(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
биологияи ее роль в сельскохо-
хозяйственномпроизводстве. Морфология и систематика микроорганизмов.
/Лек/
2. Методы микробиологического исследования.
3. Микробиологическая лаборатория, правила и техника безопасности при работе в ней.
4. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Работа с иммерсионной системой.
5. Подвижность бактерий, методы изучения подвижности микроорганизмов.
6. Простые и сложные методы окраски препаратов. Окраска но Граму, сущность метода.
7. Питательные среды для культивирования бактерий. Приготовление искусственных питательных сред (МПБ, МПА).
8. Сущность стерилизации, пастеризации и дезинфекции. Методы и режимы. Использование их в сельскохозяйственном производстве.
9. Эукариоты и прокариоты, характеристика их.
10. Размеры микроорганизмов. Основные формы и размеры бактерий, строение бактериальной клетки.
11. Морфологические, культуральные, биохимические признаки, используемые при определении вида бактерий.
12. Бактериофаги. Характерная особенность. Этапы размножения фагов.
13. Вирусы, их характерная особенность и свойства, присущие живым организмам.
14. Актиномицеты и дрожжи, их морфологические особенности, положительное и отрицательное значение в животноводстве.
15. Плесневые грибы (характеристика пенициллума, мукоровой и аспергилловой плесени). Значение их в животноводстве.
16. Клеточная оболочка, ее состав и роль. Капсулообразование и химическая структура капсулы. Что такое плазмолиз и деплазмолиз?
17. Цитоплазма и ядро бактериальной клетки, их состав и значение. Какими характерными свойствами живого вещества обладает цитоплазма?
18. Споры и спорообразование. Какое значение имеет экзина и интина?
19. Движение и размножение бактерий. Фазы роста бактерийных культур на питательных средах.
21. Поступление питательных веществ в микробную клетку.
22. Дыхание микроорганизмов. Механизм дыхания.
23. Ферменты микробов (экзоферменты и эндоферменты). Основные типы ферментов. Практическое использование микробных ферментов человеком.
24. Влияние физических и химических факторов на жизнеспособность микроорганизмов.
25. Влияние биологических факторов на жизнеспособность микроорганизмов (симбиоз, метабиоз, синергизм, антогонизм, паразитизм).
26. Антибиотики, требования к ним, их практическое применение в сельском хозяйстве.
27. Спиртовое и уксуснокислое брожение. Возбудители и химизм брожения. Значение лих процессов.
28. Молочнокислое и брожение. Возбудители и химизм брожения. Значение их в сельском хозяйстве.
29. Маслянокислое брожение и брожение пектиновых веществ. Возбудители и химизм процессов. Значение их в сельском хозяйстве.
30. Роль микроорганизмов в разложении клетчатки. Значение этого процесса в сельском хозяйстве.
31. Аммонификация белковых веществ и мочевины. Возбудители и химизм. Значение их в сельском хозяйстве.
32. Процессы нитрификации и денитрификации. Возбудители и фазы этих процессов. Значение этих процессов при производстве навоза.
33. Фиксация молекулярного азота азотусваивающими бактериями. Значение в сельском хозяйстве.
34. Количественный и качественный состав микроорганизмов желудочно-кишечного тракта животных и микробиологические процессы в нем.
35. Навоз - лучшее органическое удобрение, микробиологические процессы при различных способах хранения его. Биотермическое обеззараживание навоза.
38. Токсины, классификация токсинов и их отличительные признаки.
39. Пути внедрения в организм, распространение в нем и выделение из организма патогенных микробов.
40. Роль микроорганизмов и условий внешней среды в инфекционном процессе. Бактерионосительство и бактериовыделение.
41. Микрофлора почвы. Методы микробиологического исследования.
42. Микробиологический анализ кормов.
43. Микрофлора воды. Микробиологические показатели загрязнения воды. Санитарная оценка воды но этому показателю. Принципы очистки и обеззараживания воды.
44. Микрофлора воздуха. Пути загрязнения воздуха микрофлорой. Почва как среда обитания микроорганизмов.
45. Методы хранения, основанные на принципе биоза, абиоза, анабиоза, ценоанабиоза.
