(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э3 Э4
лесных и черноземных почв.
/Лаб/
Э3 Э4
влажности почвы. Определение плотности сложения, пористости и строения пахотного слоя почвы
/Пр/
Э3 Э4
Особенности генезиса почв Чувашской Республики.
/Ср/
Э3 Э4
Э1 Э3 Э4
/Ср/
Э1 Э3 Э4
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1
/Ср/
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
2. Общая схема почвообразовательного процесса
3. Факторы почвообразования
4. Факторы жизни растений
5. Роль отечественных ученых в развитии земледелия
6. Понятие о сорных растениях, засорителях и их происхождение
7. Вред, причиняемый сорняками
8. Биологические особенности сорных растений
9. Понятие о севообороте
10. Классификация и организация севооборотов
11. Причины чередования культур (химического, физического порядков)
12. Причины чередования культур (биологического, экономического порядков)
13. Полевые севообороты
14. Кормовые севообороты
15. Специальные севообороты
16. Морфологические признаки почв
17. Дерново-подзолистые почвы, условия образования, агропроизводственная характеристика и пути повышения плодородия
18. Серые лесные почвы условия образования, агропроизводственная характеристика и пути повышения плодородия
19. Чернозем, условия образования, агропроизводственная характеристика и пути повышения плодородия
20. Понятие о воспроизводстве плодородия почв
21. Агрофизические показатели плодородия почв и их воспроизводство
22. Биологические показатели плодородия почвы и их воспроизводство.
23. Агрохимические показатели плодородия почвы и их воспроизводство
24. Закон равнозначимости и незаменимости факторов жизни растений
25. Закон минимума, оптимума, максимума
26. Закон совокупного действия факторов жизни растений
27. Классификация сорных растений
28. Предупредительные мероприятия по борьбе с сорными растениями
29. Истребительные мероприятия по борьбе с сорными растениями
30. Понятия и задачи обработки почвы.
31. Способы механической обработки
32. Приёмы механической обработки почвы
33. Система обработки почвы
34. Агротехническая оценка качества обработки почвы.
35. Минимализация обработки почвы.
36. Система обработки почвы под яровые культуры
37. Система обработки почвы под озимые культуры
38. Питание растений
39. Влияние реакции почвенного раствора на питание растений
40. Влияние температуры внешней среды на питание растений
41. Влияние относительной влажности воздуха на питание растений
42. Влияние интенсивности освещения на питание растений
43. Почвенная диагностика питания растений
44. Классификация удобрений
45. Минеральные удобрения
46. Органические удобрения
47. История развития учения о системах земледелия
48. Типы и виды систем земледелия
49. Научные основы современных систем земледелия
1. Отечественные и зарубежные классики научного земледелия.
2. Биологическое основы законов земледелия.
3. Особенности генезиса почв Чувашии.
4. Учение о факторах почвообразования.
5. Водный режим и транспирация растений.
6. Севообороты в интенсивном земледелии.
7. Севообороты в биологизированных системах земледелия.
8. Воспроизводство биологических показателей плодородия почв.
9. Воспроизводство агрофизических показателей плодородия почв.
11. Агротехнические меры борьбы с сорняками.
12. Пороги вредоносности сорняков.
13. Меры борьбы со злостными сорняками.
14. Интегрированная система защиты растений.
15. Обоснование места озимых культур в севообороте.
16. Обоснование места яровых зерновых культур в севообороте.
17. Обоснование места зернобобовых культур в севообороте.
18. Обоснование места пропашных культур в севообороте.
19. Обоснование места многолетних трав в севообороте.
20. Обоснование места однолетних трав в севообороте.
21. Система обработки почвы под озимые культуры.
22. Система обработки почвы под озимые культуры.
23. Система обработки почвы под яровые культуры.
24. Система обработки почвы под пропашные культуры.
25. Система обработки почвы в паровом поле.
26. Особенности системы земледелия в лесостепной зоне.
27. Особенности системы земледелия в степной зоне.
28. Особенности системы земледелия в нечерноземной зоне.
29. Физиология поступления питательных веществ в растения.
30. Особенности азотного питания растений.
31. Особенности фосфорного питания растений.
32. Особенности калийного питания растений.
33. Значение микроэлементов в питании растений.
34. Учение о поглотительной способности почв.
