МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
Проректор по учебной
и научной работе
Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции животноводства
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. с.-х. наук, доц., Елисеева Л.В.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 669).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Семеноводство" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Елисеева Л.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Мардарьева Н.В.
Председатель методической комиссии факультета Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование теоретических знаний умений по организации семеноводства полевых культур, приобретение профессиональных навыков и формирование необходимых компетенций
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Иностранный язык в профессиональной деятельности работников аграрной сферы
Психология личности и профессиональное самоопределение
Русский язык в профессиональной деятельности работников аграрной сферы
Введение в профессиональную деятельность
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Идентификация и обнаружение фальсификации сельскохозяйственного сырья и продуктов переработки продукции животноводства
Технохимический контроль сельскохозяйственного сырья и продуктов переработки продукции животноводства
Производственная практика, научно-исследовательская работа
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-9. Способен участвовать в проведении научных исследований по общепринятым методикам, составлять их описание и формулировать выводы
ПК-9.1 Участвует в проведении научных исследований по общепринятым методикам
ПК-9.2 Осуществляет обобщение и статистическую обработку результатов опытов, формулирует выводы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- систему семеноводства основных полевых культур;
- методы производства семян и посадочного материала элиты;
- технологии получения высококачественных семян
- планировать сортосмену и сортообновление;
- планировать семеноводство в хозяйстве;
- проводить сортовой и семенной контроль
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- проведения массового и индивидуального отбора в семеноводстве, проведения сортового контроля
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Теоретические основы производства сортовых семян
Семеноводство - как наука и отрасль сельскохозяйственного производства /Лек/
Теоретические основы семеноводства /Лек/
Принципы охраны селекционных достижений, организация внутрихозяйственного семеноводства /Лаб/
Теоретические основы производства сортовых семян /Ср/
Работа с учебной литературой, написание реферата. Работа в СДО
Массовый отбор в семеноводстве /Лаб/
Сортосмена и сортообновление /Лек/
Планирование сортосмены и сортообновления /Лаб/
Сортосмена и сортообновление /Ср/
Работа с учебной литературой, решение задач. Работа в СДО
Раздел 2. Организация производства сортовых семян
Организация семеноводства /Лек/
Организация семеноводства /Ср/
Работа с учебной литературой. Работа в СДО
Расчет площади семеноводческих посевов /Лаб/
Производство семян элиты зерновых культур, картофеля, трав /Лек/
Планирование производства элиты /Лаб/
Планирование производства элиты /Ср/
Работа с учебной литературой, решение задач. Работа в СДО
Технология получения высококачественных семян /Лек/
Оригинальное семеноводство картофеля /Лаб/
Послеуборочная обработка семян и хранение семенного материала /Лек/
Технология производства, послеуборочной доработки и хранения семян /Ср/
Работа с учебной литературой в СДО
Расчет потребного количества семян, удобрений под запланированный урожай семян /Лаб/
Сортовой и семенной контроль /Лек/
Составление сортовых документов /Лаб/
Сортовой и семенной контроль /Ср/
Работа с учебной литературой, решение задач. Работа в СДО
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1.История развития семеноводства в стране.
2.Семеноводство – как наука и отрасль сельскохозяйственного производства.
3.Проблемы и перспективы развития семеноводства в России в рыночных условиях.
5.Причины ухудшения сортовых качеств в процессе репродуцирования.
6.Знание сортосмены, сроки поведения.
7.Принцнпы сортообновления.
8.Система семеноводства зерновых культур.
9 .Система семеноводства картофеля.
10.Система семеноводства многолетних трав.
11 .Система и методика производства семян элиты зерновых и зернобобовых культур.
12.Схема и методика производства элиты картофеля.
13.Производство семян элиты многолетних трав.
14.Особенности агротехники семенных посевов.
15.Приемы ускоренного размножения.
16.Агротехнические основы уборки семеноводческих посевов, пути снижения травмирования семян.
17.Послеуборочная обработка семян.
18.Хранение семенного материала.
19.Сортовой контроль.
20.Семенной контроль.
21. Факторы, влияющие на качество семян.
22.Зависимость качества семян от агроэкологических и агротехнических условий выращивания.
23.Мероприятия по оздоровлению семян и посадочного материала.
24. Документы на сортовые посевы.
25.Методы определения качества семян.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Экзамен не предусмотрен учебным планом.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Тематика рефератов
1. Система семеноводства России.
2. Государственный страховой фонд семян. Его задачи и принципы формирования.
3. Система семеноводства за рубежом.
4. Урожайные качества семян.
5. Качественные показатели семян.
6. Биологическое засорение сорта.
7. Сортообновление в семеноводстве.
8. Экологическое зонирование семеноводства.
9. История формирования и развитие системы семеноводства в Чувашской республике.
10. Современные технологии подготовки семян к посеву и хранению.
11. Хранение семян.
12. Апробация семеноводческих посевов.
13. Семеноводство зерновых культур в Чувашской республике.
14. Семеноводство картофеля в Чувашской республике.
15. Первичное семеноводство картофеля.
