(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Физиологическая роль основных клеточных органоидов.
3. Избирательная проницаемость цитоплазмы, ее причины. Строение плазмалеммы и тонопласта.
4. Клеточные мембраны, их структура и функции. Компартментация.
5. Клеточная стенка, ее образование и рост. Поры и плазмодесмы. Апопласт и симпласт.
6. Раздражимость клетки. Формы проявления раздражимости у растений.
7. Биоэлектрические потенциалы и токи в клетке. Межклеточные связи.
8. Осмотические явления в клетке, их значение в жизни растений. Тургор, его потеря при плазмолизе и завядании.
9. Растительная клетка как осмотическая система. Связь между осмотическим давлением и концентрацией клеточного сока.
10. Поглощение воды растительной клеткой. Сосущая сила клетки.
11. Значение и сущность фотосинтеза.
12. Строение и функции хлоропластов.
13. Хлорофилл. Понятие о возбужденном хлорофилле. Флуоресценция.
14. Роль света в процессе фотосинтеза. Спектры поглощения хлорофилла и каротиноидов. Выращивание растений при искусственном освещении.
15. Каротиноиды, их физиологическая роль.
16. Световая стадия фотосинтеза. Фотолиз воды. Фотосинтетическое фосфорилирование.
17. Темновая стадия фотосинтеза. Цикл Кальвина. Цикл Хэтча и Слэка.
18. Влияние различных факторов на фотосинтез. Фотодыхание.
19. Квантовый выход фотосинтеза. Интенсивность фотосинтеза и продуктивность растений.
20. Фотосинтез в посевах. Продуктивность фотосинтеза в зависимости от площади листьев, интенсивности их фотосинтетической деятельности и от агротехнических приемов.
21. Сущность дыхания и его значение.
22. Строение и функции митохондрий.
23. Анаэробная фаза дыхания (гликолиз).
24. Аэробная фаза дыхания (цикл Кребса).
25. Физиологическая эффективность дыхания. Образование АТФ.
26. Влияние внешних и внутренних факторов на интенсивность дыхания.
27. Дыхание и брожение. Пути окисления пировиноградной кислоты.
28. Использование энергии дыхания. Роль АТФ.
29. Понятие о дыхательной (электронно-транспортной) цепи.
30. Дыхательный коэффициент при различных субстратах.
31. Физиологическая роль воды в растении, ее формы. Влияние растворенных веществ на состояние воды.
32. Активная удержание воды клеткой. Роль набухания в поглощении воды.
33. Водный баланс растения. Водный дефицит и его виды. Физиологические основы засухоустойчивости растений.
34. Условия, необходимые растению для нормального водного обмена. Влияние на растения избытка воды.
35. Поступление воды в растение. Верхний и нижний двигатели.
36. Влияние факторов среды на поглотительную деятельность корневой системы и ее развитие.
37. Транспирация, ее биологическое значение. Факторы, определяющие величину транспирации.
38. Количественные показатели транспирации и их значение.
39. Устьичная регулировка транспирации. Типы устьичных реакций.
40. Физиологические основы орошения.
41. Необходимые растению макроэлементы, усвояемые соединения и роль.
43. Необходимые растению ультрамикроэлементы, их усвояемые соединения и роль.
44. Источники азота для растения. Превращение азота в растениях.
45. Круговорот элементов минерального питания в растениях, их реутилизация.
46. Активная роль корней в поглощении воды и минеральных веществ.
47. Роль корня в биосинтезах. Связь биосинтеза аминокислот и белков с дыханием корней.
48. Антагонизм ионов и физиологически уравновешенные растворы. Синергизм. Аддитивность.
49. Физиологические основы применения удобрений. Внекорневое питание.
50. Ионный транспорт в целом растении (активный и пассивный). Движение по апопласту и по симпласту.
51. Обмен веществ у растений, его специфика.
52. Конституционные, запасные и транспортные формы веществ.
53. Ферменты, их строение, свойства и механизм действия.
54. Витамины, их физиологическая роль в жизни растения.
55. Обмен углеводов в растении.
56. Обмен аминокислот и белков в растении.
57. Обмен липидов в растении.
58. Физиологическая роль веществ вторичного происхождения (гликозидов, алкалоидов, дубильных веществ и др.).
59. Передвижение органических веществ. Понятие об аттрагирующих центрах.
60. Механизмы транспорта органических веществ в растениях, его регуляция.
