2024-2025_35_03_07_24-1 ТПиПСХП_ТР_plx_Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Математики, физики и информационных технологий
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.11
Информатика 
Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавриат
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
36
36
36
36
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доц., П.А. Фисунов
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 669).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Информатика " в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Максимов А.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
получение студентами базовых знаний в области информатики и приобретение практических навыков работы на современных персональных компьютерах, что позволит студентам в дальнейшем успешно осваивать материал специальных информационных дисциплин, ориентированных на выбранные ими предметные области.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Генетика растений и животных
 
2.2.2
Математика и математическая статистика
 
2.2.3
Морфология и физиология сельскохозяйственных животных
 
2.2.4
Физика
 
2.2.5
Физиология и биохимия растений
 
2.2.6
Химия
 
2.2.7
Биохимия сельскохозяйственной продукции
 
2.2.8
Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов
 
2.2.9
Микробиология 
 
2.2.10
Растениеводство
 
2.2.11
Сельскохозяйственная экология
 
2.2.12
Основы ветеринарии и ветеринарно-санитарной экспертизы 
 
2.2.13
Фитопатология, энтомология и защита растений
 
2.2.14
Цифровые технологии в АПК
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1. Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;
 
ОПК-1.1 Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
 
 
 
ОПК-1.2 Использует основные законы общепрофессиональных дисциплин для решения стандартных задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы предметной области: теоретические основы информатики; устройство, назначение, принцип работы и характеристики аппаратных средств персональных компьютеров; сущность программирования на ЭВМ; назначение и классификацию системного и прикладного программного обеспечения; основные понятия сетей ЭВМ (локальных и глобальных), понятия сети Internet, методы поиска информации в сети Интернет.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
решать задачи предметной области: разрабатывать программные реализации различных алгоритмов обработки информации; использовать изученные инструментальные средства информационных технологий для решения поставленных задач; создавать и использовать несложные базы данных; искать информацию и обмениваться ею в сети Internet.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
владения информационным языком предметной области: навигация по файловой структуре компьютера и управление ее файлами; технология поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение и общие положения

 
Оснащенность
 
Введение и общие положения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Введение и общие положения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях
0
 
 
Раздел 2. Технические и программные средства реализации информационных процессов

 
Технические и программные средства реализации информационных процессов /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Технические и программные средства реализации информационных процессов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях
0
 
 
Раздел 3. Операционные системы персональных компьютеров

 
Операционные системы персональных компьютеров /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Операционные системы персональных компьютеров /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях , тестирование
0
 
 
Раздел 4. Текстовый редактор MS Word

 
Текстовый редактор MS Word /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Редактирование и форматирование /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Редактирование и форматирование /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях
0
 
Оснащенность
 
Таблицы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Таблицы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях
0
 
Рисование /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Рисование /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях
0
 
Схема документов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Схема документов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях
0
 
Слияние /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Слияние /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях, тестирование 
0
 
 
Раздел 5. Электронные таблицы MS Excel

 
Электронные таблицы MS Excel /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
2
лекция-визуализация
0
 
Ссылки /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Оснащенность
 
Ссылки /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях 
0
 
Функции Excel /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Функции Excel /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях
0
 
Графики функций и диаграммы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Графики функций и диаграммы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях
0
 
Сортировка и анализ списков /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Сортировка и анализ списков /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях
0
 
Фильтрация списков /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Фильтрация списков /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях
0
 
Расширенный фильтр /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Расширенный фильтр /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях, тестирование 
0
 
 
Оснащенность
 
Раздел 6. Система управления базами данных MS Access

 
Система управления базами данных MS Access /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Таблицы. Формы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Таблицы. Формы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях
0
 
Схемы данных /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Схемы данных /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях 
0
 
Запросы. Отчеты /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Запросы. Отчеты /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях, тестирование 
0
 
 
Раздел 7. Презентация MS Power Point

 
Презентация MS Power Point  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
2
лекция-визуализация
0
 
Создание презентации MS Power Point /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Презентация MS Power Point /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях, тестирование 
0
 
 
Раздел 8. Компьютерная графика

 
Оснащенность
 
Компьютерная графика /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Компьютерная графика /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях, тестирование 
0
 
 
Раздел 9. Алгоритмизация и программирование

 
Алгоритмизация и программирование /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Алгоритмизация и программирование /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях, тестирование 
0
 
 
Раздел 10. Локальные и глобальные сети ЭВМ

 
Локальные и глобальные сети ЭВМ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Локальные и глобальные сети ЭВМ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях, тестирование 
0
 
 
Раздел 11. Основы защиты информации

 
Основы защиты информации /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
Основы защиты информации /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
устный ответ на вопрос,  доклад на практических занятиях, тестирование 
0
 
 
Раздел 12. Зачет

 
Зачет /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

0
ОПК-1.1 ОПК-1.2
1
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Информация: определение, формы представления, свойства, представление информации в ЭВМ.
 
