2024-2025_35_03_07_24-1 ТПиПСХП_ТР_plx_Экономическая теория
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.04
Экономическая теория
Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавриат
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
19
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
36
36
36
36
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., О.В. Литвинова
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 669).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Экономическая теория" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Абросимова М.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
изучить теоретические концепции, основные понятия и законы микро- и макроэкономики и сформировать компетенцию применять экономические знания в профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Учебная практика, технологическая практика
2.1.2
Основы проектной деятельности
2.1.3
Студенты в среде электронного обучения
2.1.4
Философия
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Экономика и организация производства сельскохозяйственных и пищевых предприятий
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1 Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи 
 
 
 
УК-1.2 Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи
 
 
 
УК-1.3 Рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
 
 
 
УК-1.4 Грамотно, логично, аргументировано формирует собственные суждения и оценки. Отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности
 
 
 
УК-1.5 Определяет и оценивает последствия возможных решений задачи
 
 
 
ОПК-6. Способен использовать базовые знания экономики и определять экономическую эффективность в профессиональной деятельности.
 
ОПК-6.1 Использует базовые знания экономики в производстве и переработки сельскохозяйственной продукции
 
 
 
ОПК-6.2 Определяет экономическую эффективность применения технологических приемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание основных  микро -  и макроэкономических понятий;
3.1.2
характер возможных связей и зависимостей между различными переменными микро- и макроуровня;
3.1.3
законы поведения основных экономических субъектов и принятие ими решений;
3.1.4
распределение ресурсов между альтернативными целями;
3.1.5
содержание и инструменты государственного воздействия на экономику и поведение субъектов экономики
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
вычислять основные показатели деятельности предприятия;
3.2.2
находить оптимальный объем выпуска продукции в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, оптимальный объем ресурсов, принимать верные решения в условиях ограниченности ресурсов и предпринимательских рисков;
3.2.3
разбираться в теоретических и практических вопросах функционирования национальной экономики и в преобразованиях, происходящих в стране
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
владения методами оценки экономических показателей применительно к объектам профессиональной деятельности;
3.3.2
решать практические задачи экономического анализа  и оценки экономической эффективности в сфере профессиональной деятельности;
3.3.3
самостоятельной работы с базами данных и научными статьями по тематике курса
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Микроэкономика

 
Оснащенность
 
Тема 1. Принципы экономической науки /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
0
 
Тема 1. Принципы экономической науки /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
опрос, проверка домашнего задания, решение задач, защита реферата
0
 
Тема 1. Принципы экономической науки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
изучение учебного материала, реферат (доклад), решение задач (кейсов), тестирование
0
 
Тема 2. Рыночный механизм: взаимодействие спроса и предложения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
0
 
Тема 2. Рыночный механизм: взаимодействие спроса и предложения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
2
круглый стол, опрос, проверка домашнего задания, решение задач, защита реферата
0
 
Тема 2. Рыночный механизм: взаимодействие спроса и предложения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
изучение учебного материала, реферат (доклад), решение задач (кейсов), тестирование
0
 
Тема 3. Поведение производителей, издержки и прибыль /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
0
 
Тема 3. Поведение производителей, издержки и прибыль /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
2
учебная дискуссия, опрос, проверка домашнего задания, решение задач, коллоквиум
0
 
Тема 3. Поведение производителей, издержки и прибыль /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
изучение учебного материала, реферат (доклад), решение задач (кейсов), тестирование
0
 
Оснащенность
 
Тема 4. Типы рыночных структур /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
2
проблемная лекция
0
 
Тема 4. Типы рыночных структур /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
2
опрос, проверка домашнего задания, решение задач, деловая игра
0
 
Тема 4. Типы рыночных структур /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
изучение учебного материала, реферат (доклад), решение задач (кейсов), тестирование
0
 
Тема 5. Рынки ресурсов и факторные доходы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
0
 
Тема 5. Рынки ресурсов и факторные доходы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
опрос, проверка домашнего задания, решение задач, тестирование
0
 
Тема 5. Рынки ресурсов и факторные доходы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
изучение учебного материала, реферат (доклад), решение задач (кейсов), тестирование
0
 
 
Раздел 2. Макроэкономика

 
Тема 6. Национальная экономика: цели и показатели измерения результатов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
0
 