46. Квашение, соление, мочение, ферментация плодов и овощей.
47. Микробиологические процессы и сукцессия микроорганизмов при виноделии.
48. Болезни вин, вызываемые микроорганизмами и их предупреждение.
49. Бактериальные и грибные болезни плодов и овощей при хранении.
50. Возможные пороки консервирования продуктов и способы их предотвращения.
51. Эпифитная микрофлора растений и ее происхождение. Микробиологическая сущность приготовления обыкновенного сена и бурого сена.
52. Микробиологические процессы при сенажировании кормов.
53. Микробиологические процессы при дрожжевании кормов.
54. Сущность и способы силосования кормов. Микробиологические процессы при силосовании кормов.
55. Происхождение микрофлоры молока и факторы его загрязнения. Бактерицидная фаза молока.
56. Динамика микробиологических процессов в молоке при его хранении.
57. Нормальная микрофлора молока и ее значение. Пороки молока микробного происхождения.
58. Патогенные микробы, передаваемые через молоко человеку и животным. Методы обеззараживания молока.
59. Молочные продукты молочнокислого брожения. Микробиологические процессы при их изготовлении.
60. Молочные продукты смешанного брожения. Принципы изготовления кефира и кумыса.
61. Определение микробной загрязненности молока косвенным методом. Определение коли-титра молока.
62. Микробиологические процессы при выработке и созревании сычужных сыров. Пороки сыров микробного происхождения.
63. Микробиологические процессы при изготовлении сливочного масла. Изменение микрофлоры масла и порча его при хранении.
64. Источники попадания бактерий в мясо. Распространение бактерий в мясе и факторы, влияющие на развитие микробов при созревании мяса.
65. Пороки мяса, вызываемые микроорганизмами. Мясо как возможный источник инфекции. Пищевые токсикоинфекции и отравления токсинами. Профилактика пищевых отравлений.
66. Пути проникновения микроорганизмов в яйца и влияние их на качество яиц. Яйцо как возможный источник болезней.
67. Микрофлора парной шкуры и се источники. Порча кожевенно-мехового сырья во время хранения.
68. Кожевенно-меховое сырье как возможный источник инфекционных заболеваний людей и животных. Основы консервирования кожевенного сырья.
69. Исследование воды. Взятие пробы для микробиологического исследования.
70. Эндогенное и экзогенное обсеменение мяса микробами.
71. Микробиологический анализ мяса.
1. История развития микробиологии, основные направления и ее роль в народном хозяйстве.
2. Использование продуктов микробного синтеза для кормления животных.
3. Распространение микроорганизмов в природе.
4. Основные признаки классов грибов.
5. Роль грибов в природе и народном хозяйстве.
6. Вирусы. Морфология, принципы классификации.
7. Бактериофаги, их роль в природе, сельском хозяйстве.
8. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы.
9. Рост и размножение микроорганизмов. Способы и скорость размножения.
10. Наследственность микроорганизмов. Мутации. Возможные области применения генной инженерии.
11. Характер взаимоотношений между организмами. Практическое использование этих явлений в народном хозяйстве.
12. Основы консервирования сырья и продуктов на принципах биоза, абиоза, анабиоза, и ценоанабиоза.
13. Микрофлора тела животных.
14. Микрофлора воды и воздуха.
15. Превращение микроорганизмами соединений фосфора, серы и железа.
16. Антибиотики и их продуценты, использование антибиотиков в сельском хозяйстве.
17. Возбудители микозов и микотоксикозов.
18. Биотехнологические методы приготовления и хранения растительных кормов.
19. Микробиологические процессы в навозе.
20. Микрофлора различных компостов.
21. Микрофлора торфяных подстилок.
22. Микробиологические процессы при виноделии.
23. Основные методы обеззараживания сырья животного происхождения.
24. Микроорганизмы – вредители производства.
25. Микробиология твердых отходов.