Оснащенность
 
2. Информация, представление информации в ЭВМ. Понятие информатики в широком и в узком смысле. 3. Меры информации, понятие энтропии. 4. Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую. 5. ЭВМ: назначение, классификация. 6. Архитектура ЭВМ. 7. Общие принципы организации и работы компьютера. 8. Характеристика системного блока компьютера. 9. Микропроцессор: назначение, структура, основные характеристики. 10. Виды и функции памяти компьютера, внутренняя память компьютера. 11. Виды и функции памяти компьютера, внешняя память компьютера. 12. Хранение информации на дисках, причины потери дискового пространства, назначение операций проверки свойств диска и дефрагментации. 13. Устройства вывода информации. 14. Классификация программного обеспечения. 15. Характеристика системного программного обеспечения. Виды операционных систем и их характеристика. 16. Операционная система компьютера. Файловая система ОС: понятие; типы, шаблоны и атрибуты файлов. 17. Характеристика операционной системы Windows. Основные компоненты графического интерфейса Windows; виды окон, меню. 18. Этапы подготовки и решения задач на ЭВМ, назначение, характер выполняемых на них работ 19. Алгоритм: понятие, свойства, графическое оформление. 20. Виды вычислительных процессов. Характеристика линейных, ветвящихся и циклических вычислительных процессов. 21. Назначение трансляции программ. Характеристика компиляторов и интерпретаторов. 22. Общая характеристика ЯВУ Visual Basic. Объекты, их свойства, события и методы. 23. Типы данных, используемые в языке Visual Basic. Оператор описания данных. 24. Понятие четного/нечетного элемента массива (матрицы) и четного/нечетного индекса элемента. Функции и приемы для их нахождения/выделения. 25. Нахождение суммы, произведения, количества некоторых элементов массива (матрицы). 26. Нахождение минимального и максимального элементов массива (матрицы) и фиксация их номеров. 27. Алгоритмы сортировки массива. 28. Эволюция и классификация языков программирования. 29. Прикладное программное обеспечение и его характеристика. 30. Табличные процессоры, понятие, возможности, характер использования. 31. Характеристика табличного процессора Excel. Запуск программы, структура окна приложения. 32. Структура окна приложения. Сохранение документа, загрузка его с диска. 33. Фильтрация данных таблицы: автофильтр, расширенный фильтр. 34. Выполнение вычислений с использованием Мастера функций и команды «Автосуммирование». 35. Графические возможности программы Excel, виды диаграмм и графиков, процесс их построения. 36. Понятие сводных таблиц: назначение, операции над полями, группирование полей. 37. Упорядочение табличных данных, задание ключа и характера сортировки данных. 38. Форматирование таблиц и их данных. 39. Понятие экономико–математической модели, элементы математической модели. Характеристика задач оптимизации, решаемых средствами табличного процессора Excel. 40. Постановка задачи линейного программирования. Экономическое содержание задачи. 41. Этапы решения задач линейного программирования в среде табличного процессора Excel. 42. Процедура Поиск решения. Параметры процедуры. Варианты результатов поиска решения задач линейного программирования. 43. Понятие сценария; создание сценариев, создание отчетов по сценариям. 44. Создание и работа с функцией пользователя. 45. Способы создания презентации. Режимы просмотра. Форматирование презентации 46. Использование специальных эффектов в презентации: пошаговое управление показом, анимация текста и объектов. 47. Компьютерная графика: виды, модели, форматы. 48. Понятие сети. Виды сетей. Архитектура сетей. 49. Топология сети. 50. Сети. Коммуникационное оборудование. 51. Модель взаимодействия открытых сетей. 52. Принципы построения сети Интернет. 53. Система адресации в Интернет. 54. Сервисы Интернет. 55. Понятие информационной безопасности, характеристика ее свойств. 56. Компьютерные вирусы и средства антивирусной защиты. 57. Электронно-цифровая подпись: понятие, принцип асимметричного шифрования.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено
 
Оснащенность
 
 
Примерный перечень тематики для подготовки доклада

1 Структура компьютера. Основные устройства состава ПЭВМ?

2 Структура памяти. Что представляет собой оперативная память?

3 Носители информации. Что представляет собой дискета?

4 Носители информации. Какая емкость гибких и жестких дисков?