Образцы тестовых заданий
1. К первичным звеньям семеноводства относятся:
1.Питомник испытания потомств 1-го года
2.Питомник испытания потомств 2-го года
3.Питомник испытания потомств 1-го и 2-го года
4.Питомник испытания потомств 1-го и 2-го года, питомники размножения 1-4 годов
5.Питомник испытания потомств 1-ого и 2-ого года, питомники размножения 1-4 годов, суперэлита
2. Методы обеспечения высоких требований к семенам элиты включают:
1.Периодическое, раз в 2-3 года, сортообновление
2.Отбор типичных для данного сорта растений, послеуборочная доработка, соблюдение правил хранения семян, проведение видовых и сортовых прополок
3.Обязательное предпосевное протравливание семян
4.Периодическое, раз в 4--5 года, сортообновление
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
3. Схема производства элиты зерновых культур при использовании массового отбора включает:
1.Питомник отбора, питомники испытания потомств 1-2 года, питомники размножения 1-4 года
2.Питомник отбора,питомники размножения 1-4 года
3.Питомники испытания потомств 1-2 года, питомники размножения 1-4 года
4.Питомник отбора, питомники испытания потомств 1-2 года
4. Преимущества индивидуального отбора при создании элиты зерновых культур:
1.Ускоренное размножение нового сорта
2.Многолетний контроль сортовой чистоты
3.Уменьшение числа возникновения спонтанных мутаций
4.Увеличение коэффициента размножения
5. Схема производства семян элиты зерновых культур при использовании индивидуального отбора включает:
1.Питомник отбора, питомники испытания потомств 1-2 года, питомники размножения 1-4 года
2.Питомник отбора, питомники размножения 1-4 года
3.Питомники испытания потомств 1-2 года, питомники размножения 1-4 года
4.Питомник отбора, питомники испытания потомств 1-2 года
6. Источники исходного материала по зерновым культурам для закладки первичных звеньев семеноводства:
1.Питомники размножения
2.Посевы суперэлиты
3.Посевы элиты
4.Любой посев данного сорта
7. Первичное семеноводство картофеля включает:
1.Питомник сохранения сорта, предварительное размножени, суперэлита
2.Питомник отбора, питомники испытания клонов 1-2 года, питомник супер-суперэлиты
3.Питомник отбора, питомники испытания клонов 1-2 года, питомник суперэлиты
4.Питомники испытания клонов 1-2 года, питомник суперэлиты
8. Необходимое число линий для питомника испытания потомств первого года у зерновых культур определяется:
1.Планом-заказом на элиту данного сорта
2.Количеством биотипов данного сорта
3.Требованиям к сортовой чистоте
4.Ни от чего не зависит
9. Основные болезни, учитываемые в семеноводстве зерновых культур:
1.Фузариоз, гельминтоспориоз, пыльная и твердая головня
2.Пыльная и твердая головня, спорынья
3.Фузариоз, бурая ржавчина, пыльная и твердая головня
4.Бурая ржавчина, пыльная и твердая головня
10. Схема получения семян элиты многолетних трав включает:
1.Питомник сохранения сорта, питомники испытания потомств 1-2 года, питомники размножения 1-4 года
2.Питомник отбора, питомники испытания потомств 1-2 года, питомники размножения 1-4 года
3.Питомник сохранения сорта, питомник предварительного размножения, суперэлита, элита
4.Питомник сохранения сорта, питомник предварительного размножения, питомники размножения 1-4 года
11. Нормы страховых фондов семян зерновых культур на этапах первичного семеноводства, %:
1.25-30
2.50
3.75
4.100
12. К преимуществам индивидуального отбора при создании элиты зерновых культур относятся:
1.Ускоренное размножение нового сорта
2.Многолетний контроль сортовой чистоты
3.Уменьшение числа возникновения спонтанных мутаций
4.Увеличение коэффициента размножения
13. Основной метод определения сортовой чистоты:
1.Изучение сортовых документов
2.Апробация посевов
3.Визуальный осмотр посевов
4.Грунтовой контроль
14. Сертификат сортовой идентификации выписывается на основании:
1.Акта апробации
2.Акта апробации и удостоверения о кондиционности семян
3.Акта регистрации
4.Удостоверения о кондиционности семян
15. Государственный сортовой контроль осуществляет:
1.Апробационная комиссия
2.Россельхозцентр
3.Работники НИИ
4.Оригинаторы сорта
16. Категория семян зависит от:
1.Принадлежности сорта к перспективным
2.Этапа их производства
3.Посевных качеств семян
4.Урожайных качеств семян
17. Государственный семенной контроль осуществляет:
1.Отдел семеноводства Минсельхоза
2.Россельхозцентр
3.Работники НИИ
4.Россельхознадзор
18. К посевным качествам семян относятся:
1. Сортовая чистота
2. Всхожесть
3. Масса 1000 штук
4. Подлинность
19. Партия семян при продаже должна сопровождаться следующими документами:
1.Актом апробации
2.Сертификатом
3.Удостоверением о кондиционности семян
4.Актом регистрации
20. Контроль за правилами хранения документов о качестве семян осуществляет:
1.Отдел семеноводства Минсельхоза
2.Россельхозцентр
3.Работники НИИ
4.Россельхознадзор
21. Расположите категории семян в порядке их производства:
1.Репродукционные
2.Оригинальные
3.Элитные
4. Репродукционные семена на товарные цели
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Гужов Ю. Л., Фукс А., Валичек П., Гужов Ю. Л.
Селекция и семеноводство культивируемых растений: учебник для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Пыльнев В.В., Коновалов Ю.Б., Березин А.Н., Малько А. М., Пыльнев В. В.
Практикум по селекции и семеноводству полевых культур: учебное пособие
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, Интерактивная доска, Моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD) и учебно-наглядные пособия, автоматизированное рабочее место селекционера, доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, штангенциркуль, термостат (1 шт.), микроскоп (1 шт.), весы (1 шт.), стол ученический (10 шт.), стул ученический (20 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Семеноводство» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются особенности системы семеноводства и производства семян и посадочного материала. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________