61. Понятие о росте и развитии. Критерии роста. Онтогенез.
62. Фитогормоны, их физиологическая роль, локализация синтеза и распределение по органам.
63. Применение ауксина, его синтетических аналогов и других стимуляторов.
64. Ингибиторы роста, их физиологическая роль и применение.
65. Гербициды, дефолианты и десиканты. Их действие и использование.
66. Регенерация растений. Культура клеток и тканей в растениеводстве.
67. Локализация роста, его зависимость от различных факторов.
68. Рост клеток.
69. Движения органов растений (ростовые и тургорные).
70. Основные этапы органогенеза.
71. Термопериодизм (яровизация).
72. Фотопериодизм. Длиннодневные и короткодневные растения.
73. Старение растений, управление этим процессом.
74. Послеуборочное дозревание семян. Регулирование дыхания при хранении семян и других продуктивных органов.
75. Физиология формирования продуктивных частей растения.
76. Физиология цветения, опыления и оплодотворения.
77. Физиологическая сущность покоя растений.
78. Глубокий покой у растений, способы его нарушения и продления.
79. Особенности растений в период вынужденного покоя.
80. Ритмичность и периодичность жизнедеятельности растений.
81. Критические периоды воздействия стрессовых ситуаций на растение.
82. Закаливание растений, его физиологические основы.
83. Холодоустойчивость растений.
84. Причины вымерзания растений. Морозоустойчивость растений.
85. Выпревание, вымокание, выпирание и другие повреждающие факторы во время перезимовки. Зимостойкость растений.
86. Полегание растений, его причины и предотвращение.
87. Жароустойчивость растений.
88. Засухоустойчивость растений.
89. Влияние засоления на растения. Солеустойчивость.
90. Устойчивость растений против антропогенных загрязнений.
Часть клетки, где происходит синтез АТФ за счет энергии окисления
1. пластиды
2. ядро
3. митохондрии
4. рибосомы
Органелла клетки, не имеющая мембранной структуры
1. ядро
2. рибосома
3. митохондрия
4. пластиды
Органелла, принадлежащая только растительной клетке
1. пластиды
2. сферосомы
3. рибосомы
Наиболее слабые связи, стабилизирующие третичную структуру белка
1. ковалентные
2. ионные
3. гидрофобные
4. водородные
Количество различных аминокислот в составе белка
1) 10
2) 15
3) 20
4) 25
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты; раскрываются концептуальные основы предмета как одной из важнейших фундаментальных естественных наук, изучающих биополимеры, их свойства и процессы превращения веществ, сопровождающиеся изменением состава и структуры.
Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Каждая лекция должна быть логически и внутренне завершенным этапом изложения материала курса. Порядок изложения и объем излагаемого на каждой лекции материала определяется «Учебной программой по дисциплине» и предусмотренным в ней распределением количества часов на каждую тему. Каждая лекция строится по принципу триады: от общего — к частному, а на ее завершающем этапе — возвращение к общему на уровне вновь изложенного материала. Это требует подчинение ее определенному, строго выдерживаемому алгоритму или плану. В процессе лекции необходимо акцентировать внимание студентов на химические закономерности, проводить связь с предыдущим и последующим материалом. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические, лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Занятия необходимо планировать так, чтобы тема лекции предшествовала данной теме занятия. На первом занятии студенты, кроме инструктажа по технике безопасности, должны быть предупреждены о рабочем распорядке занятия, в частности о том, что их рабочие места должны быть подготовлены до звонка (должны лежать тетради для записи, выставлено на столы необходимые материалы, реактивы, оборудование). Занятие необходимо начинать с опроса, который для группы в 15 человек не должен занимать больше 15-20 мин. Во время его должны быть опрошены все студенты группы, поэтому вопросы, предлагаемые студентам, должны быть настолько конкретны, чтобы требовали короткого, конкретного ответа. Затем преподаватель должен ознакомить студентов с содержанием занятия, обсудить вопросы хода проведения опытов. На это также не должно быть потрачено более 15-20 мин. Остальное время занятия отводится на выполнение и оформление работы. На каждом занятии, параллельно с этой работой, рекомендуется выделять для студентов время (во второй половине занятия) на защиту лабораторных работ. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение дополнительной информации,
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины следует усвоить сущность физиологических процессов в растительном организме; закономерности роста, развития растений и формирования урожая; методы регулирования продуктивности и качества урожая; физиологические основы сельскохозяйственной биотехнологии.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году