5 Какие команды используются для работы с файлами в DOS?

6 Какие элементы содержит окно MS WORD?

7 Из каких пунктов складывается главное меню MS WORD?

8 Как создается таблица в MS WORD?

9 В скольких экземплярах и как печатается документ в MS WORD?

10 Назначение и возможности табличного процессора MS Excel.

11 Какие величины могут быть помещены в ячейки таблицы MS Excel? Как оформляются математические формулы?

12 Как создаются диаграммы в MS Excel?

13 Фильтры в MS Excel

14 Что такое компьютерные сети?

15 Какие виды сетей вы знаете?

16 Что такое алгоритм? Каковы основные способы описания алгоритмов?

17 Отладка алгоритма – в чем ее цель и суть?

18 Какие алгоритмы  называются линейными?

19 Какой алгоритм называется разветвляющимся?

20 Для чего используют графический редактор Paint? Как работать в ней?

21 Что обозначают “абсолютные и относительные ссылки” в MS Excel?

22 Как запускается MS Word? Что должны знать при вводе текста?

23 Реляционные базы данных, системы управления базами данных

24 Виды информационных ресурсов в Internet

25 Использование Интернет в АПК

26 Электронные магазины в России и США

27 Язык программирования. Понятие семантики.

28 Ранние языки программирования.

29 Системы программирования.

30      Понятие программного продукта. Жизненный цикл программного продукта.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Давыдов. И. С.
Информатика: Учебное пособие
СПб. : Проспект науки, 2017
5
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Макарова Н. В.
Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере: учебное пособие
М.: Финансы и статистика, 2004
52
 
Л2.2
Макарова Н. В.
Информатика: учебник
М.: Финансы и статистика, 2009
Электронный ресурс
 
Л2.3
Макарова Н. В.
Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере: учебное пособие
М.: Финансы и статистика, 2005
1
 
Л2.4
Курносов А. П., Улезько А. В., Кулев С. А., Рябов В. П., Курносов А.П., Улезько А. В.
Практикум по информатике: учебное пособие
М.: КолосС, 2008
7
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Интерактивное путешествие в историю создания цифровых технологий
 
Э2
Информатика и ИКТ в образовании- уроки, методика, позакласні заходи
 
Э3
Информатика и информационные технологии
 
Э4
Информация для информатиков
 
Э5
Методическая информационная система сервера, отдел информатизации Мурманского информационно-методического центра образования
 
Э6
Методическая копилка
 
Оснащенность
 
Э7
Сайт цифровых образовательных ресурсов
 
Э8
Электронный вариант конспекта учебного курса по изучению приложений пакета MicroSoft Office2007 (Word, PowerPoint, Excel и Access)
 
Э9
Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру»
 
Э10
ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Access 2016
6.3.1.4
Visio 2016
6.3.1.5
VisualStudio 2015
6.3.1.6
Office 2007 Suites
6.3.1.7
GIMP
6.3.1.8
MozillaFirefox
6.3.1.9
MozillaThinderbird
6.3.1.10
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
24б
Учебная аудитория
Комплект персонального компьютера Квадро-ПК  (12 шт.), экран с электроприводом DRAPER BARONET HW (1 шт.), доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), шкаф книжн. 2-х ств. (3 шт.), стол компьютерный (12 шт.), стол ученический 2-х местный на металлокаркасе (6 шт.), стул (23 шт.)
 
25б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол ученический (2 шт.), стул ученический (2 шт.), кафедра лектора (1 шт.), стол ученический 4-х местный (40 шт.), скамья 4-х местная (40 шт.), огнетушитель ОУ-«3» (2 шт.), подставка для огнетушителя (2 шт.), демонстрационное оборудование (проектор ToshibaTDP-T45 (1 шт.), ноутбук HP250 G5 (1 шт.), экран на штативе (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
314
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer (1 шт.), интерактивная доска (1 шт.), моноблок Acer Aspire С22-865 (16шт.)) и учебно-наглядные пособия, стол компьютерный (16 шт.), кресла (16 шт.), кондиционер (1 шт.)
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
Оснащенность
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Информатика» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическим занятиям выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задания, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях выполняются и решаются задания, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Информатика», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Информатика» следует усвоить:

- понятие теоретических основ информатики и информационных технологий;

- основные научные школы информационных технологий;

- современные теории информатики для  информационных технологий;

- теории структуры информатики;

- особенности устройства, назначения, принцип работы и характеристики аппаратных средств персональных компьютеров;

- особенности программирования на ЭВМ, назначение и классификацию системного и прикладного программного обеспечения;

- актуальные проблемы комплексных документов с применением различных приложений.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов и практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________