Тестовые задания
Тест 1. "Морфология микроорганизмов"
1. Микробиология – это
А. наука, изучающая жизнь и свойства микробов
Б. наука, изучающая многообразие живых организмов
В. наука, изучающая развитие биологии как науки
Г. наука, изучающая круговорот веществ в природе
2. Одноклеточные, наиболее изученные микроорганизмы размером 0,4 – 10 мкм-
А. дрожжи
Б. вирусы
В. бактерии
Г. плесневые грибы
3. Одноклеточные или многоклеточные низшие растительные организмы- это
А. дрожжи
Б. вирусы
В. бактерии
Г. плесневые грибы
4. Частицы, не имеющие клеточного строения – это
А. дрожжи
Б. вирусы
В. бактерии
Г. плесневые грибы
5. Одноклеточные неподвижные микроорганизмы – это
А. дрожжи
Б. вирусы
В. бактерии
Г. плесневые грибы
6. Ученый, который открыл микробы...
А. Роберт Кох
В. Антоний Левенгук
Г. Мечников И. И.
7. Ученый, который открыл возбудителей туберкулеза и холеры...
А. Роберт Кох
Б. Луи Пастер
В. Антоний Левенгук
Г. Мечников И. И.
8. Ученый, который открыл защитные свойства организма, создал учение о
невосприимчивости (иммунитете) организма к заразным заболеваниям.
А. Роберт Кох
Б. Луи Пастер
В. Антоний Левенгук
Г. Мечников И. И.
9. Больше всего микроорганизмов находится в...
А. воде
Б. воздухе
В. почве
Г. в пище
10. Вредные микробы участвуют в процессе...
А. гниения
Б. производства сыра
В. квашения капусты
Г. соления огурцов
Тест 2 «Физиология микроорганизмов»
1. Наиболее благоприятная концентрация веществ в окружающей среде...
А. 2 %
Б. 0,2%
В. 10%
Г. 0,5%
2. В среде, где концентрация растворимых веществ выше 2%, чем в клетке, вода из
клетки переходит...
А. в другую клетку
Б. в окружающую среду
В. остается в этой клетке
Г. испаряется
3. Какие свойства микроорганизмов используют при консервировании продуктов
сахаром или солью?
А. передвижение и питание
Б. дыхание и размножение
В. обезвоживание и сморщивание
Г. питание и размножение
4. Микроорганизмы, усваивающие углерод и азот из неорганических соединений...
А. аутотрофные
Б. паратрофные
В. гетеротрофные
5.Микробы, живущие и развивающиеся при отсутствии кислорода...
А. аэробы
Б. условные анаэробы
В. анаэробы
6. Каким путем питательные вещества проникают в клетку через оболочку?
А. путем всасывания
Б. путем осмоса
В. путем растворения
Г. путем дыхания
7. Какое вещество занимает большую часть (70-85%) клетки микроба?
А. вода
В. белки
Г. жиры
8.Вещества, ускоряющие биохимические процессы как внутри, так и снаружи
клетки микробов.
А. ферменты
Б. углеводы
В. белки
Г. жиры
9. Размножение бактерий происходит путем...
А. почкования
Б. поперечным делением клетки надвое
В. образования спор
Г. распада гиф
10. Размножение грибов происходит путем...
А. почкования
Б. поперечным делением клетки надвое
В. образования спор
Г. распада гиф
Система знаний по дисциплине «Микробиология» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются конкретные задачи по дисциплине, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторные занятия заканчиваются подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Микробиология», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Рекомендации по подготовке к лекциям. При подготовке к очередному лекционному занятию необходимо:
1. Максимально подробно разработать материал, излагавшийся на предыдущем лекционном занятии, при этом выделить наиболее важную часть изложенного материала (основные определения и формулы).
2. Постараться запомнить основные формулировки.
3. Постараться максимально четко сформулировать (подготовить) вопросы, возникшие при разборе материала предыдущей лекции.
4. Сравнить лекционный материал с аналогичным материалом, изложенным в литературе, попытаться самостоятельно найти ответ на возникшие при подготовке вопросы.
Желательно:
1. Изучая литературу, ознакомится с материалом, изложение которого планируется на предстоящей лекции.
2. Определить наиболее трудную для вашего понимания часть материала и попытаться сформулировать основные вопросы по этой части.
Изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины завершают лабораторные занятия, которые обеспечивают: контроль подготовленности студента; закрепление учебного материала; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов. Лабораторной работе предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году