раскрываются биологические особенности рыб. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Каждая лекция должна быть логически и внутренне завершенным этапом изложения материала курса. Порядок изложения и объем излагаемого на каждой лекции материала определяется «Учебной программой по биологии рыб» и предусмотренным в ней распределением количества часов на каждую тему. Каждая лекция строится по принципу триады: от общего — к частному, а на ее завершающем этапе — возвращение к общему на уровне вновь изложенного материала. В
2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Лабораторные занятия необходимо планировать так, чтобы тема лекции предшествовала данной теме лабораторного занятия. На первом лабораторном занятии студенты, кроме инструктажа по технике безопасности, должны быть предупреждены о рабочем распорядке занятия, в частности о том, что их рабочие места должны быть подготовлены до звонка (должны лежать альбомы, тетради для записи, выставлена на столы оптика и пр.). Лабораторное занятие необходимо начинать с опроса, который для группы в 15 человек не должен занимать больше 15-20 мин. Во время его должны быть опрошены все студенты группы, поэтому вопросы, предлагаемые студентам, должны быть настолько конкретны, чтобы требовали короткого, конкретного ответа. Затем преподаватель должен ознакомить студентов с содержанием занятия, с конкретными объектами, которые они должны изучить, с их видовой принадлежностью, с их таксономическим статусом, с основными чертами их морфологии и анатомии. После этого он должен ознакомить их с особенностью наглядных пособий (препаратов), которые они должны изучить. Если на занятии предусматривается вскрытие животных, преподаватель должен показать и объяснить, как это делается и как изготавливаются временные препараты для микроскопирования, и что студент должен на препаратах увидеть и зарисовать. На это также не должно быть потрачено более 15-20 мин. Остальное время занятия отводится на работу с животными или препаратами, микроскопирование, рисование — не менее 45 мин. На каждом занятии, параллельно с этой работой, рекомендуется выделять для студентов время (во второй половине занятия) на предъявление на проверку альбомов, на прохождение текущего тестирования (письменного ответа на уже проработанные ранее темы лабораторных занятий). Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение дополнительной информации, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов для получения глубоких дополнительных знаний. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Биология рыб», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Биология рыб» следует усвоить:
- основные направления эволюции рыб;
- биологические особенности основных видов рыб, связанных с обеспечением жизненных потребностей человека;
- систематику рыб;
- технологию разведения и выращивания рыб.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году