Тема 6. Национальная экономика: цели и показатели измерения результатов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
опрос, проверка домашнего задания решение задач
0
 
Тема 6. Национальная экономика: цели и показатели измерения результатов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
изучение учебного материала, реферат (доклад), решение задач (кейсов), тестирование
0
 
Оснащенность
 
Тема 7. Макроэкономическое равновесие /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
0
 
Тема 7. Макроэкономическое равновесие /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
опрос, проверка домашнего задания, защита реферата
0
 
Тема 7. Макроэкономическое равновесие /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
изучение учебного материала, реферат (доклад), тестирование
0
 
Тема 8. Цикличность развития и экономический рост /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
0
 
Тема 8. Цикличность развития и экономический рост /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
опрос, проверка домашнего задания, решение задач, защита реферата
0
 
Тема 8. Цикличность развития и экономический рост /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
изучение учебного материала, реферат (доклад), решение задач (кейсов), тестирование
0
 
Тема 9. Экономическая политика государства /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
2
проблемная лекция
0
 
Тема 9. Экономическая политика государства /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
коллоквиум, тестирование, проверка домашнего задания
0
 
Тема 9. Экономическая политика государства /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
изучение учебного материала, реферат (доклад), тестирование
0
 
 
Раздел 3. Контроль

 
Зачет с оценкой /ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-6.1 ОПК-6.2
5
0
вопросы к зачету
0
 
Оснащенность
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Предмет, функции и методы экономической науки

2. Понятие потребностей и их классификация

3. Экономические ресурсы и их виды. Понятие редкости ресурсов

4. Понятие и классификация экономических благ

5. Эффективность использования ресурсов. Кривая производственных возможностей

6. Понятие воспроизводства, основные фазы воспроизводственного процесса

7. Сущность и функции денег

9. Понятие и функции рынка

10. Преимущества и недостатки рынка

11. Классификация рынков

12. Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов в рыночной экономике

13. Спрос на товары и услуги, детерминанты спроса. Закон спроса

14. Полезность, ее виды. Закон убывающей предельной полезности

15. Правило максимизации полезности потребителя

16. Предложение товаров и услуг, детерминанты предложения. Закон предложения

17. Рыночное равновесие и равновесная цена

18. Предприятие в системе рыночных отношений

19. Понятие производства, характеристики производственной функции

20. Особенности поведения фирмы в краткосрочном периоде

21. Поведение фирмы в долгосрочном периоде

22. Сущность издержек и их классификация

23. Доход и прибыль предприятия

24. Сущность и виды конкуренции

25. Совершенная конкуренция и ее признаки

26. Условие минимизации издержек

27. Условие максимизации прибыли

28. Монополия и ее виды. Ценовая дискриминация

29. Антимонопольное регулирование

30. Рынок монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция

31. Олигополия, ее черты, особенности поведения фирм.

32. Спрос на ресурсы и факторы, его определяющие

33. Рынок труда и заработная плата

34. Рынок капитала, процент

35. Рынок земли, рента

36. Сущность и структура национальной экономики

37. Основные макроэкономические цели, их взаимосвязь

38. ВВП и методы его расчета

39. Макроэкономические показатели

40. Совокупный спрос, структура и факторы

41. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах

42. Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS

43. Понятие экономического цикла, его природа и виды

44. Характеристика фаз экономического цикла

45. Антициклическая политика государства

46. Сущность, виды и последствия безработицы

47. Инфляция: сущность, причины, измерение

48. Социально-экономические последствия инфляции

49. Антиинфляционная политика государства

50. Политика занятости, ее виды

51. Типы и факторы экономического роста

52. Место и роль государства в рыночной экономике

53. Формы и методы государственного регулирования экономики

54. Государственный бюджет, его структура

55. Бюджетный дефицит и государственный долг

56. Налоги и их функции

57. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика, ее инструменты

58. Денежно-кредитная политика, ее инструменты

59. Социальная политика государства

60. Государственная политика стимулирования экономического роста

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрено учебным планом
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено учебным планом
 