35. Биологическая поглотительная способность почв.
36. Биологическая поглотительная способность почв.
37. Физико-механическая поглотительная способность почв.
38. Химическая поглотительная способность почв.
39. Обменная поглотительная способность почв.
40. Виды кислотности почв.
41. Химическая мелиорация почв.
42. Органические удобрения. Классификация. Особенности применения.
43. Нетрадиционные виды органических удобрений.
44. Зеленое удобрение.
45. Значение азота. Азотные удобрения, получение, классификация.
46. Фосфорные удобрения, получение, классификация.
47. Значение калия. Калийные удобрения, получение, классификация.
48. Значение микроэлементов. Удобрения, содержащие микроэлементы.
49. Понятие о системе удобрений.
50. Система удобрения озимых культур.
51. Система удобрения пропашных культур.
52. Понятие о коэффициентах использования питательных веществ растениями из поч-вы, минеральных и органических удобрений.
53. Экологическая оценка применения химических средств защиты растений.
54. Экологическая оценка применения минеральных удобрений.
55. Экономическая оценка применения минеральных удобрений.
56. Меры безопасности при работе с ядохимикатами
Тематика рефератов:
1. Роль отечественных ученых в разработке научных основ земледелия.
2. Роль зарубежных ученых в разработке научных основ земледелия.
3. Космические и земные факторы в жизни растений.
4. Особенности воспроизводства плодородия дерново-подзолистых почв Чувашской Республики.
5. Особенности воспроизводства плодородия серых лесных почв Чувашской Республики.
6. Особенности воспроизводства плодородия выщелоченных черноземов Чувашской Республики.
7. Особенности воспроизводства плодородия оподзоленных черноземов Чувашской Республики.
8. Гумус, его значение в питании растений. Воспроизводство гумуса.
9. Вред, причиняемый сорными растениями.
10. Интегрированная система мер борьбы с сорняками.
11. Теоретические основы обработки почвы.
12. Теоретическое обоснование внедрения чистого пара в севообороты.
13. Взаимоотношения растений в агрофитоценозе.
14. Севообороты и воспроизводство гумуса почвы
15. Задачи обработки почвы в условиях интенсификации севооборота
16. .Обработка почвы как средство регулирования показателей плодородия почвы
17. Современные подходы к системе обработки почвы
19. Системы обработки почвы в различных звеньях севооборота
20. Системы обработки почвы в зависимости от почвенно-климатических условиях
21. Контроль качества выполнения полевых работ
22. История развития систем земледелия
23. Составные части современных систем земледелия
24. Особенности систем земледелия в Европейской части России
25. Системы земледелия в почвенно-климатических условиях Чувашской Республики
26. Теория поступления питательных веществ в растения. Корневое и воздушное пита-ние растений
27. Виды поглотительной способности почв. Их значение для круговорота отельных элементов в агроэкосистеме
28. Макро- микро- и ультрамикроэлементы. Их значение для живых организмов
29. Азотные удобрения. Производство и применение. Отношение различных групп сельскохозяйственных культур к азоту.
30. Фосфорные удобрения. Производство и применение. Отношение различных групп сельскохозяйственных культур к фосфору.
31. Калийные удобрения. Производство и применение. Отношение различных групп сельскохозяйственных культур к калию.
32. Система удобрений для отдельной культуры, севооборота и хозяйства в целом.
33. Органические удобрения. Значение и способы заготовки и хранения.
34. Экологическая оценка системы применения удобрений.
35. Экономическая оценка системы применения удобрений.
Система знаний по дисциплине «Земледелие с основами почвоведения и агрохимии» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1.Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения агрономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные и практические занятия, к которым следует готовиться активно на них работать. Задание к лабораторному и практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятий. В процессе проведения
3.Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из агрономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Земледелие с основами почвоведения и агрохимии» для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Земледелие с основами почвоведения и агрохимии» следует усвоить:
- развитие земледелия как науки. Содержание понятия земледелия, связь с другими науками.
- повышение объемов и качества продукции растениеводства без ущерба окружающей среде как целевая функция земледелия.
- получение новых знаний о методах и средствах повышения продукции – цель научной агрономии.
- философско-теоретический базис методов агрономического исследования и его структура.
- логические основы научного исследования.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году