Оснащенность
 
Темы докладов/рефератов

1.Состояние экономической науки на современном этапе

2.Современная экономическая система РФ и ее структура

3.Смешанная экономика: сущность и основные модели

4.Товарное производство, его виды и законы

5.Роль денег в современной экономике

6.Рыночная система и механизм ее функционирования

7.Рынок, его структура и инфраструктура

8.Формы и методы регулирования рынка в развитых странах

9.Сущность собственности и ее формы в Российской Федерации

10.Приватизация и разгосударствление: мировой опыт

11.Закон спроса и предложения и его использование в экономике

12.Особенности потребительского поведения на современном этапе

13.Влияние налогов и субсидий на рыночный механизм ценообразования

14.Цены и ценообразование в рыночной экономике

15.Механизм ценообразования на продукцию сельского хозяйства

16.Особенности ценообразования на факторы производства

17.Предпринимательство в РФ: сущность, виды, субъекты

18.Развитие малого предпринимательства в РФ

19.Развитие предпринимательства в аграрной сфере

20.Роль инноваций в развитии предпринимательства

21.Акционерные общества, принципы их организации и функционирования

22.Интеграция в АПК

23.Экономические законы поведения фирмы

24.Экономическая природа и виды издержек

25.Прибыль и условия ее максимизации

26.Содержание и особенности рынка труда в РФ

27.Экономическая природа заработной платы и ее формы

28.Собственность на землю и современные формы хозяйствования в аграрном секторе экономики РФ

29.Земельная рента, ее сущность и виды

30.Монополия и конкуренция в российской экономике

31.Антимонопольная политика государства: сущность, цели и формы

32.Состояние и проблемы функционирования российской экономики

33.Макроэкономическое развитие российской экономики через призму СНС

34.Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние

35.Безработица в РФ, ее особенности и тенденции

36.Проблемы занятости и регулирование рынка труда в РФ

37.Инфляция и пути ее преодоления

38.Теории экономических циклов

39.Длинные волны Кондратьева и влияние НТП на экономическое развитие

40.Природа современных экономических кризисов

41.Проблемы обеспечения экономического роста в РФ

42.Принципы и механизмы налогообложения в РФ

43.Налоги как инструмент рыночного регулирования

44.Государственный бюджет РФ и проблемы его функционирования

45.Кредит и его формы

46.Банки и их роль в экономике

47.Денежно-кредитная политика Банка России на современном этапе

48.Дерегулирование экономики и его проявление в национальных моделях экономических систем

49.Социальная политика государства в условиях кризиса

50.Показатели уровня жизни. Проблема бедности

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Камаев В. Д., Ильчиков Т. А., Борисовская Т. А.
Экономическая теория. Краткий курс: учебник
М.: КНОРУС, 2010
7
 
Л1.2
Мамаева Л. Н.
Экономическая теория
Ростов н/Д: Феникс, 2015
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Добрынин А. И., Тарасевич Л. С.
Экономическая теория: учебник
СПб.: Питер, 2010
7
 
Л2.2
Вечканов Г. С.
Экономическая теория: учебник
СПб.: Питер, 2010
6
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министерство сельского хозяйства РФ
 
Э2
Федеральная служба государственной статистики
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
BusinessStudio 4.0
6.3.1.4
Access 2016
6.3.1.5
Project 2016
6.3.1.6
Visio 2016
6.3.1.7
VisualStudio 2015
6.3.1.8
Office 2007 Suites
6.3.1.9
GIMP
6.3.1.10
MozillaFirefox
6.3.1.11
MozillaThinderbird
6.3.1.12
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
58а
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стол ученический (18 шт.), стул ученический (37 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран стационарный (1 шт.), проектор AcerX128H(1 шт.), моноблок Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
50а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), парта 4-хместная со скамейкой (9 шт.), стулья  (12 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран рулонный настенный (1 шт.), проектор Acer (1 шт.), моноблок Acer Aspire C22-963 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Пр
 
Оснащенность
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
66а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (16 шт.), стулья (30 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), Экран рулонный настенный  (1 шт.)
Пр
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Экономическая теория» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины необходимо:

1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга;

2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок;

3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем;

4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам;

5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются студенты испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Конспект лекций и заданий для самостоятельной работы студентов, другие необходимые методические рекомендации размещены в сети Интернет в дистанционной образовательной среде.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________